Урок обж 11 класс остановка кровотечения

Урок ОБЖ в 11 классе

Тема: «Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки и жгута»

Составил: педагог-организатор ОБЖ Пискулина Т.В.

Цель урока: 

Развивающие:

дать учащимся понятие о способах остановки кровотечения;

способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;

учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

Обучающие: практическое овладение способами остановки кровотечения.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

Оборудование: таблицы и схемы по теме, индивидуальный перевязочный пакет, бинты, ножницы, кровоостанавливающий жгут.

                                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос учащихся:

*Что такое рана?

*Какие раны различают по характеру ранящего предмета и объёму разрушения тканей?

*Какими проявлениями может сопровождаться ранения?

*Для чего проводится обездвиживание травмированных участков тела раненого подручными средствами?

Решение практической задачи:

Ваш товарищ не удачно упал на катке, почувствовал резкую боль в ноге, на больную ногу наступить не может. Окажите первую помощь.

3. Изучение новой темы.

1. Объяснение учителя

Сегодня вы познакомитесь со способами остановки кровотечения и научитесь правильно накладывать давящую повязку и жгут.

Прежде чем начать останавливать кровотечение, необходимо освободить поврежденную конечность от одежды или обуви. По ходу моего объяснения правил снятия одежды  с пострадавшего, законспектируйте основные из них в тетрадь:

Начинать снимать одежду необходимо со стороны, противоположной раненной.

Одежду, приставшую к ране, обрезают вокруг раны.

При сильном кровотечении одежда или обувь быстро разрезается для освобождения места ранения.

Обувь разрезают по шву задника и осторожно снимают ее, начиная с пятки.

Полностью раздевать пострадавшего нельзя, необходимо освободить лишь место ранения.

Вспомните, какие виды кровотечения существуют, охарактеризуйте их.

Артериальная кровь алая по цвету и бьёт из раны прерывистой струёй.

Венозная кровь более темная и вытекает медленно, равномерно.

Капиллярное кровотечение отличает равномерное вытекание по всей поверхности раны в виде капель.

Определите вид кровотечения в конкретной ситуации:

При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. (Венозное)

Играя в салки, один из мальчиков упал. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Какой это  вид кровотечения? (Артериальное)

Маленькая девочка каталась на велосипеде и случайно упала. Она сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны. (Капиллярное)

2.Самостоятельная работа учащихся

С помощью учебника заполните опорные таблицы.

Вид кровотечения

Алгоритм оказания первой медицинской помощи

Артериальное

Венозное

Капиллярное

3.Практическая работа

Практическое задание «Наложение давящей повязки и жгута». Учащиеся делятся на три группы и с помощью опорных таблиц выполняют задания.

*Первая группа останавливает артериальное кровотечение, повреждена плечевая артерия.

*Вторая группа останавливает венозное кровотечение, рана ниже локтя.

*Третья группа останавливает капиллярное кровотечение.

Ученики консультируют и контролируют действия друг друга.

После выполнения задания учащимся предлагается потренироваться  в наложении жгута- закрутки из подручного материала.

4.Итог урока

* Назовите основные правила наложения повязок.

*Для чего предназначена давящая повязка?

Домашнее задание

Повторить практические знания оказания первой помощи при ранении.

Литература

1.А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс : учебник для общеобр. учреждений, 2012г.

2. В.А.Шкенёв. Основы безопасности жизнедеятельности, 11класс.

Источник

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Методические материалы по курсу ОБЖ | Методические материалы для основной и старшей школы | Методические материалы по ОБЖ к учебнику 11 класса |

Методические рекомендации к урокам

подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой

Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)

Уроки 5, 6

Первая помощь при кровотечениях и ранениях.

Учебные вопросы

1. Первая помощь при кровотечениях.

2. Первая помощь при ранениях.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при кровотечениях и ранениях.

Основное содержание уроков

Теоретическая часть. Понятие о кровотечениях, Классификация и характеристика кровотечений Причины, вызывающие кровотечения. Характеристика наружного кровотечения. Признаки артериального и венозного кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Капиллярное Кровотечение и способы его остановки.

