Задания по теме кровотечения

И остановка кровотечения

Задача 1.

В приемный покой доставлен больной с выраженной анемией – эритроцитов 1,2х10 12 / л, при опросе установлено, что травмы у больного не было, сознание не терял, стул обычного цвета. При осмотре у больного имеется обширная подкожная гематома в правой паховой области. Ранее отмечал безпричинные, или после незначительной травмы, кровоизлияния под кожей, особенно в области суставов.

Вопросы:

1. Какой вид кровотечения имеет место?

2. Какова наиболее вероятная причина кровотечения?

3. Нужно ли оперативное вмешательство?

4. Как подтвердить диагноз?

5. Где должен лечиться больной?

Эталоны ответов:

1. Кровотечение в мягкие ткани.

2. Гемофилия.

3. Нет.

4. Лабораторная диагностика.

5. В отделении гематологии.

Задача 2.

Больному хроническим калькулезным холециститом, осложненным механической желтухой, выполнена холецистэктомия, холедохолитотомия, наружное дренирование холедоха. Ложе желчного пузыря было тщательно ушито. Поставлен страховой дренаж в подпеченочное пространство. Через сутки по страховому дренажу стала выделяться кровь до 100 мл, признаков перитонита нет.

Вопросы:

1. Откуда возникло кровотечение?

2. Причина кровотечения?

3. Нужна ли релапаротомия?

4. Тактика лечения?

5. Что следовало сделать для профилактики данного кровотечения?

Эталоны ответов:

1. Из ложа желчного пузыря.

2. Холемия.

3. Нет.

4. Консервативное лечение.

5. Электро- или лазерная коагуляция ложа желчного пузыря для герметизации желчных ходов и кровеносных сосудов.

Задача 3.

Больной 25 лет доставлен в приемный покой с жалобами на боли в левой половине живота, слабость. Из анамнеза – около часа назад упал на бордюрный камень левым боком. При осмотре кожа и слизистые бледные, левая половина живота и грудной клетки отстают в дыхании, пульс 120 в 1 минуту, А.Д. 90 и 70 мм. рт. ст., живот при пальпации напряжен в левой половине, перкуторно притупление в отлогих местах живота.

Вопросы:

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Какое исследование подтвердит диагноз?

3. Источник кровотечения?

4. Что следует провести в предоперационном периоде?

5. Как окончательно остановить кровотечение и восполнить кровопотерю?

Эталоны ответов:

1. Закрытая травма живота, внутрибрюшное кровотечение, геморрагический шок.

2. УЗИ.

3. Разрыв селезенки.

4. Противошоковая терапия на операционном столе.

5. Экстренная спленэктомия, реинфузия крови из брюшной полости.

Задача 4.

Больной 49 лет доставлен в стационар в период осени с жалобами на слабость, бледность, около недели отмечает голодные боли в правом подреберье, изжогу, сутки назад заметил многократный стул черного цвета. Ранее ничем не болел.

Вопросы:

1. Какой вид кровотечения имеет место?

2. Его причина?

3. Какое исследование подтвердит диагноз?

4. Какой метод временной остановки кровотечения?

5. Какой метод окончательной остановки кровотечения?

Эталоны ответов:

1. Желудочно-кишечное кровотечение.

2. Язва двенадцатоперстной кишки.

3. ЭГДС.

4. Лечебная эндоскопия.

5. Операция.

Задача 5.

Больной доставлен с места автоаварии на носилках. При осмотре внешних повреждений нет. Отмечается деформация и увеличение в объеме правого бедра, движения в правой ноге резко ограничены, пульс 130 в 1 минуту, А.Д. 130 и 80 мм. рт. ст., больной заторможен, на вопросы отвечает медленно.

Вопросы:

1. Ваш диагноз?

2. Какие осложнения травмы произошли?

3. Как высчитать примерный объем кровопотери?

4. Какой примерный объем кровопотери?

