Первая помощь при кровотечениях искусственное дыхание

Статья посвящена базовым навыкам оказания первой помощи. Вы узнаете, что делать при кровотечениях, переломах, отравлении, обморожении и в других экстренных случаях.

Точки прижатия артерийТочки прижатия артерий

Первая помощь — это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление — в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской — она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
  4. Вызвать специалистов: 112 — с мобильного телефона, с городского — 03 (скорая) или 01 (спасатели).
  5. Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
    • восстановление проходимости дыхательных путей;
    • сердечно-лёгочная реанимация;
    • остановка кровотечения и другие мероприятия.
  6. Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.

Искусственное дыхание

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.

Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Техника искусственного дыхания рот в рот

  1. Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
  2. Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

    Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

  3. Положите на рот пострадавшего салфетку, платок, кусок ткани или марли, чтобы защитить себя от инфекций. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в лёгкие пострадавшего.

    Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем — 12–15 выдохов в минуту.

  4. Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы всё делаете правильно.

Непрямой массаж сердца

Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, — это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

Техника непрямого массажа сердца

  1. Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
  2. Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток — это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.
  3. Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка — это точка компрессии.
  4. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони — ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.
  5. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота — 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.

    Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам — ладонью одной руки.

Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку.

Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.

Приём Геймлиха

При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) — человек задыхается.

Признаки закупоривания дыхательных путей:

  • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью — держится за горло.
  • Неспособность говорить.
  • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.

  1. Встаньте позади пострадавшего.
  2. Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
  3. Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

    Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

  4. Повторите приём несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.

Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.

Кровотечение

Остановка кровотечения — это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты — чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.

Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.

Точки прижатия артерийТочки прижатия артерий

Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.

Техника наложения кровоостанавливающего жгута

  1. Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
  2. Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута — побледнеть.
  3. Наложите повязку на рану.
  4. Запишите точное время, когда наложен жгут.

Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

Переломы

Перелом — нарушение целостности кости. Перелом сопровождается сильной болью, иногда — обмороком или шоком, кровотечением. Различают открытые и закрытые переломы. Первый сопровождается ранением мягких тканей, в ране иногда заметны обломки кости.

Техника оказания первой помощи при переломе

  1. Оцените тяжесть состояния пострадавшего, определите локализацию перелома.
  2. При наличии кровотечения остановите его.
  3. Определите, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.

    Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!

  4. Обеспечьте неподвижность кости в области перелома — проведите иммобилизацию. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.
  5. Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго зафиксировать бинтами или пластырем.

При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды. При открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.

Ожоги

Ожог — это повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ожоги различаются по степеням, а также по типам повреждения. По последнему основанию выделяют ожоги:

  • термические (пламя, горячая жидкость, пар, раскалённые предметы);
  • химические (щёлочи, кислоты);
  • электрические;
  • лучевые (световое и ионизирующее излучение);
  • комбинированные.

Градация ожогов по глубине пораженияГрадация ожогов по глубине поражения

При ожогах первым делом необходимо устранить действие поражающего фактора (огня, электрического тока, кипятка и так далее).

Затем, при термических ожогах, поражённый участок следует освободить от одежды (аккуратно, не отдирая, а обрезая вокруг раны прилипшую ткань) и в целях дезинфекции и обезболивания оросить его водоспиртовым раствором (1/1) или водкой.

Не используйте масляные мази и жирные кремы — жиры и масла не уменьшают боль, не дезинфицируют ожог и не способствуют заживлению.

После оросите рану холодной водой, наложите стерильную повязку и приложите холод. Кроме того, дайте пострадавшему тёплой подсоленной воды.

Для ускорения заживления лёгких ожогов используйте спреи с декспантенолом. Если ожог занимает площадь больше одной ладони, обязательно обратитесь к врачу.

Обморок

Обморок — это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока. Иными словами, это сигнал мозга о том, что ему не хватает кислорода.

Важно отличать обычный и эпилептический обморок. Первому, как правило, предшествуют тошнота и головокружение.

Предобморочное состояние характеризуется тем, что человек закатывает глаза, покрывается холодным потом, у него слабеет пульс, холодеют конечности.

Типичные ситуации наступления обморока:

  • испуг,
  • волнение,
  • духота и другие.

Если человек упал в обморок, придайте ему удобное горизонтальное положение и обеспечьте приток свежего воздуха (расстегните одежду, ослабьте ремень, откройте окна и двери). Брызните на лицо пострадавшего холодной водой, похлопайте его по щекам. При наличии под рукой аптечки дайте понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Если сознание не возвращается 3–5 минут, немедленно вызывайте скорую.

Когда пострадавший придёт в себя, дайте ему крепкого чая или кофе.

Утопление и солнечный удар

Утопление — это проникновение воды в лёгкие и дыхательные пути, которое может привести к смерти.

Первая помощь при утоплении

  1. Извлеките пострадавшего из воды.

    Тонущий человек хватается за всё, что попадётся под руку. Будьте осторожны: подплывайте к нему сзади, держите за волосы или подмышки, держа лицо над поверхностью воды.

  2. Положите пострадавшего животом на колено, чтобы голова была внизу.
  3. Очистите ротовую полость от инородных тел (слизь, рвотные массы, водоросли).
  4. Проверьте наличие признаков жизни.
  5. При отсутствии пульса и дыхания немедленно приступайте к ИВЛ и непрямому массажу сердца.
  6. После восстановления дыхания и сердечной деятельности положите пострадавшего набок, укройте его и обеспечивайте комфорт до прибытия медиков.

В летний период опасность представляют также солнечные удары. Солнечный удар — это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.

Симптомы:

  • головная боль,
  • слабость,
  • шум в ушах,
  • тошнота,
  • рвота.

Если пострадавший по-прежнему остаётся на солнце, у него поднимается температура, появляется одышка, иногда он даже теряет сознание.

