Урок по теме пмп при кровотечениях
Карталинский муниципальный район
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
Учитель биологии Рахимова З.С.
Конспект урока
Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях
Цель урока: Изучить виды кровотечений, и научиться оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
Оборудование:презентация, опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока:практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний: устный опрос
Вопросы:
К какому виду тканей относится кровь?
Какие компоненты крови участвуют в свертываемости крови?
Какой объем крови в среднем у человека?
В каком отделе сердца начинается малый круг кровообращения?
В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?
В каком отделе сердца начинается большой круг кровообращения?
В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения
3. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы о видах кровотечения и способах оказания первой помощи
Виды кровотечений
Каппилярное
Венозное
Артериальное
Виды кровотечений и первая помощь.
Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3объема крови является угрожающей жизни, особенно в случаях быстрого ее вытекания. Причины кровотечения обусловлены либо повреждением сосудов в результате травмы, либо разрушением стенки сосуда при болезнях (например, опухолью, воспалительным процессом). Кровотечение, наконец, может возникать в результате увеличения проницаемости стенки сосуда и нарушения свертываемости крови при ряде заболеваний.
Стремительное вытекание крови сопровождается снижением кровяного давления, недостаточным снабжением кислородом головного мозга, мышцы сердца и таких органов, как печень и почки. При несвоевременном или неграмотном оказании помощи может наступить смерть. Рассмотрим основные виды кровотечений и способы их остановки. Известны три вида кровотечений: капиллярные, венозные и артериальные. Особенность капиллярного кровотечениясостоит в том, что кровоточит вся раневая поверхность, как губка. Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.
При венозном кровотечениикровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет струи темный из-за высокого содержания гемоглобина, связанного с углекислым газом. Повреждение крупных вен опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды. Воздух может закупоривать легочные сосуды, что приводит к нарушению функции легких.
При артериальном кровотечениикровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом. При повреждении крупных артерий человек быстро погибает.
Кровотечения бывают наружные, легко обнаруживаемые, и внутренние, распознать которые можно только с помощью специальных методов исследования. Внутренние кровотечения останавливают в условиях больницы.
Способы остановки кровотечений. Чтобы не допустить гибели человека, необходимо возможно быстрее остановить кровотечение. Необходимо также знать, что при некоторых видах кровотечений (капиллярных и большей части венозных) возможна самостоятельная остановка кровотечения. Первая помощь при капиллярных и венозных кровотечениях состоит в обработке кожи вокруг раны настойкой йода, закрытии ее чистой марлевой салфеткой и наложении давящей повязки. Сдавливая стенки сосудов, повязка помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения. Полезно в этих случаях приподнять раненую конечность. Этот прием уменьшает приток крови и также способствует остановке кровотечения. Если после оказания первой помощи кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо быстро доставить в больницу для оказания специальной помощи.
Артериальное кровотечение остановить значительно труднее. Для этого существует несколько приемов. Помимо давящей повязки, которая сама по себе крайне редко может остановить такое кровотечение, используется максимальное сгибание конечности (например, в локтевом или коленном суставе) с последующей фиксацией ее повязкой. Конечность должна быть приподнята. При ранении крупных артерий вначале можно прибегнуть к сдавлению артерий пальцами выше места повреждения.
Стенки артерий придавливаются обязательно к кости в строго определенных точках, где можно прощупать пульс. Как только кровотечение уменьшилось, надо наложить стандартный (резиновая трубка) или самодельный матерчатый жгут. Важно знать, что неправильное наложение жгута может лишь усилить кровотечение и принести вред пострадавшему. Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться следующих правил.
Жгут надо накладывать выше места ранения и затягивать с такой силой, чтобы сдавить мягкие ткани и стенки сосуда. После наложения жгута кровотечение прекращается. Если давление недостаточно, кровотечение усиливается. При правильно наложенном жгуте конечность ниже жгута становится бледной, пульс в ней не прощупывается.
Под жгут следует подкладывать мягкую ткань, чтобы не повредить нервы. Надо помнить, что жгут накладывается не более чем на 2 ч, так как возможно омертвение тканей. Поэтому при направлении пострадавшего в больницу к жгуту прикрепляют записку с указанием точного времени наложения жгута.
Окончательная остановка кровотечения осуществляется хирургами путем перевязки сосудов или сшивания поврежденных артерий и вен. Применяют также введение веществ, повышающих свертываемость крови и ее вязкость, а также суживающих просвет сосуда. Людям, потерявшим много крови, переливают кровь подходящей группы или заменители крови.
Основные термины и понятия:
Капиллярное кровотечение. Венозное кровотечение. Артериальное кровотечение. Давящая повязка. Жгут и правила его наложения.
4. Закрепление изученного материала
Групповая работа по карточкам.
5. Домашнее задание : составить тест по теме. Не менее 5 вопросов
Карточки.
Группа № 1
Задание: Кровь вытекает фонтанирующей струей. Она алого цвета из-за большого содержания в ней гемоглобина, связанного с кислородом. При повреждении сосудов человек быстро погибает.
Вопросы:
Определить тип кровотечения?
При помощи представленных, а также подручных средств продемонстрировать оказание первой медицинской помощи на скелете верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть )
Группа № 2
Задание: кровоточит вся раневая поверхность, как губка. Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.
Вопросы:
Определить тип кровотечения?
При помощи представленных, а также подручных средств продемонстрировать оказание первой медицинской помощи на скелете верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть )
Группа № 3
Задание: кровь вытекает равномерной, непрерывной и непульсирующей струей. Цвет струи темный из-за высокого содержания гемоглобина, связанного с углекислым газом. Повреждение крупных вен опасно для жизни из-за большой потери крови и возможного попадания воздуха в кровеносные сосуды. Воздух может закупоривать легочные сосуды, что приводит к нарушению функции легких.
Вопросы:
1. Определить тип кровотечения?
2.При помощи представленных, а также подручных средств продемонстрировать оказание первой медицинской помощи, на скелете верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть )
Источник
Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской
Тип урока: комбинированный.
Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.
Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование
1. Организационный момент – 1 минута.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .
— Все готовы к уроку? У нас сегодня гости, мы будем проводить открытый урок, поэтому давайте работаем активно, отвечаем смелее.
Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.
Коммуникативные УУД
Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
2. Актуализация знаний (10 мин)
— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?
— От чего у человека может возникнуть
кровотечение?
— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)
СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2.
СЛАЙД 3.
Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?
Ответы учащихся: о видах кровотечений.
Ответы учащихся:
Повреждение острым предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.
Задачи:
1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.
2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.
3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.
Отвечают:
Смешанное кровотечение
Познавательные УУД
Формирование действия классификации
3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.
— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)
— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.
— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
СЛАЙД 4. — «Первая помощь при кровотечении»
-Все открываем тетради, записываем сегодняшнюю тему.
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетрадь тему урока
Регулятивные УУД
Формирование действия прогнозирования
Коммуникативные УУД.
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
4. Изучение нового материала – 20минут.
Нахождение способов остановки кровотечения.
Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд , например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.
К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?
Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.
Итак, что мы сейчас с вами сделали? Давайте прочитаем
Запишем их в тетрадь.
Искать способы остановки кровотечения.
Отвечают ученики:
Нашли способы остановки кровотечения.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Формирование умения отвечать на вопросы
5. Работа с учебником
Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?
Прижатие пальцами артерии (стр.130)
Наложение давящей повязки (стр.132)
Максимальное сгибание конечности (стр.133)
Придание возвышенного положения конечности (стр.134)
Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения)
СЛАЙД 5.
Остановка кровотечения из носа (стр.135)
(этот способ дополнительно записать в тетрадь)
Работа учащихся с учебником.
Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.
Просмотр видео.
Познавательные УУД
Общеучебные
Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска
СЛАЙД 6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Закрепление новых знаний
Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.
Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.
(Приложение 3)
Выполняют задание по карточкам.
(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества
Совместное обсуждение проблемы и выполнение задания в паре
Познавательные УУД
Логические универсальные действия
Формирование действия анализа объектов с целью выделение признаков
7.Закрепление
—Сейчас я раздам всем задании, постарайтесь соотносить правильно.
-А теперь давайте проверим, у кого сколько правильных ответов.
СЛАЙД 7.
Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.
8. Подведение итогов.
— Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?
Жгут — то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.
— Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице? СЛАЙД 8.
Составляем характеристику со словом ЖГУТ.
Жгут.
Резиновый, тянущийся.
Перетягивает. Останавливает. Помогает.
Способствует быстрой остановке кровотечения.
Помощь.
-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?
— Где мы можем применить наши знания?
Учитель выставляет оценки.
-Давайте оцениваем нашу работу, кто сегодня хорошо работал?
— … я тебе ставлю 5, потому что очень активно отвечал..
Отвечают:
Наложение жгута.
Отвечают:
Регулятивные УУД
Оценка Рефлексия
Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.
9. Рефлексия – 2 минуты
8. Домашнее задание – 1 минута.
Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29
Записывают задание в дневник
1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.
2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.
3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.
1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.
2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.
3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.
-Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
-Положить на спинку носа холод.
-Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.
-Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.
2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.
3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.
Источник
Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»
Задачи:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
Оборудование: презентация, опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения, виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»
III. Изучение нового материала.
1. Виды кровотечений
2. Особенности кровотечений
3.Первая помощь при кровотечениях.
4. Практикум
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1. Проводится компьютерное тестирование .
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а. III. Изучение нового материала:
Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом».
2 –й ученик: «-Венозное кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».
Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах). IV.Подведение итогов урока:
Учитель комментирует оценки учащихся. V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».
Источник