Жгут для остановки кровотечения из подручных средств

При отсутствии стандартного жгута временную останов­ку кровотечения на месте происшествия можно осуще­ствить подручными средствами: резиновым бинтом, ре­зиновой трубкой, поясным ремнем, косынкой, шарфом, галстуком, носовым платком, куском материи и т. д. Нельзя применять тонкие веревки и шнуры, проволоку, леску, нитки, телефонный кабель, электропровод, так как они глубоко врезаются в мягкие ткани. Материал, используемый для импровизированного жгута, должен быть прочным, достаточной длины (чтобы дважды обер­нуть поврежденный сегмент конечности) и ширины.

Импровизация кровоостанавливающего жгута по­ясным ремнем. Ремень складывают в виде двойной пет­ли (кольца): вначале внешнюю, а под ней — внутрен­нюю. Вводят во внутреннюю петлю поврежденную ко­нечность. Оказывающий помощь правой рукой тянет свободный конец ремня. При затягивании ремня обе пет­ли вращают по часовой стрелке. Левой рукой поддержи­вают сегмент конечности и фиксируют одежду, предуп­реждая ее сдвигание вместе с ремнем.

Жгут-закрутка. Импровизированный жгут (косын­ка, шарф) складывают в виде многослойной ленты и обо­рачивают вокруг конечности. Концы связывают двой­ным узлом. Между узлами вставляют палочку и, вращая ее, затягивают жгут до полной остановки кровотечения. Узлы завязывают почти вплотную к поврежденной ко­нечности, а не на расстоянии от нее, так как в таком слу­чае не достигается хорошего натяжения жгута и кровоте­чение не останавливается. Для предупреждения ущемления кожи при закручивании и уменьшении боли под узел подкладывают плотный валик. По ходу магистральных сосудов под жгут-закрутку предварительно следует под­ложить скатку бинта или тугой ватно-марлевый валик. Это в еще большей степени способствует сдавлению сосу­дов и остановке кровотечения. Палочку фиксируют бин­том вдоль конечности. Можно зафиксировать палочку носовым платком или, если есть возможность, концами импровизированного жгута. О времени наложения жгу­та-закрутки обязательно делается отметка — вкладыва­ется записка.

Реаниматология – наука, изучающая методы защиты организма от чрезвычайных воздействий внешней среды, направленные на управление или временное замещение ослабленных (утраченных) функций жизненно важных органов (прежде всего кровообращения и дыхания) с помощью различных механических, физических и анестезиологических способов.

Реанимация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление угасающих или только что угасших жизненных функций организма путем их временного замещения (протезирования) в сочетании с интенсивной терапией.

С исторических времен человек пытался вернуть жизнь умирающему. Первые упоминания об оживлении утонувшего ребенка с помощью искусственного дыхания можно встретить в библейских писаниях. Однако лишь научный и технический прогресс последних десятилетий дал предпосылки для рождения новой науки – реаниматологии. Благодаря вкладу советских ученых, и в частности профессора В.А. Неговского и его сотрудников, реаниматология стала одной из ведущих клинических дисциплин, а ее методы широко используются в медицинской практике. Клиническая реаниматология тесно связана с физиологией, патологической анатомией, хирургией, терапией и другими биологическими и медицинскими специальностями. Ее задача – изучение механизмов, происходящих в организме при умирании, и на этой базе – разработка и практическое применение методов борьбы со смертью.

Было установлено, что организм не погибает одновременно с остановкой дыхания и сердечной деятельности. Действительно, при остановке кровообращения и дыхания прекращается поступление к клеткам их основного питательного вещества – кислорода, без которого невозможно существование живого организма. Различные ткани по-разному реагируют на отсутствие доставки к ним крови и кислорода и гибель их происходит не в одно и то же время. Поэтому своевременное восстановление кровообращения и дыхания с помощью комплекса мероприятий, называемых реанимацией, может вывести больного из терминального состояния.

Терминальные состояния могут быть следствием различных причин – болевого шока, инфаркта миокарда, массивной кровопотери, закупорки дыхательных путей или асфиксии, электротравмы, утопления и т.д. В терминальном состоянии можно выделить 3 фазы или стадии: предагональное состояние, агония, и клиническая смерть.

