Виды травм и кровотечений при дтп
Ежегодно в результате аварий телесные повреждения получает несколько сотен тысяч человек. Они бывают разного характера и степеней тяжести. Ухудшает состояние раненых то, что до приезда специалистов часто некому оказать им медицинскую помощь. Ведь большинство автомобилистов не могут определить вид травмы, не знают, что предпринять в таких случаях.
Механизм получения травм при ДТП
Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:
- Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
- Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
- Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.
Виды травм у пострадавших при ДТП
В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.
В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.
Бедра, колени и тазовые кости травмируются при ударе о кузов, приборную панель. Грудная клетка и органы брюшной полости страдают от контакта с рулем, водительским или пассажирским креслом, если человек находился на заднем сиденье. Голову, шею травмирует удар о «лобовуху», приборную панель, боковые стекла.
Виды повреждений у водителя и пассажира
Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.
Черепно-мозговая
В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.
Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.
Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.
Позвоночник и ребра
Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.
Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.
О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.
Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.
О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:
Органы
Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.
Понять, что они травмированы, можно по жалобам пострадавшего на боли в животе, которые со временем усиливаются и захватывают все большую площадь. Человек бледнеет, ощущает слабость, его тошнит и рвет. На коже в области повреждения могут быть гематомы.
Возникают травмы внутренних органов из-за удара о руль животом, грудью или при выбрасывании человека из машины. Причиной повреждений бывает также неправильно зафиксированный ремень безопасности.
Конечности
Опасности при аварии подвергаются также руки и ноги. Нижние конечности страдают чаще, поскольку могут быть травмированы педалями и приборной доской автомобиля. Ноги бывают переломанными, иногда их невозможно освободить из обшивки салона. Последнее опасно тем, что сдавливаются мягкие ткани, сосуды, могут возникнуть некротические изменения. И конечность придется ампутировать.
При сильном ударе, неудачной конструкции автомобиля (когда при столкновении двигатель выносит в салон) ноги может просто оторвать.
Травмы верхних конечностей при авариях случаются реже. Чаще это переломы пальцев, кисти, вызванные взаимодействием с рулем. Возможны также травмы локтевых костей, предплечий при боковом ударе или опрокидывании автомобиля, выбрасывании человека из салона.
Сочетанные
При множестве повреждений различного характера говорят, что пострадавший получил сочетанные травмы. Так бывает, если автомобиль перевернулся, либо находящегося в нем человека выбросило из салона от удара. Более вероятно получение сочетанных травм, когда водитель или пассажир не пристегнуты. В этих случаях поврежденными могут оказаться разные части тела. И степень тяжести травм тоже отличается.
Распознать сочетанные повреждения можно по совокупности признаков. Пострадавший обычно испытывает сильную боль, бывает не в состоянии назвать ее источник, или говорит, что их несколько. У человека нарушается дыхание. От нестерпимых ощущений и интоксикации он может впасть в шок. У некоторых наблюдается сильная кровопотеря.
О том, что собой представляет сочетанная травма, проведении лечебно-диагностических мероприятий на начальных этапах, смотрите в этом видео:
Тяжесть полученных повреждений
Возможность спасти пострадавшего в ДТП зависит также от того, насколько сильны полученные травмы. Степенью их тяжести определяется и размер компенсационных выплат за ущерб здоровью. А она, в свою очередь, устанавливается в зависимости от последствий повреждений.
Легкая
Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).
Средняя
Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:
- у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
- его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.
Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.
Тяжелая
Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:
- раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
- травмы черепа и переломы;
- повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
- перелом позвоночника;
- ушиб спинного мозга;
- раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
- проникающие травмы живота;
- раны таза;
- повреждения внутренних половых органов;
- кома, сепсис;
- потеря какого-либо органа или утрата его функций.
Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.
Какие повреждения наиболее вероятны при разных видах ДТП
Первую помощь следует оказывать, только зная характер травмы. По типу аварии и внешним признакам пострадавшего можно определить и вид повреждения:
- Если было лобовое столкновение, чаще страдают голова, шейный отдел позвоночника, гортань. Можно также ожидать повреждения органов дыхания и ребер, травм селезенки, печени, диафрагмы. Если разбита приборная панель, вероятны также ушибы и переломы бедер, костей таза, коленей.
- При боковом столкновении скорее возникнут травмы головы в соответствующей стороне, шейного отдела позвоночника. Вероятны переломы плечевой кости и ключицы. В целом травмы схожи с тем, что бывает при лобовом столкновении, но приходятся они на одну из сторон тела.
