Портит ли кровотечение омовение
1. Любые выделения из прямой кишки и мочеиспускательного канала.
Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении[1] и прочих физиологических процессах.
2. Кровотечение или выделение гноя.
В вопросе нарушения ритуальной чистоты в результате кровотечения исламские богословы имеют два основных суждения[2]. Приведу аргументацию сторон.
Придерживающиеся мнения, что омовение нарушается (богословы-ханафиты)[3], обосновывают его следующим[4]:
- – «омовение необходимо из-за выхода текущей крови»;
- – «если кого-то вырвало или у кого-то потекла кровь из носа во время молитвы, то пусть удалится, совершит омовение и присоединится[5] к молящимся, если он не разговаривал»;
- – «одна-две капли не требуют обновления омовения. Причиной нового омовения является только текущая кровь».
Необходимо отметить, что «эти три, а также другие хадисы по данной теме не имеют высокой степени достоверности». Так считали многие ученые.
Но все же по причине многочисленности таких хадисов, в соответствии с критериями хадисоведения они приобретают уровень частичной достоверности (хасан ли гайрихи) и применимы в религиозной практике.
Придерживающиеся мнения, что омовение не нарушается (богословы-шафииты)[6], приводят хадис о том, что «Пророк сделал кровопускание [одна из форм лечения, врачевания], затем совершил молитву, не обновляя омовения, а лишь промыв места, испачканные кровью»[7]. В качестве другого основного аргумента богословы-шафииты приводят случай (описанный в своде хадисов имама аль-Бухари) о ранении одного из сподвижников Пророка прямо во время молитвы и завершении им молитвы в состоянии, когда он истекал кровью[8]. Аргументация их состоит в том, что «пророк Мухаммад не сказал этому человеку о необходимости повторного совершения молитвы, хотя маловероятно, что он (да благословит его Аллах и приветствует) не был осведомлен о случившемся»[9].
Итак, если вы относитесь к тем, кто в религиозной практике следует действиям Пророка с трактовкой и каноническим акцентом богословов-ханафитов, то вам нужно знать следующее:
- 1) при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;
- 2) если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается[10];
- 3) если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это по мере возможности смыть кровь.
Продолжая перечислять причины, нарушающие малое омовение:
3. Рвота, заполняющая ротовую полость[11].
4. Потеря сознания.
5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.
6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы[12].
7. Соприкосновение мужчины и женщины.
Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается. Согласно шафиитскому мазхабу, при телесном соприкосновении женщины и мужчины, не являющихся близкими родственниками, состояние чистоты нарушается у обоих. Женщинами, близкими по родству, прикасание к которым не нарушает предмолитвенного состояния, являются те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т.д. (см. Св. Коран, 4:23). Жена входит в число тех женщин, при прикосновении к которым состояние ритуальной чистоты нарушается[13].
Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, – пишет он, – что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты…»
Тактильно-эмоциональная грань взаимоотношений супругов предельно чувственна и важна, поэтому им стоит быть максимально деликатными, проницательными и учтивыми друг к другу, дабы на фоне стремления постоянного сохранения ритуальной чистоты не было охлаждения как в духовной, так и в интимной стороне их совместной жизни.
Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном прикосновении к женщине не нарушается, даже если мужчина получает от подобного прикосновения какое-то наслаждение.
В 43-м аяте 4-й суры Священного Корана при перечислении случаев, нарушающих ритуальную чистоту, употреблены слова «и если вы дотронулись до женщин». Один из авторитетных комментаторов Корана Ибн ‘Аббас считал: «Под словом «дотронулись» в данном случае подразумевается не просто случайное или обычное прикосновение, а половая близость. Именно в этом значении арабы употребляют выражение «ва ин ляямэстум» («и если прикоснулись вы»)».