В предагональном состоянии сознание больного еще сохраняется, но оно спутано. Артериальное давление падает, пульс резко учащается и становится нитевидным, дыхание у больного затруднено, кожные покровы бледные.

Во время агонии артериальное давление падает до нуля, глазные рефлексы (корнеальный, реакция зрачка на свет) исчезают, дыхание носит характер заглатывания воздуха. Эта фаза может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Затем наступает клиническая смерть, под которой понимают остановку сердца и дыхания Ее продолжительность очень короткая, 4-6 минут. Однако в этот период возможно восстановление жизненных функций с помощью реанимации.

В более поздние сроки наступают необратимые изменения в тканях и клиническая смерть переходит в биологическую или истинную. Её бесспорными признаками, кроме остановки дыхания и сердечной деятельности, являются трупные пятна – серо-фиолетовые пятна на отлогих, не прилегающих к твердой поверхности местах тела – за ушами, на задней поверхности плеч, бедер, появляются на спине, на ягодицах через 1,5-2 часа; трупное окоченение развивается через 2-6 часов; деформация зрачка – « кошачий глаз», помутнение зрачка, появление «селедочного блеска» в результате высыхания роговицы – через 30-60 минут.

Задача реаниматологии не ограничиваются только оживлением больных, находящихся в состоянии агонии или клинической смерти. Без знания принципов и методов этой науки невозможно лечение любых тяжелых заболеваний. Основной принцип реаниматологии заключается в интенсивном и целенаправленном проведении комплекса лечебных мероприятий с использованием лекарственных средств, специальной аппаратуры и методов, в той или иной степени заменяющих утраченную функцию организма и способствующих не только восстановлению функции, но и предупреждающих ее потерю. Вот почему клиническую реаниматологию называют еще и интенсивной терапией.

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 6176; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10987 — | 8202 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Äàííûå ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äàäóò âàì òîëüêî òåîðåòè÷åñêèå ïîçíàíèÿ ïî òåõíèêå íàëîæåíèÿ æãóòà. Áåç ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì è íàëîæåíèåì íà ðàçíûå êîíå÷íîñòè, à òàêæå â âàðèàíòå ñàìî è âçàèìîïîìîùè âû òîëüêî ÇÍÀÅÒÅ, êàê íàêëàäûâàòü æãóò, íî ÍÅ ÓÌÅÅÒÅ ýòî äåëàòü.

Êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò – ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ.

Æãóò — ñðåäñòâî âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èç êðóïíûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðî÷íóþ, îòíîñèòåëüíî óçêóþ è äëèííóþ ïîëîñêó êàêîãî-ëèáî ìàòåðèàëà, íàêëàäûâàåìóþ ñ öåëüþ ïðèæàòèÿ ñîñóäà ê êîñòíûì âûñòóïàì, óìåíüøåíèÿ åãî ïðîñâåòà, è, êàê ñëåäñòâèå, ïðåêðàùåíèÿ èëè çíà÷èòåëüíîãî óìåíüøåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ.

Èìïðîâèçèðîâàííûé æãóò ìîæåò áûòü èçãîòîâëåí èç ëþáûõ ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ: ðåìíÿ, âåð¸âêè è ò. ï. Ñïåöèàëèçèðîâàííûå æãóòû èçãîòàâëèâàþòñÿ èç ðåçèíû, ïðîñòåéøèå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïîëîñêó ðåçèíû ñ îòâåðñòèÿìè äëÿ ôèêñàòîðà, ñîâðåìåííûå ìîäåëè ìîãóò îáëàäàòü ñïîñîáíîñòüþ ê ñàìîçàòÿãèâàíèþ.