- При наезде сзади скорее травмируются позвоночник и голова. Возможны также переломы рук и ног, ребер. Нельзя исключать повреждения органов брюшной полости и малого таза.
Квалификация травм, полученных в ДТП, имеет значение не только для оказания медицинской помощи. От этого зависит и размер компенсации ущерба здоровью.
Возмещение, кстати, можно получить не только от страховщика, но и виновника происшествия, если подать гражданский иск.
Видео
Источник
Следует иметь в виду, что любой случай травмы обладает своими особенностями, локализация и характер повреждений во многом зависят от типа и марки автомобиля.
Травмы нижних конечностей (деформация кузова ТС, удар об элементы кузова, педали, приборную панель и т.д.);
Переломы костей тазового кольца и бедренных костей при ударе об элементы кузова, приборную панель и т.д.
Повреждения передних поверхностей коленных суставов и верхних третей голеней от удара о щиток управления.
Перелом лодыжек в результате взаимодействия стоп с педалями и полом.
Травмы верхних конечностей
Повреждения от взаимодействия частей тела водителя с рулевым колесом
Повреждения больших пальцев кистей и соответствующей межпальцевой складки.
Травмы плечевого пояса
Повреждения от ремней | Повреждения плеча от удара |
Ремни безопасности могут причинять повреждения: у водителей — в области левой половины груди и левого плечевого пояса, у пассажиров — в области правой половины груди и правого плечевого пояса.
Травмы грудной клетки (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.);
Травма внутренних органов (удар о рулевое колесо, спинку переднего сидения т.д.)
Более чем у 50% пострадавших повреждения сопровождаются шоком, искажающим клиническую картину и создающим значительные диагностические трудности. Наиболее часто повреждаются печень, селезенка, тонкая кишка, реже — толстая кишка.
Черепно-мозговые травмы
Сотрясение головного мозга
Сотрясение мозга происходит при прямом ударе или резком замедлении движения головы. При сотрясении мозга происходит временное нарушение функций мозга, но мозг не получает физических повреждений.
Ушиб головного мозга
При такой тяжёлой черепно-мозговой травме (ЧМТ) как ушиб головного мозга возможен перелом костей свода черепа, либо перелом основания черепа с ликвореей (истечение спинномозговой жидкости из уха или из носа).
Вдавление головного мозга
Чаще всего головной мозг сдавливается излившейся под твердую мозговую оболочку кровью (внутричерепная гематома), реже костными отломками при вдавленном переломе.
Травмы позвоночника
Травмы шейного отдела позвоночника
При резком изменении скорости у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы шейных позвонков. Шейный отдел позвоночника является наиболее уязвимым по отношению к травме, что объясняется слабым мышечным корсетом, небольшими размерами и низкой прочностью шейных позвонков.
Травма шейных позвонков чаще, чем в других отделах, может сопровождаться повреждением спинного мозга и нервных корешков.
Травмы пояснично-грудного отдела позвоночника
Повреждения от выпадения из салона/кузова автомобиля аналогичны повреждениям при падении с большой высоты. В данном случае, можно говорить о компрессионном переломе позвоночника. Чаще всего компрессионные переломы позвоночника случаются в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночного столба.
Ранения мягких тканей лица и туловища
Чаще всего у пострадавших встречаются множественные рвано-ушибленные, резаные раны мягких тканей головы, лица, кистей и предплечий от осколков ветрового или бокового стекол. Кроме этого, выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины способны причинить дополнительные повреждения в виде «штампованных» ушибленных ран, рваных, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран.
Термическая травма
Иногда ДТП может сопровождаться пожаром и взрывом, что и определяет характер повреждений в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения.
Внутренние и наружные кровотечения
Травмы, как правило, сопровождаются кровотечением. Различают внутренние и наружные кровотечения. Из наружных кровотечений наибольшую опасность представляет венозные и артериальные кровотечения.
Наибольшую сложность в определении представляют скрытые внутренние кровотечения.
Одна из причин клиническая смерть в результате ДТП — массивная кровопотеря при травме. Характерно, что при темпе кровопотери более 150 мл/мин. смерть наступает через 15-20 минут, если кровотечение не будет остановлено немедленно.
Источник: «Проведение аварийно-спасательных работ
при дорожно-транспортных происшествиях»
Часть I «Организация и тактика проведения работ»,
Учебно-методическое пособие, Архангельск 2010г.