5. Первая врачебная помощь в данной ситуации?

Эталоны ответов:

1. Закрытый перелом правой бедренной кости, гематома.

2. Травматический и геморрагический шок.

3. По шоковому индексу.

4. 1 литр.

5. Обезболивание, транспортная иммобилизация, инфузионная терапия.

Задача 6.

Больной доставлен через полчаса с места травмы скорой помощью. Из анамнеза — произошел порез левого предплечья во время работы в огороде на даче. Врач скорой помощи остановил кровотечение давящей повязкой. При ревизии раны началось струйное пульсирующее кровотечение.

Вопросы:

1. Какой вид кровотечения имеет место?

2. Методы временной остановки данного кровотечения?

3. Критерий наложения жгута на конечность?

4. Метод окончательной остановки кровотечения?

5. Следует ли провести профилактику столбняка?

Эталоны ответов:

1. Артериальное наружное кровотечение.

2. Пальцевое прижатие или наложение жгута.

3. Зимой до 2 часов, летом до 1,5 часов.

4. Операция – ПХО, гемостаз в ране.

5. Показано введение ПСС 30000Ед по Безредко.

Задача 7.

Больному проведено вскрытие и санация обширной флегмоны ягодицы. На 4-е сутки повязка стала обильно промокать алой кровью, по снятию повязки началось мелкоструйное кровотечение из разных мест раны.

Вопросы:

1. Какой вид кровотечения имеет место?

2. Причина кровотечения?

3. Методы временной остановки кровотечения в данном случае?

4. Методы гемостатической терапии?

5. Меры профилактики вторичных кровотечений?

Эталоны ответов:

1. Вторичное раннее кровотечение.

2. Аррозия сосуда в ране.

3. Тугая тампонада раны, наложение зажимов на сосуды в ране.

4. Переливание плазмы, фибриногена, тромбоцитарной массы.

5. Полноценная санация раны для профилактики гнойной аррозии тканей.

Задача 8.

Пострадавший доставлен с места травмы – выпал из окна 3-го этажа. При осмотре: без сознания, выраженная одышка, пульс 140 в 1 минуту, нитевидный, А.Д. 90 и 60 мм. рт. ст., при пальпации живот напряжен во всех отделах, симптом Щеткина отрицательный, перкуторно — притупление в отлогих местах живота, Грудная клетка деформирована за счет отставания правой половины при дыхании, дыхание здесь не проводится, перкуторно притупление до 2-го межреберья.

Вопросы:

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Осложнения данной травмы?

3. Как подтвердить диагноз?

4. Как определить продолжается кровотечение или нет?

5. Лечебная тактика?

Эталоны ответов:

1. Закрытая травма груди и живота, внутриплевральное и внутрибрюшное кровотечение, гемоторакс справа, гемоперитонеум.

2. Дыхательная недостаточность, геморрагический шок.

3. Рентгенография грудной клетки, УЗИ, лапароскопия.

4. Провести пробу Грегуара.

5. Экстренная операция.

Задача 9.

У пострадавшего 59 лет, с массивным внутрибрюшным кровотечением, после окончательной его остановки, сохраняется выраженная анемия – гемоглобин 80 г/л и гипоксия. Больной находится в операционной, операция закончена.

Вопросы:

1. Где должен лечиться данный больной?

2. Что такое «порог смерти»?

3. Критерий объема инфузионной терапии при восполнении кровопотери?

4. Критерий коррекции гемоглобина при коррекции кровопотери?

5. Ведущее гемотрансфузионное осложнение?

Эталоны ответов:

1. В отделении реанимации.

2. «Порог смерти» — это 30% эритроцитов и 70% плазмы, т.е. человек переживет потерю 2/3 эритроцитов и не переживет потерю 1/3 плазм.

