План урока первая помощь при кровотечениях

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

  Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать  знания по теме  «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

  Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

  Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

 Оборудование: презентация, опорные таблицы,  жгут резиновый, закрутка, бинты.

 Тип урока: изучение нового материала.

 Вид урока: практикум

 Формы работы:  групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения,  виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

  III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений  

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

 1. Проводится компьютерное тестирование .      
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

 7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;  
б) в левом желудочке;  
в) в правом желудочке;

   Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.  III. Изучение нового материала:

  Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
 Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. 
Кровотечения  являются наиболее опасным осложнением  ран,  непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение  может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

  В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные  кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
  1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются  мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани. 
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом». 
2 –й ученик: «-Венозное  кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять.  Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие  артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся  в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».  
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

  Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений,  временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах). IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся. V. Домашнее задание.  Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».

Источник

Тема: Первая помощь при кровотечениях

Цель: познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, уменьшения болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции; знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять; понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью, знать правила ухода за раной в процессе ее заживления.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1 – Тема нашего урока «Первая помощь при кровотечениях», но сначала давайте вспомним о вопросах, изученных на предыдущем уроке.

  1. Проверка знаний

Слайд 2 – Ответьте на вопросы (индивидуальный опрос):

1. Почему каждый человек должен тренировать свое сердце?

2. В чем различие между строением и работой сердца тренированного и нетренированного человека? (Оно усиливает работу за счет ударного «объема, а уж потом за счет частоты сердечных сокращений.)

3. Как нужно тренировать свое сердце?

4. Почему в возрасте 14-16 лет особенно опасно перегружать сердце?

5. Какое действие оказывают на сердечно-сосудистую систему курение и употребление спиртных напитков?

6. Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?

Слайды 3-4 — Какие последствия вызывают негативные факторы, среды на сердечно-сосудистую систему?

Слайды 5-6 – Чему способствуют условия нормальной работы сердца?

Улучшают …, развивают … и увеличивают …

Ответ: Улучшают снабжение сердца кислородом и питательными веществами, развивают сердечную мышцу и увеличивают объем кровотока.

— Молодцы! Вы справились с заданиями. А теперь поговорим о кровотечения. Что такое кровотечение?

  1. Изучение нового материала

Слайд 7 — Кровотечение – истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда из-за нарушения целостности

Наружное — излияние крови на поверхность тела, внутреннее — излияние крови во внутренние органы, полости и ткани.

Слайд 8 – Подготовьте таблицу «Виды кровотечения» для заполнения:

Слайд 9 — Артериальное возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.Венозное возникает при повреждении стенок вен.Капиллярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров)

Слайды 10-11Капиллярное кровотечение. Кровь сочится по всей поверхности раны, как из «губки», при ее сжимании. Сдавливание стенки сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения.

Первая помощь:

Промойте рану чистой проточной водой.

Обязательно обработайте ее раствором любого антисептика.

На рану наложите чистую марлевую повязку.

Для того, чтобы не было заражения, в ближайшее время обратитесь к участковому врачу.

Слайды 12-14 – Венозное кровотечение. При поверхностном ранении: кровь темно-красного цвета. Изливается медленной струей.

Для остановки кровотечения необходима давящая повязка. Наложить поверх раны несколько слоев марли, плотный комок ваты и плотно забинтовать. Это приводит к тому, что под повязкой в сосудах кровь превращается в тромбы, которые надежно останавливают кровотечение.

Особую опасность представляют кровотечения из крупных вен шеи и грудной клетки, в которых в норме отрицательное давление. И при их повреждении в них может попасть воздух, который впоследствии способен вызвать закупорку жизненно важных сосудов лёгких, сердца, мозга и привести к смертельному исходу. Поэтому в случае кровотечения из крупных венозных сосудов следует наложить плотную герметичную повязку.