Источник
Îñòàíîâèòü êðîâü â ñëó÷àå ïîðåçà, ðàçðûâà êîæíûõ ïîêðîâîâ, ëåãêîé èëè òÿæåëîé òðàâìû î÷åíü âàæíî, âåäü áîëüøàÿ ïîòåðÿ êðîâè ìîæåò ïðèâåñòè ê íåîáðàòèìûì ïîñëåäñòâèÿì. Îäíàêî, ÷òîáû ïðàâèëüíî îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè êðîâîòå÷åíèè, íóæíî çíàòü, ÷òî ýòî çà êðîâîòå÷åíèå, âåäü òîëüêî òîãäà ìîæíî îêàçàòü ïðàâèëüíóþ ïåðâóþ ïîìîùü è ìèíèìèçèðîâàòü ðèñêè çàðàæåíèÿ, èçáûòî÷íîé êðîâîïîòåðè è áîëåå ñåðüåçíûõ ïîñëåäñòâèé.
Âîò êàêèå âèäû êðîâîòå÷åíèé áûâàþò, è êàê îêàçàòü ïåðâóþ ïîìîùü ïðè íèõ.
Îñíîâíûå âèäû êðîâîòå÷åíèé:
— êàïèëëÿðíûå;
— âåíîçíûå;
— àðòåðèàëüíûå;
— âíóòðåííèå.
Îïàñíîñòü êðîâîòå÷åíèé:
— îñòðàÿ êðîâîïîòåðÿ;
— ðèñê çàðàæåíèÿ èíôåêöèåé;
— îáðàçîâàíèå ïóëüñèðóþùåé ãåìàòîìû;
— ïðîíèêíîâåíèå âîçäóõà â ïîâðåæäåííûé ñîñóä.
Êàê îïðåäåëèòü âèä êðîâîòå÷åíèÿ:
1. Êàïèëëÿðíîå: íåçíà÷èòåëüíîå è ðàâíîìåðíîå âûäåëåíèå êðîâè èç ïîâðåæäåííîé ïîâåðõíîñòè.
2. Âåíîçíîå: ðàâíîìåðíîå è áûñòðîå âûòåêàíèå êðîâè òåìíî-êðàñíîãî îòòåíêà áåç ïðèçíàêîâ ôîíòàíèðîâàíèÿ; âîçìîæíî ôîðìèðîâàíèå ñãóñòêîâ.
3. Àðòåðèàëüíîå: ïóëüñèðóþùàÿ, èíîãäà ïðåðûâèñòàÿ ñòðóÿ êðîâè ÿðêî-êðàñíîãî îòòåíêà, êîòîðàÿ âûòåêàåò ñ áîëüøîé ñêîðîñòüþ.
4. Âíóòðåííåå: áëåäíîñòü êîæè, õîëîäíûé ïîò, ãîëîâîêðóæåíèå, ñëàáûé ïóëüñ, îáìîðîê, ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå; îòñóòñòâèå íàðóæíîãî êðîâîòå÷åíèÿ. Åñëè êðîâîòå÷åíèå ëîêàëèçóåòñÿ â îáëàñòè ëåãêèõ, íàáëþäàåòñÿ ïîñèíåíèå êîæè è ñëèçèñòûõ, ó÷àùåííîå è/èëè çàòðóäíåííîå äûõàíèå, êàøåëü ñ êðîâüþ. Êðîâîòå÷åíèå â îáëàñòü áðþøíîé ïîëîñòè ìîæåò äîïîëíèòåëüíî ïðîÿâëÿòüñÿ ðâîòîé ñ êðîâüþ, òàõèêàðäèåé, ñíèæåíèåì äàâëåíèÿ. Ãåìàòîìû âîçíèêàþò â ñëó÷àå êðîâîèçëèÿíèÿ â êðóïíûå ìûøöû.
Âèäû êðîâîòå÷åíèé è ïðàâèëà ïåðâîé ïîìîùè ïðè íèõ.
1. Êàïèëëÿðíîå:
— ïðîìîéòå ðàíó ÷èñòîé âîäîé;
— îáðàáîòàéòå êðàÿ ðàíû àíòèñåïòèêîì;
— íàëîæèòå ìàðëåâóþ ïîâÿçêó.
