Первая помощь слр кровотечения
Находясь в туристической поездке, турист меньше всего думает о ситуациях, требующих оказания первой помощи. Наоборот, беззаботная обстановка, море и солнце способствуют отдыху и укреплению здоровья. Нет напряженной работы, жесткого рабочего графика и конфликтов с сослуживцами.
Но непривычный климат и окружающая среда, а также желание отдохнуть на всю катушку несут свои риски для здоровья. Ежегодно фиксируется большое число происшествий с туристами на море, на транспорте и в отелях. Несчастный случай может произойти с каждым. Поэтому умение оказать первую помощь до прибытия квалифицированного медицинского персонала может спасти жизнь пострадавшим и повысить шансы на их выздоровление.
В таких случаях очень важно правильно оценить ситуацию, определить повреждения, требующие первоочередных действий, и дальнейшую последовательность мер по оказанию первой помощи.
Сначала необходимо вынести пострадавшего в безопасное место, соблюдая все меры предосторожности.
Первоочередные действия, от которых зависит жизнь и здоровье пострадавшего, включают остановку сильного кровотечения и восстановление дыхания и кровообращения у потерпевшего. Даже небольшое промедление может привести к необратимым изменениям в организме. Уже через 10 минут после остановки сердца, восстановить полностью функции центральной нервной системы будет проблематично.
Отсутствие сознания и дыхания являются достаточным основанием для проведения необходимых процедур сердечно — легочной реанимации.
Перед проведением процедур необходимо обеспечить проходимость воздуха в легкие. Для этого при помощи указательного и среднего пальца руки, обмотанного салфеткой, из полости рта удаляются посторонние предметы (песок, ил, сгустки крови, рвотные массы и пр.).
Порядок проведения сердечно-легочной реанимации
Правила определения наличия сознания и самостоятельного дыхания
- Для проверки сознания аккуратно потормоши пострадавшего за плечи и спроси: «Что с Вами? Помощь нужна?».
- При отсутствии у потерпевшего реакции на вопрос — позови помощника.
- Открой дыхательные пути. Для этого одну руку следует положить на лоб пострадавшего, двумя пальцами другой поднять подбородок и запрокинуть голову. Наклонись щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего, смотри на его грудную клетку.
Прислушайся к дыханию, ощути выдыхаемый воздух на своей щеке, установи наличие или отсутствие движений грудной клетки (в течение 10 секунд).
Примечание. Для непрофессионалов оценка пульса может вызвать достаточно серьезные затруднения, поэтому современные рекомендации (алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации) не подразумевают выполнение этого мероприятия. Наличие или отсутствие кровообращения оценивается по косвенным признакам, в частности, по отсутствию произвольных движений, сознания и дыхания. - При отсутствии дыхания поручи помощнику вызвать скорую медицинскую помощь: «Человек не дышит. Вызовите скорую помощь. Сообщите мне, что вызвали».
Правила проведения надавливаний на грудную клетку (непрямой массаж сердца)
Проводится только на твердой поверхности.
- Положи основание ладони на середину грудной клетки.
(Для немедиков: при нахождении точки компрессии возможно расположение рук по центру грудной клетки, между сосками). - Возьми руки в замок. Надавливания проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Надавливания выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.
Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 5-6 см, частота не менее 100 надавливаний в 1 минуту. - Детям грудного возраста надавливания производят двумя пальцами.
Детям более старшего возраста — ладонью одной руки.
У взрослых упор делается на основание ладоней, пальцы рук взяты в замок.
Последовательность проведения искусственного дыхания
- Запрокинь голову пострадавшего, положив одну руку на его лоб, приподняв подбородок двумя пальцами другой руки.
- Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами.
Герметизируй полость рта, произведи два плавных выдоха в рот пострадавшего, в течение 1 секунды каждый.
Дай время 1-2 секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.
Примечание. При проведении этого мероприятия рекомендуется использовать устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот», входящее в состав аптечек. При его отсутствии можно использовать марлю или платок. - Чередуй 30 надавливаний с 2 вдохами искусственного дыхания, независимо от количества человек, проводящих реанимацию.
Сердечно-легочную реанимацию можно прекратить в следующих случаях: появление у пострадавшего явных признаков жизни; прибытие бригады скорой медицинской помощи; невозможность продолжения сердечно-легочной реанимации ввиду физической усталости.
www.mchs.gov.ru
В процессе сердечно-легочной реанимации нельзя делать перерывы. Это может привести к потере ее эффективности.
В случае восстановления дыхания и сердечной деятельности, пострадавшему необходимо придать устойчивое боковое положение. Положение на боку обеспечивает проходимость дыхательных путей, исключает попадание в дыхательные пути рвотных масс или западание языка.
После этого следует тщательно осмотреть пострадавшего на наличие повреждений. С учетом обнаруженных неотложных состояний — продолжить оказание первой помощи. Первоочередные действия направить на остановку наружного кровотечения.
Если скорая медицинская помощь еще не вызывалась, попросить окружающих вызвать ее и, по возможности, проконтролировать (продублировать) вызов.
До прибытия медработников необходимо постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку.
Какие лекарства надо взять туристу в поездку и какие нельзя, в какие страны нужны прививки и от чего читайте здесь.
Safetravels.info
Медицинская страховка. Медицинская помощь в других странах очень дорогая, поэтому туристам надо обязательно оформлять медицинскую страховку. На сайте sravni.ru вы можете сравнить стоимость медицинской страховки у 12 ведущих страховых компаний и оформить страховой полис онлайн. Сравни.ру — сравнение туристических страховок
Источник
Кровотечением называют потерю крови организмом из поврежденного кровеносного сосуда.
Кровь представляет собой биологическую ткань, обеспечивающую нормальное существование организма. Количество крови у мужчин в среднем около 5 л, у женщин – 4,5 л; 55% объема крови составляет плазма, 45% – кровяные клетки, так называемые форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и др.).
Кровь в организме человека выполняет сложные и многообразные функции. Она снабжает ткани и органы кислородом, питательными компонентами, уносит образующиеся в них углекислоту и продукты обмена веществ, доставляет их к почкам и коже, через которые эти токсические вещества удаляются из организма. Жизненная, вегетативная функция крови заключается в непрерывном поддержании постоянства внутренней среды организма, доставке тканям необходимых им гормонов, ферментов, витаминов, минеральных солей и энергетических веществ.
