Разработка урока первая помощь при кровотечениях

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

  Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать  знания по теме  «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

  Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

  Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

 Оборудование: презентация, опорные таблицы,  жгут резиновый, закрутка, бинты.

 Тип урока: изучение нового материала.

 Вид урока: практикум

 Формы работы:  групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения,  виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

  III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений  

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

 1. Проводится компьютерное тестирование .      
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

 7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;  
б) в левом желудочке;  
в) в правом желудочке;

   Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.  III. Изучение нового материала:

  Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
 Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. 
Кровотечения  являются наиболее опасным осложнением  ран,  непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение  может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

  В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные  кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
  1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются  мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани. 
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом». 
2 –й ученик: «-Венозное  кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять.  Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие  артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся  в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».  
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

  Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений,  временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах). IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся. V. Домашнее задание.  Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».

Источник

Тема: Первая помощь при кровотечениях

Цель: познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, уменьшения болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции; знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять; понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью, знать правила ухода за раной в процессе ее заживления.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1 – Тема нашего урока «Первая помощь при кровотечениях», но сначала давайте вспомним о вопросах, изученных на предыдущем уроке.

  1. Проверка знаний

Слайд 2 – Ответьте на вопросы (индивидуальный опрос):

1. Почему каждый человек должен тренировать свое сердце?

2. В чем различие между строением и работой сердца тренированного и нетренированного человека? (Оно усиливает работу за счет ударного «объема, а уж потом за счет частоты сердечных сокращений.)

3. Как нужно тренировать свое сердце?

4. Почему в возрасте 14-16 лет особенно опасно перегружать сердце?

5. Какое действие оказывают на сердечно-сосудистую систему курение и употребление спиртных напитков?

6. Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?

Слайды 3-4 — Какие последствия вызывают негативные факторы, среды на сердечно-сосудистую систему?

Слайды 5-6 – Чему способствуют условия нормальной работы сердца?

Улучшают …, развивают … и увеличивают …

Ответ: Улучшают снабжение сердца кислородом и питательными веществами, развивают сердечную мышцу и увеличивают объем кровотока.

— Молодцы! Вы справились с заданиями. А теперь поговорим о кровотечения. Что такое кровотечение?

  1. Изучение нового материала

Слайд 7 — Кровотечение – истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда из-за нарушения целостности

Наружное — излияние крови на поверхность тела, внутреннее — излияние крови во внутренние органы, полости и ткани.

Слайд 8 – Подготовьте таблицу «Виды кровотечения» для заполнения:

Слайд 9 — Артериальное возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.Венозное возникает при повреждении стенок вен.Капиллярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров)

Слайды 10-11Капиллярное кровотечение. Кровь сочится по всей поверхности раны, как из «губки», при ее сжимании. Сдавливание стенки сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения.

Первая помощь:

Промойте рану чистой проточной водой.

Обязательно обработайте ее раствором любого антисептика.

На рану наложите чистую марлевую повязку.

Для того, чтобы не было заражения, в ближайшее время обратитесь к участковому врачу.

Слайды 12-14 – Венозное кровотечение. При поверхностном ранении: кровь темно-красного цвета. Изливается медленной струей.

Для остановки кровотечения необходима давящая повязка. Наложить поверх раны несколько слоев марли, плотный комок ваты и плотно забинтовать. Это приводит к тому, что под повязкой в сосудах кровь превращается в тромбы, которые надежно останавливают кровотечение.

Особую опасность представляют кровотечения из крупных вен шеи и грудной клетки, в которых в норме отрицательное давление. И при их повреждении в них может попасть воздух, который впоследствии способен вызвать закупорку жизненно важных сосудов лёгких, сердца, мозга и привести к смертельному исходу. Поэтому в случае кровотечения из крупных венозных сосудов следует наложить плотную герметичную повязку.

