Предупреждение заболеваний сердца и сосудов первая помощь при кровотечениях
Слайд 1
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА И СОСУДОВ
Слайд 2
Сердце – “маленький хозяин” организма человека
Слайд 3
Инфаркт миокарда — это гибель участка сердечной мышцы, обусловленная острым нарушением кровообращения в этом участке.
Слайд 4
Инсульт — остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.
Слайд 5
Гиподинамия (пониженная подвижность) — нарушение функций организм при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Слайд 6
Факторы риска заболеваний кровообращения Факторы риска Влияние на органы кровообращения Болезни Нездоровое питание избыток жиров и холестерина ухудшает работу сосудов и питание органов, в том числе и сердца. атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, инсульт Курение Никотин вызывает спазм сосудов, и ткани организма получают мало питательных веществ и кислорода. Сердце работает с большим напряжением. тромбофлебит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и др. Употребление алкоголя Алкоголь разрушает клетки сердечной мышцы, они теряют эластичность, коронарные сосуды поражаются атеросклерозом и сердце работает на пределе возможностей. ишемическая болезнь сердца инфаркт миокарда Стресс Возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела. Гипертония инфаркт миокарда, инсульт Гиподинамия Недостаток движения оказывается причиной нарушений в деятельности сердца, ухудшает циркуляцию крови и лимфы. Сердце не готово к нагрузкам. атеросклероз
Слайд 7
Первая помощь при кровотечениях Виды кровотечений Признаки Помощь Капиллярное кровь сочится со всей поверхности раны обработать рану и наложить стерильную повязку. Венозное кровь более темная, не пульсирует, вытекает спокойно обработать рану и наложить стерильную давящую повязку. Артериальное кровь ярко-красного цвета и всегда пульсирует наложить жгут выше места ранения, обработать рану и наложить стерильную повязку. Носовое возникает в результате травмы, при повышении или понижении артериального давления 1) сесть, слегка наклонив туловище вперед, 2) положить холод на переносицу, 3) ввести в ноздри тампоны с перекисью водорода
Слайд 8
ПРИЕМЫ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЯ В АРТЕРИЯХ
Слайд 9
НАЛОЖЕНИЕ ЗАКРУТКИ
Слайд 10
НОСОВОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ
Слайд 11
1. Инфаркт миокарда – это: з аболевание мышцы сердца н арушение функций створчатых клапанов у чащенное сердцебиение 2. Инсульт – это: острое нарушение мозгового кровообращения нарушение функций полулунных клапанов замедленное сердцебиение 3. Гиподинамия –это: и збыточный вес п ониженная подвижность з аболевание сердца ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 12
4. Одним из признаков артериального кровотечения является: н епрерывность струи крови а лый цвет крови т емный цвет крови 5. Что следует сделать при сильном венозном кровотечении? н аложить давящую повязку п рименить методы для остановки артериального кровотечения о бработать рану йодом и сделать повязку ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 13
а) а ) б ) б ) а ) «5» – все ответы правильные «4» – одна ошибка «3» — две ошибки «2» – более двух ошибок ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Слайд 14
БУДТЕ ЗДОРОВЫ!!! ПУСТЬ У ВАС НИКОГДА НЕ БОЛИТ СЕРДЦЕ!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Источник
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Целевые установки | Личностные:. формирование осознанного отношения к укреплению здоровья на основе биологических знаний , формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, расширение кругозора в сфере практического применения здоровьесберегающих знаний по отношению к своему здоровью Метапредметные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации, выделять главные мысли в тексте, устанавливать причинно-следственные связи, представлять результаты своей деятельности, оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Предметные: формирование знаний о заболеваниях сердечно — сосудистой системы, причинах их возникновения, гигиенических мерах по профилактике нарушения работы сердца. |
Форма учебной деятельности | Фронтальная , индивидуальная |
Термины и понятия | Тренированное и нетренированное сердце, функциональная проба, дозированная нагрузка, среднее значение результатов функциональных проб, тренировочный эффект, виды кровотечений |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности | |||||
I. Актуализация изученного | |||||||
1.Организация работы в группах по проверке знаний о регуляции работы сердца ( приложение). 2. Организует работу по самопроверке и взаимопроверке | 1. Работают с тестом; осуществляют взаимопроверку в парах. | Метапредметные Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи;строить логические суждения, отвечать на вопросы; Регулятивные: сверять свои ответы и ответы одноклассников с предложенными элементами и критериями ответов | |||||
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание | |||||||