Поэтому при оказании первой помощи прежде всего необходимо перенести пострадавшего в прохладное проветриваемое место. Затем освободите его от одежды, ослабьте ремень, разуйте. Положите ему на голову и шею холодное мокрое полотенце. Дайте понюхать нашатырный спирт. При необходимости сделайте искусственное дыхание.

При солнечном ударе пострадавшего необходимо обильно поить прохладной, слегка подсоленной водой (пить часто, но маленькими глотками).

Переохлаждение и обморожение

Переохлаждение (гипотермия) — это понижение температуры тела человека ниже нормы, необходимой для поддержания нормального обмена веществ.

Первая помощь при гипотермии

  1. Заведите (занесите) пострадавшего в тёплое помещение или укутайте тёплой одеждой.
  2. Не растирайте пострадавшего, дайте телу постепенно согреться самостоятельно.
  3. Дайте пострадавшему тёплое питьё и еду.

Не используйте алкоголь!

Переохлаждение нередко сопровождается обморожением, то есть повреждением и омертвением тканей организма под воздействием низких температур. Особенно часто встречается обморожение пальцев рук и ног, носа и ушей — частей тела с пониженным кровоснабжением.

Причины обморожения — высокая влажность, мороз, ветер, неподвижное положение. Усугубляет состояние пострадавшего, как правило, алкогольное опьянение.

Симптомы:

  • чувство холода;
  • покалывание в обмораживаемой части тела;
  • затем — онемение и потеря чувствительности.

Первая помощь при обморожении

  1. Поместите пострадавшего в тепло.
  2. Снимите с него промёрзшую или мокрую одежду.
  3. Не растирайте пострадавшего снегом или тканью — так вы только травмируете кожу.
  4. Укутайте обмороженный участок тела.
  5. Дайте пострадавшему горячее сладкое питьё или горячую пищу.

Отравление

Отравление — это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина. В зависимости от вида токсина различают отравления:

  • угарным газом,
  • ядохимикатами,
  • алкоголем,
  • лекарствами,
  • пищей и другие.

От характера отравления зависят меры оказания первой помощи. Наиболее распространены пищевые отравления, сопровождаемые тошнотой, рвотой, поносом и болями в желудке. Пострадавшему в этом случае рекомендуется принимать по 3–5 граммов активированного угля через каждые 15 минут в течение часа, пить много воды, воздержаться от приёма пищи и обязательно обратиться к врачу.

Кроме того, распространены случайное или намеренное отравление лекарственными препаратами, а также алкогольные интоксикации.

В этих случаях первая помощь состоит из следующих шагов:

  1. Промойте пострадавшему желудок. Для этого заставьте его выпить несколько стаканов подсоленной воды (на 1 л — 10 г соли и 5 г соды). После 2–3 стаканов вызовите у пострадавшего рвоту. Повторяйте эти действия, пока рвотные массы не станут «чистыми».

    Промывание желудка возможно только в том случае, если пострадавший в сознании.

  2. Растворите в стакане воды 10–20 таблеток активированного угля, дайте выпить это пострадавшему.
  3. Дождитесь приезда специалистов.

Источник

Ðàçíîâèäíîñòè êðîâîòå÷åíèé è èõ îñîáåííîñòè. Ïðàâèëà íàëîæåíèÿ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè âíåçàïíîé îñòàíîâêå ñåðäöà, ïðèçíàêè îñòàíîâêè ñåðäöà. Òåõíèêà íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà. Ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÏÅÐÂÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÊÐÎÂÎÒÅ×ÅÍÈßÕ

Êðîâü ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé áèîëîãè÷åñêóþ òêàíü, îáåñïå÷èâàþùóþ íîðìàëüíîå ñóùåñòâîâàíèå îðãàíèçìà. Êîëè÷åñòâî êðîâè ó ìóæ÷èí â ñðåäíåì îêîëî 5 ë, ó æåíùèí — 4,5 ë; 55% îáúåìà êðîâè ñîñòàâëÿåò ïëàçìà, 45% — êðîâÿíûå êëåòêè, òàê íàçûâàåìûå ôîðìåííûå ýëåìåíòû (ýðèòðîöèòû, ëåéêîöèòû è äð.).

Êðîâü â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âûïîëíÿåò ñëîæíûå è ìíîãîîáðàçíûå ôóíêöèè. Îíà ñíàáæàåò òêàíè è îðãàíû êèñëîðîäîì, ïèòàòåëüíûìè êîìïîíåíòàìè, óíîñèò îáðàçóþùèåñÿ â íèõ óãëåêèñëîòó è ïðîäóêòû îáìåíà, äîñòàâëÿåò èõ ê ïî÷êàì è êîæå, ÷åðåç êîòîðûå ýòè òîêñè÷åñêèå âåùåñòâà óäàëÿþòñÿ èç îðãàíèçìà. Æèçíåííàÿ, âåãåòàòèâíàÿ, ôóíêöèÿ êðîâè çàêëþ÷àåòñÿ â íåïðåðûâíîì ïîääåðæàíèè ïîñòîÿíñòâà âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà, äîñòàâêå òêàíÿì íåîáõîäèìûõ èì ãîðìîíîâ, ôåðìåíòîâ, âèòàìèíîâ, ìèíåðàëüíûõ ñîëåé è ýíåðãåòè÷åñêèõ âåùåñòâ.

