Упражнения с голосом при ларингите

Елена Ломакина
Восстановление голоса при хронических ларингитах

Восстановление голоса при хронических ларингитах

1. Щадящий режим

— ограничение голосовой нагрузки

— избегание эмоционального напряжения

— исключение из питания острого, соленого, перченого

2. Дыхательные упражнения

Диафрагмальное дыхание (животом).На выдохе произносить звуки: «ф», «в», «ш», «с».

3. Массаж.

При выполнении упражнения избегать болезненных ощущений в горле. выполнять массаж 3-4 раза в день по 2-3 мин.

Большим и указательным пальцем делать круговые движения спускаясь от области корня языка по передней поверхности шеи вниз. Для избегания чувства першения в горле предлагается беззвучно произносить звук «ы» при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами 3 раза.

Через 7-10 дней дыхательного упражнения и массажа переходят к голосовым упражнениям.

4. Голосовые упражнения.

— петь звук «м»

— присоединение гласных: «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Звук «м» произносить протяжно, гласные коротко.

В период обострения проводить работу нельзя.

Публикации по теме:

Фестиваль детской песни «Звенели голоса»Фестиваль детской песни «Звенели голоса»
Звучит фоновая весенняя музыка Ведущий 1 — Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости, все присутствующие! С огромной радостью.

Фотоотчет и самоанализ к занятию «При солнышке тепло, при матушке добро»Фотоотчет и самоанализ к занятию «При солнышке тепло, при матушке добро»
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Хотелось бы поделиться фотографиями, сделанными в процессе проведения открытого занятия.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса
слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Конспект интегрированного заня тия для детей старшей группы «При солнышке тепло, при матушке добро».
Тема: «При солнышке тепло, при матушке добро». Цель: формировать уважительное отношение к маме, чувство принадлежности к своей семье. Программное.

Знакомство с колыбельными и потешками. НОД по краеведению для детей средней группы «При солнышке тепло, а при матери добро»
Цель: Знакомство с колыбельными песнями» Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с видом фольклора – колыбельной песней. 2. Дать представление.

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Восстановление целого рисунка из двух половинок»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: Развивать зрительную.

НОД по аппликации с элементами рисования «Голоса весеннего леса»НОД по аппликации с элементами рисования «Голоса весеннего леса»
Цель: Развивать художественно-эстетического восприятие у детей. Задачи: Совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Открытое занятие в форме викторины на тему: «При солнышке тепло, при матушке добро».
Подготовительная группа Цель: Обобщить знания детей о значимости мамы в их жизни; закрепить чувство любви и уважения к матери, желание заботиться.

«При солнышке тепло, при матери — добро». Занятие для детей старшей группы (5–6 лет)«При солнышке тепло, при матери — добро». Занятие для детей старшей группы (5–6 лет)
Цель: Уточнять представления детей о нормах устроения отношений в семье между детьми и взрослыми. Задачи: — Развивать представление детей.

Развитие голоса. Распевание «Прогулка в лес»
Музыкальный руководитель высшей категории МДОУ №69 Федотова Ольга Викторовна. Раменский р-он пос. Дружба. Сказка для распевания и дыхательная.

