Урок биологии в 8 классе первая помощь при кровотечениях

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

  Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать  знания по теме  «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

  Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

  Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

 Оборудование: презентация, опорные таблицы,  жгут резиновый, закрутка, бинты.

 Тип урока: изучение нового материала.

 Вид урока: практикум

 Формы работы:  групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения,  виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

  III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений  

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

 1. Проводится компьютерное тестирование .      
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

 7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;  
б) в левом желудочке;  
в) в правом желудочке;

   Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.  III. Изучение нового материала:

  Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
 Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. 
Кровотечения  являются наиболее опасным осложнением  ран,  непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение  может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

  В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные  кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
  1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются  мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани. 
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом». 
2 –й ученик: «-Венозное  кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять.  Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие  артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся  в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».  
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

  Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений,  временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах). IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся. V. Домашнее задание.  Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».

Источник

Урок биологии в 8 классе.

Тема « Первая помощь при кровотечениях»

Цель урока: знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.

Задачи:

Задачи: 

— предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую

помощь при повреждениях сосудов; 

— метапредметные:

познавательная:- поиск информации в различных источниках , оформление ее в виде таблицы

регулятивная: достижение результатов согласно поставленной цели , самооценка результатов

коммуникативная: взаимодействие в группе, распределение ролей в группе.

личностная: умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему

Оборудование: таблицы «кровотечения и их виды», « Основные виды повязок»,бинты, жгуты, палочки для закрутки, учебники « Биология «8 кл, Колесов Д.В., сборник заданий «Человек и его здоровье» Р.Д.Маш.

Мотивационное поле: всегда ли человек может оказать помощь? кто из вас готов это сделать?

Ситуация: группа школьников ехали на велосипедах по автомобильной трассе. При попытке пересечь трассу одна из велосипедисток была сбита автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали « Скорую помощь» и ждали ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.

Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?

Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим оказываются люди не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя будет зависеть здоровье , а иногда и жизнь человека.

-кто мог бы помочь в этой ситуации? какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)

-действительно пострадавшему может помочь кто не только знает, но и умеет.

-на доске две буквы СЯ: чтобы уметь, нужно сделать ( учиться, тренироваться).

— учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя).

-какие знания и умения можем получить?( распознать кровотечение, оказать первую помощь).

Основная часть урока

-Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:

1 группа — венозное кровотечение

2 группа — артериальное кровотечение

3 группа – капиллярное кровотечение

4 группа — внутреннее кровотечение

5 группа — носовое кровотечение

  • Работу по каждому виду оформить в таблицах на листах-картах, привести пример оказания первой помощи на одном из обучающихся.
  • Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт, обучающийся 9 класса.

1. Результаты оформим в таблицу « Первая помощь при кровотечениях»

Вид кровотечения

Признаки кровотечения

Меры первой помощи

Группы работают 7 минут, докладывают результаты своей работы.

Эксперт оценивает и комментирует.

2.Выберите карточку-задание и окажите первую помощь одному из «пострадавших»

Задания:

  1.У пострадавшего кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает                                        пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

2.Велосипедист упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Правая голень кровоточит как губка. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

3.Подросток во время прыжка ударился головой о препятствие. Носом течет кровь, на лбу шишка.  Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

4.Подросток после прыжка обнаружил, что щепка воткнулась в правую голень. Кровь течет слабой ровной струей. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

5.При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

Эксперт подводит итоги работы групп.

Рефлексия

-Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?

-Какие СЯ для этого приобрел?

-Составьте синквейн на тему « Кровотечение»

-Сделайте самооценку своей работы на уроке.

— Приклейте свой стикер на одну из линий поведения.

  • красная-я знаю как помочь быстрее «Скорой помощи»
  • синяя – я могу помочь при поддержке кого-либо
  • желтая – я вызову «Скорую помощь»

Домашнее задание ( любое по выбору):

— составить инструкцию юного спасателя

— написать мини-сочинение « Как нужно действовать при спасении человека»

— нарисовать плакат « Умей спасти жизнь человека!»

Результаты:

предметные: обучающиеся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь, составлять таблицу.

метапредметные:

познавательные: информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта.

регулятивные: достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы, самооценка результатов.

коммуникативные: взаимодействие в группе, распределение ролей в группе.

личностные: умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказывать первую доврачебную помощь.

познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее

в виде таблицы 

регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели,  

самооценка результатов; 

коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе; 

личностная – умение действовать в экстремальной  ситуации, готовность

прийти на помощь пострадавшему. 

Источник

Конспект урока биологии в 8 классе на тему

«Первая помощь при кровотечениях».

Автор: Пономарёва Н.С. учитель биологии МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи; 

Задачи:

Образовательные: научить обучающихся распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов;

Развивающие: развивать умение работать с текстом, совершенствовать навыки оказания первой помощи, применять теоретические знания на практике;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, сопереживания, неравнодушия

Тип урока: Изучение нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, мультимедийная презентация, дидактические карточки,

Ход урока:

I. Организационный момент. (1мин.)

II. Проверка знаний учащихся. (7 мин.)

Игра «Бросайка». В проверке домашнего задания мне поможет вот такой кубик с разноцветными гранями. Цвет грани определяет тип задания, на которое вам необходимо ответить, таким образом, за красной гранью скрываются вопросы по теме прошлого занятия (таких граней 2), за голубой – вопросы из ранее изученных тем, за оранжевой – практические задания, а за зелёной – загадки.

Работаем в парах. За каждый верный полный ответ пара получает 2 жетона, если ответ не полный – 1 жетон. Пара, которая наберет большее количество жетонов – занимает 1е место и получает «5», занявшие 2е место получают «4».

Вопросы по теме «Движение крови по сосудам»:

  1. В каких сосудах давление крови самое высокое? (В артериях)

  2. Как называется прибор для измерения артериального давления? (тонометр)

  3. Что такое гипертония? Чем она опасна? (это стойкое повышение артериального давления, опасно тем, что нарушается кровоснабжение тканей и возникает угроза разрыва стенки сосуда)

  4. Что такое гипотония? (это стойкое снижение артериального давления).

  5. Что такое инсульт? (кровоизлияние в головной мозг)

  6. Как называется кровоизлияние в мышцу сердца, приводящее к омертвению его участков? (инфаркт миокарда)

  7. Что такое пульс? (периодическое толчкообразное расширение стенок артериальных сосудов, синхронное сокращениям сердца)

  8. В каких сосудах скорость движения крови минимальна?(в капиллярах)

  9. С какой скоростью кровь движется по артериям? (50 см/с)

  10. Как влияет физическая нагрузка на пульс? (при физической нагрузке пульс увеличивается)

  11. Какой механизм обеспечивает движение крови по венам? (сокращение скелетных мышц и давление внутренних органов)

  12. Каков идеальный пульс в вашем возрасте? (80 уд/мин.)

  13. Величина артериального давления у здорового человека? (120/80 мм рт ст)

  14. Что такое гиподинамия? (ограничение физической подвижности)

  15. Что происходит с сосудами человека после каждой выкуренной сигареты? (никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления)

Вопросы ранее изученных тем:

  1. Величина, какого органа приблизительно равна размеру сжатой в кулак руки? (сердце)

  2. Назовите фазы сердечного цикла. (сокращение=систола предсердий, сокращение=систола желудочков, пауза=диастола)

  3. Какая из фаз сердечного цикла наиболее продолжительна? (пауза=диастола 0,4 сек.)

  4. Из чего состоит кровь? (плазма и форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

  5. Как называется средний слой стенки сердца? (миокард)

  6. Как влияет адреналин на работу сердца? (Ускоряет)

  7. Сколько кругов кровообращения у человека? Как они называются? (два: большой и малый)

  8. Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения? (начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии)

  9. Где начинается и заканчивается малый (лёгочный) круг кровообращения? (начинается в правом желудочке, заканчивается в левом предсердии)

  10. В каком круге кровообращения кровь насыщается кислородом? (в малом круге кровообращения)

  11. Назовите виды кровеносных сосудов. (артерии, вены и капилляры)

  12. Какой тип кровеносных сосудов имеет стенки, состоящие из одного слоя клеток? (капилляры)

  13. У каких из сосудов стенки наиболее толстые? (артерии)

  14. Почему кровь по венам не может течь в обратном направлении? (внутренний эпителиальный слой образует кармановидные клапаны)

Практические задания:

  1. Покажите, как правильно надевать манжетку тонометра для измерения АД.

  2. Определите пульс у своего соседа. Сравните с нормой.