Îðãàíèçì ÷åëîâåêà áåç îñîáûõ ïîñëåäñòâèé ïåðåíîñèò óòðàòó òîëüêî 500 ìë êðîâè. Èñòå÷åíèå 1000 ìë êðîâè óæå ñòàíîâèòñÿ îïàñíûì, à ïîòåðÿ áîëåå 1000 ìë êðîâè óãðîæàåò æèçíè ÷åëîâåêà. Åñëè óòðà÷åíî áîëåå 2000 ìë êðîâè, ñîõðàíèòü æèçíü îáåñêðîâëåííîìó ìîæíî ëèøü ïðè óñëîâèÿ íåìåäëåííîãî è áûñòðîãî âîñïîëíåíèÿ êðîâîïîòåðè. Êðîâîòå÷åíèå èç êðóïíîãî àðòåðèàëüíîãî ñîñóäà ìîæåò ïðèâåñòè ê ñìåðòè óæå ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò. Ïîýòîìó ëþáîå êðîâîòå÷åíèå äîëæíî áûòü ïî âîçìîæíîñòè ñêîðî è íàäåæíî îñòàíîâëåíî. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî äåòè è ëèöà ïðåêëîííîãî âîçðàñòà, ñòàðøå 70 — 75 ëåò, ïëîõî ïåðåíîñÿò è ñðàâíèòåëüíî ìàëóþ ïîòåðþ êðîâè.

Êðîâîòå÷åíèå íàñòóïàåò â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ öåëîñòè ðàçëè÷íûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ âñëåäñòâèå ðàíåíèÿ, çàáîëåâàíèÿ. Ñêîðîñòü èñòå÷åíèÿ êðîâè è èíòåíñèâíîñòü åãî çàâèñÿò îò õàðàêòåðà è âåëè÷èíû ñîñóäà, îñîáåííîñòåé åãî ïîâðåæäåíèÿ. Êðîâîòå÷åíèÿ áûâàþò íåðåäêî ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîé, ÿçâåííîé, ëó÷åâîé è íåêîòîðûõ äðóãèõ áîëåçíÿõ. Ýòè íåòðàâìàòè÷åñêèå êðîâîòå÷åíèÿ ïðîèñõîäÿò èç íîñà, ðòà, çàäíåãî ïðîõîäà. Èçëèâøàÿñÿ êðîâü ìîæåò ñêîïèòüñÿ â ãðóäíîé ïîëîñòè, îðãàíàõ æèâîòà.

 çàâèñèìîñòè îò âèäà ïîâðåæäåííîãî ñîñóäà ðàçëèâ ÷àþò àðòåðèàëüíîå, âåíîçíîå, êàïèëëÿðíîå è ïàðåíõèìàòîçíîå êðîâîòå÷åíèå.

Íàèáîëåå îïàñíî àðòåðèàëüíîåêðîâîòå÷åíèå. Îíî âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèè àðòåðèàëüíîãî ñîñóäà, èçëèâàþùàÿñÿ ïðè ýòîì êðîâü ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà è âûáèâàåòñÿ èç ðàíû ñèëüíîé ïóëüñèðóþùåé ñòðóåé (èíîãäà ôîíòàíîì).

Ïðè âåíîçíîìêðîâîòå÷åíèè êðîâü òåìíî-êðàñíàÿ, òå÷åò ìåäëåííî, íåïðåðûâíî. Âåíîçíîå êðîâîòå÷åíèå ìåíåå èíòåíñèâíîå, ÷åì àðòåðèàëüíîå, è ïîýòîìó ðåæå íîñèò óãðîæàþùèé õàðàêòåð, îäíàêî ïðè ðàíåíèè âåí øåè è ãðóäíîé êëåòêè èìååòñÿ äðóãàÿ (íåðåäêî ñìåðòåëüíàÿ) îïàñíîñòü: âñëåäñòâèå îòðèöàòåëüíîãî äàâëåíèÿ â ýòèõ âåíàõ â íèõ â ìîìåíò âäîõà ïîñòóïàåò âîçäóõ; âîçäóøíûé ïóçûðü (ýìáîë) ìîæåò âûçâàòü çàêóïîðêó ïðîñâåòà êðîâåíîñíîãî ñîñóäà — âîçäóøíóþ ýìáîëèþ è ñòàòü ïðè÷èíîé ìîëíèåíîñíîé ñìåðòè.

Êàïèëëÿðíîå êðîâîòå÷åíèå íàñòóïàåò ïðè ïîâðåæäåíèÿõ ñîñóäîâ ìàëîãî êàëèáðà, ïðè íåãëóáîêèõ, íî îáøèðíûõ ðàíàõ. Êàïèëëÿðíàÿ êðîâü èìååò àëûé öâåò,ñî÷èòñÿ ðàâíîìåðíî ñî âñåé ïîâåðõíîñòè ïîâðåæäåííîé òêàíè.

Ïàðåíõèìàòîçíîå êðîâîòå÷åíèå íàáëþäàåòñÿ ïðè ïîâðåæäåíèÿõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ — ïå÷åíè, ïî÷åê, ñåëåçåíêè è ò. ä. Ïî ñóùåñòâó ýòî êàê áû âìåøàííîå êðîâîòå÷åíèå èç àðòåðèé, âåé è êàïèëëÿðîâ. Ïðè ýòîì êðîâü èñòåêàåò îáèëüíî è íåïðåðûâíî èç âñåé ðàíåâîé ïîâåðõíîñòè îðãàíà.

Êðîâîòå÷åíèå áûâàåò íàðóæíûì (èç ðàí èëè åñòåñòâåííûõ îòâåðñòèé òåëà) è âíóòðåííèì (êðîâü ñêàïëèâàåòñÿ â ïîëîñòÿõ òåëà — ÷åðåïå, ãðóäè, æèâîòå èëè êàêîì-ëèáî îðãàíå).

Âíóòðåííåå êðîâîòå÷åíèå, åñëè îíî îáèëüíî, ìîæåò ñòàòü óãðîæàþùèì, òàê êàê åãî íà÷àëî è èíòåíñèâíîñòü çà÷àñòóþ òðóäíî îïðåäåëèòü, äèàãíîñòèðîâàòü, à ïîýòîìó íåîáõîäèìàÿ ïîìîùü ìîæåò çàïîçäàòü.