Постановка проблемы Пожилые люди часто советуют: «Береги сердце»-Почему надо беречь сердце? Что может с ним случиться? — Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока? | — Высказывают гипотезы для обсуждения проблемы, предложенной учителем и обсуждают их — Формулируют цели и задач урока Ответы учащихся: — Учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь. | Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения Метапредметные
Регулятивные: ставить учебные цели Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия. | |||||
III. Учебно-познавательная деятельность | |||||||
1.Учительпредлагает учащимся перенести в тетрадь кластер. 2.Организует работу в группах по усвоению вопросов « Влияние движения на сердце и сосуды, значение тренировки сердца», «Влияние табака на сердце и сосуды», «Влияние алкогольных напитков на сердце и сосуды» и способов профилактики здорового образа жизни 3. . По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 литров крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Поэтому кровопотери опасны. Человек может погибнуть, если потеряет 2-2,5 л крови. Кровотечения делят на внутренние и внешние. Внешние делится на капиллярное, венозное, артериальное 4. Видеоролик «Oказание первой медицинской пoмощи при кровотечении» (https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/83266/?interface=themcol). 5.Учитель: знакомит учащихся с методикой наложения жгута и скрутки из подручного материала. | 1. Работают в парах по составлению кластера Заполняют кластер. После заполнения кластера идет обсуждение каждой из причин в форме фронтальной беседы. 2. Работа с текстом; сообщения учащихся «Влияние алкогольных напитков на сердце и сосуды» 3. Заполнить таблицу:
4. Просмотр видеоролика «Oказание первой медицинской пoмощи при кровотечении» 5. Выполнение практической работы: — наложение ватно-марлевой повязки; — правила наложения жгута при артериальном кровотечении; — техника остановки венозного кровотечения; | Личностные: формировать учебно – познавательную деятельность, уважительное отношение к одноклассникам при работе в парах Метапредметные Познавательные: — анализировать информацию;; — устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения Коммуникативные: формирование умения работать в малых группах; Предметные: формировать знания о заболеваниях сердца и сосудов, причинах их возникновения, гигиенических мерах и мерах профилактики нарушения работы органов сердечно – сосудистой системы. | |||||
IV. Рефлексия | |||||||
Организует рефлексию | Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… | ||||||
Домашнее задание: §21-22 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по теме
«Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и
кровеносных сосудов»
1.Симпатический нерв, подходящий к сердцу:
А) замедляет работу сердца
Б) ускоряет работу сердца
В) стабилизирует работу сердца
Г) не влияет на работу сердца
2. Адреналин:
А) усиливает и ускоряет сердечную деятельность
Б) ослабляет сердечную деятельность
В) не оказывает влияния на сердечную деятельность
Г) замедляет частоту сердечных сокращений
3. Наибольшее давление крови наблюдается в:
А) капиллярах
Б) нижней полой вене
В) аорте
Г) верхней полой вене
4. На границе левого желудочка и аорты расположен клапан:
А) трехстворчатый
Б) двухстворчатый
В) полулунный
Г) артериальный
5. Между правым предсердием и правым желудочком расположен клапан:
А) трехстворчатый
Б) двухстворчатый
В) полулунный
Г) артериальный
6. Кровь движется по сосудам благодаря:
А) дыхательным движениям – вдоху и выдоху
Б) пульсу
В) сокращению предсердий и желудочков
Г) сокращениям сердца и разнице давления крови в разных частях кровеносной системы 7. Сокращение предсердий в сердечном цикле длится:
А) 0,1 с
Б) 0,3 с
В) 0,4 с
Г) 0,8 с
8. Отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему оказывают:
А) занятия физическим трудом
Б) прогулки на свежем воздухе
В) курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ
Г) физические упражнения
9. Инфаркт миокарда – это:
А) повышение давления
Б) остановка сердца
В) гибель клеток мышцы сердца
Г) нарушение сердечного ритма
10. Что усиливает работу сердца?
А) симпатическая нервная система
Б ) парасимпатическая нервная система
В ) гормон роста
Г ) ионы железа
Источник
Ключевые слова:
гиподинамия
,
гипертония
,
гипотония
,
стенокардия
,
инфаркт
,
капиллярное
,
венозное
,
артериальное
,
кровотечение
Задачи:
Образовательные: обобщить , углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения» ; раскрыть причины сердечно — сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно — сосудистых заболеваний; дать представления о различных видах кровотечений.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма и наркотических веществ на организм человека; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
Оборудование: таблица « Сердце» , «Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Первая помощь при кровотечениях», опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование.