Характеристика и признаки внутреннего кровотечения. Рекомендации по остановке внутреннего Кровотечения.

Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения повязок.

Практическая часть. Отработка приемов и способов временной остановки наружного кровотечения: путем пальцевого прижатия артерий, наложением давящей повязки, наложением жгута и жгута-закрутки, максимальным сгибанием конечности, приданием возвышенного положения поврежденной конечности. Отработка навыков оказания первой помощи при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях. Отработка приемов наложения повязок »а различные части тела.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Какое кровотечение называется наружным, а какое внутренним?

2. Назовите признаки сильного наружного артериального и венозного кровотечений.

3. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?

4. Каковы правила оказания первой помощи при кровотечениях?

5. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?

6. Для каких целей предназначена давящая повязка.

7. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки?

8. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?

9. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов ног и рук?

10. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?

11. Назовите признаки внутреннего кровотечения.

12. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?

13. Как классифицируют раны?

14. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?

15. Назовите последовательность оказания первой помощи при обширной и незначительной открытой ране.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1, задания 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.

Уроки 7, 8

Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах.

Учебные вопросы

1. Первая помощь при закрытых повреждениях и травмах.

2. Первая помощь при переломах.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах, открытых и закрытых переломах.

Практическая часть. Ушибы и их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при ушибах.

Растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов, их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при растяжении. Разрывы связок и мышц, их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при разрывах связок и мышц.

Вывихи и их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при вывихах.

Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Отработка приемов оказания первой помощи при открытых и закрытых переломах. Отработка основных правил транспортной иммобилизации верхних и нижних конечностей.

Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Какие виды повреждений относятся к закрытым травмам?

2. Что называется ушибом?

3. Какими признаками характеризуется ушиб?

4. Дайте определение растяжения.

5. Назовите характерные признаки растяжения.

6. В результате чего человек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий?

7. Назовите признаки разрыва связок.

8. Какими признаками характеризуется разрыв мышц?

9. Что называется вывихом?

10. Что называется переломом?

11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них?

12. Назовите основные принципы транспортной иммобилизации.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2,тема 2.2, задания 29, 30. 31, 32, 33.34, 35, 86.

Урок 9

Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.

Учебные вопросы

1. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи.

2. Сотрясение головного мозга.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при травмах головы и позвоночника.

Основное содержание урока

Теоретическая часть. Понятие о черепно-мозговой травме. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга, признаки и симптомы.

Практическая часть. Отработка приемов оказания первой помощи при травмах головы или позвоночника. Отработка правил иммобилизации при травмах головы и позвоночника. Отработка приемов оказания первой помощи при сотрясении мозга.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины травм головы и позвоночника.

2. Какие признаки и симптомы указывают на травму головы и позвоночника?

3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника.

4. Назовите последовательность оказания первой помощи при травмах головы и позвоночника.

5. Какая первая помощь оказывается при подозрении на сотрясение головного мозга?

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1. задания 37, 38.

Урок 10

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза.

Учебные вопросы

1. Первая помощь при повреждениях грудной клетки.

2. Первая помощь при повреждениях и ранениях живота.

3. Первая помощь при повреждениях области таза.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при травмах грудной клетки, живота и области таза.

Основное содержание урока

Практическая часть. Опасности травм грудной клетки. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе ребер. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе грудины и закрытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе грудины и открытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой помощи при повреждении живота.

Отработка приемов оказания первой помощи при ранении живота Отработка приемов оказания первой помощи при переломе костей таза.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы

1. По каким причинам происходят травмы грудной клетки?

2. Какие осложнения могут вызвать травмы грудной клетки?

3. Что такое пневмоторакс? Чем отличается закрытый пневмоторакс от открытого?

4. Назовите последовательность оказания первой помощи при:

а) переломе ребер;

б) переломе грудины и закрытом пневмотораксе;

в) переломе грудины и открытом пневмотораксе.

5. Какие признаки указывают на повреждение живота, сопровождающееся внутриутробным кровотечением и разрывом полого органа?

