Первая мед помощь при кровотечениях 11 класс обж
Урок 6
Первая медицинская помощь при ранениях
Ранения
Раны — повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, а иногда и более глубоко лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы).
Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными и т. д.
Огнестрельные раны возникают в результате пулевого или осколочного ранения. Они могут быть сквозными (имеются входное и выходное раневые отверстия), слепыми (пуля или осколок застряли в тканях) и касательными (пуля или осколок, пролетая по касательной, повредили кожу и мягкие ткани, не застряв в них).
Резаные и колотые раны имеют малую зону повреждения, ровные края. Стенки таких ран сохраняют жизнеспособность, сильно кровоточа. Эти раны меньше других подвергаются инфицированию. Колотые проникающие раны при небольшой зоне повреждения кожи или слизистой могут быть значительной глубины и представляют большую опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов и заноса в них инфекции (следствием этого могут стать воспаление брюшины и заражение крови).
Рубленые раны имеют неодинаковую глубину, сопровождаются ушибом и размоз- жением мягких тканей.
Ушибленные и размозженные раны обычно имеют сложную форму, неровные края, пропитанные кровью, омертвленные ткани на значительном протяжении. В них, как правило, создаются благоприятные условия для развития инфекции.
Рваные раны возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сухожилий, мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.
Укушенные раны всегда инфицированы слюной животных, насекомых или человека и наиболее опасны, так как невозможно исключить инфицирование пострадавшего вирусом бешенства.
Все раны, кроме операционных, считают первично инфицированными. Микробы в рану попадают вместе с ранящим предметом, землей, кусками одежды, из воздуха и при прикосновении к ране руками. Микробы, попавшие в рану, могут вызвать ее нагноение и такие осложнения, как рожистое воспаление. Мера профилактики заражения раны — быстрое наложение на нее асептической повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.
На схемах 7 и 8 показаны порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшему при обширной и незначительных ранах.
При обширном ранении недопустимо промывать рану любой жидкостью, содержащей спирт: это может привести к усилению травматического шока и омертвлению краев раны с последующим развитием тяжелых осложнений.
Повязка представляет собой перевязочный материал, иногда содержащий лекарственные и некоторые другие вещества, которым закрывают рану. Процесс наложения повязки на рану называют перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней, которая соприкасается с раной, и наружной, которая закрепляет и удерживает повязку на ране. Внутренняя часть повязки должна быть стерильной.
В качестве перевязочного материала можно применить марлю, вату белую и серую, косынки. Перевязочный материал должен быть гигроскопичным, хорошо впитывать из раны кровь и гной, быстро высыхать после стирки, легко стерилизоваться.
Повязку, которую накладывают впервые, называют первичной стерильной. При наложении повязок необходимо стремиться не вызывать у пострадавшего излишней боли. Головку бинта нужно держать в правой руке, а бинтовать следует слева направо, при этом левой рукой надо удерживать повязку и разглаживать ходы бинта (рис. 3).
Бинт раскатывают, не отрывая его от бинтуемой поверхности, слева направо, каждым последующим ходом (туром) перекрывая предыдущий наполовину. Повязку накладывают не очень туго (кроме тех случаев, когда требуется специальная давящая), чтобы не нарушить кровообращение, и не очень слабо, чтобы она не спадала с раны. Некоторые виды повязок указаны на рисунке 4. Прежде чем наложить первичную повязку, нужно аккуратно обработать рану, не причиняя пострадавшему боли.
Верхнюю одежду пострадавшего в зависимости от характера раны, погодных и местных условий или снимают, или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем — с пораженной. В холодное время года во избежание охлаждения, а также в экстренных случаях оказания первой медицинской помощи у пораженных в тяжелом состоянии одежду разрезают в области раны. Нельзя отрывать от раны прилипшую одежду, ее надо осторожно обстричь ножницами и затем наложить повязку. Надевают снятую одежду в обратном порядке: сначала на пораженную, а затем на здоровую сторону.
Давящая повязка выполняет три функции: предупреждает вторичное инфицирование, останавливает кровотечение, обеспечивает покой поврежденной поверхности.
Вопросы и задания
1. Какое кровотечение называют наружным, а какое — внутренним?
2. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?
3. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях?
4. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?
5. Для каких целей предназначена давящая повязка?
6. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?
7. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов при ранениях ног и рук?
8. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?
9. Назовите признаки внутреннего кровотечения.
10. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?
11. Как классифицируют раны?
12. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?
13. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при обширных и незначительных ранах.
Задание 13
Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для венозного и артериального кровотечений:
а) кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;
б) кровь сочится по всей поверхности раны, ее трудно остановить;
в) кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.
Задание 14
Временную остановку кровотечения можно осуществить несколькими способами. Выберите из приведенных ответов правильные:
а) пальцевым прижатием артериального сосуда ниже места ранения;
б) наложением на место кровотечения асептической повязки;
в) наложением жгута на 3—5 см выше раны;
г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны;
д) максимальным разгибанием конечности;
е) наложением на место кровотечения давящей повязки;
ж) наложением жгута на 3—5 см ниже раны;
з) максимальным сгибанием конечности;
и) приданием поврежденной конечности возвышенного (несколько выше грудной клетки) положения;
к) минимальным сгибанием конечности.
Задание 15
Самый надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) наложение жгута;
г) максимальное сгибание конечности.
Выберите правильный вариант ответа.
Задание 16
Какой метод можно использовать для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья. Выберите правильный из приведенных ниже вариантов ответа:
а) максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бинтом;
б) поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу.
Задание 17
Из приведенных вариантов ответов выберите те, которые определяют максимальное время наложения жгута летом и зимой:
а) не более 30 мин;
б) не более 60 мин;
в) не более 90 мин;
г) не более 120 мин;
д) не более 150 мин.
Задание 18
а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;
б) назвать правила и последовательность наложения жгута на верхнюю конечность для остановки кровотечения;
в) ответить, как и в каком порядке надо оказывать первую медицинскую помощь водителю после остановки кровотечения.
Задание 19
При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ему ногу ниже колена. Из раны в голени пульсирующей струей вытекает кровь алого цвета. Вам необходимо:
а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;
б) ответить, в каких случаях для остановки кровотечения используют способ максимального сгибания конечности;
в) ответить, как и в какой последовательности надо останавливать у столяра кровотечение из голени, используя способ максимального сгибания конечности.
Задание 20
Ваш сосед — хирург. Он пообещал вам провести экскурсию по больнице, если вы подготовитесь и ответите на следующие вопросы:
а) каким образом классифицируются кровотечения; в чем состоит отличие венозного кровотечения от артериального;
б) какие способы временной остановки кровотечений вы знаете;
в) в каких местах на теле человека находятся точки прижатия артерий для остановки кровотечений.
Задание 21
Ваш одноклассник на уроке труда поцарапал руку. Вам необходимо:
а) определить вид повреждения и ответить, в чем состоит отличие закрытых повреждений от открытых;
б) ответить, что такое рана, какие общие признаки имеют ранения и чем они различаются между собой;
в) ответить, как и в каком порядке вы будете оказывать первую медицинскую помощь однокласснику.
Задание 22
Как правильно оказать помощь при глубоком и обширном ранении? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) дать пострадавшему успокаивающее лекарство;
б) продезинфицировать рану;
в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела;
г) измерить температуру;
д) остановить кровотечение;
е) наложить стерильную повязку;
ж) доставить пострадавшего в травматологический пункт;
з) перед отправкой в травматологический пункт дать пострадавшему обезболивающее средство.
Задание 23
В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре в теменной области слева обнаружена рана размером 3×5 см, обильное кровотечение. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему?
Задание 24
Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре на задней поверхности правого локтевого сустава обнаружена рана размером 2,5 х 1,0 см, слегка кровоточащая, поверхностная. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?
Источник
Инфоурок
›
ОБЖ
›Презентации›Презентация по ОБЖ к уроку в 11 классе на тему Основные правила оказания первой помощи при кровотечениях.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при артериальном кровотечении Выполнила: педагог-организатор ОБЖ МБОУ Салганская СОШ Дыдыкина М.Ю.