3. Для адекватного замещения кровопотери переливают растворов 170 – 180% от ее объема, при этом 50% объема инфузии приходится на кровь и (или) ее компоненты

Читайте также:  Первая помощь при ожогах кровотечениях обморожениях

4. 100 грамм на литр.

5. Острая почечная недостаточность.

Задача 10.

Вы лечите пострадавшего с невосполненной кровопотерей в отделении реанимации. При осмотре одышка, пульс 140 в 1 минуту, А.Д. 70 и 30 мм. рт. ст., окочательная остановка кровотечения была выполнена, однако продолжается незначительное капиллярное кровотечение из линии послеоперационных швов.

Вопросы:

1. Как высчитать шоковый индекс (ШИ) Алговера-Бурри?

2. Какова кровопотеря у данного больного?

3. Каков объем инфузии и ее главные компоненты?

4. Какие пробы обязательно выполняют при переливании крови?

5. Какие методы окончательного гемостаза Вы знаете?

Эталоны ответов:

1. ШИ = ps/АД систолическое, норма = 0,5.

2. 2 литра.

3. Всего 3,6 литра, при этом 1,8 л это растворы, 1,8 – кровь.

4. Пробы на индивидуальную совместимость и трехкратную биологическую.

5. Механические, физические, химические, биологические.



Источник

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности
и медицина катастроф» все специальности
Тема: «Кровотечения»
(задачи, практические задания, терминологический диктант)

Задача № 1

Молодой мотоциклист со своей подругой, сидевший сзади без защитного мотоциклетного шлема, протаранил боковое ограждение тротуара. Перевернулись. Пассажирка около минуты была без сознания. Правая голень      в крови. В средней трети левой голени рваная рана 20×4 см. Из раны кровотечение, видны острые края отломков. Пострадавшая бледная. На вопросы отвечает с трудом. Пульс 140 уд/мин, слабого наполнения.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 2

Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результате чего получил травму предплечья. Вызвали среднего медицинского работника завода.
Объективно: пострадавший заторможен, бледен, покрыт холодным липким потом. Жалуется на боль и головокружение. На передней поверхности правого бедра глубокая резаная рана длиной около 4 см, из которой пульсирующей струёй истекает кровь ярко-красного цвета. Пульс 100 уд/мин, слабого наполнения. АД 90/50 мм рт ст, дыхание поверхностное, частое.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 3

В результате автомобильной аварии у водителя имеется рваная рана левого плеча, тупая травма носа.
Объективно: из раны на плече наложенная повязка промокает алой кровью, из носа сильное кровотечение. Пострадавший бледен, пульс частый, на левой руке не определяется.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 4

У женщины 45 лет, длительное время страдающей варикозным расширением вен нижних конечностей, на дачном участке повредила тяпкой ногу. Жалобы на сильную боль в ране, кровотечение
Объективно:  Женщина испугана. На внутренней поверхности правой голени       в средней трети рубленая рана 5×3 см, загрязнённая землёй, кровотечение непрерывной струёй тёмного цвета. Пульс 90 уд/мин, АД 115/70 мм рт ст.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 5

На девочку 8 лет наехал велосипед. Она получила удар по правому подреберью.
Объективно: девочка заторможена, держится за правый бок, бледная.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 6

В уличной драке подросток получил травмы. В результате ножевого ранения сильное кровотечение из подколенной артерии, при падении на правую руку — боль в области лучезапястного сустава, усиливающаяся при любом движении.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 7

Мужчина, вынимая оконную раму, разбил стекло. Большой осколок вонзился    в ткани нижней трети левого плеча. Мужчина сильно испугался, выдернул стекло, и сразу же началось сильное кровотечение.
Объективно: в области переднее-внутренней поверхности нижней трети левого плеча рана 5×0,5 см с ровными краями, из раны, пульсирующей струёй выбрасывается алая кровь.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 8

Мужчина 46 лет страдает язвенной болезнью желудка 8 лет, периодически лечится, лечение даёт эффект на несколько месяцев. В настоящее время период обострения, через несколько дней должен лечь в клинику. Собираясь на работу, отметил чувство усталости, головокружение, шум в ушах, тошноту и был чёрный, как дёготь, стул – такого состояния раньше никогда не было.
Объективно: кожные покровы бледные, дыхание учащено, АД 100/60 мм рт ст (обычное давление больного 140/80 мм рт ст), пульс 96 уд/мин. Язык суховат, обложен белым налётом, живот не взут, мягкий, незначительно болезненный при пальпации в эпигастрии, симптом Щеткина-Блюмберга «-».