Первая помощь:

  1. Обработать рану перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки растворить в стакане воды, желательно кипяченой)

  2. Прикрыть рану стерильной салфеткой или небольшим кусочком бинта

  3. Наложить повязку, транспортировать в больницу.

Слайд 15 – Это важно!

  • не трогаем рану руками!

  • из раны ничего не достаем!

  • не снимаем уже пропитавшуюся повязку!

Время наложения жгута или закрутки:

  • Зима – ребенок 10-12 минут, взрослый – не более 1 часа;

  • Лето – ребенок и пенсионеры 25-30 минут, взрослые – до 1,5 часов. Обязательно записать точное время наложения!!!

Слайды 16-18 – Наиболее опасно артериальное кровотечение. При глубоком ранении: кровь ярко-красного цвета, изливается пульсирующей струей — «бьет фонтанчиком»

Первая помощь:

  1. Максимальное сгибание конечности (например, в локтевом или коленном суставе) с последующей фиксацией ее повязкой. Конечность должна быть приподнята.

  2. Сдавливание артерий пальцами выше места повреждения к кости в строго определенных точках, где можно прощупать пульс.

  3. Наложить стандартный или самодельный матерчатый жгут.

Слайды 19-20 – То есть в первую очередь необходимо остановить кровотечение для предотвращения большой кровопотери. Для этого нужно пережатие кровоточащего сосуда выше места кровотечения. Чтобы быстро остановить кровотечение необходимо прижать артерию к кости пальцами (бедренная артерия пережимается кулаком!). /При рассмотрении точек прижатия обучающиеся определяют их у себя/

КАК ПРИЖИМАТЬ АРТЕРИЮ:

При кровотечении в височной области височную артерию пережимают в области мочки уха вперед к скуловой кости.

При кровотечении из ран лица, головы, рта – сдавливают сонную артерию путем прижатия ее к позвоночнику.

При кровотечении из сосудов верхних конечностей – в подмышечную впадину вводят кулак и прижимают к туловищу поврежденную руку.

При кровотечении бедренной артерии — кулаком надавливают на верхнюю часть бедра в паху.

При кровотечении нижних конечностей – пережимают кулаком подколенную область и ногу максимально сгибают в коленном суставе.

Слайд 21 – Выделяют пять основных точек прижатия на теле человека.

Слайды 22-23 – Следующий этап – наложение жгута

КАК НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ:

Участок поврежденной конечности необходимо обернуть марлей (тканью) до места кровотечения.

Поврежденная конечность приподнимается.

Жгут слегка растягивается и оборачивается вокруг конечности 2-3 раза.

Жгут должен быть наложен туго, однако не стоит допускать излишнего передавливания конечностей.

Концы жгута закрепляются или завязываются.

При артериальном кровотечении верхних конечностей жгут располагается на верхней трети плеча.

При кровотечении нижних конечностей – на средней трети бедра.

При лицевом ранении или повреждении сонной артерии под жгут подкладывают мягкую повязку или размотанный бинт, чтобы не допустить удушья.

При пережиме бедренной артерии необходимо наложение второго жгута чуть повыше первого.

Слайды 24-25 – Итак, основные правила наложения жгута:

1. Накладывать выше места ранения. Под жгут следует подкладывать мягкую ткань.

2. Сдавить стенки сосуда.

3. Прикрепить записку с указанием точного времени наложения жгута.

Жгут накладывают не более чем на 2 часа. Если за это время пострадавшему не оказана хирургическая помощь, необходимо поврежденную артерию прижать пальцами и медленно, под контролем пульса, ослабить жгут на 5-10 мин. Потом снова наложить его немного выше предыдущего места.

Слайды 26-27 – Симптомы внутреннего кровотечения зависят от его локализации и степени кровопотери. Чаще они имеют общий характер: головокружение, слабость, сонливость, потеря сознания и т. п. Из-за отсутствия характерных признаков внутренние кровотечения гораздо труднее диагностируются.

Необходимо максимально быстро обеспечить доставку пациента в отделение специализированной помощи.