Источник

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЛАРИНГИТАХ

Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки. Оториноларингологи направляют больных для фонопедии, когда изменения голоса уже весьма значительные, стойкие. Вторая причина — недостаточно серьезное отношение к своему заболеванию. Если парезы и параличи гортани настораживают людей, угнетают их, то хронические ларингиты не вызывают у них опасений. Страдающие хроническими ларингитами должны направляться на фонопедию независимо от степени голосовой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. А при изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных же стадиях заболевания логопедические занятие являются профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых складок. Логопедическая работа при хронических ларингитах начинается с разъяснительной беседы. Следует объяснить, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением. В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим: уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить шепотом, так как при этом возникает большое напряжение мышц голосового аппарата. Занятия начинаются с работы над дыханием. Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного замедления выдоха. Особенностью дыхательной опоры является то, что при этом принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся антагонистами. Дозированное напряжение и тех и других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата. Дыхательная опора считается неправильной, если это состояние сопровождается ощущением перенапряжения мышц. Форсированное дыхание вызывает прилив крови голосовому аппарату, его утомление, а недобор дыхание ведет к ослаблению мышечного аппарата, снижению качества голоса. Все обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет лечебной физкультуры. Организация фонационного дыхания, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях. Начинаются они с выполнения диафрагмального дыхания лежа, выдох озвучивается. Предлагается лечь на кушетку, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков с, ш для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный в. После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении лежа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день продолжительностью 1—2 минуты. Если позволяют условия, количество тренировок доводится до 5—6 раз в день. Для снятия неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при хроническом ларингите нужно проводить легкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и указательным пальцами, круговыми движениями спускать вниз. Продолжительность массажа 2—3 минуты, проводят его 3—4 раза в день. При хроническом ларингите отмечается постоянное желание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер. Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторяется прием 2—3 раза. В течение дня к нему можно прибегать до 10—12 раз. Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной опоры и массаж продолжаются 7—10 дней. После этого переходят к голосовым упражнениям. Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани. Самостоятельные тренировки обучающиеся должны проводить дробно, не перенапрягая голосовой аппарат. Поскольку при хронических ларингитах афония встречается редко, то подготовка к смыканию голосовых складок и произнесению первого полнозвучного м идет значительно быстрее. А с произнесением громкого, звучного м в занятия быстро вводятся последующие слоговые упражнения. Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых проводить занятия запрещается. Восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и исчезают все неприятные субъективные ощущения, то опять наступает ухудшение. Только систематическая работа по постановке голоса может привести к желаемым результатам.

Источник

Автор: 
Алексей Шевченко

01 января 2014 19:00Категория: 
Энциклопедия народной медицины

ЛАРИНГИТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНОГО

Если после гриппа першит в горле, садится голос и трудно говорить, то лечение ларингита – это, прежде всего подавление патогенной флоры и укрепление иммунитета.лечение ларингита у взрослых

Как – то, несколько лет тому назад, встретил было своего приятеля, который после перенесенного гриппа (об этом здесь же на сайте в статье «Профилактика гриппа и в чем его особенность») выходил из поликлиники. Жестом, показывая на горло, пояснил, что оно болит и из-за этого он не может разговаривать. На том мы и расстались.

Прошло всего несколько дней и при новой встрече приятель с трудом, из-за постоянно пропадающего голоса, кое-как рассказал, что страдает хроническим гипертрофическим ларингитом. Он был подавлен, так как лечением антибиотиками, полосканиями и физиопроцедурами достигается только временное облегчение. И так как лечащий врач советовал сделать операцию, то приятель ставил не только перед врачами, но и своими знакомыми вопросы о возможности полного исцеления от этого заболевания с помощью народных средств.

Врачи вообще – то считают, что, долго протекающий хронический ларингит, является крайне опасным предраковым состоянием и требующим от них достаточно пристального внимания и адекватного лечения.

При выборе нужной тактики терапии пациент обязан пройти самое тщательное обследование, включающее в себя фиброларингоскопию, бакпосев на чувствительность патогенной флоры к антибиотикам. Помимо этого, требуется: проверка крови на аллергены, установить уровень способности иммунной защиты организма против инфекций, осуществить биопсию проблемных участков гортани и сделать гистологическое исследование. Все это подчиненно той единственной цели, чтобы исключить предположения о наличии доброкачественных и тем более злокачественных новообразований на голосовых складках и гортани. Эти исследования тем более необходимы, если пациент курит.

Если же в отношении опухолей патологический процесс в гортани благоприятный и не вызывает подозрений, то выбор тактики лечения хронического ларингита всецело зависит от давности сроков и уровня выраженности изменений в слизистой.

Считается, что при достаточно значительных разрастаниях в гортани опухоли, полипов, лейкоплакии будет более необходимым своевременно удалить все это с помощью микрохирургического вмешательства. Такое вмешательство, является по своей сути не чем иным, как профилактической мерой избавления от злокачественной опухоли, которая зачастую развивается из паталогически измененных участков слизистой оболочки.