Ïðè ëþáîì êðîâîòå÷åíèè îêàçûâàþùèé ïîìîùü äîëæåí äåéñòâîâàòü áûñòðî, ðåøèòåëüíî è îñòîðîæíî. Åãî çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû êàê ìîæíî ñêîðåå, ïðîùå è íàäåæíåå îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå, íå óñóãóáèâ ïðè ýòîì ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè íàðóæíîì êðîâîòå÷åíèè: íåîáõîäèìî ïðèäàòü êðîâîòî÷àùåé ÷àñòè òåëà âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå, íàëîæèòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó èëè æãóò (âûøå ìåñòà ïîâðåæäåíèÿ); ïðè íåáîëüøîì àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè äîñòàòî÷íî ïðèìåíèòü ïëîòíóþ äàâÿùóþ ïîâÿçêó. Åñëè ýòî êðîâîòå÷åíèå îáèëüíîå (àëàÿ êðîâü áüåò íåïðåðûâíîé è ñèëüíîé ñòðóåé), íóæíî áåç ïðîìåäëåíèÿ íàëîæèòü êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò (ðèñ. 1).

ÏÐÀÂÈËÀ ÍÀËÎÆÅÍÈß ÊÐÎÂÎÎÑÒÀÍÀÂËÈÂÀÞÙÅÃÎ ÆÃÓÒÀ

Æãóò íàêëàäûâàþò ïðè ïîâðåæäåíèè êðóïíûõ àðòåðèàëüíûõ ñîñóäîâ êîíå÷íîñòåé.

Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé âåðõíåé êîíå÷íîñòè æãóò ëó÷øå ðàñïîëîæèòü íà âåðõíåé òðåòè ïëå÷à; ïðè êðîâîòå÷åíèè èç àðòåðèé íèæíåé êîíå÷íîñòè — íà ñðåäíåé òðåòè áåäðà.

Æãóò íàêëàäûâàþò íà ïðèïîäíÿòóþ êîíå÷íîñòü; ïîäâîäÿò ïîä ìåñòî ïðåäïîëàãàåìîãî íàëîæåíèÿ, ýíåðãè÷íî ðàñòÿãèâàþò (åñëè îí ðåçèíîâûé) è, ïîäëîæèâ ïîä íåãî ìÿãêóþ ïðîêëàäêó (áèíò, îäåæäó è äð.), íàêðó÷èâàþò íåñêîëüêî ðàç (äî ïîëíîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ) òàê, ÷òîáû âèòêè ëîæèëèñü âïëîòíóþ îäèí ê äðóãîìó è ÷òîáû ìåæäó íèìè íå ïîïàëè ñêëàäêè êîæè. Êîíöû æãóòà íàäåæíî çàâÿçûâàþò èëè ñêðåïëÿþò ñ ïîìîùüþ öåïî÷êè è êðþ÷êà.

Æãóò äîëæåí áûòü íàëîæåí òóãî, íî ïðè ýòîì íå ñëåäóåò èçëèøíå ñèëüíî ñäàâëèâàòü òêàíè êîíå÷íîñòè, òàê êàê âîçìîæíû î÷åíü òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ; ê æãóòó îáÿçàòåëüíî ïðèêðåïëÿåòñÿ ëèñò áóìàãè (êàðòîíà) ñ óêàçàíèåì âðåìåíè åãî íàëîæåíèÿ.

Íåëüçÿ äåðæàòü æãóò íà êîíå÷íîñòè áîëåå 1½ ÷.

Ïðàâèëüíî ïðèìåíåííûé æãóò îñòàíîâèò ëþáîå êðîâîòå÷åíèå èç ïîâðåæäåííûõ ñîñóäîâ êîíå÷íîñòè, à íåóìåëûå äåéñòâèÿ ïðè íàëîæåíèè æãóòà ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé íåâðèòîâ, ïàðàëè÷åé, îìåðòâåíèÿ òêàíåé, ãàíãðåíû. Ïîýòîìó æãóò íóæíî ïðèìåíÿòü òîëüêî òîãäà, êîãäà íåò äðóãîãî áûñòðîãî è íàäåæíîãî ñïîñîáà îñòàíîâèòü óãðîæàþùåå æèçíè àðòåðèàëüíîå êðîâîòå÷åíèå. Ïðè ýòîì ïðîêëàäêà ïîä æãóòîì äîëæíà áûòü äåéñòâèòåëüíî çàùèòíîé, ìÿãêîé è ïëîòíîé, à æãóò íå äîëæåí ñäàâëèâàòü êîíå÷íîñòü áîëüøå óêàçàííîãî â ïðàâèëàõ âðåìåíè.

Âåíîçíîå è êàïèëëÿðíîå êðîâîòå÷åíèå èç ñîñóäîâ êîíå÷íîñòè ìîæíî îñòàíîâèòü ïîñðåäñòâîì äàâÿùåé ïîâÿçêè. Íàëîæèâ òàêóþ ïîâÿçêó, ñëåäóåò ïðèäàòü êîíå÷íîñòè âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå.

Äëÿ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èñïîëüçóþò òàêæå ñïîñîá ïàëüöåâîãî ïðèæàòèÿ êðîâîòî÷àùåãî ñîñóäà â òèïè÷íîì ìåñòå (ðèñ. 2). Ëó÷øå âñåãî, åñëè óäàåòñÿ ïðèæàòü ýòîò ñîñóä ê êîñòè.

Ïðè óãðîæàþùåì æèçíè êðîâîòå÷åíèè, åñëè íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü æãóò, íóæíî íàêðûòü ðàíó ñòåðèëüíîé ñàëôåòêîé, çàòåì ââåäåííûìè â íåå ïàëüöàìè ïðèæàòü êðîâîòî÷àùèé ñîñóä. Îäíàêî íóæíî ïîìíèòü, ÷òî áåçîïàñíåå ìåòîä ïðèæàòèÿ ñîñóäà íå â ñàìîé ðàíå, à âíå åå.

Ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè ñîñóä ñäàâëèâàþò âûøå ìåñòà åãî ïîâðåæäåíèÿ, à ïðè êðîâîòå÷åíèè èç âåíû — íèæå ðàíû. Äëÿ ýòîãî íóæíî çíàòü ñõåìó ìàãèñòðàëüíûõ àðòåðèàëüíûõ ñîñóäîâ è ìåñòà èõ ïàëüöåâîãî ïðèæàòèÿ (ðèñ. 3).

Èòàê, ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñîñóäîâ âèñî÷íîé îáëàñòè âèñî÷íóþ àðòåðèþ ïðèæèìàþò âïåðåäè ìî÷êè óõà ê ñêóëîâîé êîñòè. Ïðè ñèëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç ðàí ãîëîâû, ëèöà, ÿçûêà ñäàâëèâàþò ñîííóþ àðòåðèþ, ïðèæèìàÿ ýòîò ñîñóä íà øåå ê ïîçâîíî÷íèêó.

Äëÿ âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èç ñîñóäîâ êîíå÷íîñòåé ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìåòîä ìàêñèìàëüíîãî ñãèáàíèÿ êîíå÷íîñòè â ñóñòàâàõ (ðèñ. 4). Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñîñóäîâ ïëå÷à ðóêó çàâîäÿò çà ñïèíó è ôèêñèðóþò åå ïîâÿçêîé. Åñëè êðîâîòî÷àò ñîñóäû ïðåäïëå÷üÿ, ðóêó ñãèáàþò â ëîêòåâîì ñóñòàâå. Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ðàí ãîëåíè èëè ñòîïû íîãó ñãèáàþò ìàêñèìàëüíî â êîëåííîì ñóñòàâå è, ïðèäàâ êîíå÷íîñòè òàêîå ïîëîæåíèå, åå íàäåæíî ïðèáèíòîâûâàþò.

Åñëè êðîâîòå÷åíèå îáèëüíî, à èñòî÷íèê åãî íåèçâåñòåí, — ñïåøèòå âûçâàòü âðà÷à äëÿ ñïàñåíèÿ æèçíè áîëüíîãî.

Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç íîñà ïîñòðàäàâøåãî íóæíî óñàäèòü òàê, ÷òîáû ãîëîâà íàõîäèëàñü â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè èëè áûëà ñëåãêà îòêëîíåíà íàçàä; ñæàòü íîñ íà 2 — 3 ìèí; ââåñòè â ïåðåäíèé åãî îòäåë òàìïîí, ñìî÷åííûé 3% ðàñòâîðîì ïåðåêèñè âîäîðîäà; ïîëîæèòü íà îáëàñòü íîñà õîëîäíóþ ïðèìî÷êó. Áîëüíîìó íå ðåêîìåíäóåòñÿ äûøàòü íîñîì è ñìîðêàòüñÿ (ðèñ. 5).

Ïðè êðîâîòå÷åíèè ïîñëå óäàëåíèÿ çóáà áîëüíîé äîëæåí ïðèæàòü êðîâîòî÷àùåå ìåñòî íåáîëüøèì ñòåðèëüíûì òàìïîíîì èç âàòû èëè ìàðëè è êðåïêî ñæàòü ÷åëþñòè.

Ïðè êðîâîòå÷åíèè èç óõà ñëóõîâîé ïðîõîä òàìïîíèðîâàòü íåëüçÿ. Ñëåäóåò ñðî÷íî âûÿñíèòü ïðè÷èíó êðîâîòå÷åíèÿ. Åñëè åãî èñòî÷íèêîì íå ÿâëÿåòñÿ ïîâåðõíîñòíàÿ ðàíà, íåîáõîäèìî áåçîòëàãàòåëüíî âûçâàòü “ñêîðóþ ïîìîùü”, òàê êàê êðîâîòå÷åíèå èç óõà ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì òÿæåëîãî ïîâðåæäåíèÿ ÷åðåïà è ìîçãà. Ïîâåðõíîñòíóþ ðàíó ñëåäóåò îáðàáîòàòü ñïèðòîâûì ðàñòâîðîì éîäà è çàêðûòü ÷èñòîé ïîâÿçêîé.

Êðîâîòå÷åíèå èç ëåãêîãî âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèè åãî êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ âñëåäñòâèå òðàâìû èëè áîëåçíè (òóáåðêóëåç, îïóõîëü è äð.). Êðîâü ó áîëüíîãî âûäåëÿåòñÿ â îñíîâíîì ïðè êàøëå. Íåîáõîäèìî ïðèäàòü åìó óäîáíîå, ïîëóñèäÿ÷åå ïîëîæåíèå, íà ãðóäü ïîëîæèòü ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíîé âîäîé, ñðî÷íî âûçâàòü âðà÷à.

Êðîâàâàÿ ðâîòà íàáëþäàåòñÿ ïðè òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ ïèùåâîäà, æåëóäêà èëè ïðè èõ çàáîëåâàíèÿõ (ÿçâû îïóõîëè, ïàòîëîãèÿ ñîñóäîâ), Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäîñòàâëåíèè áîëüíîìó ïîêîÿ. Åãî óêëàäûâàþò â ïîñòåëü, íà æèâîò êëàäóò ïóçûðü ñî ëüäîì, ñíåãîì èëè õîëîäíîé âîäîé. Áîëüíîãî íåëüçÿ êîðìèòü è ïîèòü. Íåîáõîäèìî ñðî÷íî âûçâàòü “ñêîðóþ ïîìîùü”.

