Урок обж по теме кровотечения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоромановская средняя общеобразовательная школа»
Уро в 10 классе
Первая медицинская помощь при кровотечении.
Составила и провела
преподаватель- организатор ОБЖ
Новоромановской СОШ
Горботенко Валентина Ивановна
Тема урока:
Первая медицинская помощь при кровотечении.
Цель.
По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать правила оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способы временной остановки кровотечения;
б) иметь представление о видах кровотечений;
в) уметь: останавливать кровотечение различными способами;
Основное содержание урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Сообщение темы урока.
Тема нашего занятия «Первая медицинская помощь при кровотечении».
Слайд №1 («Первая медицинская помощь при кровотечении»)
Запишите тему в тетрадь.
3.Постановка цели и задач.
Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (ответы детей)
Правильно, молодцы ребята, сегодня мы будем учиться правилам оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способами временной остановки кровотечения.
Для того чтобы понять насколько опасно кровотечение проведём эксперимент.
Я хочу сюда пригласить _____(имя ребёнка). В таком человеке находится 3 литра крови (проводится эксперимент: наливается в специальное приспособление 3 литра подкрашенной воды, оскабливается трубка и «кровь» вытекает, дети наблюдают, насколько быстро происходит истечение крови при ранении сосуда).
Потеря более 1 литра крови приводит к серьёзным последствиям для человеческого организма.
4.Новый материал.
Отчего может зависеть объём потери крови?
Молодцы, правильно, это действительно зависит от вида кровотечения. Составим схему в тетради.
Слайд №2 (капиллярное)
Это самое распространенное кровотечение и менее опасное, кровь сочится по всей поверхности, так как повреждаются мелкие сосуды (капилляры).
Встречали ли вы в быту такие кровотечения?
Слайд №3 (венозное)
Более сложное кровотечение венозное.
Повреждение, каких сосудов приводит к этому кровотечению?
Кровь тёмного цвета, вытекает из раны непрерывно, спокойно
Слайд №4 (артериальное)
Самое опасное кровотечение, когда повреждаются крупные сосуды (артерии).
Назовите вид такого кровотечения?
Кровь алого цвета вытекает пульсирующей струёй (по ходу показов слайдов составляется схема).
ВИДЫ КРОВОТЕЧЕНИЙ
КАПИЛЛЯРНОЕ
ВЕНОЗНОЕ
АРТЕРИАЛЬНОЕ
При каких видах кровотечений человеку не нужна помощь, а при каких он будет нуждаться в помощи?
Заботу о здоровье нельзя перекладывать на плечи только одной медицины. Необходимо потрудиться и самому, особенно тогда, когда тебе или другому человеку нужна срочная медицинская помощь, иначе может случиться трагедия.
Первая медицинская помощь заключается, прежде всего, в остановке кровотечения.
Почему? (Делать это надо , быстро, без промедления, так как потеря даже, незначительного количества крови нарушает работу сердца и дыхания. Помощь должна, оказываться прямо на месте).
Слайд №6
Для того, чтобы помощь была действенна необходимо знать «Способы временной остановки кровотечения».
На нашем стенде представлены материалы, с помощью которых мы можем оказать помощь при кровотечении. Существуют специальные и подручные средства (стенд «Перевязочные средства»)
Теперь, зная возможности этих средств, мы будем учиться использовать их на практике при оказании помощи при кровотечении.
Практическая работа.
Ситуация №1
У вас поранен указательный палец на правой руке, кровотечение капиллярное. Ваши действия (на парте лежат различные перевязочные материалы, ученик выбирает и оказывает самопомощь).
Ситуация №2 (вызвать ученика, усадить на стул)
Миша ехал на велосипеде, упал на осколки битого стекла, повредил вену. Какое кровотечение? Поможет ли лейкопластырь? Ребята, такое кровотечение можно остановить наложением давящей повязки. Наложение давящей повязки — еще один из несложных и надежных способов остановки кровотечения, уменьшения боли, и создания покоя поврежденной части тела. Одновременно повязка защитит рану от загрязнения. (работа проводится по этапам, учитель показывает на ученике, дети работают в парах).
