Задания на тему первая помощь при кровотечениях

Тема: «Практическая работа «Первая помощи при кровотечениях».

Цели:

  • научить учащихся распознавать виды кровотечений и познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи;

  • развивать практические навыки обработки и перевязки ран;

  • воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

  • закрепить материал из курса анатомии о диагностики кровотечений;

  • раскрыть анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе оказания первой помощи;

  • решение учебно-проблемных ситуаций с оказанием первой помощи при разных видах кровотечений;

  • показать приемы наложения повязок;

Оборудование: таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», иллюстративный материал, бинты, жгут резиновый ленточный, палочки для закрутки, манекен.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация знаний

— Что такое кровотечение, и какие виды кровотечений вам известны?

Кровотечением называют истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда.

В зависимости от вида повреждённых сосудов различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.

 — Чем кровотечения отличаются друг от друга?

Кровотечения отличаются друг от друга клинической картиной и особенностями методов остановки.

(Беседа по вопросам)

3. Изучение нового материала

Первая помощь при кровотечениях.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.

…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс применить наши знания на практике.

В зависимости от вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное) и имеющихся при оказании первой медицинской помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку.

4.Формирование умений и навыков.

4.1.Первая помощь при незначительных ранениях.

Промойте рану антисептическим средством ( перекись водорода, спиртовой раствор йода). Если нет медицинских средств промойте рану водой с мылом.

Для очистки загрязненных ран используйте чистую салфетку или стерильный тампон. Очистку раны начинайте с середины, двигаясь к ее краям. Наложите повязку.

  Помощь врача необходима в случае, если есть риск проникновения в рану инфекции.

 4.2.Артериальные кровотечения.

При артериальном кровотечении может применяться метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод может применяться для временной остановки кровотечения на конечностях. Сдавливание артерии пальцем удается временно остановить кровотечение и вызвать «скорую помощь». Артерию прижимают выше места повреждения, там, где она лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости.

 hello_html_m51ab8e64.png

Сонная артерия прижимается ниже раны.

hello_html_m51ab8e64.png

Пальцевое прижатие артерий — самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения. Артерии прижимаются в местах, где они проходят вблизи кости или над ней.

 Височную артерию прижимают большим пальцем к височной кости впереди ушной раковины при кровотечении из ран головы.

hello_html_m51ab8e64.png

 Нижнечелюстную артерию прижимают большим пальцем к углу нижней челюсти при кровотечении из ран, расположенных на лице.

hello_html_m51ab8e64.png

Существует еще один способ остановки артериального кровотечения — наложение жгута.

 Жгут накладывается на конечность примерно на 5 см выше повреждения.

  Он на голое тело не накладывается. ( Показать учащимся, как правильно нужно наложить жгут).

 В качестве жгута можно использовать полоску материи, платок, шарф и т.д. (Показать учащимся последовательность действий при наложении жгута из приспособленного материала).

  Время наложения жгута записывают на листке и прикалывают ее к нему или повязке. Объяснить учащимся, что это очень важно, так как нельзя оставлять его на конечности более 2 часов в летнее время и 1 часа в зимнее время – существует опасность омертвления конечности.

 hello_html_3f5bf3a4.png

4.3.Венозные кровотечения.

При венозном кровотечении бывает достаточно высоко поднять конечность и наложить давящую повязку. На кровоточащую рану накладывается стерильный бинт или чистая ткань. Поверх — плотный валик бинта (ваты), который туго прибинтовывают.
При правильном наложении кровотечение останавливается. Повязку можно не снимать до доставки в лечебное учреждение.

hello_html_m5ecc46c7.png

 При кровотечении из крупных подкожных вен жгут может накладываться ниже места повреждения сосуда с силой , вызывающей сдавливание только поверхностных вен. Такой жгут может оставаться в течение шести часов.

 hello_html_m3db499d2.png

В любом случае необходимо наложить на рану стерильную повязку или чистую ткань.

 (Рассказ учителя с демонстрацией приемов оказания первой помощи)

4.4. Решение ситуационных задач

Каждой группе предложены ситуации с повреждением кровеносных сосудов. Задача состоит в том, что бы вы оценили ситуацию, в которую попал пострадавший и попытались определить вид раны, кровотечения и предложить способы оказания первой помощи пострадавшему.