6. Назовите основной признак проникающего ранения живота.

7. Назовите последовательность оказания первой помощи при:

а) повреждении живота;

б) ранении живота;

в) переломе костей таза.

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.4, задание 39.

Источник: Методические материалы по ОБЖ для 11 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой

Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)

Источник

Слайд 1

Основы медицинских знаний тема : «Раны, способы остановки кровотечений»

Слайд 2

Раны. Характеристика ран. П.М.П. Кровотечения. Способы остановки кровотечения. раскрытие темы —

Слайд 3

Основы медицинских знаний тема : «Раны, способы остановки кровотечений»

Слайд 4

Раны. Раны — нарушение целостности кожи и слизистых оболочек .

Слайд 5

Виды ран ушибленные укушенные отравленные

Слайд 6

Рубленые раны- наносятся острым предметом.

Слайд 7

Рваная рана. Характерны рваные края и большая степень загрязнения.

Слайд 8

Резаная рана. Эту рану наносят острым предметом.

Слайд 9

Огнестрельная рана

Слайд 10

Колотая рана. Наносится в основном колющим оружием.

Слайд 11

Оказание помощи при ранах Остановить кровотечение Рану промыть дезинфицирующим раствором или водой обработать кожу вокруг раны наложить давящую повязку

Слайд 12

Ранения волосистой части головы . Ранения мягких тканей волосистой части головы всегда опасны. Они могут сопровождаться обильными кровотечениями, повреждением костей черепа, ушибом мозга (сотрясение) или кровоизлиянием в мозг (гематома), возникновением отека мозга и воспалением оболочек мозга (менингит, энцефалит).

Слайд 13

Оказание помощи очистить и промыть рану обработать кожу вокруг раны остановить кровотечение наложить повязку (желательно стерильную) приложить холод обратиться к врачу Во всех случаях ранения головы необходимо без промедления обратиться к врачу.

Слайд 14

Ранения живота с выпадением внутренних органов.

Слайд 15

Оказание помощи очистить и промыть рану наложить на рану повязку на повязку в области раны положить холод пострадавшего как можно скорее доставить в больницу Медлить недопустимо, так как есть большая опасность развития перитонита (воспаления брюшины), тогда помощь пострадавшему будет крайне затруднена.

Слайд 16

Ранения лица Любые ранения лица всегда крайне опасны для жизни. Во-первых, они, как правило, сопровождаются значительным кровотечением. Во-вторых, они могут привести к повреждению головного мозга. Возможно также развитие раневой инфекции (прежде всего, большая опасность развития столбняка или бешенства — при укушенной ране больным животным), повреждение нервов и протоков желез (слюнных, слезных). В конце концов, ранение лица влечет за собой образование грубых, обезображивающих рубцов.

Слайд 17

Оказание помощи очистить и промыть рану остановить кровотечение обработать кожу вокруг раны наложить давящую повязку наложить холод

Слайд 18

Оказание помощи наложить повязку дать обезболивающее лекарство немедленно доставить пострадавшего к врачу-окулисту Ранения глаз.

Слайд 19

Ранения грудной клетки

Слайд 20

Оказание помощи очистить и промыть рану обработать кожу вокруг раны наложить герметизирующую (окклюзионную) повязку дать пострадавшему обезболивающее средство срочно доставить пострадавшего к врачу в полусидящем положении

Слайд 21

Кровотечения Организм человека без особых последствий переносит утрату только 500 мл крови. Истечение 1000 мл крови уже становится опасным, а потеря более 1000 мл крови угрожает жизни человека. Если утрачено более 2000 мл крови, сохранить жизнь обескровленному можно лишь при условии немедленного и быстрого восполнения кровопотери. Кровотечение из крупного артериального сосуда может привести к смерти уже через несколько минут. Поэтому любое кровотечение должно быть по возможности скоро и надежно остановлено.

Слайд 22

Классификация кровотечений. капиллярное кровотечение паренхиматозное кровотечение Кровотечение бывает наружным (из ран или естественных отверстий тела) и внутренним (кровь скапливается в полостях тела — черепе, груди, животе или каком-либо органе).