Организм человека без особых последствий переносит утрату только 500 мл крови. Истечение 1000 мл крови уже становится опасным, а потеря более 1000 мл крови угрожает жизни человека. Если утрачено более 2000 мл крови, сохранить жизнь обескровленному можно, лишь при условии немедленного и быстрого восполнения кровопотери. Кровотечение из крупного артериального сосуда может привести к смерти уже через несколько минут. Поэтому любое кровотечение должно быть, по возможности, быстро и надежно остановлено. Необходимо учитывать, что дети и лица преклонного возраста, старше 70-75 лет, плохо переносят и сравнительно малую потерю крови.
Кровотечение наступает в результате нарушения целости различных кровеносных сосудов вследствие ранения или заболевания. Скорость истечения крови и интенсивность его зависят от характера и величины сосуда, особенностей его повреждения. Кровотечения бывают нередко при гипертонической, язвенной, лучевой и некоторых других болезнях. Эти нетравматические кровотечения происходят из носа, рта. Излившаяся кровь может скопиться в грудной полости, органах живота.
В зависимости от вида поврежденного сосуда различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.
Если кровь изливается наружу через поврежденные ткани, то говорят о наружном кровотечении. Если же кровь изливается во внутренние полости, в просвет полых органов или между тканями, имеют в виду внутреннее кровотечение. Причиной кровотечения могут быть не только различные ранения или другие повреждения, но и различные заболевания внутренних органов: легких, желудка, кишечника и др.
Артериальное кровотечение, являющееся наиболее опасным, возникает при повреждении более или менее крупных артерий и характеризуется тем, что из раны сильной толчкообразной (пульсирующей) струей вытекает кровь алого цвета. Повреждение крупных артерий (бедренной, плечевой и др.) представляет опасность для жизни.
Венозное кровотечение. При венозном кровотечении кровь темно-красная, течет медленно, непрерывно. Венозное кровотечение менее интенсивное, чем артериальное, и поэтому реже носит угрожающий характер. Однако при ранении вен шеи и грудной клетки имеется другая (нередко смертельная) опасность: вследствие, того, что давление в этих венах может быть ниже атмосферного, то в них в момент вдоха может попасть воздушный пузырь, который в свою очередь может вызвать закупорку просвета кровеносного сосуда – воздушную эмболию и стать причиной молниеносной смерти.
Капиллярное кровотечение является следствием повреждения
мельчайших кровеносных сосудов (капилляров) и характеризуется тем, что из всей поверхности раны сочится кровь, по цвету средняя между артериальной и венозной.
Паренхиматозное кровотечение наблюдается при повреждении так называемых паренхиматозных органов (печень, селезенка и др.) и является, по существу, смешанным кровотечением.
Кровотечение из капилляров и мелких сосудов чаще всего самопроизвольно останавливается в ближайшие минуты, так как в просвете поврежденных сосудов, вследствие свертывания крови, образуются кровяные сгустки (тромбы), закупоривающие кровоточащий сосуд. Однако при пониженной свертываемости крови (лучевая болезнь, гемофилия) повреждение даже небольших сосудов может вызвать весьма длительное, а иногда и опасное для жизни кровотечение и кровопотерю.
Серьезные последствия, а иногда и большая опасность сильных кровотечений и обильных кровопотерь для организма диктуют одну из главных задач первой помощи при ранениях – остановку кровотечения и ликвидацию его последствий, т. е. острой кровопотери. Различают временную (предварительную) и окончательную остановку кровотечения.
Временные способы остановки кровотечения применяются обычно в условиях оказания первой медицинской помощи. К ним относятся: возвышенное (приподнятое) положение поврежденной части тела, прижатие сосуда на протяжении, резкое сгибание конечности, давящая повязка, тампонада и наложение кровоостанавливающего жгута.
Приподнятое положение (с помощью подкладывания подушки и др.) поврежденной части тела чаще всего применяется при ранениях конечностей, в частности, при венозных кровотечениях. Такое положение целесообразно придать конечности лишь после наложения давящей повязки на рану.
Прижатие сосуда на протяжении состоит в том, что кровоточащий сосуд прижимают не в области самой раны, а выше нее (при ранении артерий) или ниже (при ранении вен), т. е. на протяжении поврежденного сосуда. Способ этот применяют, как правило, при сильном артериальном или венозном кровотечении. Прижимают кровеносный сосуд обычно в тех местах, где он расположен относительно поверхностно и где удается пальцами прижать его к подлежащей кости, т. е. сдавить его и закрыть просвет. Прижимать сосуд к кости следует не одним, а несколькими пальцами. Для каждого крупного артериального сосуда имеются определенные анатомические точки, где целесообразнее всего производить его прижатие. Так, височную артерию прижимают впереди мочки уха, плечевую артерию – у внутреннего края двуглавой мышцы плеча (бицепса) и т. д.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1545; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8771 — | 8304 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Ðàçíîâèäíîñòè êðîâîòå÷åíèé è èõ îñîáåííîñòè. Ïðàâèëà íàëîæåíèÿ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè âíåçàïíîé îñòàíîâêå ñåðäöà, ïðèçíàêè îñòàíîâêè ñåðäöà. Òåõíèêà íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà. Ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÊÐÎÂÎÒÅ×ÅÍÈßÕ
Êðîâü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé áèîëîãè÷åñêóþ òêàíü, îáåñïå÷èâàþùóþ íîðìàëüíîå ñóùåñòâîâàíèå îðãàíèçìà. Êîëè÷åñòâî êðîâè ó ìóæ÷èí â ñðåäíåì îêîëî 5 ë, ó æåíùèí — 4,5 ë; 55% îáúåìà êðîâè ñîñòàâëÿåò ïëàçìà, 45% — êðîâÿíûå êëåòêè, òàê íàçûâàåìûå ôîðìåííûå ýëåìåíòû (ýðèòðîöèòû, ëåéêîöèòû è äð.).