Группа1.

  1. Упавшее стекло нанесло резаную рану на передней поверхности предплечья. Из раны струей вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечения нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжении оказывающего помощь имеются носовой платок, раствор этакридина лактата (риванол), электрический утюг, кипящий чайник на плите. Какова последовательность действий при оказании первой помощи?

Группа 2.

В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 3.

В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4.

Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3×1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

5. Итоги занятия. Рефлексия.

Источник

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

  • конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

  • презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point);

  • видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

  • Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, Power Point. Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube.

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

  • формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

  • развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

  • воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

3

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

4

5.

6.

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.    

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются  кровотечения.    

 Кровотечение — это выход крови из просвета  кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости  его стенки.

Актуальность  данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых  повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта,  боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят  к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз  зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

  • В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

  • Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд) hello_html_m68e6554c.png

 1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1 ), выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения — иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

  • Каковы признаки артериального кровотечения?

  • Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

  • Каковы признаки венозного кровотечения?

  • Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

  • Каковы признаки капиллярного кровотечения?

  • Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

  • Каковы признаки внутреннего кровотечения?

  • Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

  • Каковы признаки кровотечения из носа?

  • Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

.

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2. Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3×1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

hello_html_523c2dea.jpg

hello_html_46702aef.jpg

hello_html_m721561f0.jpg

hello_html_67dd36a4.jpg

hello_html_m5be0382b.jpg

hello_html_m1d823d0f.jpg

hello_html_m29335758.jpg

hello_html_fe594fb.jpg

hello_html_17031fee.jpg

hello_html_3b1d4703.jpg

hello_html_b3aa7c5.jpg

hello_html_m10660031.jpg

hello_html_m2841604d.jpg

hello_html_752ab1fc.jpg

hello_html_m1609ce6d.jpg

hello_html_m4bc1565e.jpg

Источник

ВНИМАНИЕ:
Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Первая помощь при кровотечениях

Все тело человека пронизано бесчисленным множеством кровеносных сосудов. Наиболее крупные сосуды, по которым кровь двигается от сердца называются артериями, а к сердцу – венами. Самые тонкие сосуды человека называются капиллярами.

Кровотечение – это истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда, чаще всего наступающее в результате его повреждения. Кровотечение бывает травматическим и при некоторых заболеваниях (туберкулез, язвенная болезнь желудка, рак и др.). Во втором случае сосуд разъедается болезнью. Основным признаком любой раны является травматическое кровотечение. Удар, разрез, укол, укус нарушают стенки сосудов, что вызывает истечение крови из них.

Кровь обладает важным защитным свойством – свертываемостью. Благодаря этому происходит спонтанная остановка любого небольшого, главным образом, капиллярного кровотечения. Сгусток свернувшейся крови закупоривает возникшее при травме отверстие сосуда. При недостаточной свертываемости, проявляющейся длительным замедленным свертыванием, возникает повышенная кровоточивость.

Лица, страдающие снижением свертываемости, могут терять значительное количество крови даже при кровотечениях из мелких сосудов, с развитием общих изменений в организме.

Объекты кровопотерь в условиях чрезвычайной ситуации приближенно можно определить:

а) по локализации повреждения:

при тяжелой травме груди – 1,5 – 2 л, живота – до 2-х л;

при открытом переломе бедра – 1,5 –1,8 л, закрытом переломе бедра – 2,0 л;

при переломе голени – до 0,8, плеча – 0,6, предплечья – 0,5 л;

при множественных переломах костей таза – 2,5 – 3 л. крови.

б) по величине поверхности раны:

при площади поверхностной раны: менее одной ладони – 10% объема циркулирующей крови (ОЦК); две ладони – 30 % ОЦК; три ладони – 40 % ОЦК; пять ладоней – 50% ОЦК.

Общие изменения в организме при кровотечениях. Острое малокровие развивается при потере значительного количества крови – 1- 1,5 л и выражается резким нарушением кровообращения, развитием кислородного голодания, ибо одна из ведущих функций крови – насыщение органов и тканей организма кислородом. Такое состояние может развиться и при малой кровопотери, но происходящей быстро.