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Задача № 9

В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре: в теменной области слева рана размером 3×5 см, обильное кровотечение.

Проанализировав ситуацию, поставьте диагноз и окажите доврачебную помощь на месте происшествия.

Критерии оценки ситуационных задач:

«5» — знание теоретического материала, правильная оценка характера патологии и выявления проблем пациента, оказание доврачебной помощи на догоспитальном этапе в соответствии с алгоритмом и с обоснованием каждого действия.

«4»— знание теоретического материала, правильная оценка характера патологии, но не полное выявления проблем пациента, оказание доврачебной помощи на догоспитальном этапе в соответствии с алгоритмом, но затруднения с обоснованием каждого действия.

«3» правильная оценка характера патологии, но неполное выявления проблем пациента, нарушение последовательности действий в оказании помощи, затруднения в аргументации.

Практические задания для самоконтроля

Задание № 1

Пальцевое прижатие артерий.

  1. Способ временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерий. Правила проведения.
  2. Показать точки пальцевого прижатия артерий, назвать к какой кости осуществляется прижатие.
    Пояснить, почему прижатие артерии в одних случаях выше раны, а в других ниже раны.
  1. височной,
  2. нижнечелюстной,
  3. сонной,
  4. надключичной,
  5. подключичной,
  6. подмышечной,
  7. плечевой,
  8. лучевой,
  9. локтевой,
  10. брюшной,
  11. подвздошной,
  12. бедренной,
  13. подколенной,
  14. большеберцовой,
  15. малоберцовой,
  16. артерии тыла стопы.

Задание № 2 

Максимальное сгибание (разгибание) конечности.

  1. Способ временной остановки кровотечения: максимальное сгибание (разгибание) конечности. Показания, противопоказания.
  2. Продемонстрировать остановку кровотечения из следующих артерий:
    1. подмышечная,
    2. плечевая,
    3. подключичная,
    4. подколенная,
    5. бедренная.

Задание № 3

Наложение кровоостанавливающего жгута.

  1. Правила наложения кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении.
  2. Признаки правильности наложения жгута.
  3. Наложить кровоостанавливающий жгут на плечо (бедро).

Время выполнения норматива:
25 секунд – отлично,                                        
30 секунд – хорошо,                                    
35 секунд – удовлетворительно.

Задание № 4

Наложение закрутки.

  1. Правила наложения закрутки при артериальном кровотечении.
  2. Признаки правильности наложения закрутки.
  3. Наложить закрутку на плечо (бедро). 

Время выполнения норматива
45 секунд – отлично,                                               
50 секунд – хорошо,                                        
55 секунд – удовлетворительно.

  Задание № 5

Читайте также:  Кишечное кровотечение первая помощь

Наложение давящей повязки.

  1. Подготовить из подручных средств и наложить давящую повязку при венозном кровотечении.
  2. Признаки правильности наложения давящей повязки.