Пациенту нужно обеспечить покой.

При подозрении на легочное кровотечение больному придают полусидячее положение, при кровопотере в других областях укладывают на ровную поверхность.

На область предполагаемого источника кровотечения следует положить холод (например, пузырь со льдом).

!!! Категорически запрещается греть больную область!

Слайды 28-29 – Часто мы сталкиваемся с кровотечением из полости носа.

Первая помощь при носовом кровотечении

Усадить пострадавшего, наклонив туловище вперед

Поднести к подбородку любую емкость.

Приложить холод к переносице.

Прижать крылья носа к носовой перегородке.

После остановки кровотечения предложить выпить стакан холодной воды.

Если кровотечение продолжается более 30-40 минут, вызвать «Скорую помощь»

Слайд 30Термические методы остановки кровотечения основаны на применении холода или тепла. Низкие температуры вызывают кратковременное сужение сосудов (1–2 ч), а высокие обладают свойством свертывать кровь и тканевые белки (коагуляция).

Холод в виде обливаний, примочек и орошений холодной водой, наложения резинового пузыря со льдом, холодной глины, охлаждающих компрессов применяют при кровотечениях в толщу тканей, полости.

— Скажите, а как можно наложить жгут, если рана на шее? /Ответы обучающихся/

Слайд 31 –Конечно важно, чтобы дыхание не прерывалось. Голову следует максимально повернуть в здоровую сторону. Руку, обхватывающую голову, необходимо больше сместить вперед, чтоб лента жгута не сдавила дыхательное горло.

Информация для пояснения учителем:

Для остановки кровотечения жгут можно накладывать и при ранении сосудистого пучка на шее. Чтобы предотвратить сдавление петлей жгута жизненно важных органов, необходимо противоположную от повреждения сторону защитить палкой, доской, лестничной шиной. Шина моделируется по боковой поверхности плеча, надплечья, шеи и головы, располагается со здоровой стороны шеи и упирается в голову и плечевой сустав. Она служит каркасом и надежно защищает от сдавления трахею и сосуды на противоположной стороне шеи. Жгут затягивают вокруг шеи и шины, при этом он должен сдавливать лишь сосуды на стороне повреждения. На область раны необходимо наложить ватно-марлевый валик, скатку бинта. При отсутствии шин и подручных средств для защиты можно использовать руку пострадавшего.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 32 – Проверим заполнение таблицы:

Полусидячее положение, покой, лёд к месту кровотечения.

Слайды 33-36 – Практическая работа в малых группах.

Цель: приобретение умений и навыков правильного наложения закрутки, объяснения действий при артериальном и венозном кровотечении; оказания первой помощи при носовом кровотечении.

Оборудование: косынка, палка, бинты, холодная вода.

Ход работы «Наложение закрутки»:

Определите вид кровотечения. Оцените состояние пострадавшего. На кровоточащую поверхность наложите стерильную марлевую повязку.

Наложите жгут-закрутку (турникет) из подручного материала (ткани, косынки, веревки) вокруг конечности выше раны поверх одежды или, подложив ткань на кожу, и завяжите концы его узлом так, чтобы образовалась петля. Вставьте в петлю палку (или другой подобный предмет) так, чтобы она находилась под узлом.

Не забудьте! При артериальном кровотечении выше раны, а при венозном ниже раны.

Вращая палку, затяните жгут-закрутку (турникет) до прекращения кровотечения.

Закрепите палку бинтом во избежание ее раскручивания. Каждые 15 минут ослабляйте жгут во избежание омертвения тканей конечности. Если кровотечение не возобновляется, оставьте жгут распущенным, но не снимайте его на случай возникновения повторного кровотечения.

/Демонстрация и оценка результатов/

Слайд 37 — Как вы будете действовать при смешанном кровотечении? /Ответы обучающихся/

Слайд 38 – Задание по схеме: Окажите первую помощь при носовом кровотечении

/Пара демонстрирует процесс/

  1. Подведение итога урока

Слайды 39-40 – Молодцы! Вы справились с заданиями и, думаю, что осознали важность правильного оказания первой помощи при кровотечении! Применив при необходимости свои знания, вы спасете чью-то жизнь!