Симптомы острого малокровия очень характерны и не зависят от того, внутреннее или наружное кровотечение у пострадавшего, но больше всего при кровопотерях страдает мозг и общий обмен веществ.

Больной жалуется на нарастающую слабость, головокружение, шум в ушах, потемнение и мелькание «мурашек» в глазах, жажду, тошноту, рвоту. При осмотре пострадавшего можно заметить, что кожные покровы и видимые слизистые оболочки бледные, черты лица заострены, больной заторможен или возбужден, дыхание частое, пульс слабый или не определяется вовсе, артериальное давление низкое.

Если в этот момент пострадавшему не будет оказана помощь и остановлена кровопотеря, то у него наступит потеря сознания в связи с обескровливанием мозга, пульс исчезает, давление крови не определяется, появляются судороги, непроизвольное мочеотделение. Если не принять экстренных мер, то наступает смерть.

Первая помощь. Больного, потерявшего много крови, можно спасти, но для этого необходимо принять срочные меры.

Во-первых, следует остановить кровотечение, если не произошло его спонтанное прекращение. При значительных кровотечениях кровеносные сосуды теряют тонус, в результате может произойти спонтанная остановка кровотечения. Даже если кровотечение прекратилось, на рану необходимо наложить давящую повязку.

Во-вторых, уложить пострадавшего на ровную поверхность; если пострадавший в обморочном состоянии, его укладывают в такое положение, чтобы голова находилась ниже туловища; в отдельных случаях лежащему пострадавшему поднимают все конечности, при этом происходит временное увеличение притока крови в легкие, мозг, почки и другие жизненно важные органы. При отсутствии повреждений органов брюшной полости и сохранении сознания, пострадавшего необходимо напоить горячим чаем, минеральной или простой водой. В случае терминального состояния пострадавшего и остановке сердца следует провести оживление его методом непрямого массажа сердца и как можно быстрее доставить в лечебное учреждение.

Виды кровотечения

В зависимости от места, куда изливается кровь, различают:

а) внутритканевое кровотечение: вытекающая из кровеносного сосуда кровь изливается в окружающую ткань с образованием кровоподтека («синяка»). Например, при ударе кулаком.

б) Наружное кровотечение: кровь из поврежденного сосуда изливается наружу. Такое кровотечение видно и легко определяется как его место, так и характер.

в) Внутреннее кровотечение: изливание крови из поврежденного кровеносного сосуда в замкнутые полости (например, а плевральную, брюшную, полость черепа). Эти кровотечения крайне опасны, так как, протекают скрытно, распознать их очнь трудно и при невнимательном осмотре пострадавшего легко пропустить. Плевральная полость может вместить всю циркулирующую организмом кровь. Поэтому такое кровотечение может быть смертельным. Необходимо помнить, что кровь излившаяся в грудную или брюшную полость теряет способность к свертыванию, поэтому самопроизвольной остановки крови не происходит. Внутреннее кровотечение наблюдается при проникающих ранениях и при закрытых повреждениях, когда в результате сильного удара, падения с высоты или сдавления происходит разрыв внутренних органов без повреждения кожных покровов. Оно бывает при заболеваниях различных внутренних органов, например: язва желудка, туберкулез легких, аневризма кровеносных сосудов.

Распознать внутреннее кровотечение можно только на основании общих симптомов острой анемии (кровопотери), а именно:

  • резкая бледность кожных покровов;
  • частый слабый пульс;
  • выраженная одышка;
  • головокружение;
  • мелькание «мушек» перед глазами;
  • сонливость;
  • обморок.

В некоторых случаях кровотечение становится опасным не из-за большого количества пролившейся крови, а в результате того, что пролившаяся кровь сдавливает жизненно важные органы. Так, скопление крови в сердечной сумке (перикарде) может привести к сдавливанию в сердце и его остановке. При сдавливании излившейся крови в черепной коробке произойдет сдавление мозга и как следствие – смерть.

Источником кровотечения, как было сказано выше, является сосуд, стенка которого нарушена. В зависимости от вида повреждения различают кровотечения:

1) капиллярные;

2) венозные;

  1. артериальные;

Капиллярное кровотечение возникает при всевозможных повреждениях кожи, слизистых оболочек, мышц, при этом кровоточащего сосуда не видно. Если это наружное кровотечение, то кровь сочится равномерно из всей поверхности раны, как из губки.