Терминологический диктант
Тема: «Кровотечения»

  1. Анемия –
  2. Артериальное кровотечение –
  3. Венозное кровотечение –
  4. Внутреннее кровотечение –
  5. Вторичное кровотечение –
  6. Гемартроз –
  7. Гематома –
  8. Гемоперекардиум –
  9. Гемоперитонеум –
  10. Геморрагический шок –
  11. Гемоторакс –
  12. Гемотрансфузия –
  13. Гиповолемия –
  14. Гипоксия —
  15. Давящая повязка –
  16. Декомпенсированная кровопотеря –
  17. Донор –
  18. Индекс Альговера –
  19. Инфузионная терапия –
  20. Коллапс –
  21. Компенсированная кровопотеря –
  22. Механизм «централизация кровообращения» —
  23. Наружное кровотечение –
  24. Обморок –
  25. Острое кровотечение –
  26. Первичное кровотечение –
  27. Реципиент –
  28. Скрытое кровотечение –
  29. Смешанное кровотечение –
  30. Хроническое кровотечение –

Источник

Картотека заданий по биологии

Тема: «Кровь. Кровеносная система». (с ответами)

Остроухова Татьяна Юрьевна, учитель биологии МАОУ лицей № 17

1. Анализ биологического понятия.

  1. Что такое сердце (или кровь), как биологическое понятие?

  2. Напишите слова-ассоциации, связанные со словом сердце (или кровь).

  3. Подберите эпитеты к слову сердце (или кровь).

  4. Вспомните (или найдите в различных источниках) пословицы и поговорки о сердце.

  5. Составьте предложение со словом сердце (кровь).

2. Определите, о чём идёт речь:

Задание на обобщение.

  1. тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб (сгусток крови) –……(свёртывание крови);

  2. левый желудочек, артерии, капилляры, вены, правое предсердие –……(большой круг кровообращения);

  3. альвеолы лёгких, эритроциты, карбоксигемоглобин, оксигемоглобин –……(газообмен в лёгких);

Задание на определение части и целого.

  1. артерии, вены, капилляры, сердце –……(органы кровообращения);

  2. лимфа, тканевая жидкость, кровь –……(внутренняя среда);

  3. плазма, лейкоциты, тромбоциты, эритроциты –……(состав крови)

Задание на определение родовидовых понятий.

  1. артерии, вены, капилляры –……(разновидности сосудов)

  2. лимфоциты, моноциты, гранулоциты –……(разновидности лейкоцитов)

  3. лейкоциты, эритроциты, лимфоциты –……(клетки крови)

3. Задание на тренировку внимания, навыков счета, умение переключаться с биологии на количественное мышление.

Числовой диктант на «слух»:

  1. Количество кругов кровообращения умножить на количество фаз сердечного цикла (2×3=6)

  2. К количеству жидкостей, составляющих внутреннюю среду, прибавить количество форменных элементов крови (3+3=6)

  3. Из количества групп крови вычесть количество форменных элементов крови (4–3=1)

  4. К количеству предсердий в сердце прибавить количество желудочков сердца (2+2=4)

  5. Из количества камер в сердце вычесть количество фаз сердечного цикла (4−3= 1)

  6. Количество камер в сердце разделить на количество кругов кровообращения (4:2=2)

  7. Количество фаз сердечного цикла разделить на количество форменных элементов крови (3:3=1)

  8. Количество букв в имени автора теории фагоцитоза разделить на продолжительность 3-ей фазы (пауза) сердечного цикла (Мечников (8):0,4=20)

  9. Из количества букв в имени врача, впервые в мире сделавшего прививку от оспы, вычесть количество букв в слове, обозначающем культуру ослабленных микробов (Дженнер (7)−вакцина (7)=0)

  10. К количеству букв слова, обозначающего субъекта, отдающего кровь прибавить количество букв слова, обозначающего субъекта, принимающего кровь при переливании (донор (5)+реципиент (9)=14)

4. Цифровой диктант на «слух» для аудиалов или ответить на вопросы письменно (да – 1, нет – 0) для визуалов:

  1. Лимфа, тканевая жидкость, кровь – это внутренняя среда организма (1)

  2. Тканевая жидкость, поступившая в лимфатические сосуды, называется лимфой (1)

  3. Сыворотка – это плазма крови (0)

  4. Вакцина – это раствор готовых антител (0)

  5. Вены в отличие от артерий имеют тонкие, мягкие стенки и клапаны (1)

  6. Артерии – это сосуды несущие артериальную кровь (0)

  7. Стенки капилляров образованы одним слоем эпителиальных клеток (1)

  8. Самая большая скорость тока крови в аорте, а наименьшая в капиллярах (1)

  9. Наименьшее давление крови – в крупных венах, наибольшее – в аорте (1)

  10. Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке, а заканчивается в левом предсердии (0)

5. Задание на концентрацию внимания.