Êðîâü â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âûïîëíÿåò ñëîæíûå è ìíîãîîáðàçíûå ôóíêöèè. Îíà ñíàáæàåò òêàíè è îðãàíû êèñëîðîäîì, ïèòàòåëüíûìè êîìïîíåíòàìè, óíîñèò îáðàçóþùèåñÿ â íèõ óãëåêèñëîòó è ïðîäóêòû îáìåíà, äîñòàâëÿåò èõ ê ïî÷êàì è êîæå, ÷åðåç êîòîðûå ýòè òîêñè÷åñêèå âåùåñòâà óäàëÿþòñÿ èç îðãàíèçìà. Æèçíåííàÿ, âåãåòàòèâíàÿ, ôóíêöèÿ êðîâè çàêëþ÷àåòñÿ â íåïðåðûâíîì ïîääåðæàíèè ïîñòîÿíñòâà âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà, äîñòàâêå òêàíÿì íåîáõîäèìûõ èì ãîðìîíîâ, ôåðìåíòîâ, âèòàìèíîâ, ìèíåðàëüíûõ ñîëåé è ýíåðãåòè÷åñêèõ âåùåñòâ.
Îðãàíèçì ÷åëîâåêà áåç îñîáûõ ïîñëåäñòâèé ïåðåíîñèò óòðàòó òîëüêî 500 ìë êðîâè. Èñòå÷åíèå 1000 ìë êðîâè óæå ñòàíîâèòñÿ îïàñíûì, à ïîòåðÿ áîëåå 1000 ìë êðîâè óãðîæàåò æèçíè ÷åëîâåêà. Åñëè óòðà÷åíî áîëåå 2000 ìë êðîâè, ñîõðàíèòü æèçíü îáåñêðîâëåííîìó ìîæíî ëèøü ïðè óñëîâèÿ íåìåäëåííîãî è áûñòðîãî âîñïîëíåíèÿ êðîâîïîòåðè. Êðîâîòå÷åíèå èç êðóïíîãî àðòåðèàëüíîãî ñîñóäà ìîæåò ïðèâåñòè ê ñìåðòè óæå ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò. Ïîýòîìó ëþáîå êðîâîòå÷åíèå äîëæíî áûòü ïî âîçìîæíîñòè ñêîðî è íàäåæíî îñòàíîâëåíî. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî äåòè è ëèöà ïðåêëîííîãî âîçðàñòà, ñòàðøå 70 — 75 ëåò, ïëîõî ïåðåíîñÿò è ñðàâíèòåëüíî ìàëóþ ïîòåðþ êðîâè.
Êðîâîòå÷åíèå íàñòóïàåò â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ öåëîñòè ðàçëè÷íûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ âñëåäñòâèå ðàíåíèÿ, çàáîëåâàíèÿ. Ñêîðîñòü èñòå÷åíèÿ êðîâè è èíòåíñèâíîñòü åãî çàâèñÿò îò õàðàêòåðà è âåëè÷èíû ñîñóäà, îñîáåííîñòåé åãî ïîâðåæäåíèÿ. Êðîâîòå÷åíèÿ áûâàþò íåðåäêî ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîé, ÿçâåííîé, ëó÷åâîé è íåêîòîðûõ äðóãèõ áîëåçíÿõ. Ýòè íåòðàâìàòè÷åñêèå êðîâîòå÷åíèÿ ïðîèñõîäÿò èç íîñà, ðòà, çàäíåãî ïðîõîäà. Èçëèâøàÿñÿ êðîâü ìîæåò ñêîïèòüñÿ â ãðóäíîé ïîëîñòè, îðãàíàõ æèâîòà.
 çàâèñèìîñòè îò âèäà ïîâðåæäåííîãî ñîñóäà ðàçëèâ ÷àþò àðòåðèàëüíîå, âåíîçíîå, êàïèëëÿðíîå è ïàðåíõèìàòîçíîå êðîâîòå÷åíèå.
Íàèáîëåå îïàñíî àðòåðèàëüíîåêðîâîòå÷åíèå. Îíî âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèè àðòåðèàëüíîãî ñîñóäà, èçëèâàþùàÿñÿ ïðè ýòîì êðîâü ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà è âûáèâàåòñÿ èç ðàíû ñèëüíîé ïóëüñèðóþùåé ñòðóåé (èíîãäà ôîíòàíîì).
Ïðè âåíîçíîìêðîâîòå÷åíèè êðîâü òåìíî-êðàñíàÿ, òå÷åò ìåäëåííî, íåïðåðûâíî. Âåíîçíîå êðîâîòå÷åíèå ìåíåå èíòåíñèâíîå, ÷åì àðòåðèàëüíîå, è ïîýòîìó ðåæå íîñèò óãðîæàþùèé õàðàêòåð, îäíàêî ïðè ðàíåíèè âåí øåè è ãðóäíîé êëåòêè èìååòñÿ äðóãàÿ (íåðåäêî ñìåðòåëüíàÿ) îïàñíîñòü: âñëåäñòâèå îòðèöàòåëüíîãî äàâëåíèÿ â ýòèõ âåíàõ â íèõ â ìîìåíò âäîõà ïîñòóïàåò âîçäóõ; âîçäóøíûé ïóçûðü (ýìáîë) ìîæåò âûçâàòü çàêóïîðêó ïðîñâåòà êðîâåíîñíîãî ñîñóäà — âîçäóøíóþ ýìáîëèþ è ñòàòü ïðè÷èíîé ìîëíèåíîñíîé ñìåðòè.
Êàïèëëÿðíîå êðîâîòå÷åíèå íàñòóïàåò ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñîñóäîâ ìàëîãî êàëèáðà, ïðè íåãëóáîêèõ, íî îáøèðíûõ ðàíàõ. Êàïèëëÿðíàÿ êðîâü èìååò àëûé öâåò,ñî÷èòñÿ ðàâíîìåðíî ñî âñåé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé òêàíè.
Ïàðåíõèìàòîçíîå êðîâîòå÷åíèå íàáëþäàåòñÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ — ïå÷åíè, ïî÷åê, ñåëåçåíêè è ò. ä. Ïî ñóùåñòâó ýòî êàê áû âìåøàííîå êðîâîòå÷åíèå èç àðòåðèé, âåé è êàïèëëÿðîâ. Ïðè ýòîì êðîâü èñòåêàåò îáèëüíî è íåïðåðûâíî èç âñåé ðàíåâîé ïîâåðõíîñòè îðãàíà.
Êðîâîòå÷åíèå áûâàåò íàðóæíûì (èç ðàí èëè åñòåñòâåííûõ îòâåðñòèé òåëà) è âíóòðåííèì (êðîâü ñêàïëèâàåòñÿ â ïîëîñòÿõ òåëà — ÷åðåïå, ãðóäè, æèâîòå èëè êàêîì-ëèáî îðãàíå).