ÍÅÎÒËÎÆÍÀß ÏÎÌÎÙÜ ÏÐÈ ÂÍÅÇÀÏÍÎÉ ÎÑÒÀÍÎÂÊÅ ÑÅÐÄÖÀ

Îñòàíîâêà ñåðäöà — ñàìàÿ ÷àñòàÿ íåïîñðåäñòâåííàÿ ïðè÷èíà ñìåðòè. Îíà ìîæåò íàñòóïèòü âíåçàïíî ñðåäè “ïîëíîãî áëàãîïîëó÷èÿ”, êàçàëîñü áû, ó âïîëíå çäîðîâîãî ÷åëîâåêà, èëè ñòàòü ñëåäñòâèåì çàáîëåâàíèé è ïîâðåæäåíèé ñåðäöà.

Êàêîâû îñíîâíûå ïðè÷èíû îñòàíîâêè ñåðäöà? ×àùå âñåãî — íàðóøåíèÿ êîðîíàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (ñòåíîêàðäèÿ, ðàññòðîéñòâà ñåðäå÷íîãî ðèòìà, èíôàðêò ìèîêàðäà), âîçíèêàþùèå ïîñëå ýìîöèîíàëüíîãî èëè ôèçè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ. Îñòàíîâêà ñåðäöà íåðåäêî íàñòóïàåò ïðè òÿæåëûõ íàðóøåíèÿõ äûõàíèÿ, ìàññèâíîé êðîâîïîòåðå, øîêå, ìåõàíè÷åñêîé, ýëåêòðè÷åñêîé è îæîãîâîé òðàâìå, îòðàâëåíèÿõ, àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè.

Ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà ïðåêðàùàåòñÿ êðîâîîáðàùåíèå â æèçíåííî âàæíûõ öåíòðàõ ãîëîâíîãî ìîçãà, ÷òî âûçûâàåò áûñòðóþ ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, îñòàíîâêó äûõàíèÿ. Êîðîòêèé ïåðèîä âðåìåíè (íå áîëåå 5 ìèí) ïîñëå îñòàíîâêè êðîâîîáðàùåíèÿ è äûõàíèÿ, â êîòîðûé åùå âîçìîæíî âîññòàíîâëåíèå æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, èçâåñòåí êàê ïåðèîä êëèíè÷åñêîé ñìåðòè. Íà÷àòàÿ â ýòî âðåìÿ ðåàíèìàöèÿ (ìåðîïðèÿòèé ïî îæèâëåíèþ) ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîëíîìó âîññòàíîâëåíèþ âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, âêëþ÷àÿ ñîçíàíèå, Íàïðîòèâ, ïî èñòå÷åíèè ýòîãî ïåðèîäà ðåàíèìàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò âîññòàíîâèòü ñåðäå÷íóþ äåÿòåëüíîñòü, äûõàíèå, íî íå âîññòàíîâÿò ôóíêöèþ êëåòîê êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà — ñîçíàíèå,  ýòèõ ñëó÷àÿõ íàñòóïàåò “ñìåðòü ìîçãà”, ñîöèàëüíàÿ ñìåðòü. Ïðè ñòîéêîé è íåîáðàòèìîé óòðàòå ôóíêöèé îðãàíèçìà ãîâîðÿò î íàñòóïëåíèè áèîëîãè÷åñêîé ñìåðòè.

Âàæíåéøèì óñëîâèåì óñïåøíîãî îæèâëåíèÿ îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ ñâîåâðåìåííîå âûÿñíåíèå ïðèçíàêîâ ðàññòðîéñòâà êðîâîîáðàùåíèÿ è êëèíè÷åñêîé ñìåðòè. Êàêîâû æå îñíîâíûå ïðèçíàêè îñòàíîâêè ñåðäöà? Ñëåäóåò çàïîìíèòü ïÿòü ïðèçíàêîâ: îòñóòñòâèå ïóëüñà íà ñîííîé àðòåðèè, ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàñøèðåíèå çðà÷êîâ è îòñóòñòâèå èõ ðåàêöèè íà ñâåò, îñòàíîâêà äûõàíèÿ, ñèíþøíûé èëè ñåðî-ïåïåëüíûé öâåò ëèöà.

Îñòàíîâèìñÿ íà êðàòêîé õàðàêòåðèñòèêå êàæäîãî èç ýòèõ ïðèçíàêîâ.

Îòñóòñòâèå ïóëüñà íà ñîííîé àðòåðèè îïðåäåëÿåòñÿ óêàçàòåëüíûì è ñðåäíèì ïàëüöàìè íà ðàññòîÿíèè 2 — 3 ñì â ñòîðîíó îò âûñòóïàþùåãî íà øåå ùèòîâèäíîãî õðÿùà. Ýòîò ñèìïòîì ðàñöåíèâàåòñÿ êàê ïðèçíàê “êàòàñòðîôû”.

Ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà íàñòóïàåò ÷åðåç 4 — 5 ñ è îïðåäåëÿåòñÿ ïî îòñóòñòâèþ ðåàêöèè ïîñòðàäàâøåãî íà çâóêîâîé èëè òàêòèëüíûé ðàçäðàæèòåëü (îêëèê, ïîõëîïûâàíèå ïî ùåêå).

Ðàñøèðåíèå çðà÷êîâ è îòñóòñòâèå èõ ðåàêöèè íà ñâåò âûÿâëÿþòñÿ ïóòåì îòêðûòèÿ âåðõíåãî âåêà è îñâåùåíèÿ ãëàçà. Åñëè çðà÷îê çíà÷èòåëüíî ðàñøèðåí (âî âñþ ðàäóæêó) è íå ñóæèâàåòñÿ íà ñâåò, òîýòîò ïðèçíàê ÿâëÿåòñÿ âñåãäà òðåâîæíûì è ñëóæèò ñèãíàëîì ê íà÷àëó ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé ðåàíèìàöèè.