Первая помощь:

  1. Обработать рану перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки растворить в стакане воды, желательно кипяченой)

  2. Прикрыть рану стерильной салфеткой или небольшим кусочком бинта

  3. Наложить повязку, транспортировать в больницу.

Слайд 15 – Это важно!

  • не трогаем рану руками!

  • из раны ничего не достаем!

  • не снимаем уже пропитавшуюся повязку!

Время наложения жгута или закрутки:

  • Зима – ребенок 10-12 минут, взрослый – не более 1 часа;

  • Лето – ребенок и пенсионеры 25-30 минут, взрослые – до 1,5 часов. Обязательно записать точное время наложения!!!

Слайды 16-18 – Наиболее опасно артериальное кровотечение. При глубоком ранении: кровь ярко-красного цвета, изливается пульсирующей струей — «бьет фонтанчиком»

Первая помощь:

  1. Максимальное сгибание конечности (например, в локтевом или коленном суставе) с последующей фиксацией ее повязкой. Конечность должна быть приподнята.

  2. Сдавливание артерий пальцами выше места повреждения к кости в строго определенных точках, где можно прощупать пульс.

  3. Наложить стандартный или самодельный матерчатый жгут.

Слайды 19-20 – То есть в первую очередь необходимо остановить кровотечение для предотвращения большой кровопотери. Для этого нужно пережатие кровоточащего сосуда выше места кровотечения. Чтобы быстро остановить кровотечение необходимо прижать артерию к кости пальцами (бедренная артерия пережимается кулаком!). /При рассмотрении точек прижатия обучающиеся определяют их у себя/

КАК ПРИЖИМАТЬ АРТЕРИЮ:

При кровотечении в височной области височную артерию пережимают в области мочки уха вперед к скуловой кости.

При кровотечении из ран лица, головы, рта – сдавливают сонную артерию путем прижатия ее к позвоночнику.

При кровотечении из сосудов верхних конечностей – в подмышечную впадину вводят кулак и прижимают к туловищу поврежденную руку.

При кровотечении бедренной артерии — кулаком надавливают на верхнюю часть бедра в паху.

При кровотечении нижних конечностей – пережимают кулаком подколенную область и ногу максимально сгибают в коленном суставе.

Слайд 21 – Выделяют пять основных точек прижатия на теле человека.

Слайды 22-23 – Следующий этап – наложение жгута

КАК НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ:

Участок поврежденной конечности необходимо обернуть марлей (тканью) до места кровотечения.

Поврежденная конечность приподнимается.

Жгут слегка растягивается и оборачивается вокруг конечности 2-3 раза.

Жгут должен быть наложен туго, однако не стоит допускать излишнего передавливания конечностей.

Концы жгута закрепляются или завязываются.

При артериальном кровотечении верхних конечностей жгут располагается на верхней трети плеча.

При кровотечении нижних конечностей – на средней трети бедра.

При лицевом ранении или повреждении сонной артерии под жгут подкладывают мягкую повязку или размотанный бинт, чтобы не допустить удушья.

При пережиме бедренной артерии необходимо наложение второго жгута чуть повыше первого.

Слайды 24-25 – Итак, основные правила наложения жгута:

1. Накладывать выше места ранения. Под жгут следует подкладывать мягкую ткань.

2. Сдавить стенки сосуда.

3. Прикрепить записку с указанием точного времени наложения жгута.

Жгут накладывают не более чем на 2 часа. Если за это время пострадавшему не оказана хирургическая помощь, необходимо поврежденную артерию прижать пальцами и медленно, под контролем пульса, ослабить жгут на 5-10 мин. Потом снова наложить его немного выше предыдущего места.

Слайды 26-27 – Симптомы внутреннего кровотечения зависят от его локализации и степени кровопотери. Чаще они имеют общий характер: головокружение, слабость, сонливость, потеря сознания и т. п. Из-за отсутствия характерных признаков внутренние кровотечения гораздо труднее диагностируются.

Необходимо максимально быстро обеспечить доставку пациента в отделение специализированной помощи.

Пациенту нужно обеспечить покой.