Ситуация №3
Вася пошёл рубить дрова и вдруг промахнувшись, ударил топором по ноге. Моментально проступила через одежду кровь алого цвета, закружилась голова. Какое кровотечение возникло? Какие действия необходимо предпринять в данной ситуации?
Но прежде чем остановить артериальное кровотечение, необходимо знать расположение артерий и точки прижатия.
Посмотрите на слайд №7, на котором показаны точки поверхностного расположения артерий. Они находятся непосредственно под кожей. В этих местах их можно без труда прижать, чтобы кровотечение остановилось. Их много, но самые основные точки и их 7, должен знать каждый. Отметьте эти точки на своей карточке.
Пальцевое прижатие артериального сосуда выше раны — простой и доступный способ временной остановки кровотечения. Однако его надежность не очень велика, так как невозможно долгое время прижимать артерию пальцами с достаточной силой. Основной и наиболее надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов при ранении ног или рук — это наложение жгута.
Просмотр видеоматериала «Наложение жгута» (сначала просмотреть)
А сейчас, мы ещё раз просмотрим фильм, но я буду делать остановки, а ваша задача рассказать, какое действие сделано.
Внимание!
• более чем на 2 ч летом и 1 ч зимой жгут накладывать нельзя
•через 1-2 ч его обязательно надо снять и наложить на другое место, предварительно пережав артерию пальцем
• нельзя накладывать жгут на голую кожу
Самое распространённое кровотечение носовое, оно встречается довольно часто. Скажите, когда может возникнуть носовое кровотечение?
Слайд №8
Слайд №9 ситуационная задача.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность, ответ запишите.
Слайд №10 (проверка)
Способов остановки артериального кровотечения много.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрели основные.
Что мы узнали нового на уроке и чему научились?
Проверим, насколько ваши знания прочны.
Самостоятельная работа по карточкам (самопроверка)
Домашнее задание: учебник стр.116-121 прочитать, ответить на вопросы.
Слайд №12
Источник — «https://letopisi.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%9E%D0%91%D0%96_%D0%98%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8B»
Источник
ТЕМА УРОКА: «Кровотечение. Оказание первой помощи » 5 класс
Цель урока: уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.
Задачи: Личностные:
понимать необходимость оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;
развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
определять способы действий в рамках предложенных условий
устанавливать аналогии
осуществлять смысловое чтение
развивать способности к организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
развивать навыки монологической и диалогической речи;
Предметные:
1. характеризовать основные виды кровотечений;
2. освоить правила применения способов остановки кровотечений;
3. уметь правильно оказывать первую помощь в случае различных видов наружного кровотечения.
Планируемые результаты: Личностные:
обосновывает необходимость оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;
умеет вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
самостоятельно определяет цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
определяет способы действий в рамках предложенных условий;
устанавливает аналогии;
осуществляет смысловое чтение;
осуществляет организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
владеет навыками монологической и диалогической речи.
Предметные:
1. характеризует основные виды кровотечений;
2. знает правила применения способов остановки кровотечений;
3. умеет правильно оказывать первую помощь в случае различных видов наружного кровотечения.
Оборудование:
карточки с названиями способов остановки кровотечения;капельница;
жгут;
ручка;
бумага;
ткань;
валик небольшого размера;
бинты;
ножницы;
слайды с изображением капиллярного, венозного, артериального кровотечения,
проектор;
экран
Этапы урока:
1. Актуализация знаний
2. Работа в группах. Изучение нового материала.
3. Практическое применение способов остановки кровотечения.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Содержание этапов урока
1.Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, ребята улыбнитесь!
Проверка ДЗ.
Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.
Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и оказание ПП. (сл.1,)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (ответы учащихся)
Кровотечение – истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда. (сл.2
(Слайд № 3) Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно, человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда.
Ребята , а как можно повредить кровеносные сосуды?
Различают наружное и внутренне кровотечение:
При наружном кровь изливается на поверхность тела (наблюдается при ранении головы, шеи, конечностей)
При внутренне кровотечении –кровь изливается во внутренние органы, полости.