Первая помощь: накладывают давящую повязку на рану (это может быть марлевый тампон, кусок ваты, обернутый бинтом, или просто чистая материя) и туго прибинтовывают. Если ранена конечность, необходимо создать ей возвышенное положение, но обычно при капиллярном кровотечении достаточно давящей повязки.

Венозное кровотечение – кровь, изливающаяся из вены, имеет темно-вишневый цвет, вытекает непрерывной струей медленно, равномерно. Венозное кровотечение менее интенсивно, чем артериальное, поэтому редко угрожает жизни пострадавшего. Однако при ранении шеи может произойти всасывание воздуха в сосуды через поврежденное раной место. Проникающий в кровеносный сосуд воздух может попасть и в сердце. В этом случае происходит закупорка пузырьком воздуха сердца и кровеносного сосуда, вызывая воздушную эмболию, которая становится причиной мгновенной смерти. В связи с особенностями сосудистой системы человека, когда одноименные вены и артерии расположены рядом, изолированное повреждение вены встречается редко, поэтому большинство повреждений относится к смешанному артериально-венозному типу.

Наружное венозное кровотечение распознать несложно. Чаще всего оно бывает при повреждении верхних и нижних конечностей шеи, головы.

К наружным кровотечениям относятся кровотечения в просвет полого органа, например, в желудок, кишечник, мочевой пузырь, трахею – так как через определенное время, иногда через несколько часов, кровь, излившаяся в полый орган, выделяется наружу.

Венозное наружное кровотечение лучше всего останавливать давящей повязкой – сложенную в несколько слоев марлю или неразвернутый бинт, или сложенный в несколько слоев носовой платок накладывают на кровоточащий сосуд или рану и туго прибинтовывают. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие концы поврежденных сосудов, просветы их сдавливаются и кровотечение останавливается.

При кровотечении из верхней конечности иногда достаточно поднять руку вверх, а затем на рану наложить давящую повязку. Если кровотечение обильное, из крупной вены, например бедренной, а под рукой нет достаточного количества перевязочного материала для изготовления давящей повязки, тогда кровоточащее место надо сразу же прижать пальцами, уменьшить кровотечение можно также подняв конечность кверху.

Кровотечения опасны еще и тем, что с уменьшением циркулирующей крови в организме ухудшается деятельность сердца, нарушается поступление кислорода к тканям и жизненно важным органам (мозг, печень, почки). В результате этого происходит нарушение обменных процессов в организме.

Артериальное кровотечение – является самым опасным из всех видов кровотечений, т.к. при нем может быстро наступить обескровливание организма, и вследствие этого – смерть. При кровотечении из сонной, бедренной или подмышечной артерии пострадавший может погибнуть через 3 минуты. Главное в подобной ситуации – не растеряться и как можно быстрее оказать пострадавшему первую помощь.

Артериальное кровотечение, как и венозное, при кровотечении из мелких артерий можно с успехом остановить при помощи давящей повязки. При кровотечении из крупной артерии необходимо немедленно остановить приток крови к раненному участку. Определить это кровотечение нетрудно. Изливающаяся кровь ярко красного цвета, выбрасывается с ильной пульсирующей струей.

Первая помощь: чтобы прекратить артериальное кровотечение, приходится производить искусственную остановку кровотока, используя механические методы, в основе которых лежат принципы прекращения потока крови к месту повреждения сосуда. Необходимо заранее знать, что кровотечение останавливается лишь на то время, пока действует фактор, остановивший его.

 Способы временной остановки кровотечения

Временная остановка кровотечения при оказании первой помощи может быть выполнена следующими методами:

а) наложение жгута;

б) максимальное сгибание конечности в суставе;

в) сдавливание сосуда на протяжении;

г) наложение давящей повязки;

д) тампонада раны.