При подозрении на легочное кровотечение больному придают полусидячее положение, при кровопотере в других областях укладывают на ровную поверхность.

На область предполагаемого источника кровотечения следует положить холод (например, пузырь со льдом).

!!! Категорически запрещается греть больную область!

Слайды 28-29 – Часто мы сталкиваемся с кровотечением из полости носа.

Первая помощь при носовом кровотечении

Усадить пострадавшего, наклонив туловище вперед

Поднести к подбородку любую емкость.

Приложить холод к переносице.

Прижать крылья носа к носовой перегородке.

После остановки кровотечения предложить выпить стакан холодной воды.

Если кровотечение продолжается более 30-40 минут, вызвать «Скорую помощь»

Слайд 30Термические методы остановки кровотечения основаны на применении холода или тепла. Низкие температуры вызывают кратковременное сужение сосудов (1–2 ч), а высокие обладают свойством свертывать кровь и тканевые белки (коагуляция).

Холод в виде обливаний, примочек и орошений холодной водой, наложения резинового пузыря со льдом, холодной глины, охлаждающих компрессов применяют при кровотечениях в толщу тканей, полости.

— Скажите, а как можно наложить жгут, если рана на шее? /Ответы обучающихся/

Слайд 31 –Конечно важно, чтобы дыхание не прерывалось. Голову следует максимально повернуть в здоровую сторону. Руку, обхватывающую голову, необходимо больше сместить вперед, чтоб лента жгута не сдавила дыхательное горло.

Информация для пояснения учителем:

Для остановки кровотечения жгут можно накладывать и при ранении сосудистого пучка на шее. Чтобы предотвратить сдавление петлей жгута жизненно важных органов, необходимо противоположную от повреждения сторону защитить палкой, доской, лестничной шиной. Шина моделируется по боковой поверхности плеча, надплечья, шеи и головы, располагается со здоровой стороны шеи и упирается в голову и плечевой сустав. Она служит каркасом и надежно защищает от сдавления трахею и сосуды на противоположной стороне шеи. Жгут затягивают вокруг шеи и шины, при этом он должен сдавливать лишь сосуды на стороне повреждения. На область раны необходимо наложить ватно-марлевый валик, скатку бинта. При отсутствии шин и подручных средств для защиты можно использовать руку пострадавшего.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 32 – Проверим заполнение таблицы:

Полусидячее положение, покой, лёд к месту кровотечения.

Слайды 33-36 – Практическая работа в малых группах.

Цель: приобретение умений и навыков правильного наложения закрутки, объяснения действий при артериальном и венозном кровотечении; оказания первой помощи при носовом кровотечении.

Оборудование: косынка, палка, бинты, холодная вода.

Ход работы «Наложение закрутки»:

Определите вид кровотечения. Оцените состояние пострадавшего. На кровоточащую поверхность наложите стерильную марлевую повязку.

Наложите жгут-закрутку (турникет) из подручного материала (ткани, косынки, веревки) вокруг конечности выше раны поверх одежды или, подложив ткань на кожу, и завяжите концы его узлом так, чтобы образовалась петля. Вставьте в петлю палку (или другой подобный предмет) так, чтобы она находилась под узлом.

Не забудьте! При артериальном кровотечении выше раны, а при венозном ниже раны.

Вращая палку, затяните жгут-закрутку (турникет) до прекращения кровотечения.

Закрепите палку бинтом во избежание ее раскручивания. Каждые 15 минут ослабляйте жгут во избежание омертвения тканей конечности. Если кровотечение не возобновляется, оставьте жгут распущенным, но не снимайте его на случай возникновения повторного кровотечения.

/Демонстрация и оценка результатов/

Слайд 37 — Как вы будете действовать при смешанном кровотечении? /Ответы обучающихся/

Слайд 38 – Задание по схеме: Окажите первую помощь при носовом кровотечении

/Пара демонстрирует процесс/

  1. Подведение итога урока

Слайды 39-40 – Молодцы! Вы справились с заданиями и, думаю, что осознали важность правильного оказания первой помощи при кровотечении! Применив при необходимости свои знания, вы спасете чью-то жизнь!