СРЕДСТВА ФИТОТЕРАПИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛАРИНГИТА

Чтобы повысить иммунный статус организма, снять воспаление и избавиться от патогенной микрофлоры, необходимо использовать рекомендуемые упражнения дыхательной гимнастики (об этом здесь же на сайте в статье «Традиционная гимнастика и дыхание по А. Н. Стрельниковой»), местный массаж и средства фитотерапии. Но если не прекратить курение, то эффект от использования указанных рекомендаций будет недостаточно выраженным.

Следует в течение 7-8 дней во время обострения ларингита соблюдать режим молчания. Из пищевого рациона больного исключить острые и пряные продукты, а также холодную и очень горячую пищу, алкоголь.

Хороших результатов можно достигнуть при использовании меда (об этом здесь же на сайте в статье «Пчелиный мед и здоровье») в комбинации с натуральными эфирными маслами лекарственных растений. Достаточно устойчивый эффект дает следующий способ: налить 30-50%-ный раствор меда в паровой ингалятор или в небольшой чайник, добавить 3-4 капли эфирного масла чайного дерева и 2 — 3 капли масла лаванды. После того, как этот раствор закипит, нагрев отключается и, больной осуществляет ингаляцию в течение 15-20 минут. Когда же в качестве ингалятора используется чайник, то на его носик приспособить трубку такой длины, чтобы пары не вызывали дискомфорта от ингаляции.

Также используется одно рекомендуемое средство, которое действует безотказно в проблеме восстановления горла. Для этого надо взять ½ стакана семян аниса и залить их 200 мл воды и прокипятить семена аниса 10-15 минут. Полученный отвар процедить, добавить в него 1 столовую ложку коньяка и 2 столовых ложки меда. Содержимое тщательно размешать и пить по 1 десертной ложке через каждые 40 минут.

Можно для ингаляций приготовить настой из следующего состава: 5 грамм травы фиалки трехцветной смешать с 3 граммами череды трехраздельной, которые залить 400 мл кипятка и оставить на 1 час настаиваться. Над этим настоем следует по 15…20 минут дышать 3-4 раза в день. Оздоровительный курс до 30 процедур. После ингаляций обязательно закапывать в гортань облепиховое, шалфейное или эвкалиптовое масло по 3-4 капли.

Показаны при ларингите полоскания горла соком красной свеклы. Об этом здесь же на сайте в статье «Красная свекла и народная медицина». С этой целью необходимо натереть на терке красную свеклу, отжать сок. В 200 мл полученного сока следует добавить 1 столовую ложку яблочного уксуса. Процедуру полоскания следует делать 3-4 раза в день.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛАРИНГИТА

Упоминаемому в начале статьи приятелю ларингит, как заболевание, своими обострениями давал о себе знать каждую осень и весну. Его ежегодные пребывания в стационаре давали улучшения, но эти улучшения были кратковременными. А исцелился же он от своего хронического гипертрофического ларингита благодаря следованию советам врача – ларинголога санатория, куда он попал по путевке.

Суть же лечения заключалась в выполнении специальных упражнений для гортани. Делать эти упражнения необходимо ежедневно, а на ночь выпивать глоток теплого оливкового, кукурузного или соевого масла. Подсолнечное нельзя из-за того, что оно сушит слизистую гортани.

Привожу тот комплекс упражнений, которые исцелили приятеля:

Исходное положение: стоять и смотреть прямо перед собой. Проследить за тем, чтобы язык был уложен в полости рта как можно площе. Затем корень языка утопить как можно ниже до появления рвотного рефлекса. После этого язык высунуть и снова уложить его и далее повторить с ним все манипуляции 3-5 раз.

Высунуть язык, придать при этом кончику языка как бы узкую форму жала. После этого направить его назад к маленькому язычку и при этом язык как бы сложится вдвое, а корень языка утопится вниз. Сделать 3-5 повторов.

Удерживая рот, широко, насколько возможно, опустить корень языка и гортань вниз и вперед. При этом следует голову медленно поворачивать поочередно влево – вперед – вправо, плавно произнося звуки «О» и «У».

Открыть рот, высунуть как можно сильнее язык и после этого стараться поочередно произносить звуки «гу», «ку», «кги», «чки». Обязательно при этом следить, чтобы язык не втягивался в полость рта, не расслаблялся, а постоянно упирался в подбородок.