Ðàçëè÷àþò âåíîçíûé è àðòåðèàëüíûé æãóò. Âåíîçíûé æãóò ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ïåðåêðûòèÿ òîëüêî âåí ïðè âíóòðèâåííîé èíúåêöèè, çàáîðå êðîâè, áåñêðîâíîì êðîâîïóñêàíèè ïðè îòåêå ëåãêîãî è ò.ä. Àðòåðèàëüíûé ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ïîëíîãî ïåðåêðûòèÿ êðîâîòîêà ïî âñåì ñîñóäàì.  äàííîé ðåêîìåíäàöèè ìû ðàññìîòðèì òîëüêî àðòåðèàëüíûé æãóò, åãî âèäû è ïðèìåíåíèå.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà (ÆÊ).

a. Àáñîëþòíûå:

— àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòè;

— ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ðàçäàâëèâàíèÿ (ÑÄÐ);

— ðàíåíèå êðóïíîãî ñîñóäà (âûñîêàÿ èíòåíñèâíîñòü êðîâîòå÷åíèÿ, êðîâü îáèëüíî èñòåêàåò èç ðàíû, è îñòàíîâèòü åå äðóãèìè ñïîñîáàìè íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ íå óäàåòñÿ);

b. Îòíîñèòåëüíûå:

— ðàíåíèå êîíå÷íîñòè, êîãäà îïðåäåëèòü âèä è èíòåíñèâíîñòü êðîâîòå÷åíèÿ èç-çà îäåæäû íåâîçìîæíî (â êðàñíîé çîíå – çîíà íåïîñðåäñòâåííîé îïàñíîñòè äëÿ ïîñòðàäàâøåãî è îêàçûâàþùåãî ïîìîùü) – æãóò íàêëàäûâàåòñÿ âðåìåííî äî ïåðåìåùåíèÿ â æåëòóþ çîíó è âûÿñíåíèÿ ñòåïåíè òÿæåñòè, ïîñëå âûÿñíåíèÿ âûáèðàåòñÿ îïòèìàëüíûé ñïîñîá îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ – ëèáî îñòàåòñÿ, ëèáî ìåíÿåòñÿ íà äàâÿùóþ ïîâÿçêó.

— Êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ óìåíüøåíèÿ êðîâîïîòåðè ïðè îïåðàöèÿõ (íàïðèìåð, ïðè àìïóòàöèÿõ), äëÿ ïðîäëåíèÿ äåéñòâèÿ ìåñòíîé è ðåãèîíàðíîé àíåñòåçèè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ÆÊ.

a. Àáñîëþòíûå:

— íåçíà÷èòåëüíîå êðîâîòå÷åíèå, èç ìåëêèõ ñîñóäîâ êîòîðîå ìîæíî îñòàíîâèòü íàæàòèåì íà ðàíó èëè äàâÿùåé ïîâÿçêîé;

— ïðèìåíåíèå êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà ïðè îñòðîé õèðóðãè÷åñêîé èíôåêöèè êîíå÷íîñòè, îñîáåííî ïðè ïîäîçðåíèè íà åå àíàýðîáíûé õàðàêòåð.

b. Îòíîñèòåëüíûå:

— Íå ðåêîìåíäóåòñÿ íàêëàäûâàòü æãóò ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñîñóäîâ, íàïðèìåð, ïðè òðîìáîôëåáèòå, âûðàæåííîì àòåðîñêëåðîçå.

Îñëîæíåíèÿ íàëîæåíèÿ æãóòà.

— Òóðíèêåòíûé øîê (êðàø-ñèíäðîì, ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ðàçäàâëèâàíèÿ)

— Ðàíåâàÿ àíàýðîáíàÿ èíôåêöèÿ —  îòñóòñòâèè ïðèòîêà îêñèãåíèðîâàííîé (íàñûùåííîé êèñëîðîäîì) êðîâè â êîíå÷íîñòè, íà êîòîðóþ íàëîæåí æãóò, ñîçäàþòñÿ èäåàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ àíàýðîáíîé èíôåêöèè (íàëè÷èå âõîäíûõ âîðîò — ðàíû, ïèòàòåëüíîé ñðåäû — ïîâðåæäåííûõ òêàíåé è òåìïåðàòóðû íåîáõîäèìîé äëÿ èíêóáàöèè ìèêðîáîâ). Îñîáåííî âåëèê ðèñê ðàçâèòèÿ àíàýðîáíîé èíôåêöèè ïðè çàãðÿçíåíèè ðàíû çåìëåé, íàâîçîì, êàëîì.