Существует несколько хадисов на эту тему, переданных женой пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Аишей:
— «Иногда Пророк прямо перед молитвой-намазом целовал одну из своих жен, затем, не обновляя омовения, приступал к молитве»[14];
— «Бывало, что Пророк совершал ночную молитву-намаз, а я лежала неподвижно рядом. Когда он начинал совершать Витр, то [иногда] дотрагивался до меня своей ногой»[15]. Из приведенного хадиса следует, что Пророк дотрагивался до своей жены во время молитвы и продолжал молиться, не обновляя омовения;
— «[Однажды] не найдя ночью Пророка в постели, я стала искать его в [потемках] комнаты на ощупь. В какой-то момент мои руки дотронулись до его ступни. Он совершал долгий земной поклон, обращаясь с молитвой: «Господи, я прибегаю к Твоей благосклонности (к Твоему довольству мною), удаляясь от гнева Твоего. И прибегаю к прощению Твоему, удаляясь от наказания Твоего…»[16]. Этот хадис тоже указывает на то, что состояние ритуальной чистоты не нарушается от прикосновения женщины.
Шафиитские же ученые утверждают, что состояние ритуальной чистоты нарушается во всех случаях прикосновения мужчины к женщине независимо от того, будет это прикосновение случайным или преднамеренным[17]. Обосновывают они это приведенным выше аятом и считают, что выражение «дотронулись до женщин» необходимо понимать в буквальном смысле, поэтому любое прикосновение к женщине нарушает состояние ритуальной чистоты. Хадис же о поцелуе, приведенный ранее, по мнению богословов шафиитского мазхаба, является недостоверным, поэтому невозможно использование его в качестве аргумента [18].
8. Прикосновение рукой (ладонью) к половым органам.
Это требование лишь шафиитского мазхаба[19].
Во всех случаях нарушения состояния ритуальной чистоты, если верующий желает помолиться, необходимо заново совершить омовение.
Хотя для особо трепетных в данном вопросе следует отметить: Сатана выискивает слабые стороны человека и начинает свое наступление. Всегда стоит помнить богословское правило – «убежденность не нарушается сомнениями». К примеру, человек знает, что недавно совершил омовение, однако, сомневаясь в действительности его (нарушил или нет), легко отстраняется от сомнений именно знанием о том, что оно было совершено.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Здесь подразумеваются выделения у мужчин, предшествующие эякуляции (выходу семени). После семяизвержения потребуется уже полное омовение (гусль).
[2] Такого рода различия могут быть, но они не указывают на то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) где-то и что-то забыл, а также не говорят о том, что какие-то ученые знают больше или меньше. Если оба мнения обоснованны и достоверны, то каждое из них применимо. В таких вопросах человеку легче и правильнее придерживаться мнения какой-то одной группы авторитетных богословов, чтобы не появлялось легкомыслие и пренебрежительное отношение, особенно в вопросах религиозной практики.
[3] Ученые ханбалитского мазхаба также говорили о нарушении ритуальной чистоты вследствие кровотечения, но добавляли: кровотечение должно быть значительным, обильным, что не имеет каких-то рамок, а определяется человеком самостоятельно. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 268.
[4] См., например: Аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. С. 37–43; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 2. С. 351–353; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 1. С. 162.
[5] Если за время его отсутствия молящиеся уже совершили часть ракяатов и он успел до приветствия, то, не совершая приветствия, отлучившийся восполняет то, что было им пропущено за время обновления омовения. Единственным условием является отсутствие произнесения слов во время отлучки.
[6] Богословы маликитского мазхаба единодушны с богословами-шафиитами в данном вопросе.
[7] Данный хадис является недостоверным (да‘иф). См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 207, хадис № 241.
[8] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 82.
[9] Некоторые ученые, например имам аль-Хаттаби, удивлялись такой трактовке данного случая, говоря, что «бесспорным является вопрос нечистотности (наджаса) крови и то, что наличие ее на теле или одежде делает недопустимым совершение молитвы в таком состоянии». То есть уже это однозначно говорит о том, что данному человеку необходимо было совершить молитву заново. См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 352.
[10] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 267, 268; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 15; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 135; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 36.
[11] Согласно шафиитскому мазхабу, случаи, указанные в п. 2 и п. 3, состояние ритуальной чистоты не нарушают. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 270.