Осуществлять просто движения нижней челюстью вперед, влево, вправо, вниз, круговые поочередно как по часовой стрелке, так и против.

Открыть рот и ладонью, обхватив нижнюю челюсть, давить снизу, пытаясь как бы закрыть рот. Но в этот же момент осуществлять сопротивление и стараться все время удерживать нижнюю челюсть, мысленно отсчитывая время удержания от 5 до 10 секунд. Таких повторов должно быть не менее 5.

Осуществлять жевательные движения сначала с широко открытым ртом, затем с закрытым ртом.

В этом упражнении больной осуществляет высовывание языка изо рта как можно сильнее, а затем резко втягивает его как можно глубже в рот. Но при этом языку сначала придается широкая, плоская форма, условно называемая «лопатой», а затем «жалом». Чередованием таких движений языка то «лопатой», то «жалом» достигается интенсивный прилив крови к гортани и голосовым связкам.

Такого же эффекта добиваемся при высовывании языка «лопатой» и его загибанием вверх к носу, вниз к подбородку, сгибанием к язычку. Эти же движения повторить, придавая языку форму «жала».

И последнее упражнение на расслабление: осуществлять щелканье языком, подражая цоканью лошадиных копыт.

Публикуя данную информацию, считаю, что все эти нехитрые, но действенные рецепты и упражнения при определенных обстоятельствах будут востребованы и использованы с пользой.

Хотите получать полезную информацию? Подпишитесь на новости сайта. Сделайте это прямо сейчас! И Вы будете получать полезную информацию для себя первыми!

Статья была ли полезна Вам? Если статья Вам понравилась, будьте так добры, поделитесь ею с Вашими друзьями в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.

Этот блог читают и используют из него советы и рекомендации 6939 приверженцев здорового образа жизни, поэтому у них и со здоровьем в порядке, и настроение хорошее, и работа у них спорится. Читай и ты.

Я даю согласие на рассылку и принимаю политику конфиденциальности.

Вам так же может быть интересно

Источник

Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани — одно из самых распространенных заболеваний.

Острое воспаление гортани может быть как самостоятельным заболеванием, так и сопутствовать ОРВИ, гриппу и пр. При этом голос становиться резко охриплым, грубым, нередко наступает афония. После надлежащего лечения через 7—10 дней человек выздоравливает и голос восстанавливается.

В настоящем разделе пособия речь пойдет о голосовосстановительном обучении при хронических процессах в гортани.

Упражнения с голосом при ларингите Возникновению хронического ларингита могут способствовать разные причины — простуда, инфекции, влияние никотина, алкоголя, холодный, загрязненный воздух, чрезмерная голосовая нагрузка.

При этом заболевании слизистая оболочка гортани сильно гиперемирована, местами утолщена, особенно по краям голосовых складок (рис. 9). Вестибулярные складки отечные, припухшие, часто прикрывают голосовые складки, затрудняя фонацию. Иногда на голосовых складках образуются отечные утолщения в виде полипов или узелков. При хронических воспалительных процессах гортани часто поражается и нервно мышечный аппарат, развивается парез внутренних мышц, что выражается в несмыкании голосовых складок.

Хронический ларингит имеет несколько клинических форм, но это тема сугубо медицинская, и мы ее касаться не будем. В зависимости от степени воспалительных изменений в гортани, нарушений функционального состояния нервно-мышечного аппарата и голоса, С. С. Герасимова (1977) выделила три формы ларингита — компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную.

Первая характеризуется небольшой гиперемией и сухостью слизистой оболочки. Голосовые складки смыкаются нормально, свободный их край ровный, тонус не нарушен. Расстройства голоса обычно не наблюдаются и возникают только в период обострения болезни.

При субкомпенсированном ларингите гиперемия и сухость выражены довольно значительно. В момент фонации не происходит плотного смыкания голосовых складок, амплитуда их колебаний снижена, продолжительность фонации укорочена. При голосовой нагрузке появляется напряжение, утомление, начинает страдать голос, но его изменения еще не постоянны.