Îñòàíîâêó äûõàíèÿ ëåãêî çàìåòèòü ïî îòñóòñòâèþ äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé ãðóäíîé êëåòêè èëè äèàôðàãìû.

Ñèíþøíûé èëè ñåðî-ïåïåëüíûé öâåò ëèöà — âàæíûé ïðèçíàê ãëóáîêîãî ðàññòðîéñòâà êðîâîîáðàùåíèÿ, ïðèêîâûâàåò âíèìàíèå îêðóæàþùèõ ê ïîñòðàäàâøåìó, âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ñèãíàë îïàñíîñòè è íåîáõîäèìîñòè îêàçàíèÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè.

Óñïåõ îæèâëåíèÿ îðãàíèçìà çàâèñèò íå òîëüêî îò áûñòðîòû ðàñïîçíàâàíèÿ îñòàíîâêè êðîâîîáðàùåíèÿ, íî è îò áûñòðîòû, à òàêæå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ïðèåìîâ îæèâëåíèÿ. Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ïðèåìîâ îæèâëåíèÿ ñîîòâåòñòâóåò “àçáóêå” îæèâëåíèÿ è ïðîèçâîäèòñÿ âñåãäà â ñëåäóþùåì ïîðÿäêå:

îñâîáîäèòü äûõàòåëüíûå ïóòè îò ñëèçè è èíîðîäíûõ òåë;

íà÷àòü èñêóññòâåííóþ âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ (èñêóññòâåííîå äûõàíèå) ïî ñïîñîáó “èçî ðòà â ðîò” èëè “èçî ðòà â íîñ”;

âîññòàíîâèòü êðîâîîáðàùåíèå ïóòåì íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà.

Ïðè êëèíè÷åñêîé ñìåðòè âñå äåéñòâèÿ ïî îæèâëåíèþ Äîëæíû íà÷èíàòüñÿ ñ îáåñïå÷åíèÿ ïðîõîäèìîñòè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî îòîãíóòü ãîëîâó áîëüíîãî íàçàä, îòêðûòü, îñìîòðåòü, î÷èñòèòü îò èíîðîäíûõ òåë è îñóøèòü åãî ðîò, çàòåì íàêðûòü ðîò ñàëôåòêîé èëè íîñîâûì ïëàòêîì, â áûñòðîì òåìïå ñäåëàòü 3 — 5 âäóâàíèé â ëåãêèå, íàíåñòè êîðîòêèé óäàð ðåáðîì ëàäîíè èëè êóëàêîì ñ ðàññòîÿíèÿ 20 — 30 ñì ïî ãðóäèíå (êîñòü, ðàñïîëîæåííàÿ ïîñðåäèíå ãðóäíîé êëåòêè ñïåðåäè). Åñëè ÷åðåç 6 ñ ïóëüñ íå âîññòàíîâèòñÿ, òî ñëåäóåò ïðèñòóïèòü ê íàðóæíîìó ìàññàæó ñåðäöà, ÷åðåäóÿ åãî ñ èñêóññòâåííûì äûõàíèåì.

ÒÅÕÍÈÊÀ ÍÀÐÓÆÍÎÃÎ ÌÀÑÑÀÆÀ ÑÅÐÄÖÀ

êðîâîòå÷åíèå îñòàíîâêà ñåðäöå ïîìîùü

Ñåðäöå ðàñïîëàãàåòñÿ â ãðóäíîé ïîëîñòè ìåæäó äâóìÿ êîñòíûìè îáðàçîâàíèÿìè: òåëàìè ïîçâîíêîâ ñçàäè è ãðóäèíîé ñïåðåäè. Ïðè ñæàòèè ãðóäíîé êëåòêè â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè òåëà íà ãëóáèíó 4 — 5 ñì ñåðäöå ñäàâëèâàåòñÿ, âûïîëíÿÿ ïðè ýòîì ñâîþ íàñîñíóþ ôóíêöèþ: îíî âûòàëêèâàåò êðîâü â àîðòó è ëåãî÷íóþ àðòåðèþ ïðè ñæàòèè ãðóäíîé êëåòêè è ïðèñàñûâàåò âåíîçíóþ êðîâü ïðè åå ðàñïðàâëåíèè. Ýôôåêòèâíîñòü íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà äîêàçàíà äàâíî.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòîò ìåòîä îáùåïðèçíàí.

Ïðè ïðîâåäåíèè íàðóæíîãî ìàññàæà ñåðäöà ïîñòðàäàâøåãî óêëàäûâàþò íà ñïèíó íà æåñòêîå è ðîâíîå ocíîâàííå (ïîë, çåìëÿ). Îêàçûâàþùèé ïîìîùü çàíèìàåò ïîçèöèþ ñáîêó îò áîëüíîãî, íàùóïûâàåò â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè êîíåö ãðóäèíû, è íà ðàññòîÿíèè 2 ïîïåðå÷íî ðàñïîëîæåííûõ ïàëüöåâ ïî íàïðàâëåíèþ ââåðõ ïî ñðåäíåé ëèíèè íàêëàäûâàåò ëàäîíü êèñòè íàèáîëåå øèðîêîé åå ÷àñòüþ. Âòîðóþ ëàäîíü êëàäåò êðåñòîîáðàçíî ñâåðõó. Íå ñãèáàÿ ðóê, ïðîèçâîäèò ñèëüíîå íàäàâëèâàíèå íà ãðóäèíó ïî íàïðàâëåíèþ ê ïîçâîíî÷íèêó íà ãëóáèíó 4 — 5 ñì è ÷åðåç íåáîëüøóþ ïàóçó îòïóñêàåò, íå îòðûâàÿ ðóê îò ïîâåðõíîñòè ãðóäíîé êëåòêè. Íåîáõîäèìî ïîâòîðÿòü ýòè äâèæåíèÿ ñ ÷àñòîòîé íå ìåíåå 60 â 1 ìèí (1 ñäàâëèâàíèå â 1 ñ), ïîñêîëüêó áîëåå ðåäêèå âîçäåéñòâèÿ íå îáåñïå÷èâàþò äîñòàòî÷íîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. Ñæèìàòü ãðóäíóþ êëåòêó ñëåäóåò ýíåðãè÷íî ïîä äîçèðîâàííûì äàâëåíèåì, ÷òîáû âûçâàòü ïóëüñîâóþ âîëíó â ñîííîé àðòåðèè. Ïðè ïðîâåäåíèè ìàññàæà ó âçðîñëûõ íåîáõîäèìî ïðèìåíÿòü íå òîëüêî ñèëó ðóê, íî è íàäàâëèâàòü âñåì êîðïóñîì òåëà. Ó äåòåé ñòàðøå 5 ëåò íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà ïðîèçâîäÿò îäíîé ðóêîé, ó ãðóäíûõ äåòåé è íîâîðîæäåííûõ — êîí÷èêàìè óêàçàòåëüíîãî è, ñðåäíåãî ïàëüöåâ. ×àñòîòà ñäàâëèâàíèé 100 — 110 â 1ìèí.