Слайд 41 – Домашнее задание: Изучить § 25. Повторить материал раздела.

Источник

Урок биологии в 8 классе.

Тема « Первая помощь при кровотечениях»

Цель урока: знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.

Задачи:

Задачи: 

— предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую

помощь при повреждениях сосудов; 

— метапредметные:

познавательная:- поиск информации в различных источниках , оформление ее в виде таблицы

регулятивная: достижение результатов согласно поставленной цели , самооценка результатов

коммуникативная: взаимодействие в группе, распределение ролей в группе.

личностная: умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему

Оборудование: таблицы «кровотечения и их виды», « Основные виды повязок»,бинты, жгуты, палочки для закрутки, учебники « Биология «8 кл, Колесов Д.В., сборник заданий «Человек и его здоровье» Р.Д.Маш.

Мотивационное поле: всегда ли человек может оказать помощь? кто из вас готов это сделать?

Ситуация: группа школьников ехали на велосипедах по автомобильной трассе. При попытке пересечь трассу одна из велосипедисток была сбита автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали « Скорую помощь» и ждали ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.

Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?

Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим оказываются люди не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя будет зависеть здоровье , а иногда и жизнь человека.

-кто мог бы помочь в этой ситуации? какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)

-действительно пострадавшему может помочь кто не только знает, но и умеет.

-на доске две буквы СЯ: чтобы уметь, нужно сделать ( учиться, тренироваться).

— учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя).

-какие знания и умения можем получить?( распознать кровотечение, оказать первую помощь).

Основная часть урока

-Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:

1 группа — венозное кровотечение

2 группа — артериальное кровотечение

3 группа – капиллярное кровотечение

4 группа — внутреннее кровотечение

5 группа — носовое кровотечение

  • Работу по каждому виду оформить в таблицах на листах-картах, привести пример оказания первой помощи на одном из обучающихся.
  • Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт, обучающийся 9 класса.

1. Результаты оформим в таблицу « Первая помощь при кровотечениях»

Вид кровотечения

Признаки кровотечения

Меры первой помощи

Группы работают 7 минут, докладывают результаты своей работы.

Эксперт оценивает и комментирует.

2.Выберите карточку-задание и окажите первую помощь одному из «пострадавших»

Задания:

  1.У пострадавшего кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает                                        пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

2.Велосипедист упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Правая голень кровоточит как губка. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

3.Подросток во время прыжка ударился головой о препятствие. Носом течет кровь, на лбу шишка.  Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

4.Подросток после прыжка обнаружил, что щепка воткнулась в правую голень. Кровь течет слабой ровной струей. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

5.При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения  и окажите первую помощь.

Эксперт подводит итоги работы групп.

Рефлексия

-Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?

-Какие СЯ для этого приобрел?

-Составьте синквейн на тему « Кровотечение»

-Сделайте самооценку своей работы на уроке.

— Приклейте свой стикер на одну из линий поведения.

  • красная-я знаю как помочь быстрее «Скорой помощи»
  • синяя – я могу помочь при поддержке кого-либо
  • желтая – я вызову «Скорую помощь»

Домашнее задание ( любое по выбору):

— составить инструкцию юного спасателя

— написать мини-сочинение « Как нужно действовать при спасении человека»

— нарисовать плакат « Умей спасти жизнь человека!»

Результаты:

предметные: обучающиеся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь, составлять таблицу.

метапредметные:

познавательные: информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта.

регулятивные: достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы, самооценка результатов.

коммуникативные: взаимодействие в группе, распределение ролей в группе.

личностные: умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказывать первую доврачебную помощь.

познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее

в виде таблицы 

регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели,  

самооценка результатов; 

коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе; 

личностная – умение действовать в экстремальной  ситуации, готовность

прийти на помощь пострадавшему. 

Источник