Слайд 23

Венозное кровотечение

Слайд 24

Артериальное кровотечение

Слайд 25

Остановка артериального кровотечения.

Слайд 26

Для временной остановки кровотечения из сосудов конечностей можно использовать метод максимального сгибания конечности в суставах

Слайд 27

Для остановки кровотечения используют также способ пальцевого прижатия кровоточащего сосуда в типичном месте .

Слайд 28

Благодарю за внимание

Источник

Слайд 2

Травма – повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним воздействием (механическим, термическим)

Слайд 3

Рана(открытое повреждение)- это нарушение целости кожи, слизистых оболочек с повреждением различных тканей и органов, вызванное механическим воздействием.

Слайд 4

Ссадина- неглубокая рана с повреждением только поверхностных слоев кожи или слизистой, нанесенная плоским предметом на большом протяжении. Царапина- поверхностные повреждения, нанесенные острым предметом в виде тонкой линии.

Слайд 5

1) Резаная рана – наносится острым предметом, характеризуется ровными краями, минимальным объемом поврежденных тканей, незначительным воспалением в краях раны. При этом длина раны преобладает над ее глубиной. Оружие, которым наносится рана : нож, стекло, кинжал, лезвие бритвы. Первая помощь : Наибольшую опасность при колото-резанных ранениях представляет кровотечение. Соответственно первым делом нужно его остановить (или хотя бы замедлить).

Слайд 6

2) Колотая рана отличается от резаной значительным преобладанием глубины над длиной, т.е. глубоким, узким раневым каналом, который нередко может проникать в различные полости организма и повреждать жизненно важные органы. Это обуславливает высокую опасность таких ран. Оружие, которым наносится рана: заточка, шило, нож Первая помощь : Наибольшую опасность при колото-резанных ранениях представляет кровотечение. Соответственно первым делом нужно его остановить (или хотя бы замедлить).

Слайд 7

3) Рубленая рана возникает от удара тяжелым острым предметом, имеет большую глубину и большие размеры, чем раны резаные, так же характерно повреждение скелета и внутренних органов. Первая помощь : — временная остановка кровотечения (при любом ранении необходимо сначала остановить кровотечение). Оружие, которым наносится рана: топор, сабля, лопата.

Слайд 8

4) Ушибленная рана возникает от удара тупым предметом или при ударе о тупой предмет (как результат падения). Приводит к небольшим нарушениям целостности покровных тканей, ткани по периметру таких ран зачастую размозжены и пропитаны кровью, поэтому создаются условия для развития раневой инфекции. Оружие, которым наносится рана: палка, кирпич, камень, бутылка, молоток, обух топора. Первая помощь : — временная остановка кровотечения (при любом ранении необходимо сначала остановить кровотечение).

Слайд 9

5) Рваная рана сопровождается разрывами кожи и подлежащих тканей, в том числе сосудов и нервов, что обуславливает обширные регионарные расстройства кровотока и иннервации. Оружие, которым наносится рана: пила (любой другой зазубренный предмет). Первая помощь : временная остановка кровотечения, наложение повязки, транспортную иммобилизацию.

Слайд 10

7) Скальпированная рана характеризуется полной или частичной отслойкой кожи от подлежащих тканей. Такие раны возникают при попадании конечностей во вращающиеся механизмы машин, под колеса транспорта. Эти раны обычно сильно загрязнены. Первая помощь : — временная остановка кровотечения (при любом ранении необходимо сначала остановить кровотечение). Такие раны возникают при попадании длинных волос в движущиеся механизмы станков и других машин, под колёса автомобиля. Эти раны обычно сильно загрязнены землёй, смазочными материалами, промышленной пылью и инородными телами

Слайд 11

8) Размозженные раны возникают под действием большой силы, вызывающей разрыв и размозжение тканей, при которых создаются условия для накопления и всасывания огромного количества токсинов в организм человека, что обусловливает тяжелый эндотоксикоз. Первая помощь : Требует немедленной, неотложной хирургической помощи: Первичная хирургическая обработка раны, швы хирургические, асептическая повязка/а точнее антисептическая, так как фактически все размозжённые раны можно считать микробно загрязнёнными, инфицированными Могут образоваться при падении на руки или на ноги бетонных плит, блоков