Слайд 41 – Домашнее задание: Изучить § 25. Повторить материал раздела.

Источник

Открытый урок 9 класс.

Учитель: Королькова В.В.

Тема урока: Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Цел и:

образовательные: изучение факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему; ознакомление с мерами первой довра­чебной помощи при кровотечениях;

развивающие: развитие логического мышления па основе рас­крытия причинно-следственных связей;

воспитательные: формирование валеологических знаний и умений.

Оборудование, средства обучения; рисунок 50 учебного пособия, жгут, подручные средства для остановки кровотечения, иллюстрированный раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, давайте позитивно настроимся на работу, поднимем настроение себе и присутствующим. Посмотрите на меня, теперь друг на друга и подарите добрую улыбку. Искренняя улыбка – успех в любой работе. И с хорошим настроением начнем работать.

  1. Проверка домашнего задания

1.Устный контроль знаний ( ответ учащегося у доски )

2. Письменный контроль ( 3-е учащихся получают индивидуальные задания на карточках )

III. Актуализация знаний.

1. В каких сосудах скорость кровотока максимальна?

2. В каких сосудах скорость кровотока минимальна?

3. Что относится к причинам движения крови?

4. Какие функции выполняет кровь?

IV. Изучение нового материала

Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим ,как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования , и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто СУМЕЕТ. Для того, чтобы суметь, надо знать и уметь. Вот и мы сегодня будем учить себя оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. И так тема нашего урока « Первая помощь при кровотечениях.

Гигиена сердечно-сосудистой системы» ( учащиеся записывают тему урока в в рабочие тетради). Во первых, нам с вами необходимо изучить виды кровотечений. Для того, чтобы знать какую первую доврачебную помощь необходимо оказать пострадавшему. Во вторых ,нам необходимо ознакомится ,как правильно оказывать первую помощь, не навредив пострадавшему.И в третьих , нам необходимо ознакомиться с факторами, негативно влияющими на сердечно-сосудистую систему. И так ,задачи поставлены, приступим к их выполнению.

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 крови является угрожающей жизни, особенно в случаях вытекания.

Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Вам наверняка в своей жизни приходилось сталкиваться с этим явлением. Кровотечения могут быть внешними и внутренними, когда кровь выливается наружу, и внутренним, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство. При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь на­чинает свертываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зе­леной и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. По цвету синяка можно судить, о давности ушиба. При ушибе головы излившаяся из сосудов­ кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку». «Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли. Как распознать более серьезное внутреннее кровотечение?

Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс (на партах). Больному нужно придать полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу. На ( на партах) перечислены действия, которые необходимо предпринимать при внутреннем кровотечении.

Выделяют три типа наружного кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. (на рисунке 50., стр. 99, показаны виды кровотечений).

Таблица. Первая помощь при кровотечениях

Вид кровотечения

Признаки

Первая помощь

Капиллярное

Венозное

Артериальное

Вне зависимости от его типа ,кровотечение надо как можно скорее остановить. При значительном кровотечении необходимо вызвать врача.

Наружное кровотечение бывает при всяком ранении. Если рана, например, на руке или на ноге, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка — повреждены капилляры.

Признаки капиллярного кровотечения.

Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.

Первая помощь при капиллярном кровотечении. Чтобы остановить капиллярное  кровотечение, достаточно обработать края раны спиртосодержащим раствором, наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты.При этом надо следить за тем, чтобы не перетянуть руку (или ногу) слишком туго, т.е. чтобы ниже перевязки кожа не посинела. Пример, как останавливать капиллярное кровотечение, представлен на рисунке ( на партах)

Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко красный значит, повреждена крупная артерия. На рисунке ( рис.50 ) представлены признаки артериального кровотечения.