— Íåâðàëãèè, ïàðåçû è ïàðàëè÷è — ðàçâèâàþòñÿ ïðè èçëèøíå ñèëüíîì ñäàâëåíèè êîíå÷íîñòè æãó-òîì, ÷òî ïðèâîäèò ê òðàâìå è èøåìè÷åñêîìó ïîâðåæäåíèþ íåðâîâ.

— Òðîìáîçû è ýìáîëèè. Èçëèøíå ñèëüíîå ñäàâëåíèå ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîâðåæäåíèþ ñîñóäîâ ñ ðàçâèòèåì òðîìáîçà âåí è àðòåðèé. Îñîáåííî âåëèê ðèñê òðîìáîçà àðòåðèé íà ôîíå ïîðàæåíèÿ àòåðîñêëåðîçîì.

— Îòìîðîæåíèÿ êîíå÷íîñòåé — ïîä æãóòîì ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ îãðàíè÷åíèå â 1-1,5 ÷àñà âðåìåíè íàëîæåíèÿ æãóòà â ýòèõ óñëîâèÿõ.

— Àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòåé – êàê ñëåäñòâèå âûøå ïåðå÷èñëåííûõ îñëîæíåíèé.

Ñ ó÷åòîì îïèñàííûõ âûøå îïàñíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ íàëîæåíèåì æãóòà, ïîêàçàíèÿ ê åãî ïðèìåíåíèþ äîëæíû áûòü ñòðîãî îãðàíè÷åíû: îí äîëæåí ïðèìåíÿòüñÿ òîëüêî â ñëó÷àÿõ ðàíåíèÿ ìàãèñòðàëüíûõ ñîñóäîâ, êîãäà îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå äðóãèìè ñïîñîáàìè íåâîçìîæíî. À ÷åòêîå è íåóêëîííîå ñëåäîâàíèå ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà ïîçâîëÿåò ìèíèìèçèðîâàòü ðèñê îñëîæíåíèé. Ê ñîæàëåíèþ, èìåííî ìèíèìèçèðîâàòü ðèñê, à íå óñòðàíèòü åãî âîâñå.

Ïðàâèëà íàëîæåíèÿ æãóòà (îáùèå)

1. Íå ñëåäóåò íàêëàäûâàòü æãóò áåç äîñòàòî÷íûõ ïîêàçàíèé — åãî ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ëèøü â ñëó÷àÿõ ñèëüíîãî àðòåðèàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ, êîòîðîå íåâîçìîæíî îñòàíîâèòü äðóãèìè ñïîñîáàìè.

2. Íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäîâàíî – ïðè ëþáîì êîíòàêòå ñ êðîâüþ èëè äðóãîé áèîëîãè÷åñêîé æèäêîñòüþ îêàçûâàåìûé ïîìîùü äîëæåí áûòü â çàùèòíûõ ïåð÷àòêàõ (ëàòåêñíûå, ðåçèíîâûå, íèòðèëîâûå) äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàðàæåíèÿ èíôåêöèÿìè.  èäåàëå äîëæíà áûòü çàùèòà ñëèçèñòûõ (ãëàçà – î÷êè, ðîò – ìàñêà). Ïðè îòñóòñòâèè ñðåäñòâ çàùèòû ìîæíî èìïðîâèçèðîâàòü – íà ðóêè ìîæíî íàäåòü ïîëèýòèëåíîâûé ïàêåò èëè ôàéë äëÿ áóìàã. Ïîìíèòå — ÂÀØÀ ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ – ÝÒÎ ÂÀØÅ ÇÄÎÐÎÂÜÅ.

3. Ðåêîìåíäîâàíî – ìàêñèìàëüíîå ñãèáàíèå êîíå÷íîñòèïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèèïðÿìîå äàâëåíèå íà ðàíó (ñïîñîá çàâèñèò îò óñëîâèé è ìåñòîðàñïîëîæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ) íà íà÷àëüíîì ýòàïå îêàçàíèÿ ïîìîùè äëÿ ìèíèìèçàöèè êðîâîïîòåðè ïîêà èäåò ïîèñê/äîñòàâàíèå æãóòà äëÿ ïîñëåäóþùåãî åãî íàëîæåíèÿ.

4. ×àñòü êîíå÷íîñòè, ãäå ïðåäïîëàãàåòñÿ íàëîæåíèå æãóòà, äîëæíà áûòü ïðèêðûòà îäåæäîé, à ïðè åå îòñóòñòâèè ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ïîëîòåíöåì, ìàðëåé, áèíòîì èëè ëþáîé ÷èñòîé íå ãðóáîé òêàíüþ. Ïîäîáíàÿ ïðåäîñòîðîæíîñòü ïîìîãàåò ïðåäîòâðàòèòü óùåìëåíèå èëè äàæå îìåðòâëåíèå êîæè.

5. Æãóò íàêëàäûâàþò âûøå ìåñòà êðîâîòå÷åíèÿ; îïòèìàëüíàÿ ëîêàëèçàöèÿ æãóòà íà âåðõíåé êîíå÷íîñòè — îáëàñòü ïëå÷à (äàæå ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç êèñòè), íà íèæíåé êîíå÷íîñòè — áåäðà (äàæå ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñòîïû). Îäíàêî â ñëó÷àå òðàâìàòè÷åñêîé àìïóòàöèè êèñòè/ ïðåäïëå÷üÿ/ñòîïû/ãîëåíè ñëåäóåò ðàçìåùàòü æãóò ìàêñèìàëüíî áëèçêî ò.å. íèæíÿÿ òðåòü áåäðà èëè ïëå÷à äëÿ ñîõðàíåíèÿ áîëüøåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòè.

6. Æãóò íå íàêëàäûâàåòñÿ íà ïàðíûå êîñòè (ïðåäïëå÷üå, ãîëåíü) – æãóòèðîâàíèå ïðåäïëå÷üÿ è ãîëåíè ñ÷èòàþòñÿ íå ýôôåêòèâíûìè, ÷òî âûçâàíî ãëóáîêèì çàëåãàíèåì ñîñóäîâ â ýòèõ ÷àñòÿõ òåëà. Äàæå åñëè ïåðåæàòü èõ æãóòîì ñ ìàêñèìàëüíûì íàòÿæåíèåì îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ â äàííîì ñëó÷àå ìàëîâåðîÿòíà è ìàëîýôôåêòèâíà (â îñîáåííîñòè ó ëþäåé ñî ñëàáî ðàçâèòîé ìûøå÷íîéæèðîâîé òêàíüþ). Ëîãè÷íåå èñïîëüçîâàòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (âàëèê) ñ ôèêñàöèåé æãóòîì. Ýòî áóäåò ýôôåêòèâíåå.

7. Âðåìÿ íàõîæäåíèÿ æãóòà íà êîíå÷íîñòè – íå áîëåå îäíîãî ÷àñà â òåïëîå âðåìÿ ãîäà, 30 ìèíóò â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà! Åñëè êâàëèôèöèðîâàííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü â ýòè ñðîêè íå íåâîçìîæíà, èçáåæàòü ãàíãðåíû êîíå÷íîñòè ìîæíî îñëàáëÿÿ æãóò ÷åðåç êàæäûé ÷àñ/30 ìèí íà 10 ìèíóò äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ êðîâîòîêà.  òå÷åíèè ýòèõ 10 ìèíóò ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèè. Ñíèìàòü æãóò íóæíî ïîñòåïåííî, òàê êàê ïðè ðåçêîì îñëàáëåíèè èç ïîâðåæäåííîé àðòåðèè ìîæåò âûëåòåòü òðîìá è êðîâîòå÷åíèå âîçîáíîâèòñÿ. Çàòåì ñëåäóåò ïîâòîðíî íàëîæèòü æãóò, íî óæå âûøå èëè íèæå ïðåäûäóùåãî ìåñòà íà 1,5-2 ñì åñëè åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü.