При декомпенсированной форме голосовые складки резко гиперемированы, приобретают серо-красный цвет и как бы «лакированы» — покрыты вязкой слизью. Свободный край их утолщен и неровен. Во время фонации при изменении амплитуды колебаний и снижении длительности фонации остается овальная щель, что свидетельствует о парезе внутренних мышц гортани. Нарушение голоса носит постоянный характер. Голос сиплый или резко охриплый, лишен звучности, модуляций и силы. Патология может проявляться и в форме афонии. После голосовой нагрузки пациенты жалуются на большую утомляемость, постоянное желание откашляться, ощущение першения, царапанья, боль. Для людей с голосовыми профессиями возникает прямая угроза потери трудоспособности.

Проблема терапии хронических ларингитов весьма актуальна в связи с длительностью их течения, малой эффективностью медикаментозного и другого лечения и склонностью к переходу в злокачественные образования (Светлаков М.И., 1964; Зарицкий Л.А., 1966; Тринос В.А., 1976).

Люди, страдающие различными формами хронического ларингита, подлежат диспансерному наблюдению. Помимо медикаментозного и физиотерапевтического лечения в задачи активного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное направление к логопеду.

Эти пациенты составляют весьма трудный контингент для восстановительной работы, что объясняется целым рядом причин. Хроническое течение заболевания с обострениями процесса обязательно требует лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что как бы отвлекает от потребности его постановки в сторону одного только лечения. Оториноларингологи направляют больных к логопеду тогда, когда изменения голоса становятся уже значительными, стойкими, а подчас и необратимыми.

Не менее распространенной причиной является недостаточно серьезное отношение больных к своему заболеванию. Если, как отмечалось выше, парезы и параличи гортани настораживают, угнетают, даже пугают людей, то хронические ларингиты, как показывает практика, не вызывают опасений. Происходит недооценка заболевания — хронического, плохо поддающегося лечению. Всех, страдающих хроническими ларингитами, необходимо направлять к логопеду независимо от степени голосовой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. При нарушениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных стадиях заболевания еще без изменения голоса (компенсированная форма) логопедическая помощь является превентивной мерой предупреждения нарушений тонуса голосовых складок.

Логопедическая работа (фонопедия) начинается с разъяснительной беседы. Первый, подготовительный, этап определяется как рациональная психотерапия, главная задача которой вселение уверенности в восстановление голоса. Помимо этого следует объяснить пациенту, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением. Подчеркивается необходимость отказа от курения, злоупотребления алкоголем и острой, раздражающей пищей. В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим, т. е. по возможности уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Но также не следует говорить шепотом, ибо при этом усиливается напряжение мышц голосового аппарата. К режиму «молчания» в настоящее время относятся с осторожностью. Ф. П. Билленд (Billeand F.P., 1971), основываясь на клинических наблюдениях, пришел к выводу, что в результате режима молчания может возникать психологический стресс. Некоторые больные при этом испытывали «ларингеальный стресс» — ощущение напряжения в области гортани.

Приведем наше собственное наблюдение. Больной ларингитом обратился к врачу в период обострения (его голос был нерезко охриплым). Оториноларинголог наряду с медикаментозным лечением назначил режим молчания продолжительностью пять дней. По истечении этого срока пациент мог говорить только шепотом. Налицо была картина установочной афонии, не обусловленной заболеванием гортани. Фонопедическими приемами одномоментно удалось восстановить звучный голос, так как за короткий срок афония еще не закрепилась.

После разъяснительной беседы приступили к коррекции дыхания. Его нарушения проявляются в момент фонации и многими людьми расцениваются как дефект голоса. Одна из первоочередных задач нормализации функции дыхания — установление дыхательной опоры: осознанного замедления выдоха в момент речи. Его особенностью является одновременное участие и вдыхательных и выдыхательных мышц. Дозированное напряжение мышц-антагонистов обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждениям голосового аппарата. Полнота звучания голоса зависит от установления опоры. Ее следует считать неправильной, если возникает ощущение перенапряжения мышц. Хорошо известно, что форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, снижение качеств голоса. Таким образом, нахождение опоры — важнейший момент в восстановительном обучении.

Коррекция дыхания начинается с выполнения упражнений с озвученным выдохом. Цель тренировок — достижение косто-абдоминального (реберно-брюшного) типа дыхания. Обучающемуся предлагается лечь на спину, расслабиться. Рукой надо контролировать движения стенки живота. Делается быстрый, короткий вдох, стенка живота поднимается, затем следует плавный, замедленный выдох с произнесением фонем [с], [ш], а если голос достаточно звучный, то лучше произносить двугубый [в]. При этом необходимо, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. Продолжительность тренировки — 2—3 мин утром и вечером.

Для организации косто-абдоминального дыхания С. С. Герасимова (1977) рекомендует следующие упражнения (исходное положение стоя).

1. Развести руки вверх и в стороны — вдох, руки опустить — выдох (5—6 раз подряд).

2. Руки на поясе. Отведение локтей назад — вдох, локти вперед — выдох (5—6 раз).

3. Руки лежат ладонями на голове — 3 наклона корпуса вправо, 3 — влево (в медленном темпе).

4. Ноги на ширине плеч. Повороты корпуса с отведением рук в стороны — вдох, наклон корпуса вперед, доставая руками до пола — выдох (5—6 раз).

5. Руки, согнутые в локтях, пальцами прикасаются к плечам. Разводя локти в стороны — вдох, прижимая их к грудной клетке — выдох (5—6 раз).

6. Ладони рук лежат на плечах. Поднимаясь на пальцах ног и вытянув руки вверх, сделать вдох, вернувшись в исходное положение — выдох (5—6 раз).

При хроническом ларингите отмечаются постоянное желание откашляться, ощущение першения, и то и другое обусловлены нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Покашливание иногда приобретает стойкий, упорный характер. Для его преодоления можно предложить такой прием: беззвучное произнесение звука [ы]. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте и неплотно сжатых зубах. Выполнение этого приема вызывает легкое напряжение в глотке и ощущение отхождения мокроты, поэтому прибегать к нему следует при необходимости.

Практически при каждом нарушении голоса в момент речи происходит напряжение внутренних и наружных мышц гортани и корня языка. Это — компенсаторная попытка улучшить звучание. Однако качество фонации она только ухудшает, поэтому для снятия мышечного напряжения рекомендуется проводить массаж в области корня языка. На передней поверхности шеи (как бы поверх миндалин) большим и указательным пальцами производятся круговые движения в течение приблизительно минуты. Первый раз такой массаж делается утром, натощак, затем его можно повторять за день до 6—7 раз. Целесообразно выполнять массаж перед голосовой нагрузкой (уроком, выступлением и пр.).

Голосовые тренировки при хронических ларингитах лучше начинать с произнесения закрытых слогов с мягкой атакой звука:

дам, дом, дум, дэм, дим; бам, бом, бум, бэм, бим;

дан, дон, дун, дэн, дин; бан, бон, бун, бэн, бин;

дал, дол, дул, дэл, дил; бал, бол, бул, бэл, бил.

Первый звук в слогах звонкий взрывной, большого участия голоса не требует, последний — сонорный, его следует произнести протяжно и стараться направлять голос «в маску». Далее можно переходить к функциональным тренировкам голосового аппарата в прямых слогах с сонорами: ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; ла, ло, лу, лэ, лы.

Даже при имеющемся несмыкании голосовых складок (миопатические парезы) твердая атака звука недопустима, так как это дополнительно травмирует воспаленную слизистую оболочку. После прямых слогов с сонорами можно выполнять все варианты упражнений в последовательности, предложенной в предыдущем разделе. Самостоятельные тренировки обучающиеся проводят дробно (кратковременно, небольшими порциями), ни в коем случае не перенапрягая голосовой аппарат. Завершающим этапом в восстановлении голоса является чтение отрывков прозаических текстов. Совместно с логопедом текст размечается на синтагмы или более длительные периоды, которые надо произносить на одном выдохе. При чтении соблюдается правильность дыхания и контролируется ровное звучание голоса в удобной позиции, найденной в упражнениях. Таким образом закрепляется восстановленная фонация.