[12] Смех во время молитвы, который слышен и смеющемуся, и его соседу, нарушает как саму молитву, так и требует совершения нового омовения. Смех, который слышен только смеющемуся, нарушает молитву. Что касается улыбки, то она не нарушает ни молитву, ни состояние ритуальной чистоты. Данное положение исходит лишь из требований ханафитского мазхаба. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. С. 11.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 274; Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 76.
[14] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 438, хадис № 7124, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 213, 214, хадис № 249 и пояснение к нему; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, хадис № 4/64 и пояснение к нему; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 33, хадис № 86, «сахих».
[15] Хадис от ‘Аиши; св. х. ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 214, хадис № 250 и пояснение к нему.
[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. Там же. Хадис № 251 и пояснение к нему.
[17] Это не касается лишь близких родственниц. В число женщин, близких по родству, прикосновение к которым не нарушает ритуальной чистоты, входят те, на ком данному мужчине канонически запрещено жениться: мать, тети по отцу и по матери, племянницы, сестры, дочери, теща и т. д. (см.: Св. Коран, 4:23).
[18] Имам ат-Тирмизи утверждал, что слышал слова имама аль-Бухари о недостоверности этого хадиса. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 214.
Подробнее о степени достоверности этого хадиса см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 132, 133, пояснение к хадису № 4/64 в сноске.
[19] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 278.
Источник
24 ноября’2013 в 12:14
nair
Шейх ибн Усеймин
да помилует его Аллах Всевышний
Вопрос:
«Каково решение шариата касательно крови вышедшей из какой-либо части тела, будь то нос или другой? Относится ли она к нечистоте (наджасу), которую надо смывать с одежды и которая портит омовение? И что подразумевается под пролитой кровью, которая нам запрещена в пищу?».
Ответ:
«Пролитая кровь (кораническое выражение), которая нам запрещена — это кровь вытекшая из живого животного. Так, например, во времена джахилии испытывая голод человек мог вскрыть вены своего верблюда и выпить его кровь, что запрещено. Сюда также относится кровь животного, которое закалывает, прежде чем оно испустит дух, это кровь также запрещена и относится к наджасу. Ясные доказательства того, что она харам имеются в нескольких аятах Крана. Так, например, в этом аяте: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной » (сура «Скот», аят 145). Всевышния и Всеблагой Аллах указывает на то, что это наджас и скверна. Здесь слова «является скверной» относятся ко всем трем категориям, а не только к свинье, как утверждают некоторые. Если мы проведем грамматический разбор аята, то обнаружим это вполне определенно (а он дословно звучит так: «из того, что дано мне в откровение, я не нахожу запрещенным употреблять в пищу ничего, кроме того что является мертвечиной, пролитой кровью и мясом свиньи, которое является скверной). То есть, в аяте выделяется, то что является исключением из всего что дозволено, то что является наджасом, и содержится указание именно на эти три категории. Выражение «является скверной» указывает на местоимение в выражении «кроме того, что является…», то есть относится ко всем трем категориям. Это вопрос ясный и здесь нет места для разногласия. Таково положение относительно «пролитой крови», что касается крови, которая осталась в животных дозволенных в пищу, после забоя, то она является дозволенной и чистой, также как кровь печени, сердца и тому подобного.
Говоря о человеческой крови, то она может вытекать двумя путями – сзади или спереди. Такая кровь – наджас и портит омовение, не зависимо от того вытекло ее мало или много. Так Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел женщинам смывать кровь после месячных полностью, даже если кровотечение было слабым. Это, а также, то что после этого нужно было делать омовение указывает на то, что кровь относится к наджас.
Что касается крови, которая вышла из других частей тела, например из носа, десны или же раны и тому подобного, то такая кровь не портит омовение, в независимости от того было ее много или мало. Это мнение является более весомым. Говоря же о том, относится ли такая кровь к наджас, то среди ученых более распространенное мнение, что она является наджас и требует, чтобы ее смывали. Однако, малое ее количество прощается, если представляется затруднительным его устранение».
(«Фатава нуру аля ад-дарби»)
Источник
«Нарушает ли выход крови омовение (аль-вудъу)?»