8. Ïîñëå òîãî, êàê æãóò íàëîæåí, ê íåìó ïðèêðåïëÿþò çàïèñêó ñ óêàçàíèåì âðåìåíè è äàòû åãî íàëîæåíèÿ ñ òî÷íîñòüþ äî ìèíóòû, äóáëèðóÿ íàäïèñü íà ëáóùåêå ïîñòðàäàâøåãî (áóêâà «Æ» è âðåìÿ), òàê êàê ðèñê îñëîæíåíèé îò æãóòà âûøå ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ ïîñòðàäàâøåãî. Ðåêîìåíäîâàíà òàêæå çàïèñü â êàðòî÷êó ïîñòðàäàâøåãî. Æãóò, ïî âîçìîæíîñòè íå çàêðûâàåì ïîâÿçêîé/îäåæäîé (êðîìå õîëîäíîãî âðåìåíè ãîäà, êîãäà ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îáìîðîæåíèþ è êîíå÷íîñòü äîëæíà áûòü óêðûòà).

9. Îáÿçàòåëüíî äàòü/ââåñòè îáåçáîëèâàþùåå – ñàìî íàëîæåíèå æãóòà, êàê â ïðî÷åì è îñëàáëåíèå, âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ, íå ãîâîðÿ óæå î íàëè÷èè òðàâìû.

10. Îáÿçàòåëüíî âûïîëíèòü èììîáèëèçàöèþ êîíå÷íîñòè ïîñëå íàëîæåíèÿ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà. Îòñóòñòâèå õîòÿ áû ýëåìåíòàðíîé èììîáèëèçàöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïðèâîäèò íå òîëüêî ê óâåëè÷åíèþ òðàâìàòèçàöèè êîíå÷íîñòè íî è ê óñèëåíèþ áîëåâûõ îùóùåíèé è êàê ñëåäñòâèå äîïîëíèòåëüíîãî ïðèìåíåíèÿ îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ.

11. Êîíå÷íîñòü, íà êîòîðóþ íàëîæåí æãóò, äîëæíà áûòü òåïëî óêðûòà â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà (ïðåäóïðåæäåíèå îáìîðîæåíèå êîíå÷íîñòè). Òàêæå íå äîïóñòèòü îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî ñ ñèëüíûì êðîâîòå÷åíèåì, óêðûòü («êîñìè÷åñêèì îäåÿëîì», îäåæäîé) äàæå â òåïëîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèäàòü ïîñòðàäàâøåìó ôèçèîëîãè÷åñêè âûãîäíîå (óäîáíîå) òðàíñïîðòíîå ïîëîæåíèå, îïðåäåëåííîå òÿæåñòüþ ñîñòîÿíèÿ èëè ïðîòèâîøîêîâîå ïîëîæåíèå.

12. Âûçâàòü ñêîðóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ëèáî òðàíñïîðòèðîâàòü ê ìåñòó ãäå îêàæóò êâàëèôèöèðîâàííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.

Êîíòðîëü ïðàâèëüíîñòè íàëîæåíèÿ æãóòà.

— ïðåêðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ,

— èñ÷åçíîâåíèå ïóëüñàöèè ïåðèôåðè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ àðòåðèé íà êîíå÷íîñòè íèæå íàëîæåíèÿ æãóòà. (ê ñîæàëåíèþ  íå âñåãäà ÿâëÿåòñÿ äîñòîâåðíûì ïðèçíàêîì, â ñëåäñòâèè êðîâîïîòåðè è ïàäåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íèæå 70)

— ë¸ãêàÿ «âîñêîâàÿ» áëåäíîñòü êîæè êîíå÷íîñòè.

Îøèáêè íàëîæåíèÿ æãóòà ïðè êðîâîòå÷åíèè.

— íàëîæåíèå æãóòà áåç äîñòàòî÷íûõ ïîêàçàíèé;

— íàëîæåíèå æãóòà íà îáíàæåííóþ êîæó, ÷òî ìîæåò âûçâàòü óùåìëåíèå êîæè è äàæå îìåðòâåíèå òêàíåé;

— ñëèøêîì ñëàáîå çàòÿãèâàíèå æãóòà è ïðîäîëæåíèå êðîâîòå÷åíèÿ;

— ñëèøêîì ñèëüíîå çàòÿãèâàíèå æãóòà è ÷ðåçìåðíîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé;