2 слайд
Описание слайда:
Обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверьте наличие дыхание и пульса; Вызовите «скорую помощь»; До прибытия «скорой помощи» не прекращайте оказание первой помощи пострадавшему, если он находится в критическом состоянии; Если пострадавший находиться в сознании, спросите его разрешения на оказание первой помощи; Начинать снимать одежду с пострадавшего нужно с нетравмированной стороны; Если одежда пристала к ране, то ткани одежды не следует отрывать, а нужно обрезать их вокруг раны; При сильном кровотечении одежду нужно быстро разрезать и освободить место ранения; При травмах голени или стопы обувь надо разрезать по шву задника, а потом снимать, освобождая в первую очередь пятку; Раздевать пострадавшего полностью не желательно. Освобождают только ту часть, где необходимо выполнять манипуляции. Основные правила оказания первой помощи
3 слайд
Описание слайда:
Кровотечение –это истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности или проницаемости их стенок. Капиллярное кровотечение Наружное кровотечение Внутреннее кровотечение Артериальное кровотечение Венозное кровотечение
4 слайд
Описание слайда:
Кровь при артериальном кровотечении выбрасывается струей, часто толчкообразно(пульсирует), цвет её ярко- красный. Артериальное наружное кровотечение наиболее сильное и быстро приводит к острому малокровию, симптомами которого являются нарастающая бледность, частый и малый пульс, прогрессирующее снижение артериального давления, головокружение, обморок. Артериальное кровотечение
5 слайд
Описание слайда:
Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7см от её верхнего края; Конечность перед наложением жгута поднимают вверх; На место жгута предварительно накладывают какую-либо ткань; Жгут затягивают только до остановки кровотечения. Под него следует подложить записку с указанием времени его наложения. Перед наложением жгута кровоточащий сосуд выше раны прижимают пальцем, что позволяет без излишней спешки подготовиться к манипуляции. В теплое время жгут можно не снимать в течении 2 ч., а в холодное время года – 1ч. Для обеспечения питания конечности по неповрежденным сосудам через определенное время жгут ослабевают, предварительно прижав пальцем поврежденный сосуд выше раны, а через 2-3мин. Повторно затягивают. Правила наложения жгута
6 слайд
Описание слайда:
Способ применяется в случае, если не удалось остановить кровотечение путём прямого давления или подъёма конечности, при этом пальцами или кулаком надавливается в точках зажатия артерий Точки остановки артериального кровотечения пальцами
7 слайд
Описание слайда:
Остановка артериального кровотечения путём пальцевого прижатия артерий
8 слайд
Описание слайда:
На сгибательную поверхность локтевого или коленного сустава помещают небольшого размера валик из плотно скатанной ткани и затем максимально сгибают руку (ногу) в локтевом (коленном) суставе Временная остановка кровотечения методом максимального сгибания конечности
9 слайд
Описание слайда:
Максимально отвести назад левое и правое плечо. 2. Отведенные плечи зафиксировать за спиной, используя широкий бинт или подходящую материю. Остановка кровотечения из подключной артерии путём максимального отвода рук назад
10 слайд
Описание слайда:
Остановка венозного и капиллярного кровотечения При венозном кровотечении темная кровь вытекает медленно, равномерно, непрямой струей. При капиллярном кровотечении кровь сочится каплями со всей раненой поверхности Капиллярное и венозное кровотечение останавливают наложением стерильной давящей повязки. При венозном кровотечении поврежденную конечность следует приподнять. При остановленном кровотечении давящую повязку можно не снимать до поступления больного в лечебное учреждение.
11 слайд
Описание слайда:
Наложение повязок на разные части тела при венозном и капиллярном кровотечении
12 слайд
Описание слайда:
1. Удобно усадить больного 2.Голову больного слегка наклонить вперед 3.При носовом кровотечении нельзя сморкаться 4.Прижать крыло носа к перегородке. 5.ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% 6.Положить холод на затылок и переносицу на 20 мин. 7.Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо смазать обе половины носа вазелиновым маслом Первая помощь при носовом кровотечении:
13 слайд
Описание слайда:
Будьте здоровы!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по ОБЖ к уроку в 11 классе на тему «Основные правила оказания первой помощи и правила остановки кровотечений».