Слайд 12

9) Укушенная рана образуется вследствие укуса животными или человеком, отличается обильным микробным загрязнением. Нередко через раневой дефект заносится яд и вирус бешенства, и другие опасные бактерии. Первая помощь : — промыть поверхность раны струей воды с мылом — обработать края раны 70%-ным раствором спирта или 5%-ным спиртовым раствором йода, в крайнем случае — 3%-ным раствором перекиси водорода; — нанести на рану антибактериальную мазь — наложить стерильную повязку. По возможности не следует делать тугие и герметичные повязки.

Слайд 13

10) Огнестрельная рана возникает в результате воздействия огнестрельных ранений пулями, осколками снарядов и др. предметами, имеющими высокую кинетическую энергию ранящего снаряда, что обуславливает сложную форму раневого канала, обширность зоны поражения, высокую степень микробного загрязнения. Оружие, которым наносится рана: любое огнестрельное оружие. Первая помощь : — временная остановка кровотечения

Слайд 14

1. Наложение жгута при повреждении крупных сосудов. 2. Наложение повязки при небольшом кровотечении: -освободить поверхность от одежды, обуви, обработать антисептическим раствором.

Слайд 15

Асептика – система профилактических мероприятий, направленных против возможности попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи.

Слайд 16

Включает: — стерилизацию инструментов и обработку рук оказывающего медицинскую помощь. Это метод, обеспечивающий предупреждение попадания микробов в рану при ее обработке.

Слайд 17

Основной закон: Все, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть стерильно. Антисептика- это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме.

Слайд 18

1. Проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов; 2. Восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (реанимация) 3. Борьба с болью 4. Временная остановка кровотечения

Слайд 19

5. Закрытие ран стерильными повязками 6.Обездвиживание травмированных участков тела подручными средствами 7.Придание пострадавшему наиболее удобного положения

Слайд 20

8.Обеспечение более быстрой и бережной доставки в лечебное учреждение, либо вызов «скорой помощи»

Слайд 21

1. Передвижение пострадавшего, если его жизни угрожает опасность. 2.Перед первой помощью обеспечить проходимость дыхательных путей, проверить наличие дыхания и пульса 3. Вызов «скорой помощи» 4.Если состояние критическое оказывать первую помощь до приезда «скорой»

Слайд 22

5. Если пострадавший в сознании- спросить разрешения на оказание первой помощи.

Слайд 23

1. Снимать одежду с нетравмированной стороны. Одежду вокруг раны обрезают. 2. При сильном кровотечении быстро разрезать и освободить место ранения. 3.При травмах голени и стопы разрезать обувь по шву задника, а потом снимать освобождая сначала пятку.

Слайд 24

4. Раздевать полностью нежелательно. Только ту часть тела, где нужно выполнить манипуляции. 5. В одежде прорезать «окно», чтобы после наложения повязки и остановки кровотечения можно было закрыть оголенную часть тела.

Слайд 25

1. На кровоточащую рану накладывают стерильную или чистую ткань, проглаженную горячим утюгом. 2. Поверх нее кладут плотный валик из бинта или ваты и прибинтовывают. 3. Кровотечение должно остановиться. 4. Не снимать до поступления в лечебное учреждение.

Слайд 26

1. Накладывают выше раны на 5-7 см от ее верхнего края. 2.Конечность перед наложением поднимают вверх. 3.На место наложения жгута накладывают ткань. 4. Жгут затягивают до остановки кровотечения. Под него кладут записку с указанием времени наложения.

Слайд 27

5. Перед наложением жгута кровоточащий сосуд выше раны прижимают пальцем, чтобы подготовиться. 6Рану прижимают пальцем и через 2-3 мин повторно затягивают.

Источник

Читайте также:  Физические методы остановки кровотечения ультразвук