Не видно где находится кровь, и мы не можем оказать ПП, сразу нужно обращаться в скорую помощь
Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь.
В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии.
А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (сл.4 )мы придём к выводу , что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение , следовательно будет сильнее. И поэтому все кровотечения делят на:
артериальные, венозные ,капиллярные, смешанные Слайд № 5)
ОПЫТ: У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике , что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (слайд 6)
Работа в группах: на выбор групп (вид кровотечения и заполнить часть таблицы используя учебник стр. 114
) при венозном — она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений.
Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Вы определили вид кровотечения: но что еще нужно знать, чтобы спасти жизнь человека?
Ученик: Нужно знать, как останавливать кровотечение т.е. Оказать ПП .
(Заполнить другую часть таблицы)!!!!!!!!!!!
Т.К. В организме человека находится 5 л. Крови, потеря 1 л. Крови приводит к серьёзным последствиям. Поэтому при всех ранениях оказание ПП должно быть направлено именно на остановку кровотечения. Делать нужно быстро и на месте.
ПЕРчатки!!!! (собственная безопасность)
Учитель: Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для его проведения мне нужно 3 добровольца (желающие вы ходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь. К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?
Демонстрационный столик:: бинт, жгут, крутки, палочка, бумага, ручка, ремень, косынка, шарф, перекись водорода
Ученик: Искать способы остановки кровотечения.
Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки
кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названиемна доске. Пальцевое прижатие артерии Наложение жгута Наложение давящей повязки
Максимальное сгибание конечности
придание поврежденной конечности возвышенного положения
Учитель: Итак, что мы сейчас с вами сделали?
Ученик: Нашли способы остановки кровотечения.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам по группам .( получить карточки с заданием) Каждая группа найдет в учебнике на стр. 116- 120 информацию о правилах применения одного из способов остановки кровотечения. Ваш способ указан на карточке. После того, как ваша группа изучит способ, представители групп (2-3 человека) расскажут, при каких видах кровотечений он применяется, как правильно его применять и продемонстрируете это. Все необходимое находится на этом столе (на столе лежат жгут, бинты, перекись водорода, валики, бумага, ручка). У вас есть 10 минут.
Ученики получают карточки со способами остановки кровотечения, выполняют работу в группах.
На выбор групп
(Я!!!) Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. Ребята повторяют.
Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (ответы учащихся )Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением.
Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.
Первая помощь при носовом кровотечении: (раздаю ученикам вклеить в тетрадь)
1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
2.Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
3.При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
4.Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3см и толщиной 1-1,5см, детям — толщиной 0,5см);
5.Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20мин.
6.Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания.
Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (БАБУЛЯ!!!)
1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
3.Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.
Учитель: Давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки кровотечений из крупных сосудов. У каждого из вас на столе лежат карточки с красными и синими кругами. При помощи них вы будете давать ответы на вопросы. Если вы считаете, что речь идет об артериях или артериальном кровотечении, вы поднимаете карточку с красным кругом, если о венах или венозном кровотечении – с синим кругом.
Решение карточек
От сердца кровь идет под давлением по венам или артериям?
Если кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей, то какое это кровотечение?
Какие сосуды проходят в глубине тканей организма?
Какое кровотечение возникает при поверхностном ранении в случае повреждения сосуда?
Если кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно, то какое это кровотечение?
основные правила нашего поведения во время оказания ПП:
Оценить обстановку, где находится пострадавший.
По известным признакам определить вид кровотечения.
Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.
ДЗ:!!! Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. 2. Составить памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях.
Рефлексия.
Учитель: Улыбка смаил
Те знания и навыки, которые вы приобрели, необходимы любому человеку и в любой жизненной ситуации. Помочь человеку в сложной ситуации, когда его жизни угрожает опасность – это настоящий подвиг.
На память об этом уроке я хотел бы подарить каждому из вас этот талисман – сердце, который символизирует доброту, сочувствие, выручку. Всего вам доброго.
Учитель вручает ученикам сердца, изготовленные из цветной бумаги.
Учащиеся читают стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря .
Источник