III. Изучение нового материала.
1. Заболевания сердечно — сосудистой системы и их причины .
2. Значение тренировки сердца.
3. Виды кровотечеий и первая помощь при кровотечениях.
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Проводится компьютерное тестирование .
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.
III. Изучение нового материала:
Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: читает стихотворение «Сердце».
Раньше не знали причин сердечно — сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодняшнего дня пошла далеко. Медикам удалось раскрыть причины заболеваний и тем самым лечить больных .
Ребята, какие сердечно — сосудистые заболевания вы знаете? (Ответы учащихся).
Учитель : дает краткие сведения о сердечно — сосудистых заболеваниях: гипертония, гипотония, инсульт, атеросклероз, расширение вен, инфаркт, миокардит, ишемическая болезнь сердца. ( Названия заболеваний вывешены на магнитной доске).
Русская народная пословица гласит: «Здоровье невозможно купить, его дарит ум».
Объясните смысл этой пословицы.(Слушаются мнения учащихся).
Отгадайте загадку: что на свете самое дорогое?(ответы учащихся).
Самое дорогое на свете — это здоровье. Если человек болен, ему никакие богат — ства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье.
Ребята, как вы думаете, в чем причина сердечно — сосудистых заболеваний? (Мнения учащихся).
Сердечно — сосудистые заболевания — это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большин-
стве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.
Учитель: Одной из причин сердечно — сосудистых заболеваний являются упот -ребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 — 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«- Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно — сосудистой системы . По наблюдениям медиков, сердечно — сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно — сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями — давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».
Учитель: У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непре- рывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по протал-
киванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения.
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение — источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно — кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз — инфарктом миокарда, в 10 раз — язвой желудка».
Учитель: На данный момент количество людей, принимающих наркотические вещества стремительно увеличивается. Многократное употребление наркотика чаще всего обуславливает привыкание к нему.
Что такое наркотики? Наркотики — это вещества, сильно действующие на психику чело- века. Наркотическое действие на организм дают природные и синтетические вещества: героин, кокаин, опиум и т.д.
Люди, принимающие наркотические вещества, быстро худеют и стареют. Ухудшается память, усиливается заболевание печени, почек, сердечно — сосудистой системы.
Сообщение учащегося о вредном влиянии наркотиков.
«- В организме человека можно выделить условные зоны риска, где разрушения после приема наркотика неизбежны. Это, прежде всего, головной мозг: на первых стадиях отмечается ухудшение памяти, работоспособности, головные боли, в дальнейшем развиваются отек мозга и паралич. Это дыхательная система, сердце, печень и почки, а также пронизывающие их нервные волокна и кровеносные сосуды. Значит, страдают все органы и системы организма. Однако наркоманы редко умирают от каких либо заболе -ваний, чаще от передозировки наркотиков. Еще не стоит забывать о СПИДе и гепатите- это тоже удел наркоманов.
При продолжительной наркотизации общая смертность возрастает в 30 раз; риск самоубийства- в 350; любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для окружающих; он может покалечить себя, упасть с высоты; для наркомана характерно состояние «озверения»».
Учитель: «Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», — сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно — сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн литр крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 — 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде — залог здоровья и долго — летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Сообщение учащегося о вреде переедании.
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним многие другие болезни и сокращение продолжительности жизни.
Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холесте -рина, что, как известно, способствует развитию и пргрессированию атеросклероза».
Учитель: Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие — отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно — сосудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отно- шениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Учитель: читает стихотворение «Добродушие».
Учитель: Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, про — текающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питатель- ными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, иногда до 28 ударов.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
(Учитель показывает и объясняет по таблице «Значение тренировки сердца»).
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема — сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.
(Учитель знакомит учащихся, как обстоит дело с сердечно — сосудистыми заболевания- ми В Республике Татарстан).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь чело- века. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызовить «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, веноз -ные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом».
2 –й ученик: «-Венозное кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».
Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки крово-
течений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.
Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).
IV.Подведение итогов урока:
Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением.
Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.
Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!
V. Вывод. Учитель комментирует оценки учащихся.
VI. Домашнее задание. а) подберите поговорки , пословицы и стихотворения о сердце, о здоровье; б) Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».
Источник