Âíóòðåííåå êðîâîòå÷åíèå, åñëè îíî îáèëüíî, ìîæåò ñòàòü óãðîæàþùèì, òàê êàê åãî íà÷àëî è èíòåíñèâíîñòü çà÷àñòóþ òðóäíî îïðåäåëèòü, äèàãíîñòèðîâàòü, à ïîýòîìó íåîáõîäèìàÿ ïîìîùü ìîæåò çàïîçäàòü.
Ïðè ëþáîì êðîâîòå÷åíèè îêàçûâàþùèé ïîìîùü äîëæåí äåéñòâîâàòü áûñòðî, ðåøèòåëüíî è îñòîðîæíî. Åãî çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû êàê ìîæíî ñêîðåå, ïðîùå è íàäåæíåå îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå, íå óñóãóáèâ ïðè ýòîì ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî.
Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè íàðóæíîì êðîâîòå÷åíèè: íåîáõîäèìî ïðèäàòü êðîâîòî÷àùåé ÷àñòè òåëà âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå, íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó èëè æãóò (âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ); ïðè íåáîëüøîì àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè äîñòàòî÷íî ïðèìåíèòü ïëîòíóþ äàâÿùóþ ïîâÿçêó. Åñëè ýòî êðîâîòå÷åíèå îáèëüíîå (àëàÿ êðîâü áüåò íåïðåðûâíîé è ñèëüíîé ñòðóåé), íóæíî áåç ïðîìåäëåíèÿ íàëîæèòü êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò (ðèñ. 1).
ÏÐÀÂÈËÀ ÍÀËÎÆÅÍÈß ÊÐÎÂÎÎÑÒÀÍÀÂËÈÂÀÞÙÅÃÎ ÆÃÓÒÀ
Æãóò íàêëàäûâàþò ïðè ïîâðåæäåíèè êðóïíûõ àðòåðèàëüíûõ ñîñóäîâ êîíå÷íîñòåé.
Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé âåðõíåé êîíå÷íîñòè æãóò ëó÷øå ðàñïîëîæèòü íà âåðõíåé òðåòè ïëå÷à; ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé íèæíåé êîíå÷íîñòè — íà ñðåäíåé òðåòè áåäðà.
Æãóò íàêëàäûâàþò íà ïðèïîäíÿòóþ êîíå÷íîñòü; ïîäâîäÿò ïîä ìåñòî ïðåäïîëàãàåìîãî íàëîæåíèÿ, ýíåðãè÷íî ðàñòÿãèâàþò (åñëè îí ðåçèíîâûé) è, ïîäëîæèâ ïîä íåãî ìÿãêóþ ïðîêëàäêó (áèíò, îäåæäó è äð.), íàêðó÷èâàþò íåñêîëüêî ðàç (äî ïîëíîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ) òàê, ÷òîáû âèòêè ëîæèëèñü âïëîòíóþ îäèí ê äðóãîìó è ÷òîáû ìåæäó íèìè íå ïîïàëè ñêëàäêè êîæè. Êîíöû æãóòà íàäåæíî çàâÿçûâàþò èëè ñêðåïëÿþò ñ ïîìîùüþ öåïî÷êè è êðþ÷êà.
Æãóò äîëæåí áûòü íàëîæåí òóãî, íî ïðè ýòîì íå ñëåäóåò èçëèøíå ñèëüíî ñäàâëèâàòü òêàíè êîíå÷íîñòè, òàê êàê âîçìîæíû î÷åíü òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ; ê æãóòó îáÿçàòåëüíî ïðèêðåïëÿåòñÿ ëèñò áóìàãè (êàðòîíà) ñ óêàçàíèåì âðåìåíè åãî íàëîæåíèÿ.
Íåëüçÿ äåðæàòü æãóò íà êîíå÷íîñòè áîëåå 1½ ÷.
Ïðàâèëüíî ïðèìåíåííûé æãóò îñòàíîâèò ëþáîå êðîâîòå÷åíèå èç ïîâðåæäåííûõ ñîñóäîâ êîíå÷íîñòè, à íåóìåëûå äåéñòâèÿ ïðè íàëîæåíèè æãóòà ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé íåâðèòîâ, ïàðàëè÷åé, îìåðòâåíèÿ òêàíåé, ãàíãðåíû. Ïîýòîìó æãóò íóæíî ïðèìåíÿòü òîëüêî òîãäà, êîãäà íåò äðóãîãî áûñòðîãî è íàäåæíîãî ñïîñîáà îñòàíîâèòü óãðîæàþùåå æèçíè àðòåðèàëüíîå êðîâîòå÷åíèå. Ïðè ýòîì ïðîêëàäêà ïîä æãóòîì äîëæíà áûòü äåéñòâèòåëüíî çàùèòíîé, ìÿãêîé è ïëîòíîé, à æãóò íå äîëæåí ñäàâëèâàòü êîíå÷íîñòü áîëüøå óêàçàííîãî â ïðàâèëàõ âðåìåíè.
Âåíîçíîå è êàïèëëÿðíîå êðîâîòå÷åíèå èç ñîñóäîâ êîíå÷íîñòè ìîæíî îñòàíîâèòü ïîñðåäñòâîì äàâÿùåé ïîâÿçêè. Íàëîæèâ òàêóþ ïîâÿçêó, ñëåäóåò ïðèäàòü êîíå÷íîñòè âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå.
Äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èñïîëüçóþò òàêæå ñïîñîá ïàëüöåâîãî ïðèæàòèÿ êðîâîòî÷àùåãî ñîñóäà â òèïè÷íîì ìåñòå (ðèñ. 2). Ëó÷øå âñåãî, åñëè óäàåòñÿ ïðèæàòü ýòîò ñîñóä ê êîñòè.
Ïðè óãðîæàþùåì æèçíè êðîâîòå÷åíèè, åñëè íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü æãóò, íóæíî íàêðûòü ðàíó ñòåðèëüíîé ñàëôåòêîé, çàòåì ââåäåííûìè â íåå ïàëüöàìè ïðèæàòü êðîâîòî÷àùèé ñîñóä. Îäíàêî íóæíî ïîìíèòü, ÷òî áåçîïàñíåå ìåòîä ïðèæàòèÿ ñîñóäà íå â ñàìîé ðàíå, à âíå åå.
Ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè ñîñóä ñäàâëèâàþò âûøå ìåñòà åãî ïîâðåæäåíèÿ, à ïðè êðîâîòå÷åíèè èç âåíû — íèæå ðàíû. Äëÿ ýòîãî íóæíî çíàòü ñõåìó ìàãèñòðàëüíûõ àðòåðèàëüíûõ ñîñóäîâ è ìåñòà èõ ïàëüöåâîãî ïðèæàòèÿ (ðèñ. 3).
Èòàê, ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñîñóäîâ âèñî÷íîé îáëàñòè âèñî÷íóþ àðòåðèþ ïðèæèìàþò âïåðåäè ìî÷êè óõà ê ñêóëîâîé êîñòè. Ïðè ñèëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç ðàí ãîëîâû, ëèöà, ÿçûêà ñäàâëèâàþò ñîííóþ àðòåðèþ, ïðèæèìàÿ ýòîò ñîñóä íà øåå ê ïîçâîíî÷íèêó.
Äëÿ âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èç ñîñóäîâ êîíå÷íîñòåé ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìåòîä ìàêñèìàëüíîãî ñãèáàíèÿ êîíå÷íîñòè â ñóñòàâàõ (ðèñ. 4). Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñîñóäîâ ïëå÷à ðóêó çàâîäÿò çà ñïèíó è ôèêñèðóþò åå ïîâÿçêîé. Åñëè êðîâîòî÷àò ñîñóäû ïðåäïëå÷üÿ, ðóêó ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàí ãîëåíè èëè ñòîïû íîãó ñãèáàþò ìàêñèìàëüíî â êîëåííîì ñóñòàâå è, ïðèäàâ êîíå÷íîñòè òàêîå ïîëîæåíèå, åå íàäåæíî ïðèáèíòîâûâàþò.
Åñëè êðîâîòå÷åíèå îáèëüíî, à èñòî÷íèê åãî íåèçâåñòåí, — ñïåøèòå âûçâàòü âðà÷à äëÿ ñïàñåíèÿ æèçíè áîëüíîãî.
Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç íîñà ïîñòðàäàâøåãî íóæíî óñàäèòü òàê, ÷òîáû ãîëîâà íàõîäèëàñü â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè èëè áûëà ñëåãêà îòêëîíåíà íàçàä; ñæàòü íîñ íà 2 — 3 ìèí; ââåñòè â ïåðåäíèé åãî îòäåë òàìïîí, ñìî÷åííûé 3% ðàñòâîðîì ïåðåêèñè âîäîðîäà; ïîëîæèòü íà îáëàñòü íîñà õîëîäíóþ ïðèìî÷êó. Áîëüíîìó íå ðåêîìåíäóåòñÿ äûøàòü íîñîì è ñìîðêàòüñÿ (ðèñ. 5).
Ïðè êðîâîòå÷åíèè ïîñëå óäàëåíèÿ çóáà áîëüíîé äîëæåí ïðèæàòü êðîâîòî÷àùåå ìåñòî íåáîëüøèì ñòåðèëüíûì òàìïîíîì èç âàòû èëè ìàðëè è êðåïêî ñæàòü ÷åëþñòè.
Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç óõà ñëóõîâîé ïðîõîä òàìïîíèðîâàòü íåëüçÿ. Ñëåäóåò ñðî÷íî âûÿñíèòü ïðè÷èíó êðîâîòå÷åíèÿ. Åñëè åãî èñòî÷íèêîì íå ÿâëÿåòñÿ ïîâåðõíîñòíàÿ ðàíà, íåîáõîäèìî áåçîòëàãàòåëüíî âûçâàòü ñêîðóþ ïîìîùü, òàê êàê êðîâîòå÷åíèå èç óõà ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì òÿæåëîãî ïîâðåæäåíèÿ ÷åðåïà è ìîçãà. Ïîâåðõíîñòíóþ ðàíó ñëåäóåò îáðàáîòàòü ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà è çàêðûòü ÷èñòîé ïîâÿçêîé.
Êðîâîòå÷åíèå èç ëåãêîãî âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèè åãî êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ âñëåäñòâèå òðàâìû èëè áîëåçíè (òóáåðêóëåç, îïóõîëü è äð.). Êðîâü ó áîëüíîãî âûäåëÿåòñÿ â îñíîâíîì ïðè êàøëå. Íåîáõîäèìî ïðèäàòü åìó óäîáíîå, ïîëóñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå, íà ãðóäü ïîëîæèòü ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíîé âîäîé, ñðî÷íî âûçâàòü âðà÷à.
Êðîâàâàÿ ðâîòà íàáëþäàåòñÿ ïðè òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ ïèùåâîäà, æåëóäêà èëè ïðè èõ çàáîëåâàíèÿõ (ÿçâû îïóõîëè, ïàòîëîãèÿ ñîñóäîâ), Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäîñòàâëåíèè áîëüíîìó ïîêîÿ. Åãî óêëàäûâàþò â ïîñòåëü, íà æèâîò êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì, ñíåãîì èëè õîëîäíîé âîäîé. Áîëüíîãî íåëüçÿ êîðìèòü è ïîèòü. Íåîáõîäèìî ñðî÷íî âûçâàòü ñêîðóþ ïîìîùü.
ÍÅÎÒËÎÆÍÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÂÍÅÇÀÏÍÎÉ ÎÑÒÀÍÎÂÊÅ ÑÅÐÄÖÀ
Îñòàíîâêà ñåðäöà — ñàìàÿ ÷àñòàÿ íåïîñðåäñòâåííàÿ ïðè÷èíà ñìåðòè. Îíà ìîæåò íàñòóïèòü âíåçàïíî ñðåäè ïîëíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, êàçàëîñü áû, ó âïîëíå çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, èëè ñòàòü ñëåäñòâèåì çàáîëåâàíèé è ïîâðåæäåíèé ñåðäöà.
Êàêîâû îñíîâíûå ïðè÷èíû îñòàíîâêè ñåðäöà? ×àùå âñåãî — íàðóøåíèÿ êîðîíàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (ñòåíîêàðäèÿ, ðàññòðîéñòâà ñåðäå÷íîãî ðèòìà, èíôàðêò ìèîêàðäà), âîçíèêàþùèå ïîñëå ýìîöèîíàëüíîãî èëè ôèçè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ. Îñòàíîâêà ñåðäöà íåðåäêî íàñòóïàåò ïðè òÿæåëûõ íàðóøåíèÿõ äûõàíèÿ, ìàññèâíîé êðîâîïîòåðå, øîêå, ìåõàíè÷åñêîé, ýëåêòðè÷åñêîé è îæîãîâîé òðàâìå, îòðàâëåíèÿõ, àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè.
Ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà ïðåêðàùàåòñÿ êðîâîîáðàùåíèå â æèçíåííî âàæíûõ öåíòðàõ ãîëîâíîãî ìîçãà, ÷òî âûçûâàåò áûñòðóþ ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, îñòàíîâêó äûõàíèÿ. Êîðîòêèé ïåðèîä âðåìåíè (íå áîëåå 5 ìèí) ïîñëå îñòàíîâêè êðîâîîáðàùåíèÿ è äûõàíèÿ, â êîòîðûé åùå âîçìîæíî âîññòàíîâëåíèå æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, èçâåñòåí êàê ïåðèîä êëèíè÷åñêîé ñìåðòè. Íà÷àòàÿ â ýòî âðåìÿ ðåàíèìàöèÿ (ìåðîïðèÿòèé ïî îæèâëåíèþ) ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîëíîìó âîññòàíîâëåíèþ âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, âêëþ÷àÿ ñîçíàíèå, Íàïðîòèâ, ïî èñòå÷åíèè ýòîãî ïåðèîäà ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò âîññòàíîâèòü ñåðäå÷íóþ äåÿòåëüíîñòü, äûõàíèå, íî íå âîññòàíîâÿò ôóíêöèþ êëåòîê êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà — ñîçíàíèå,  ýòèõ ñëó÷àÿõ íàñòóïàåò ñìåðòü ìîçãà, ñîöèàëüíàÿ ñìåðòü. Ïðè ñòîéêîé è íåîáðàòèìîé óòðàòå ôóíêöèé îðãàíèçìà ãîâîðÿò î íàñòóïëåíèè áèîëîãè÷åñêîé ñìåðòè.
Âàæíåéøèì óñëîâèåì óñïåøíîãî îæèâëåíèÿ îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå âûÿñíåíèå ïðèçíàêîâ ðàññòðîéñòâà êðîâîîáðàùåíèÿ è êëèíè÷åñêîé ñìåðòè. Êàêîâû æå îñíîâíûå ïðèçíàêè îñòàíîâêè ñåðäöà? Ñëåäóåò çàïîìíèòü ïÿòü ïðèçíàêîâ: îòñóòñòâèå ïóëüñà íà ñîííîé àðòåðèè, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàñøèðåíèå çðà÷êîâ è îòñóòñòâèå èõ ðåàêöèè íà ñâåò, îñòàíîâêà äûõàíèÿ, ñèíþøíûé èëè ñåðî-ïåïåëüíûé öâåò ëèöà.
Îñòàíîâèìñÿ íà êðàòêîé õàðàêòåðèñòèêå êàæäîãî èç ýòèõ ïðèçíàêîâ.
Îòñóòñòâèå ïóëüñà íà ñîííîé àðòåðèè îïðåäåëÿåòñÿ óêàçàòåëüíûì è ñðåäíèì ïàëüöàìè íà ðàññòîÿíèè 2 — 3 ñì â ñòîðîíó îò âûñòóïàþùåãî íà øåå ùèòîâèäíîãî õðÿùà. Ýòîò ñèìïòîì ðàñöåíèâàåòñÿ êàê ïðèçíàê êàòàñòðîôû.
Ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà íàñòóïàåò ÷åðåç 4 — 5 ñ è îïðåäåëÿåòñÿ ïî îòñóòñòâèþ ðåàêöèè ïîñòðàäàâøåãî íà çâóêîâîé èëè òàêòèëüíûé ðàçäðàæèòåëü (îêëèê, ïîõëîïûâàíèå ïî ùåêå).
Ðàñøèðåíèå çðà÷êîâ è îòñóòñòâèå èõ ðåàêöèè íà ñâåò âûÿâëÿþòñÿ ïóòåì îòêðûòèÿ âåðõíåãî âåêà è îñâåùåíèÿ ãëàçà. Åñëè çðà÷îê çíà÷èòåëüíî ðàñøèðåí (âî âñþ ðàäóæêó) è íå ñóæèâàåòñÿ íà ñâåò, òîýòîò ïðèçíàê ÿâëÿåòñÿ âñåãäà òðåâîæíûì è ñëóæèò ñèãíàëîì ê íà÷àëó ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè.
Îñòàíîâêó äûõàíèÿ ëåãêî çàìåòèòü ïî îòñóòñòâèþ äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé ãðóäíîé êëåòêè èëè äèàôðàãìû.
Ñèíþøíûé èëè ñåðî-ïåïåëüíûé öâåò ëèöà — âàæíûé ïðèçíàê ãëóáîêîãî ðàññòðîéñòâà êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðèêîâûâàåò âíèìàíèå îêðóæàþùèõ ê ïîñòðàäàâøåìó, âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ñèãíàë îïàñíîñòè è íåîáõîäèìîñòè îêàçàíèÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè.
Óñïåõ îæèâëåíèÿ îðãàíèçìà çàâèñèò íå òîëüêî îò áûñòðîòû ðàñïîçíàâàíèÿ îñòàíîâêè êðîâîîáðàùåíèÿ, íî è îò áûñòðîòû, à òàêæå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ïðèåìîâ îæèâëåíèÿ. Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ïðèåìîâ îæèâëåíèÿ ñîîòâåòñòâóåò àçáóêå îæèâëåíèÿ è ïðîèçâîäèòñÿ âñåãäà â ñëåäóþùåì ïîðÿäêå:
îñâîáîäèòü äûõàòåëüíûå ïóòè îò ñëèçè è èíîðîäíûõ òåë;
íà÷àòü èñêóññòâåííóþ âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ (èñêóññòâåííîå äûõàíèå) ïî ñïîñîáó èçî ðòà â ðîò èëè èçî ðòà â íîñ;
âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå ïóòåì íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà.