Трудность восстановления голоса у пациентов с хроническим ларингитом состоит в том, что при малейших простудах, при общем утомлении наступает обострение процесса, в период которого проводить фонопедию нельзя. Поэтому восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно — голос то заметно улучшается и исчезают все неприятные ощущения в глотке и гортани, то опять наступает ухудшение. Только упорная, систематическая работа со стороны как логопеда, так и самого больного может привести к желаемым результатам. Длительность курса фонопедии зависит от тяжести клинических проявлений и частоты обострений заболевания. Анализ отдаленных результатов (через 1,5—2 года) показал, что у тех, кто прошел курс фонопедии, обострения наступают значительно реже и протекают легче с небольшими изменениями голоса.

Приведем краткую выписку из истории болезни.

В.М., 11 лет, была направлена для проведения фонопедии 11.03.1998 г. с диагнозом атрофический ларингит.

Отмечено на приеме: голос резко осиплый, девочка жалуется, что говорить и петь ей трудно, других жалоб нет. Со слов матери голос у ребенка начал изменяться более двух лет назад с постепенным ухудшением. Учится в музыкальной школе, не может петь в хоре, на занятиях сольфеджио фальшиво интонирует, возникают ощущения царапанья, першения в горле, большого напряжения.

Ларингоскопическая картина: обе половины гортани подвижны; голосовые складки розоватые, сухие, при фонации между ними на всем протяжении остается щель 1,5—2 мм; амплитуда колебаний достаточная, но длительность фонации укорочена.

Девочка приступила к фонопедическим занятиям. Несмотря на то, что она сама жаловалась на трудности при речи и пении, занималась неохотно, критическое отношение к дефекту голоса отсутствовало.

На первом занятии была проведена беседа о том, что без специальных упражнений голос ухудшится, а в дальнейшем возникнут еще большие трудности. Такие же объяснения сопровождали и последующие занятия, пока ребенок не понял необходимости коррекции голоса.

Функциональные тренировки голосового аппарата включали:

1) комплекс упражнений для формирования косто-абдоминального типа дыхания;

2) тренировки по нахождению оптимального звучания голоса;

3) упражнения, закрепляющие голосовые кинестезии;

4) работу по формированию полноценного фонационного выдоха и закреплению восстановленного голоса.

Продолжительность курса составила 2,5 мес. Ларингоскопия при выписке показала: голосовые складки ровные, слегка розоватые, в момент фонации полностью смыкаются, увеличилась длительность фонации. Голос приобрел нормальную силу и звучность, жалобы отсутствовали; на занятиях пением девочка затруднений не испытывала.

Хронический ларингит, как правило, развивается постепенно. Сначала появляется легкое покраснение слизистой оболочки гортани и небольшая охриплость, не имеющая стойкого характера. Такое состояние обычно развивается у людей, работающих с большой голосовой нагрузкой и не владеющих правильным голосоведением. Нередко при обращении к врачу с такими симптомами ставится не всегда оправданный диагноз «хронический ларингит»: часто это бывает продром (предвестник) начинающейся болезни, так называемые псевдоорганические явления. Даже медикаментозное лечение в виде вливаний лекарств в гортань, ингаляции и тому подобное не дают положительного результата, если пациент продолжает голосовую нагрузку в привычной ему манере. А вот если в этот период голосовому аппарату дать небольшой отдых (не режим молчания, а только уменьшение голосовой нагрузки) и провести курс фонопедии, все болезненные явления исчезнут, гортань приобретет здоровый вид, голос станет звучным и выносливым.

Своевременно проведенный курс фонопедии предотвращает развитие хронического процесса.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является причиной развития хронических ларингитов?

2. Как разделяют хронические ларингиты в зависимости от клинических проявлений и состояния голоса?

3. Какой голосовой режим следует рекомендовать больному хроническим ларингитом?

4. Перечислите приемы, которые применяются для снятия напряжения в области гортани.

5. Объясните необходимость мягкой голосоподачи при проведении голосовых упражнений.

6. Проанализируйте, каким способом голосоподачи пользуетесь вы сами и ваши знакомые.

7. Почему даже при легких формах хронического ларингита рекомендуется проводить курс фонопедии?

Источник