2. Âåíîçíîå:
— íàëîæèòå äàâÿùóþ àñåïòè÷åñêóþ ïîâÿçêó;
— åñëè äàâÿùàÿ ïîâÿçêà íå ïîìîãàåò, íà ìÿãêóþ ïîäêëàäêó íàëîæèòå æãóò èëè ñêðó÷åííîå ïîëîòåíöå, ïîÿñ è ò.ï. (ðàñïîëîæèòå èõ íèæå ïîâðåæäåííîãî ó÷àñòêà) ñ ïðèëîæåíèåì çàïèñêè ñî âðåìåíåì íàëîæåíèÿ;
— îñòàâëÿòü æãóò ìîæíî íå áîëåå ÷åì íà 1 ÷àñ â õîëîäíóþ ïîãîäó è íà 2 ÷àñà â æàðêóþ.
3. Àðòåðèàëüíîå:
— ïðè îòñóòñòâèè ïåðåëîìîâ ïîäíèìèòå êîíå÷íîñòü;
— íàëîæèòå æãóò (èëè åãî àíàëîã) âûøå ìåñòà òðàâìû;
— íà âðåìÿ ïîèñêà ìàòåðèàëà äëÿ æãóòà ïðèæìèòå àðòåðèþ (âûøå ïîâðåæäåíèÿ) â ìåñòå ïóëüñàöèè;
— ïðè íàðóøåíèè öåëîñòíîñòè îïðåäåëåííûõ àðòåðèé (ïëå÷åâîé, ëîêòåâîé, ïîäêîëåííîé èëè áåäðåííîé) êîíå÷íîñòü ìîæíî ïðèïîäíÿòü è çàôèêñèðîâàòü â ñîãíóòîì ïîëîæåíèè.
4. Âíóòðåííåå:
— îáåñïå÷üòå íåïîäâèæíîñòü ïîñòðàäàâøåãî:
— ïðè êðîâîèçëèÿíèè â ãðóäíóþ îáëàñòü óñòðîéòå ïîñòðàäàâøåãî â ïîëîæåíèå ïîëóñèäÿ è óëîæèòå âàëèê ïîä êîëåíè;
— ïðè êðîâîèçëèÿíèè â áðþøíóþ ïîëîñòü ïåðåâåäèòå â ïîëîæåíèå ëåæà;
— íåñêîëüêî îñëàáèòü êðîâîòå÷åíèå ïîìîæåò õîëîä, êîòîðûé íóæíî ïðèëîæèòü íà ïðåäïîëàãàåìîå ìåñòî ëîêàëèçàöèè êðîâîòå÷åíèÿ.
Îáÿçàòåëüíî âûçîâèòå ñêîðóþ ïîìîùü (âî âñåõ ñëó÷àÿõ, êðîìå êàïèëëÿðíîãî êðîâîòå÷åíèÿ), âåäü ïîñòðàäàâøèé ÷åëîâåê ðèñêóåò ïîòåðÿòü ìíîãî êðîâè è äàæå óìåðåòü. Ïîìíèòå: çàïðåùåíî òðîãàòü ðàíó ðóêàìè, ïûòàòüñÿ âûíóòü èç íåå êàêèå-ëèáî ïðåäìåòû è ñíèìàòü ïðîïèòàííóþ êðîâüþ ïîâÿçêó. Îêàæèòå ïåðâóþ ïîìîùü è æäèòå ìåäèêîâ.
Источник
Ежегодно в результате аварий телесные повреждения получает несколько сотен тысяч человек. Они бывают разного характера и степеней тяжести. Ухудшает состояние раненых то, что до приезда специалистов часто некому оказать им медицинскую помощь. Ведь большинство автомобилистов не могут определить вид травмы, не знают, что предпринять в таких случаях.
Механизм получения травм при ДТП
Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:
- Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
- Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
- Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.
Виды травм у пострадавших при ДТП
В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.
В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.
Бедра, колени и тазовые кости травмируются при ударе о кузов, приборную панель. Грудная клетка и органы брюшной полости страдают от контакта с рулем, водительским или пассажирским креслом, если человек находился на заднем сиденье. Голову, шею травмирует удар о «лобовуху», приборную панель, боковые стекла.
Рекомендуем прочитать о судмедэкспертизе после ДТП. Вы узнаете о том, зачем нужна судмедэкспертиза после ДТП, видах СМЭ, порядке и сроках ее проведения.
А здесь подробнее о моральном вреде при ДТП.
Виды повреждений у водителя и пассажира
Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.
Черепно-мозговая
В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.
Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.
Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.
Позвоночник и ребра
Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.
Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.
О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.
Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.