  1. Найдите все термины по теме «Движение крови по сосудам» в последовательности букв и дайте им определение (письменно):

Моьслткровьуеямчжядроивпефстонометрьтиымпроисатиторпапульсаолрпаекуцйсердцефыздщшолгнрролджбюдщшгекприпульсовоедавлениеазаьблогнепмвичюдщшнегрпнекумаксимальноеиминимальноедавлениеенгоаектораелпвурогипертонияьдореноравелджшьгипотонияакп.

  1. Найдите все термины по теме «Иммунитет и группы крови» в последовательности букв и дайте им определение (письменно):

Тоьслтантителауеямчжядроивпефсаллергияьтиымпроисатиторпавакцинааолрпаекуцйпквалзсывороткафыздщшолгнрролджбюдщшгекприиммунитетазаьблогнепмвичюдонорщшнегрпнекуреципиентиорекуюджэнгоаектораелпвуропрививкаьдореноравелджшьмикробыорапвежп.

6. Задание на умение производить обоснованные рассуждения.

  1. Соотнесите имена учёных и их вклад в науку:

Учёные

Вклад в науку

  1. И.И. Мечников

  2. Э. Дженнер

  3. У. Гарвей

  4. Л. Пастер

  1. «Сердце – это насос, предназначенный для перекачки крови по сосудам»

  2. Сделал первую в мире прививку, привив мальчику «коровью оспу»

  3. Основоположник теории фагоцитоза

  4. Основоположник микробиологии, показавший микробиологическую сущность брожения и многих болезней животных и человека

Ответ: 1В; 2Б; 3А; 4Г

  1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос. В чём суть теории фагоцитоза?

7. Задание на установление причинно-следственных связей.

Определите последовательность событий, начиная от повреждения кровеносного сосуда:

  1. повреждается кровеносный сосуд

  2. образуется сгусток крови – тромб

  3. разрушаются кровяные пластинки – тромбоциты

  4. растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин

  5. в плазму выделяется особый фермент

  6. сгусток закрывает рану

Ответ: 135426

8. Задание на установление причинно-следственных связей.

Используя содержание текста, заполните таблицу, указав все возможные причины и следствия.

  1. Оспа – это опасное заболевание, эпидемии которого опустошали целые города. Врачи и учёные предпринимали безуспешные попытки найти приемлемые способы предотвращения оспы. Английский сельский врач Эдвард Дженнер обратил внимание, что доярки болеют оспой значительно реже. Он попытался выяснить почему? Оказалось, что они во время работы заражаются и болеют коровьей оспой, которую люди переносят легко и после никогда не заболевали натуральной оспой. В 1776 г. Э. Дженнер решился на смелый опыт и сделал первую в мире прививку. Он втёр в ранку 8-ми летнему мальчику жидкость из оспенных пузырьков на коровьем вымени, т. е. привил коровью оспу. А когда через полтора месяца заразил ребёнка гноем натуральной оспы, мальчик не заболел. У него выработался иммунитет к оспе. После этого оспопрививание распространилось повсеместно, в том числе и в России и страшная болезнь была побеждена.

1. Оспа – это опасное заболевание, эпидемии которого опустошали целые города.

2. Врачи и учёные предпринимали безуспешные попытки найти приемлемые способы предотвращения оспы.