В презентации рассматриваются вопросы оказания первой помощи. Виды кровотечений:наружное и внутреннее, артериальное,венозное, капиллярное. Правила остановки артериального, венозного,капиллярного и носового кровотечений, точки пальцевого прижатия артерий, а так же вопрос временной остановки кровотечения путём максимального сгибания конечности. Теория подкрепляется практическими действиями учащихся.
Источник
Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях» 11 класс.
Составил
педагог-организатор ОБЖ
Тулуш Мерген Алексеевич.
Цель: знакомство с видами кровотечения и способами их остановки
Задачи:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «ПП при кровотечениях»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к людям, ответственность, привить ценность жизни;
Оборудование: презентация, жгут резиновый, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение универсального алгоритма оказания ПП
III. Изучение нового материала.
- Правовая сторона
- Виды кровотечений
- Особенности кровотечений
- Первая помощь при кровотечениях.
- Практикум
IV. Подведение итогов, рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте! Сегодня на уроке нам пригодится хорошее настроение, бодрость духа и ваши ловкие руки! Не забыли взять с собой? (нееет!) (1/2 мин)
II.Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, что такое ПП? (Дети отвечают: комплекс срочных простейших мероприятий по сохранению жизни и здоровья человека)
– Кем оказывается ПП? (Ответы детей)
– А кто обязан оказывать ПП? (Ответы детей)
– Какова ответственность за оказание/неоказание первой помощи? (2мин)
III. Изучение нового материала:
Учитель:
Необходимо понимать, что жизнь – это высшая ценность. Это должен понимать каждый гражданин России и это закреплено Конституцией Российской Федерации. Ценность человеческой жизни должны понимать не только взрослые, но и дети, которые должны быть готовы сохранять и оберегать как свою жизнь, так и жизни окружающих их людей. К сожалению, в нашем обществе присутствует мнение, что первая помощь – исключительно удел профессионалов. Что первую помощь могут якобы оказывать только либо медицинские работники, которые специально для этого учатся, либо сотрудники экстренных спасательных служб. Но как говорилось ранее, первую помощь могут оказывать не только специалисты, но и обычные граждане. Существует ряд опасений, которые мешают гражданам оказывать первую помощь. В первую очередь люди боятся навредить пострадавшему при оказании первой помощи и бояться того, что будут привлечены к суду и им придется оправдываться за свои действия. Однако это мнение не верно. В Российской Федерации существует такая норма как «крайняя необходимость». Соответствующая статья об этом имеется в Административном и Уголовном кодексах РФ (а об этих кодексах вы наверняка много раз слышали на уроках обществознания). Она освобождает от ответственности человека, если он оказывал первую помощь пострадавшему, но пострадавший либо погиб, либо в процессе оказания первой помощи оказывающий ему помощь нанес ему неумышленный вред. В таком случае наши законы защищают человека от уголовного преследования и никакие наказания к нему не применяются.
Переходим к главному на этом уроке. Как мы знаем из курса биологии – общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем около 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек. (3мин)
ПОДВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ УРОКА
-Вы наверное уже догадались о нашей сегодняшней теме? (Дети угадывают)
ПРАВИЛЬНО! ТЕМА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА – «ПП ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ» Пишем в тетрадь. (1мин)
Учитель:
— В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
-А сейчас я попрошу докладчиков, которым я задавал о видах кровотечений представить свои минисообщения. (Дети рассказывают о видах кровотечений)
Сообщения учащихся о видах кровотечения.
1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
2 –й ученик: «-Венозное кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей.
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый. (2мин)
3.Работа с презентацией (15мин)
Учитель:
-Всего существует 5 способов временной остановки кровотечения. Записываем в тетрадь. (3мин)
4. Работа учащихся в группах: По слайдам на презентации обучаемые изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временную остановку кровотечения путем сгибания конечности.
5. Практическая работа. Отрабатываются приемы наложения повязки «чепец», жгута (работа в парах). (15мин)
IV.Подведение итогов урока, рефлексия:
Учитель проверяет качество проделанной практической работы и выставляет оценки учащимся.
-О каких видах кровотечений мы сегодня говорили?
-Какие способы остановки кровотечений мы узнали? (2мин)
V. Домашнее задание. Отработать повязку «чепец». (1/2мин)
Источник