Ïðè êëèíè÷åñêîé ñìåðòè âñå äåéñòâèÿ ïî îæèâëåíèþ Äîëæíû íà÷èíàòüñÿ ñ îáåñïå÷åíèÿ ïðîõîäèìîñòè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî îòîãíóòü ãîëîâó áîëüíîãî íàçàä, îòêðûòü, îñìîòðåòü, î÷èñòèòü îò èíîðîäíûõ òåë è îñóøèòü åãî ðîò, çàòåì íàêðûòü ðîò ñàëôåòêîé èëè íîñîâûì ïëàòêîì, â áûñòðîì òåìïå ñäåëàòü 3 — 5 âäóâàíèé â ëåãêèå, íàíåñòè êîðîòêèé óäàð ðåáðîì ëàäîíè èëè êóëàêîì ñ ðàññòîÿíèÿ 20 — 30 ñì ïî ãðóäèíå (êîñòü, ðàñïîëîæåííàÿ ïîñðåäèíå ãðóäíîé êëåòêè ñïåðåäè). Åñëè ÷åðåç 6 ñ ïóëüñ íå âîññòàíîâèòñÿ, òî ñëåäóåò ïðèñòóïèòü ê íàðóæíîìó ìàññàæó ñåðäöà, ÷åðåäóÿ åãî ñ èñêóññòâåííûì äûõàíèåì.
ÒÅÕÍÈÊÀ ÍÀÐÓÆÍÎÃÎ ÌÀÑÑÀÆÀ ÑÅÐÄÖÀ
êðîâîòå÷åíèå îñòàíîâêà ñåðäöå ïîìîùü
Ñåðäöå ðàñïîëàãàåòñÿ â ãðóäíîé ïîëîñòè ìåæäó äâóìÿ êîñòíûìè îáðàçîâàíèÿìè: òåëàìè ïîçâîíêîâ ñçàäè è ãðóäèíîé ñïåðåäè. Ïðè ñæàòèè ãðóäíîé êëåòêè â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè òåëà íà ãëóáèíó 4 — 5 ñì ñåðäöå ñäàâëèâàåòñÿ, âûïîëíÿÿ ïðè ýòîì ñâîþ íàñîñíóþ ôóíêöèþ: îíî âûòàëêèâàåò êðîâü â àîðòó è ëåãî÷íóþ àðòåðèþ ïðè ñæàòèè ãðóäíîé êëåòêè è ïðèñàñûâàåò âåíîçíóþ êðîâü ïðè åå ðàñïðàâëåíèè. Ýôôåêòèâíîñòü íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà äîêàçàíà äàâíî.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòîò ìåòîä îáùåïðèçíàí.
Ïðè ïðîâåäåíèè íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà ïîñòðàäàâøåãî óêëàäûâàþò íà ñïèíó íà æåñòêîå è ðîâíîå ocíîâàííå (ïîë, çåìëÿ). Îêàçûâàþùèé ïîìîùü çàíèìàåò ïîçèöèþ ñáîêó îò áîëüíîãî, íàùóïûâàåò â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè êîíåö ãðóäèíû, è íà ðàññòîÿíèè 2 ïîïåðå÷íî ðàñïîëîæåííûõ ïàëüöåâ ïî íàïðàâëåíèþ ââåðõ ïî ñðåäíåé ëèíèè íàêëàäûâàåò ëàäîíü êèñòè íàèáîëåå øèðîêîé åå ÷àñòüþ. Âòîðóþ ëàäîíü êëàäåò êðåñòîîáðàçíî ñâåðõó. Íå ñãèáàÿ ðóê, ïðîèçâîäèò ñèëüíîå íàäàâëèâàíèå íà ãðóäèíó ïî íàïðàâëåíèþ ê ïîçâîíî÷íèêó íà ãëóáèíó 4 — 5 ñì è ÷åðåç íåáîëüøóþ ïàóçó îòïóñêàåò, íå îòðûâàÿ ðóê îò ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè. Íåîáõîäèìî ïîâòîðÿòü ýòè äâèæåíèÿ ñ ÷àñòîòîé íå ìåíåå 60 â 1 ìèí (1 ñäàâëèâàíèå â 1 ñ), ïîñêîëüêó áîëåå ðåäêèå âîçäåéñòâèÿ íå îáåñïå÷èâàþò äîñòàòî÷íîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. Ñæèìàòü ãðóäíóþ êëåòêó ñëåäóåò ýíåðãè÷íî ïîä äîçèðîâàííûì äàâëåíèåì, ÷òîáû âûçâàòü ïóëüñîâóþ âîëíó â ñîííîé àðòåðèè. Ïðè ïðîâåäåíèè ìàññàæà ó âçðîñëûõ íåîáõîäèìî ïðèìåíÿòü íå òîëüêî ñèëó ðóê, íî è íàäàâëèâàòü âñåì êîðïóñîì òåëà. Ó äåòåé ñòàðøå 5 ëåò íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà ïðîèçâîäÿò îäíîé ðóêîé, ó ãðóäíûõ äåòåé è íîâîðîæäåííûõ — êîí÷èêàìè óêàçàòåëüíîãî è, ñðåäíåãî ïàëüöåâ. ×àñòîòà ñäàâëèâàíèé 100 — 110 â 1ìèí.
Îá ýôôåêòèâíîñòè ìàññàæà ñóäÿò ïî èçìåíåíèþ îêðàñêè êîæíûõ ïîêðîâîâ ëèöà, ïîÿâëåíèþ ïóëüñà íà ñîííîé àðòåðèè, ñóæåíèþ çðà÷êîâ. Ïðåêðàùàòü íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà ìîæíî ÷åðåç êàæäûå 2 ìèí ëèøü íà 3 —5 ñ, ÷òîáû óáåäèòüñÿ â âîññòàíîâëåíèè ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè. Åñëè ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ìàññàæà ïóëüñ íå îïðåäåëÿåòñÿ, à çðà÷êè ñíîâà ðàñøèðÿþòñÿ, ìàññàæ äîëæåí áûòü ïðîäîëæåí.
Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà äàæå ïðè îñòàíîâêå ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè âîññòàíàâëèâàåò êðîâîîáðàùåíèå â æèçíåííî âàæíûõ îðãàíàõ (ãîëîâíîì ìîçãå, ñåðäöå). Îäíàêî ýôôåêòèâíîñòü òàêîãî ìàññàæà îáåñïå÷èâàåòñÿ ëèøü â ñî÷åòàíèè ñ èñêóññòâåííûì äûõàíèåì. Ïðåäëîæåíû ñëåäóþùèå îïòèìàëüíûå ñî÷åòàíèÿ ÷àñòîòû èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ è ìàññàæà ñåðäöà â çàâèñèìîñòè îò ÷èñëà ëèö, îêàçûâàþùèõ ïîìîùü.