Îá ýôôåêòèâíîñòè ìàññàæà ñóäÿò ïî èçìåíåíèþ îêðàñêè êîæíûõ ïîêðîâîâ ëèöà, ïîÿâëåíèþ ïóëüñà íà ñîííîé àðòåðèè, ñóæåíèþ çðà÷êîâ. Ïðåêðàùàòü íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà ìîæíî ÷åðåç êàæäûå 2 ìèí ëèøü íà 35 ñ, ÷òîáû óáåäèòüñÿ â âîññòàíîâëåíèè ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè. Åñëè ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ìàññàæà ïóëüñ íå îïðåäåëÿåòñÿ, à çðà÷êè ñíîâà ðàñøèðÿþòñÿ, ìàññàæ äîëæåí áûòü ïðîäîëæåí.

Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà äàæå ïðè îñòàíîâêå ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè âîññòàíàâëèâàåò êðîâîîáðàùåíèå â æèçíåííî âàæíûõ îðãàíàõ (ãîëîâíîì ìîçãå, ñåðäöå). Îäíàêî ýôôåêòèâíîñòü òàêîãî ìàññàæà îáåñïå÷èâàåòñÿ ëèøü â ñî÷åòàíèè ñ èñêóññòâåííûì äûõàíèåì. Ïðåäëîæåíû ñëåäóþùèå îïòèìàëüíûå ñî÷åòàíèÿ ÷àñòîòû èñêóññòâåííîãî äûõàíèÿ è ìàññàæà ñåðäöà â çàâèñèìîñòè îò ÷èñëà ëèö, îêàçûâàþùèõ ïîìîùü.

Åñëè ïîìîùü îêàçûâàåò 1 ÷åëîâåê (ðèñ. 6), òî ñîîòíîøåíèå ïðîèçâîäèìûõ ìàíèïóëÿöèé äîëæíî áûòü 2; 15. Íà êàæäûå 2 áûñòðûõ âäóâàíèÿ âîçäóõà â ëåãêèå äîëæíî ïðèõîäèòüñÿ 15 ìàññàæíûõ ñäàâëèâàíèé ãðóäèíû.

Îêàçûâàþùèé ïîìîùü çàíèìàåò ïî îòíîøåíèþ ê áîëüíîìó íàèáîëåå óäîáíóþ ïîçèöèþ, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò âûïîëíÿòü è òîò è äðóãîé ïðèåìû îæèâëåíèÿ, íå ìåíÿÿ ñâîåãî ïîëîæåíèÿ. Ïîä ïëå÷è áîëüíîãî ñëåäóåò ïîëîæèòü âàëèê èç ñâåðíóòîé îäåæäû, ÷òîáû ãîëîâà áûëà çàïðîêèíóòà, à äûõàòåëüíûå ïóòè îòêðûòû.

Åñëè ïîìîùü îêàçûâàþò 2 ÷åëîâåêà (ðèñ. 7), òî ñîîòíîøåíèå ïðèåìîâ äîëæíî áûòü 1:5. Îäèí ïðîâîäèò íàðóæíûé ìàññàæ ñåðäöà, äðóãîé — èñêóññòâåííîå äûõàíèå ïîñëå êàæäîãî 5-ãî ñäàâëèâàíèÿ ãðóäèíû, â ìîìåíò ðàñïðàâëåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè. Åñëè ñåðäå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü âîññòàíîâèëàñü, ïóëüñ ñòàë îò÷åòëèâûì, ëèöî ïîðîçîâåëî, ìàññàæ ñåðäöà ïðåêðàùàþò, à èñêóññòâåííîå äûõàíèå ïðîäîëæàþò â òîì æå ðèòìå äî âîññòàíîâëåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî äûõàíèÿ. Ïðè ïîÿâëåíèè ó ïîñòðàäàâøåãî ïîëíîöåííîãî äûõàíèÿ ñëåäóåò óñòàíîâèòü çà íèì ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå (äî âîññòàíîâëåíèÿ ñîçíàíèÿ). Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ïðè îòñóòñòâèè ñîçíàíèÿ âîçìîæíû ïîâòîðíûå ðàññòðîéñòâà äûõàíèÿ âñëåäñòâèå çàïàäåíèÿ ÿçûêà è íèæíåé ÷åëþñòè.

Âîïðîñ î ïðåêðàùåíèè ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé â ñëó÷àå èõ íåýôôåêòèâíîñòè äîëæåí ðåøèòü âðà÷, âûçâàííûé íà ìåñòî ïðîèñøåñòâèÿ, èëè ñàì îêàçûâàþùèé ïîìîùü ñ ó÷åòîì òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ âðåìåíè îñòàíîâêè