3. Во время работы доярки заражаются и болеют коровьей оспой, которую люди переносят легко и после никогда не заболевают натуральной оспой.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика кровотечений при язвенной болезни желудка

Э. Дженнер привил мальчику коровью оспу

1. У мальчика выработался иммунитет к оспе.

2. Оспопрививание распространилось повсеместно, в том числе и в России и страшная болезнь была побеждена.

  1. Если эритроциты разрушаются в результате какого-либо повреждения, например при травме сосудов, вызванной ушибом, гемоглобин, выходя в окружающие ткани, постепенно распадается, меняя окраску. Из красных продукты его распада становятся фиолетовыми, бурыми, желтыми и, наконец, зелеными. Вот почему места ушибов переливаются всеми цветами радуги.

После ушиба образуется гематома или «синяк», постепенно меняющий свою окраску

Места ушибов переливаются всеми цветами радуги

9. Задания на определение логической связи между понятиями.

1 вариант

Постройте логическую цепочку из следующих понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.

(гемоглобинэритроциткровькровеносная системаорганизм)

2 вариант

  1. Постройте логическую цепочку из следующих понятий, расположив их в порядке усложнения: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.

  2. Какой существенный признак вы использовали для построения этой цепочки?

  1. (гемоглобинэритроциткровькровеносная системаорганизм)

  2. (уровни организации жизни: молекулярныйклеточныйтканевыйсистема органоворганизменный)

10. Задание на выявление существенных признаков для установления логической связи между понятиями.

Найдите «лишнее» и объясните свой выбор:

  1. лимфа, кровь, тканевая жидкость, слюна –……слюна не относится к внутренней среде;

  2. слюна, инсулин, адреналин, тироксин –……слюна не является гормоном;

  3. вены, артерии, кровеносные капилляры, лимфатические капилляры –……лимфатические капилляры не относятся к органам кровообращения;

  4. эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма –……плазма не является форменным элементом крови;

  5. эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, лимфоциты –……1) эритроциты не выполняют защитную функцию или 2) тромбоциты –это кровяные пластинки, а не клетки

11. Задание на анализ иллюстративного материала.

Рассмотрите рисунки и объясните происходящее:

hello_html_m4d12eec6.jpg

Рис. Влияние солевого состава среды на эритроциты

В плазме крови всегда содержится 0,9% хлорида натрия (NaCl). Если поместить красные кровяные тельца (эритроциты) в среду с более низким содержанием NaCl, то они начнут поглощать воду до тех пор, пока не лопнут. При этом образуется очень красивая и яркая «лаковая» кровь, не способная выполнять функции нормальной крови. Вот почему при кровопотерях нельзя вводить в сосуды воду. Если же эритроциты поместить в раствор, содержащий более 0,9% NaCl, то вода будет выходить из эритроцитов, и они сморщатся.

12. Задание на классификацию факта, соотнесение реального факта с обобщающим словом.

На каком уровне организации живой материи можно наблюдать:

  1. появление гематомы (синяка) на коже вследствие ушиба;

  2. иммунную реакцию при попадании занозы в кожу;

  3. сбой сердечного ритма;

  4. свертывание капли крови;

  5. анемия или малокровие;

  6. большой и малый круги кровообращения;

  7. соблюдение правил гигиены;

  8. эпидемия или пандемия гриппа.

Уровни организации:

  1. молекулярный;

  2. клеточно-органоидный;

  3. тканево-органный;

  4. организменный;

  5. популяционный;

  6. экосистемный;

  7. биосферный

Ответы:

1В (или А, если говорить об изменении цвета гемоглобина)

2Б (клеточный)

3В (органный)

4В (тканевый)

5Б (клеточный, если связано с нехваткой эритроцитов или А, если связано с нехваткой гемоглобина)

6В (органный)

13. Задание на выявление существенных признаков для установления логической связи между понятиями.