При артериальном кровотечении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение, но предварительно постараться остановить кровотечение, наложив кровоостанавливающий жгут или закрутку. Для этого конечность (если нет перелома) надо приподнять, и выше раны, ближе к туловищу, наложить резиновый жгут (жгут при наложении растянуть) и, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязать узлом. Закрутку можно сделать из носового платка, верёвки или оторванной от рубашки полосы, связав её концы. Затягивать закрутку следует палочкой (или карандашом) до прекращения кровотечения. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более полутора – двух часов летом и 50 минут – 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Если жгут или закрутка лежат больше положенного времени, их надо каждый час, а зимой каждые полчаса отпускать на 10 минут, прижав на это время артерию пальцами к кости выше раны: сонную артерию – к поперечным отросткам шейных позвонков, подключичную артерию – к ключице, бедренную артерию – к бедренной кости, плечевую артерию – к плечевой кости. Останавливать кровотечение, прижав пальцем артерию выше раны, следует в том случае, когда под рукой нет жгута или готовят закрутку, так как большая потеря крови может оказаться гибельной. На рисунках ( на партах ) показаны примеры того, как оказывать первую помощь при кровотечениях.

А теперь давайте представим ,ситуацию, пострадавший с артериальным кровотечением, ему необходимо незамедлительно оказать первую доврачебную помощь, ваши действия? Д.О. « Первая помощь при артериальном кровотечении.»

Если кровь из раны не бьёт фонтаном, а течёт равномерной струёй и имеет тёмно – красный цвет, то повреждена вена (рисунок 50, учебник ).

При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании. На рисунке ( на партах).

Выводы.

1. Остановка кровотечения является важным элементом оказания как доврачебной, так и квалифицированной врачебной помощи.

2. Выделяют две основных группы методов остановки кровотечения: временные и окончательные. Временные относятся к методам доврачебной помощи, с их помощью можно остановить кровотечение на 1—3 часа, что позволит доставить пострадавшего к месту оказания квалифицированной врачебной помощи.

3. Временная остановка кровотечения: сдавление в ране (тугое тампонирование и тугая повязка), остановка положением (возвышенное положение конечности и шинирование или иммобилизация),прижатие на протяжении (валиками с максимальным сгибанием конечности, пальцевое, наложение жгута и прижатие в местах сгиба), термическая остановка с помощью низкой температуры.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка

И так, еще раз , обратите свое внимание на тему урока, какая из задач у нас осталась не выполнена? Верно ,мы еще не ознакомились с факторами, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. Каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, должен знать о том отрицательном влиянии, которое оказывают на сердечно-сосудистую систему, следующие факторы ( сообщения учащихся ).После выступлений учащиеся делают вывод.( Каждый, чтобы сохранить свое здоровье, должен помнить о том отрицательном влиянии на сердечно-сосудистую систему, выше названных факторов.

V. Закрепление изученного материала.

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

Пациент 4: у него бледность кожи, липкий пот, дыхание поверхностное, пульс  слабый.

Беседа по вопросам:

1.Какие бывают виды кровотечений?

2.Какие признаки артериального кровотечения ?

3.Какие признаки внутреннего кровотечения?

4.Какие признаки капиллярного кровотечения?

6.Факторы, негативно влияющие на сердечно- сосудистую систему….

VI. Подведение итогов.

Выставление отметок за активную работу на уроке, сообщения.

Рефлексия. ( А сейчас, каждый, подумайте, на сколько вам было интересна и полезна полученная информация на уроке? Если вам было интересно и вы с пользой для себя провели это время, поднимите ,пожалуйста две руки, если вам было трудно, не интересно , и считаете, что полученные знания вам не полезны, поднимите одну руку. )

VII.Домашнее задание. Изучить § 33, ответить на вопросы к пара­графу; подготовиться к тестовой проверочной работе по теме «Сердеч­но-сосудистая система».

Спасибо за внимание!

4

Источник