  3. Опишите последовательность измерения АД. (надеть манжетку, фонендоскоп приложить к месту локтевого сгиба, накачать манжетку с помощью резиновой груши до 160 мм рт.ст., открыть винтовой клапан и выпускать воздух; Момент появления звуков соответствует верхнему давлению, а их исчезновение — нижнему)

Загадки:

  1. День и ночь стучит оно, 
    Словно бы заведено. 
    Будет плохо, если вдруг 
    Прекратится этот стук.  (сердце)

  2. Разных групп у нас она,

Но на цвет – у всех одна (кровь)

  1. Кто для блага всех людей

Кровью делится своей? (донор)

  1. В сосуде водица, ею нельзя напиться? (кровь)

  2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (кровеносную)

  3. А теперь такой вопрос:

Что за мышечный насос

В нашем теле кровь качает,

Никогда не отдыхает? (сердце)

  1. По реке бежит вода,

Ярко-красная она.
Корабли по ней плывут, 
Кислород они подвозят.
Углекислый газ отвозят.
И умеют воевать –
От микробов защищать. (Кровь)

III. Актуализация знаний. (2 мин.)

Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, но если его не употреблять, не упражнять, оно слабеет и атрофируется…

К сожалению, в нашей жизни бывают несчастные случаи, и очень часто с пострадавшими оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они себя поведут нередко зависит здоровье пострадавшего, а иногда и жизнь. Помочь в такой ситуации может только тот, кто СУМЕЕТ. Поэтому чтобы суметь, надо знать, уметь и тренироваться.

IV. Изучение нового материала. (15 мин.)

Ребята, вы догадались, о чем будет наш сегодняшний урок? Верно. Мы с вами будем учиться оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. Тема урока «Первая помощь при кровотечениях».

Но для того, чтобы оказать первую помощь, необходимо научиться распознавать виды кровотечений. Я вам о них расскажу.

По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 литров крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 литров крови при кровотечениях смертельна для человека.

Кровотечение бывает внешним и внутренним. Кровотечения, при которых кровь из раны выходит наружу, называют внешними. Выделяют три типа внешних кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное.

Капиллярное кровотечение. Если рана, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка, то можно предположить повреждение капиллярной сети. Для остановки такого кровотечения полезно промыть рану пероксидом водорода, края раны обработать 5% раствором йода или спиртовым раствором бриллиантового зелёного «зелёнки», после чего наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты. Или заклеить бактерицидным пластырем.

Венозное кровотечение. Если кровь из раны вытекает равномерной сильной струёй без толчков и имеет тёмно – красный цвет (вишнёвый), то повреждена вена. Края раны часто расходятся, и она становится зияющей. При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более 1,5-2 часов летом и 50 мин. – 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Обязательно прикрепить записку с указанием времени наложения жгута. Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Артериальное кровотечение. Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко-красный (алый) значит, повреждена крупная артерия. Такое кровотечение несёт большую угрозу жизни человека, так как он за короткое время может потерять много крови. Действовать надо незамедлительно! Сначала необходимо зажать артерию в том месте, где прощупывается пульс, Затем, если повреждены конечности наложить резиновый жгут, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязав узлом, или закрутку выше раненого участка. Обязательно прикрепить записку с указанием времени наложения жгута. Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс.

Больному нужно придать полусидящее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу.

Деловая игра «Скорая помощь». Дети распределяются по бригадам, им предлагается выбрать доктора и пострадавшего. Затем им раздаются карточки с заданиями.

В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь.

Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте информацию учебника.

Первая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы.

При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете? 

Ответ: Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края. Кровотечение венозное.
(Показывают меры оказания первой помощи)

Вторая группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы. 

Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете? 

Ответ: Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.
(Показывают меры оказания первой помощи)

Третья группа зачитывает ситуацию и отвечает на вопросы

Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете? 

Ответ: Сильная ссадина, капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану. 

(Показывают меры оказания первой помощи)

V. Рефлексия. Ребята, перед уроком я разложила вам листы на которых изображена «Лестницы успеха». Оцените свою деятельность на уроке с её помощью. Оценив свой уровень знаний, нарисуйте себя, на той ступени на которой вы находились до урока, … а теперь стрелочкой переместите себя на ту ступень, на которой вы оказались сейчас. Открыли ли вы для себя что-то новое? Научились оказывать первую помощь?

VI. Домашнее задание.

Выберите домашнее задание по схеме:

1. выполнил все на «5» — выбери творческое задание;

2. при работе допускал ошибки — § 25, термины, вопросы;

Примеры творческих заданий:

1. подготовь сообщение на тему «Зачем человеку нос?»

2. придумай опорную схему по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»

VII. Подведение итогов.

Источник