О хлыстовой травме шеи при ДТП смотрите в этом видео:
Органы
Труднее всего распознать повреждение внутренних органов, так как на теле может не быть никаких следов. Тем не менее если у человека отсутствуют внешние признаки травм, это не значит, что все в порядке. Повреждение внутренних органов- опасное состояние, при котором возможно кровотечение.
Понять, что они травмированы, можно по жалобам пострадавшего на боли в животе, которые со временем усиливаются и захватывают все большую площадь. Человек бледнеет, ощущает слабость, его тошнит и рвет. На коже в области повреждения могут быть гематомы.
Возникают травмы внутренних органов из-за удара о руль животом, грудью или при выбрасывании человека из машины. Причиной повреждений бывает также неправильно зафиксированный ремень безопасности.
Конечности
Опасности при аварии подвергаются также руки и ноги. Нижние конечности страдают чаще, поскольку могут быть травмированы педалями и приборной доской автомобиля. Ноги бывают переломанными, иногда их невозможно освободить из обшивки салона. Последнее опасно тем, что сдавливаются мягкие ткани, сосуды, могут возникнуть некротические изменения. И конечность придется ампутировать.
При сильном ударе, неудачной конструкции автомобиля (когда при столкновении двигатель выносит в салон) ноги может просто оторвать.
Травмы верхних конечностей при авариях случаются реже. Чаще это переломы пальцев, кисти, вызванные взаимодействием с рулем. Возможны также травмы локтевых костей, предплечий при боковом ударе или опрокидывании автомобиля, выбрасывании человека из салона.
Сочетанные
При множестве повреждений различного характера говорят, что пострадавший получил сочетанные травмы. Так бывает, если автомобиль перевернулся, либо находящегося в нем человека выбросило из салона от удара. Более вероятно получение сочетанных травм, когда водитель или пассажир не пристегнуты. В этих случаях поврежденными могут оказаться разные части тела. И степень тяжести травм тоже отличается.
Распознать сочетанные повреждения можно по совокупности признаков. Пострадавший обычно испытывает сильную боль, бывает не в состоянии назвать ее источник, или говорит, что их несколько. У человека нарушается дыхание. От нестерпимых ощущений и интоксикации он может впасть в шок. У некоторых наблюдается сильная кровопотеря.
О том, что собой представляет сочетанная травма, проведении лечебно-диагностических мероприятий на начальных этапах, смотрите в этом видео:
Тяжесть полученных повреждений
Возможность спасти пострадавшего в ДТП зависит также от того, насколько сильны полученные травмы. Степенью их тяжести определяется и размер компенсационных выплат за ущерб здоровью. А она, в свою очередь, устанавливается в зависимости от последствий повреждений.
Легкая
Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).
Средняя
Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:
- у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
- его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.
Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.
Тяжелая
Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:
- раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
- травмы черепа и переломы;
- повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
- перелом позвоночника;
- ушиб спинного мозга;
- раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
- проникающие травмы живота;
- раны таза;
- повреждения внутренних половых органов;
- кома, сепсис;
- потеря какого-либо органа или утрата его функций.
Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.
Какие повреждения наиболее вероятны при разных видах ДТП
Первую помощь следует оказывать, только зная характер травмы. По типу аварии и внешним признакам пострадавшего можно определить и вид повреждения:
- Если было лобовое столкновение, чаще страдают голова, шейный отдел позвоночника, гортань. Можно также ожидать повреждения органов дыхания и ребер, травм селезенки, печени, диафрагмы. Если разбита приборная панель, вероятны также ушибы и переломы бедер, костей таза, коленей.
- При боковом столкновении скорее возникнут травмы головы в соответствующей стороне, шейного отдела позвоночника. Вероятны переломы плечевой кости и ключицы. В целом травмы схожи с тем, что бывает при лобовом столкновении, но приходятся они на одну из сторон тела.
- При наезде сзади скорее травмируются позвоночник и голова. Возможны также переломы рук и ног, ребер. Нельзя исключать повреждения органов брюшной полости и малого таза.
Рекомендуем прочитать о первой помощи при ДТП. Вы узнаете о правилах эвакуации пострадавшего из машины, оказании первой медицинской помощи при разных состояниях.
А здесь подробнее о ДТП с пострадавшими.
Квалификация травм, полученных в ДТП, имеет значение не только для оказания медицинской помощи. От этого зависит и размер компенсации ущерба здоровью.
Возмещение, кстати, можно получить не только от страховщика, но и виновника происшествия, если подать гражданский иск.
Источник