Вся Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Один сподвижник (один из ансаров) молился на посту и в него попала стрела и потекла из него кровь, а он продолжал свою молитву и затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал его и не повелел ему возместить молитву.
Этот хадис приводит имам абу Дауд и др., от Джабира с иснадом хасан. Как это разъяснил шейх Альбаний в “ас-сахиха” (600).
Имам аш-Шаукани сказал: “Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.
Шейх аль-Альбани сказал: “Если бы кровь была нечистотой или нарушала бы омовение, то об этом было бы ниспослано пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тамамуль-минна” 52.
Так же аль-Хасан сказал:
“Мусульмане не переставали молится в своих ранах”.аль-Бухари 1/280.
Сказал аль-Хафиз:
“Достоверно известно что ‘Умар молился в то время, как из его раны текла кровь !” (см. “аль-фатх” 1/287).Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз
Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Так же сказали Тауус, Мухаммад ибну ‘Алий, ‘Ата и ахлиль-хиджаз: “Нет от крови тахарата !”.
Это передал Бухарий в примечаниях. Сказал аль-Хафиз в “аль-фатх”, книга омовения, глава 34:
“Эти асары присоединился к ним ибну аби Шейба с достоверным иснадом и со словами: Поистине он не видел в крови то, что она требует тахарат, просто нужно отмыть кровь и этого достаточно…”.
Передаётся, что ибну ‘Умар выдавил прыщ и потекла от туда кровь и он не совершал омовения.
Это так же передал имам Бухарий в примечаниях. И это же передал ибну аби Шейба с сахих иснадом, и добавил к этому: “а затем он совершил молитву”.
Так же передаётся, что ибну аби Ауфа сплюнул кровью, и совершил молитву.
(ибну аби Ауфа – ‘абдуЛлах – сахабий и сын сахаба) Это в “аль-фатх”.
Присоединился к нему Суфьян ас-Саурий в “джами’ “, от ‘Ата ибну ас-Саиба, то что тот видел это от него (т.е. ибну аби Ауфа), и иснад этого сообщения сахих. (см. “аль-фатх”, начало книги омовения).
Сказали ибну ‘Умар, аль-Хасан о том, кто делает хиджаму: “Нет для него омовения, кроме того, чтобы он смыл кровь !”.
Это так же было мнением ибну аби Шейбы, аш-Шафи’и и аль-Бейхакий (1/140), и это сообщение имеет сахих иснад, как об этом пришло в “мухтасар аль-Бухарий” (1/57).
Ибн ‘Умар говорил: “Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.
Абу Хурайра засунул палец в нос и вышла кровь, но все равно он совершил намаз без повторения омовения. Абдурраззак 1/145.
имам Ибн Хазм сказал: “Ничто не нарушает омовения, кроме того, на что есть указание!” См. “аль-Мухалля” 1/158.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал смывать наджасу в мечети, как велел налить воду на мочу бедуина, который там однажды помочился. Но тем не менее сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил поставить в мечети палатку раненного Са’да ибн Му’аза. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “В день битвы у рва Са‘д ибн Му‘аз был тяжело ранен в руку, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил для него палатку в мечети, чтобы навещать его. В мечети также стояла и палатка людей из племени бану Гъифар, которых потревожила кровь Са‘да, начавшая стекать к ним. Тогда они сказали: “О обитатели палатки, что это течет от вас к нам?”, а это Са‘д истекал кровью, от чего он и умер”. аль-Бухари 463, 4122.
От Джабира и Анаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел хоронить шахидов Ухуда не смывая с них кровь, и поэтому их не обмывали и не совершали по ним молитвы. аль-Бухари 1343, Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Есть и второе мнение, что не обязательно совершать омовение и мыть место совершения хиджамы, и это мнение передается от аль-Хасана аль-Басри и Макхуля”. См. “аль-Аусат” 1/178.
аль-Лейс ибн Са’д сказал: “Достаточно для совершившего хиджаму протереть место хиджамы и совершить молитву, и не обязательно мыть это место”. См. “Фатхуль-Бари” 1/338.
Аллаху известно лучше.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Источник