— ñëàáîå çàòÿãèâàíèå æãóòà ïðèâîäèò ê ñäàâëèâàíèþ òîëüêî âåíû, ÷òî âåäåò ê çàñòîéíîé ãèïåðåìèè â êîíå÷íîñòè è óñèëåíèþ êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèçíàêè – îòå÷íîñòü êîíå÷íîñòè è ïîêðàñíåíèå, à ïîñëå ïîñèíåíèå êîíå÷íîñòè;

— íåïðàâèëüíûé âûáîð ìåñòà äëÿ íàëîæåíèÿ;

— îòñóòñòâèå ëèñòêà ñ çàïèñüþ âðåìåíè, è/èëè çàïèñè íà ëáó ïîñòðàäàâøåãî;

— ïðèêðûòèå æãóòà ïîâÿçêîé.

Âàæíûå ðåêîìåíäàöèè ïî îáðàùåíèþ ñî æãóòîì

—  íàëè÷èè äîëæíî áûòü ìèíèìóì 2 æãóòà (èäåàë 3 øò.). Ïðè ýòîì îäèí æãóò äîëæåí áûòü â áûñòðîì äîñòóïå ñ âîçìîæíîñòüþ äîñòàòü îáåèìè ðóêàìè (ðàçìåùàòüñÿ íà òóëîâèùå). Ïðè ýòîì ðàçìåùåíèå ëåíòî÷íûõ æãóòîâ íà ïðèêëàäå îðóæèÿ (ãäå îíè ïîäâåðãàþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì îêðóæàþùåé ñðåäû è ñíèæàþò ñâîþ ïðî÷íîñòü) ÑÒÐÎÃÎ ÇÀÏÐÅÙÅÍÎ. Êàê è íîøåíèå íåêîòîðûõ òóðíèêåòîâ áåç çàùèòíûõ ÷åõëîâ. Êàê è íîøåíèå æãóòà è ÏÏÈ (ïàêåòà ïåðåâÿçî÷íîãî èíäèâèäóàëüíîãî) â íàðóêàâíûõ êàðìàíàõ (íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòàòü äâóìÿ ðóêàìè) è â êàðìàíàõ øòàíîâ íà ãîëåíè (ïðè ìèííî-âçðûâíîé òðàâìå êîíå÷íîñòåé æãóò óëåòèò/ïîâðåäèòñÿ è îêàçàòü ñàìîïîìîùü áóäåò íå÷åì).

— Êîíòðîëü ïðàâèëüíîñòè íàëîæåíèÿ æãóòà è öåëåñîîáðàçíîñòü åãî íàëîæåíèÿ ÄÎËÆÍÀ ÁÛÒÜ íà âñåì ýòàïå ýâàêóàöèè íà÷èíàÿ «æåëòîé» çîíîé è çàêàí÷èâàÿñü ëå÷åáíûì ó÷ðåæäåíèåì. Ïðè âûÿâëåíèè íàðóøåíèé ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà, æãóò äîëæåí áûòü ñíÿò (ïðåäâàðèòåëüíî ïðîèçâåäÿ ìàíèïóëÿöèè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ êðîâîïîòåðè – ïàëüöåâîå ïðèæàòèå èëè äðóãîé æãóò âûøå/íèæå ïðåäûäóùåãî) è íàëîæåí çàíîâî (åñëè â íåì åñòü íåîáõîäèìîñòü è íåò àëüòåðíàòèâíîãî ñïîñîáà îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ – äàâÿùàÿ ïîâÿçêà, ãåìîñòàòè÷åñêèå ñðåäñòâà, êðîâîîñòàíàâëèâàþùèå çàæèìû è ò.ä.)

— Åñëè êîíå÷íîñòü (ñ íàëîæåííûì æãóòîì) íèæå æãóòà ïîòåðÿëà ïîäâèæíîñòü è ÷óâñòâèòåëüíîñòü, «îäåðåâåíåëà» è åñòü èíôîðìàöèÿ, ÷òî æãóò íà êîíå÷íîñòè áîëåå 3 ÷àñîâ (è æãóò íå îñëàáëÿëñÿ äëÿ âîçîáíîâëåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ) – ÆÃÓÒ ÍÅ ÑÍÈÌÀÅÒÑß äî ïðèåçäà â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Êîíå÷íîñòü ñêîðåå âñåãî óæå íå ñïàñòè, à ñíÿòèå æãóòà ïðèâåäåò ê ñåðüåçíîìó óõóäøåíèþ ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà.