Остановка кровотечения методом наложения жгута. Жгут Эсмарха представляет собой резиновую ленту длиной 1,5 метра, имеющую на одном конце металлическую цепочку, а на другом – крючок для фиксации после наложения. Возможно наложение импровизированного жгута, т.е. жгута, созданного из подручных средств. Для этой цели используют косынку, брючный ремень, галстук, платок, подтяжки, а фиксацию жгута осуществляют методом «закрутки» или наложением тугого узла.

Жгут может быть наложен только (!!!) на верхнюю или нижнюю конечность. Для этого предполагаемое место наложения жгута должно быть обернуто материей (частью одежды, полотенцем, носовым платком), чтобы не сдавить кожу в месте наложения жгута.

Жгут накладывают выше места повреждения, не очень туго, но и не слабо. Правильность наложения жгута определяют по прекращению кровотечения и исчезновению пульса на периферической артерии. При этом кожа ниже наложения жгута постепенно бледнеет. При наложении жгута необходимо помнить, что более 2-х часов его нельзя держать на теле. При более длительном прекращении кровоснабжения тканей ниже места наложения жгута может развиться некроз (отмирание ткани). Поэтому после наложения жгута необходимо засунуть за жгут записку с указанием времени его наложения. Если предстоит длительная транспортировка пострадавшего со жгутом, необходимо периодически кратковременно снимать жгут, придерживая при этом рану тампоном.

Максимальное сгибание конечности в суставе приводит к сдавлению сосуда, прекращается приток крови в месте дефекта сосудистой стенки и останавливается кровотечение. Так, при ранении подключичной артерии остановить кровотечение удается, если согнутые в локтях руки максимально отвести назад и зафиксировать на уровне локтевых суставов с помощью ручного ремня, подтяжек, галстука.

Бедренная артерия может быть пережата, максимальным прижатием бедра к животу.

Плечевую артерию в области локтевого сустава можно перекрыть максимальным сгибанием руки в локтевом суставе. Данный прием более эффективен, если в зону сгибания конечности заложить марлевый или ватный валик. Необходимо также помнить, что при любом кровотечении поврежденной части тела нужно придать возвышенное положение и обеспечить покой.

Подголенную артерию можно пережать фиксированием ноги с максимальным сгибанием в коленном суставе.

При фиксации сустава нужно подложить валики (марлевый или ватный) в зоне сгибания конечности.

Сдавливание сосуда на протяжении. Прижатие артерии пальцем – очень известный способ. Применяется только для временной остановки артериального кровотечения. Метод основан на сдавлении магистрального сосуда в определенных анатомических точках между пальцем и косным образованием. Этот метод используется при малом артериальном кровотечении в результате травмы. На конечностях сосуды прижимают выше раны, на голове и шее ниже.

Длительная остановка кровотечения пальцевым прижатием артерии невозможна, т.к. требует большой физической силы. Она утомительна для оказывающего помощь и полностью исключает возможность транспортировки пострадавшего. Способ обеспечивает прекращение кровотечения, чтобы выиграть время для подготовки более удобного способа установить его.

Прижать артерию можно большим пальцем, ладонью, кулаком. Особенно легко могут быть прижаты бедренная и плечевая артерии, труднее всего прижать сонную артерию.

Кровотечение из ран шеи и головы останавливают путем прижатия пальцами общей сонной артерии к грудинно-ключичному сочленению.

При кровотечениях из верхних конечностей необходимо прижать подключичную артерию к первому ребру. Подмышечную артерию прижимают к головке плечевой кости в подмышечной ямке.

После пережатия кровоточащих сосудов пострадавшего следует напоить каким-либо безалкогольным напитком, лучше всего сладким чаем (не горячим) или кофе и, как можно быстрее, доставить в лечебное учреждение.

Нередко первую помощь приходится оказывать не только при кровотечении из ран, но и при других видах наружных кровотечений (например, легочных, в грудную полость и др.). Рассмотрим эти виды кровотечений и оказание первой медицинской помощи при них.

Первая помощь при кровотечении из внутренних органов

Легочное кровотечение – имеет место при повреждении легких в результате сильного удара в грудь, сдавления грудной клетки, сопровождающегося переломом ребер, и ряде заболеваний легких, в первую очередь: туберкулеза, рака, абсцесса легких.

В этих случаях у пострадавшего или больного возможно кровотечения или кровохарканье. Иногда легочные кровотечен