Åñëè ïîìîùü îêàçûâàåò 1 ÷åëîâåê (ðèñ. 6), òî ñîîòíîøåíèå ïðîèçâîäèìûõ ìàíèïóëÿöèé äîëæíî áûòü 2; 15. Íà êàæäûå 2 áûñòðûõ âäóâàíèÿ âîçäóõà â ëåãêèå äîëæíî ïðèõîäèòüñÿ 15 ìàññàæíûõ ñäàâëèâàíèé ãðóäèíû.
Îêàçûâàþùèé ïîìîùü çàíèìàåò ïî îòíîøåíèþ ê áîëüíîìó íàèáîëåå óäîáíóþ ïîçèöèþ, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò âûïîëíÿòü è òîò è äðóãîé ïðèåìû îæèâëåíèÿ, íå ìåíÿÿ ñâîåãî ïîëîæåíèÿ. Ïîä ïëå÷è áîëüíîãî ñëåäóåò ïîëîæèòü âàëèê èç ñâåðíóòîé îäåæäû, ÷òîáû ãîëîâà áûëà çàïðîêèíóòà, à äûõàòåëüíûå ïóòè îòêðûòû.
Åñëè ïîìîùü îêàçûâàþò 2 ÷åëîâåêà (ðèñ. 7), òî ñîîòíîøåíèå ïðèåìîâ äîëæíî áûòü 1:5. Îäèí ïðîâîäèò íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà, äðóãîé — èñêóññòâåííîå äûõàíèå ïîñëå êàæäîãî 5-ãî ñäàâëèâàíèÿ ãðóäèíû, â ìîìåíò ðàñïðàâëåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè. Åñëè ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü âîññòàíîâèëàñü, ïóëüñ ñòàë îò÷åòëèâûì, ëèöî ïîðîçîâåëî, ìàññàæ ñåðäöà ïðåêðàùàþò, à èñêóññòâåííîå äûõàíèå ïðîäîëæàþò â òîì æå ðèòìå äî âîññòàíîâëåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî äûõàíèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè ó ïîñòðàäàâøåãî ïîëíîöåííîãî äûõàíèÿ ñëåäóåò óñòàíîâèòü çà íèì ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå (äî âîññòàíîâëåíèÿ ñîçíàíèÿ). Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ñîçíàíèÿ âîçìîæíû ïîâòîðíûå ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ âñëåäñòâèå çàïàäåíèÿ ÿçûêà è íèæíåé ÷åëþñòè.
Âîïðîñ î ïðåêðàùåíèè ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ñëó÷àå èõ íåýôôåêòèâíîñòè äîëæåí ðåøèòü âðà÷, âûçâàííûé íà ìåñòî ïðîèñøåñòâèÿ, èëè ñàì îêàçûâàþùèé ïîìîùü ñ ó÷åòîì òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ âðåìåíè îñòàíîâêè ñåðäöà è ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðåàíèìàöèè, íå ïðåâûøàþùåé ïðåäåëîâ âîçìîæíîãî îæèâëåíèÿ (äî ïîÿâëåíèÿ ÿâíûõ ïðèçíàêîâ ñìåðòè).
Êàê ïîâûñèòü ýôôåêòèâíîñòü ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé?
Íàáëþäåíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî îáó÷àþùèå ïåðâîé ïîìîùè ÷àñòî íå ïîëíîñòüþ ïîêàçûâàþò ïðèåì ìàêñèìàëüíîãî ðàçãèáàíèÿ ãîëîâû, íå îáåñïå÷èâàþò ñâîáîäíîé ïðîõîäèìîñòè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Åñëè ïðè îêàçàíèè ïîìîùè áóäåò äîïóùåíà ýòà îøèáêà, âäóâàåìûé âîçäóõ ìîæåò ïîïàñòü â æåëóäîê, è ïðèìåíÿåìûé ïðèåì íå äàñò íóæíîãî ýôôåêòà.
Âäóâàÿ âîçäóõ íå âñåãäà ìîæíî äîñòè÷ü ãåðìåòè÷íîñòè ïðè îõâàòå ðòà èëè íîñà ïîñòðàäàâøåãî, è ÷àñòü îáúåìà âäóâàåìîãî âîçäóõà òåðÿåòñÿ, âûõîäèò íàðóæó. Ïîýòîìó îõâàò îêðóæíîñòè ðòà èëè íîñà ïðè âäóâàíèè âîçäóõà äîëæåí áûòü ïîëíûì.
Ïðè ïðîâåäåíèè íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà ñëåäóåò ïðàâèëüíî âûáðàòü ìåñòî íàëîæåíèÿ ëàäîíè íà ãðóäèíó. Ñìåùåíèå êîìïðåññèè (ñäàâëèâàíèé) ââåðõ íåðåäêî ïðèâîäèò ê ïåðåëîìó ãðóäèíû, âíèç — ê ðàçðûâó æåëóäêà, âíèç è âïðàâî — ê ïîâðåæäåíèþ ïå÷åíè, âíèç è âëåâî — ê ïîâðåæäåíèþ ñåëåçåíêè, âëåâî èëè âïðàâî îò ãðóäèíû — ê ïåðåëîìó ðåáåð.
Ïðè îêàçàíèè ïîìîùè äâóìÿ ëèöàìè ïðîâåäåíèå íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà è èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ ñèíõðîííî, ÷òîáû âäóâàíèå âîçäóõà â ëåãêèå ïðîèçâîäèëîñü â ìîìåíò ðàññëàáëåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè.
Ïðîèçâîäÿ íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà, ñëåäóåò âåñòè íàáëþäåíèå çà äèíàìèêîé ïðèçíàêîâ æèçíè, â îñîáåííîñòè çà ïóëüñîì íà ñîííîé àðòåðèè è âåëè÷èíîé çðà÷êîâ.
Òàêèì îáðàçîì, ñâîåâðåìåííî íà÷àòûå èñêóññòâåííîå äûõàíèå è íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà ìîãóò íå òîëüêî âîññòàíîâèòü ñåðäå÷íóþ äåÿòåëüíîñòü è äðóãèå âðåìåííî óòðà÷åííûå ôóíêöèè îðãàíèçìà, íî è ïðîäëèòü æèçíü ÷åëîâåêà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íàêîïèëîñü íåìàëî ïðèìåðîâ óñïåøíîé ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè, êîãäà ñïàñåííûå ëþäè âíîâü îáðåëè ñïîñîáíîñòü ðàäîâàòüñÿ æèçíè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник