Урок обж по теме первая помощь при кровотечениях

ТЕМА УРОКА: «Кровотечение. Оказание первой помощи » 5 класс

Цель урока: уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.

Задачи: Личностные:

  1. понимать необходимость оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

  2. развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

  1. Метапредметные:

  1. самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

  2. определять способы действий в рамках предложенных условий

  3. устанавливать аналогии

  4. осуществлять смысловое чтение

  5. развивать способности к организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

  6. развивать навыки монологической и диалогической речи;

Предметные:

1. характеризовать основные виды кровотечений;

2. освоить правила применения способов остановки кровотечений;

3. уметь правильно оказывать первую помощь в случае различных видов наружного кровотечения.

Планируемые результаты: Личностные:

  1. обосновывает необходимость оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

  2. умеет вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

  1. самостоятельно определяет цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  2. определяет способы действий в рамках предложенных условий;

  3. устанавливает аналогии;

  4. осуществляет смысловое чтение;

  5. осуществляет организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  6. владеет навыками монологической и диалогической речи.

Предметные:

1. характеризует основные виды кровотечений;

2. знает правила применения способов остановки кровотечений;

3. умеет правильно оказывать первую помощь в случае различных видов наружного кровотечения.

  1. Оборудование:

  1. карточки с названиями способов остановки кровотечения;капельница;

  2. жгут;

  3. ручка;

  4. бумага;

  5. ткань;

  6. валик небольшого размера;

  7. бинты;

  8. ножницы;

  9. слайды с изображением капиллярного, венозного, артериального кровотечения,

  10. проектор;

  11. экран

Этапы урока:

1. Актуализация знаний

2. Работа в группах. Изучение нового материала.

3. Практическое применение способов остановки кровотечения.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

Содержание этапов урока

1.Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята улыбнитесь!

Проверка ДЗ.

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.

…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.

Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и оказание ПП. (сл.1,)

Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (ответы учащихся)

Кровотечение – истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда. (сл.2

(Слайд № 3) Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно, человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда.

Ребята , а как можно повредить кровеносные сосуды?

Различают наружное и внутренне кровотечение:

При наружном кровь изливается на поверхность тела (наблюдается при ранении головы, шеи, конечностей)

При внутренне кровотечении –кровь изливается во внутренние органы, полости.

Не видно где находится кровь, и мы не можем оказать ПП, сразу нужно обращаться в скорую помощь

Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь. 

В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии.

А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (сл.4 )мы придём к выводу , что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение , следовательно будет сильнее. И поэтому все кровотечения делят на:

артериальные, венозные ,капиллярные, смешанные Слайд № 5)

ОПЫТ: У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике , что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

При  капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (слайд 6)

Работа в группах: на выбор групп (вид кровотечения и заполнить часть таблицы используя учебник стр. 114

) при венозном — она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску

При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений.

Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.

Вы определили вид кровотечения: но что еще нужно знать, чтобы спасти жизнь человека?

Ученик: Нужно знать, как останавливать кровотечение т.е. Оказать ПП .

(Заполнить другую часть таблицы)!!!!!!!!!!!

Т.К. В организме человека находится 5 л. Крови, потеря 1 л. Крови приводит к серьёзным последствиям. Поэтому при всех ранениях оказание ПП должно быть направлено именно на остановку кровотечения. Делать нужно быстро и на месте.

ПЕРчатки!!!! (собственная безопасность)

Учитель: Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для его проведения мне нужно 3 добровольца (желающие вы ходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь. К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Демонстрационный столик:: бинт, жгут, крутки, палочка, бумага, ручка, ремень, косынка, шарф, перекись водорода

Ученик: Искать способы остановки кровотечения.

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки

кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названиемна доске. Пальцевое прижатие артерии Наложение жгута Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

придание поврежденной конечности возвышенного положения

Учитель: Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Ученик: Нашли способы остановки кровотечения.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам по группам .( получить карточки с заданием) Каждая группа найдет в учебнике на стр. 116- 120 информацию о правилах применения одного из способов остановки кровотечения. Ваш способ указан на карточке. После того, как ваша группа изучит способ, представители групп (2-3 человека) расскажут, при каких видах кровотечений он применяется, как правильно его применять и продемонстрируете это. Все необходимое находится на этом столе (на столе лежат жгут, бинты, перекись водорода, валики, бумага, ручка). У вас есть 10 минут.

Ученики получают карточки со способами остановки кровотечения, выполняют работу в группах.

На выбор групп

(Я!!!) Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. Ребята повторяют.

Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (ответы учащихся )Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.

А теперь я  предлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением.

Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.

Первая помощь при носовом кровотечении: (раздаю ученикам вклеить в тетрадь)

1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;

2.Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;

3.При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!

4.Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3см и толщиной 1-1,5см, детям — толщиной 0,5см);

5.Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20мин.

6.Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания.

Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях:  (БАБУЛЯ!!!)

1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.

2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.

3.Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.

4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.

5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.

6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.

Учитель: Давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки кровотечений из крупных сосудов. У каждого из вас на столе лежат карточки с красными и синими кругами. При помощи них вы будете давать ответы на вопросы. Если вы считаете, что речь идет об артериях или артериальном кровотечении, вы поднимаете карточку с красным кругом, если о венах или венозном кровотечении – с синим кругом.

Решение карточек

  1. От сердца кровь идет под давлением по венам или артериям?

  2. Если кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей, то какое это кровотечение?

  3. Какие сосуды проходят в глубине тканей организма?

  4. Какое кровотечение возникает при поверхностном ранении в случае повреждения сосуда?

  5. Если кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно, то какое это кровотечение?

основные правила нашего поведения во время оказания ПП:

Оценить обстановку, где находится пострадавший.

  • По известным признакам определить вид кровотечения.

  • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.

ДЗ:!!! Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. 2. Составить памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях.

Рефлексия.

Учитель: Улыбка смаил

Те знания и навыки, которые вы приобрели,  необходимы любому человеку и в любой жизненной ситуации. Помочь человеку в сложной ситуации, когда его жизни угрожает опасность – это настоящий подвиг. 
На память об этом уроке я хотел бы подарить каждому из вас этот талисман – сердце, который символизирует доброту, сочувствие, выручку. Всего вам доброго.
Учитель вручает  ученикам сердца, изготовленные из цветной бумаги.

Учащиеся читают стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря .

Источник

                 Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской                                    

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

       Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.  Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

— Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

— От чего у человека может возникнуть    

                кровотечение?

— Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

СЛАЙД 3.

Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Ответы учащихся:

Повреждение острым, предметом предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.

Задачи:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное. 

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

Отвечают:

Смешанное кровотечение

Познавательные УУД

Формирование действия классификации

3.   Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

— Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

— Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

— Как вы думаете, какая тема  нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. — «Первая помощь при кровотечении»

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь тему урока

Регулятивные УУД

Формирование действия прогнозирования

Коммуникативные УУД.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

4.  Изучение нового материала – 20минут.

 Нахождение способов остановки кровотечения

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд , например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

 Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Запишем их в тетрадь.

Искать способы остановки кровотечения.

Отвечают ученики:

Нашли способы остановки кровотечения.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

Формирование умения отвечать на вопросы

5.  Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения)       СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)

Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.

Просмотр видео.

Познавательные УУД 

Общеучебные

Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска

СЛАЙД 6.          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.  Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.

Предлагаю вам применить данные способы на практике.

Перед нами учебный тренажер, на нем отрабатываются навыки оказания различной ПМП.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)

Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)

Коммуникативные УУД

 Планирование учебного сотрудничества

Совместное обсуждение проблемы и выполнение задания в паре

Познавательные УУД

Логические универсальные действия

Формирование действия анализа объектов с целью выделение признаков

7.Закрепление

У детей на столе лежит модель кластера.

— Вы должные его заполнить, указав для каких частей тела применимы изученные сегодня способы остановки кровотечения.

СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.

8.  Подведение итогов.

— Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?

Жгут — то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

— Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице?    СЛАЙД 8.

Составляем синквейн со словом ЖГУТ.

Жгут.

Резиновый, тянущийся.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

Помощь.

-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

— Где мы можем применить наши знания?

Учитель выставляет оценки.

Отвечают:

Наложение жгута.

Отвечают:

Регулятивные УУД

Оценка Рефлексия

 Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

Ребята на доске нарисовано солнышко, но на нём нет лучиков. Выходя из класса я попрошу каждого из вас приклеить лучик. Если урок понравился — жёлтый, не очень — зелёный, не понравился — синий.

8.   Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник

Нарисовать : солнышко; Желтый квадрат, зеленый треугольник, красный круг.

Напечатать: приложения.

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки. 

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

 -Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

 -Положить на спинку носа холод.

 -Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

 -Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Источник