— Äîïóñêàåòñÿ èñïîëüçîâàíèå æãóòà äëÿ ñîçäàíèÿ äîáàâî÷íîãî äàâëåíèÿ ïðÿìî íà êðîâîòî÷àùóþ ðàíó â êîìïëåêòå ñ âàëèêîì (ïðè îòñóòñòâèè àëüòåðíàòèâû – ýëàñòè÷íîãî áèíòà). Ïðè ýòîì êîìïðåññèÿ æãóòà äîëæíà áûòü íå òàêîé ñèëüíîé êàê ïðè ïðèìåíåíèè åãî ïî íàçíà÷åíèþ. Íî ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ýòî âûçîâåò áîëüøèé áîëåâîé ñèíäðîì è óâåëè÷åíèå äîçèðîâêè îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ.

— Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ôàêòîð èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà íà ïåðèôåðè÷åñêèõ àðòåðèÿõ êîíå÷íîñòÿõ ïðè íàëîæåííîì æãóòå ÿâëÿåòñÿ íå àáñîëþòíûì, òàê êàê â øîêîâîì ñîñòîÿíèè ñíèæàåòñÿ äàâëåíèå è ïóëüñ íà êîíå÷íîñòÿõ ìîæåò íå ïðîùóïûâàòüñÿ äàæå áåç êðîâîïîòåðè è áåç íàëîæåííîãî ÆÊ. Ãëàâíûì ôàêòîðîì çäåñü áóäåò ïðåêðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ. Îäíàêî ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè ïðèìåíåíèè ïðîòèâîøîêîâîé òåðàïèè (â/â âëèâàíèå ðàñòâîðîâ, ââåäåíèå ïðåïàðàòîâ, ïîâûøàþùèõ ñåðäå÷íûé ðèòì) äàâëåíèå ïîäíèìåòñÿ è êðîâîòå÷åíèå ìîæåò âîçîáíîâèòñÿ. Òàêèì îáðàçîì ýòî åùå îäíî ïîäòâåðæäåíèå òîìó, ÷òî êîíòðîëü çà ïðàâèëüíîñòüþ è àäåêâàòíîñòüþ ïðèìåíåíèÿ æãóòà äîëæåí áûòü íà âñåì ïðîòÿæåíèè ýâàêóàöèè.

— Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè òðàâìàòè÷åñêîé àìïóòàöèè íèæíåé êîíå÷íîñòè ïðè ìèííî-âçðûâíîé òðàâìå èìååò ìåñòî áûòü «çîíòè÷íûé ýôôåêò» è ïðèíöèï ìàêñèìàëüíî áëèçêîãî ðàñïîëîæåíèÿ æãóòà ê ìåñòó ïîâðåæäåíèÿ (äëÿ ñîõðàíåíèÿ áîëüøåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòè) íå ïðèìåíÿåòñÿ. Æãóò íàêëàäûâàåòñÿ â âåðõíåé òðåòè áåäðà.

Êàê âèäèòå ïðîáëåì îò æãóòà íåñêîëüêî áîëüøå ÷åì ïîëüçû. Ïîýòîìó íàëîæåíèå æãóòà äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ ñòðîãî ïî ïîêàçàíèÿì è íåóêëîííî ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà. Áîëåå òîãî îêàçûâàþùèé ïîìîùü äîëæåí âëàäåòü òåõíèêîé íàëîæåíèÿ ÆÊ. À îíà ó êàæäîãî æãóòà ðàçíàÿ. Èìåííî î ðàçíûõ âèäàõ æãóòîâ è òåõíèê èõ íàëîæåíèÿ è áóäåò âòîðàÿ ÷àñòü äàííûõ ìåòîäè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèé. Âûâîäû â òàáëèöå — ýòî ñóãóáî ìîå ìíåíèå, ñôîðìèðîâàâøååñÿ ïðè èñïîëüçîâàíèè äàííûõ æãóòîâ

Источник