Найди соответствие:

Ответы:

  1. лейкоцит

  2. сердце

  3. кровь

  4. человек

  1. организм

  2. орган

  3. клетка

  4. ткань

    1. гемоглобин

    2. кровь

    3. эритроцит

    4. лёгкие

    1. клетка

    2. ткань

    3. молекулы вещества

    4. орган

      1. тромбоциты

      2. лейкоциты

      3. эритроциты

      4. плазма

      1. свёртывание крови

      2. фагоцитоз

      3. транспорт веществ

      4. транспорт газов

      14. Задание на анализ и схематизацию биологического материала или сворачивание информации в виде текста в схему.

      1. Прочитайте текст и составьте схему взаимодействия веществ внутренней среды организма:

      У высших животных и человека внутренняя среда организма образована кровью, тканевой жидкостью и лимфой. Тканевая жидкость омывает клетки, которые поглощают из нее питательные вещества и кислород и выделяют углекислый газ и продукты метаболизма. Между тканевой жидкостью и жидкой частью крови – плазмой через стенки капилляров постоянно осуществляется обмен веществ путем диффузии. Кровь отдает в тканевую жидкость вещества, необходимые клеткам, и поглощает выделяемые клетками продукты обмена. Лимфа образуется из тканевой жидкости, поступающей в лимфатические капилляры, которые берут начало между клетками тканей и переходят в лимфатические сосуды. Лимфатические сосуды собираются в два сосуда, впадающих в крупные вены груди.

      кровь

      тканевая жидкость

      лимфа

      Предполагаемая схема:

      1. Прочитайте текст и составьте схему состава крови:

      Кровь – это жидкая соединительная ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества – плазмы и взвешенных в ней клеток и пластинок – форменных элементов: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок). В организме человека содержится 4,5-6 литров крови.

      Предполагаемая схема:

      15.Задание на анализ через синтез.

      1. (эритроцит)……– безъядерная клетка крови, а сердце –……(орган кровеносной системы);

      2. (лейкоцит)……– разновидность клеток крови, а кровь –……(разновидность соединительной ткани);

      3. (гемоглобин)……– вещество, входящее в состав эритроцитов, а плазма –……(межклеточное вещество крови);

      4. (культура ослабленных микробов)……– входят в состав вакцины, а готовые антитела – ……(в состав сыворотки);

      5. (транспорт газов)……– функция эритроцитов, а фагоцитоз –…… (функция лейкоцитов);

      6. (реципиент)……– принимающий кровь при переливании, а донор –……(отдающий кровь);

      7. (введение культур ослабленных микробов)……– активный искусственный иммунитет, а введение готовых антител –……(пассивный искусственный иммунитет);

      8. (невосприимчивость к некоторым болезням животных)……– врождённый естественный иммунитет, а после перенесённого заболевания –……(естественный приобретённый иммунитет)

      16. Задание на нахождение закономерностей.

      1. эритроциты – транспорт газов, лейкоциты – фагоцитоз, тромбоциты –……(свёртывание крови);

      2. эритроциты – мелкие безъядерные клетки, тромбоциты – мелкие безъядерные образования, лейкоциты –……(крупные ядерные клетки);

      3. эритроцит – клетка, кровь – ткань, сердце –……(орган);

      4. при низком содержании NaCl в плазме эритроциты лопнут, при нормальном содержании – сохранят свою форму, при высоком содержании NaCl –……(сморщатся)

      17. Задание на умение обосновывать и приводить примеры.

      Ответьте на вопросы, используя знания по теме «Кровь. Кровеносная система»!!!

      1. Существует мнение, что метеозависимые люди могут помочь в предсказании погоды. Так ли это? Докажите или опровергните это утверждение.

      2. Почему у зайца, кролика, слона большие ушные раковины, а у человека – маленькие?

      3. Почему аллергию называют болезнью цивилизации?

      4. Полезно ли быть «чистюлей»?

      Источник