Остановка кровотечения правила наложения повязок

Экология жизни. Лайфхак: При наличии у человека кровоточащих ран важно как можно быстрее остановить кровотечение. Наиболее быстро это можно сделать, прижав пальцем кровеносный сосуд к прилегающей кости.

При наличии у человека кровоточащих ран важно как можно быстрее остановить кровотечение. Наиболее быстро это можно сделать, прижав пальцем кровеносный сосуд к прилегающей кости (рисунок 1).

Приемы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок про ранениях

Рис.1. Места прижатия артерий для остановки кровотечения из сосудов: а — главные места прижатия артерий: 1 — височной; 2 — затылочной; 3, 4 -сонной; 5 — подключичной; 6 — подмышечной; 7 — плечевой; 8 — лучевой; 9 — локтевой; 10 — бедренной; 11 — передней большеберцовой; 12 — задней большеберцовой; б — примеры пальцевого прижатия

При кровотечениях из ран головы прижимают височную артерию впереди козелка уха, на уровне брови; при кровотечении из ран щеки или губы прижимают нижнечелюстную артерию на нижней челюсти против малого коренного зуба; кровотечение из ран головы и лица можно остановить также путем прижатия одной из сонных артерий (сбоку от гортани) к шейным позвонкам.

Кровотечение из плечевой артерии можно остановить, вдавив тугой валик из ваты в подмышечную впадину; из ран на ноге — путем прижатия бедренной артерии в середине пахового сгиба (рисунок 2).

Приемы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок про ранениях

Рис. 2. Сгибание конечности в суставах для остановки кровотечения: а — из предплечья; б — из голени; в — из голени; г — из бедра

Сильное артериальное кровотечение из ран на конечностях останавливается наложением выше ран жгута или закрутки (рисунок 3). Перед наложением жгута (резинового) под него необходимо подложить мягкую подкладку из материи, ваты или марли. Жгут слегка растягивают и делают вокруг конечности несколько витков один к другому. чтобы образовалась широкая давящая поверхность; концы жгута скрепляют с помощью крюча и цепочки или завязывают.

Приемы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок про ранениях

Рис. 3. Применение жгута и закрутки для остановки кровотечения: а — наложение резинового жгута; б — наложение матерчатого жгута; в — применение закрутки

Матерчатый жгут — хлопчатобумажную тесьму — накидывают на конечность и наматывают в несколько слоев. Свободный конец тесьмы затем продевают в пряжку, затягивают как можно туже и закрепляют с помощью закрутки. При отсутствии жгута можно использовать подручные средства (веревку, платок, бинт, брючный ремень), с помощью которых накладывается закрутка. Жгут (закрутка) накладывается не более чем на 1,5…2 часа, а в холодное время — не более чем на 1 час, иначе может произойти омертвение конечностей.

Время наложения жгута (закрутки) обязательно отмечают (карандашом, ручкой) на самой повязке или на бумаге, которую подкладывают под жгут (закрутку). Другим надежным способом остановки кровотечения из ран конечностей является максимальное сгибание конечности в суставах с фиксацией ее в таком положении (рисунок 4).

Приемы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок про ранениях

Рис. 4. Приемы остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности

Любая рана может стать опасной не только в результате возникшего кровотечения, но и вследствие заражения ее микробами. Чтобы избежать этого, запрещается трогать рану руками, извлекать из нее глубоко сидящие осколки (инородные тела), удалять прилипшие к ней остатки одежды. На рану обычно кладут кусок стерильной марли или бинта. Бинтуют, как правило, слева направо, закрывая каждым новым витком предыдущий на половину ширины бинта, от узкой части тела к более широкой, т.е. снизу вверх (рисунок 5).

Приемы и способы остановки кровотечений, правила наложения повязок про ранениях

Рис. 5. Применение повязок: а — марлевой; б — с использованием индивидуального перевязочного пакета (вверху справа — подготовка перевязочного пакета к использованию)

При проникающих ранениях живота рану закрывают стерильной салфеткой, а при выпадении внутренних органов вокруг них накладывают ватно-марлевое кольцо, стерильную салфетку и не туго прибинтовывают. Вправлять в рану выпавшие внутренние органы запрещается. Пострадавшему с таким ранением нельзя давать пить, можно лишь смачивать водой губы.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

Источник: https://econet.ru/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

лайфхак

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №1» П.ТЮЛЬГАН

Тема занятия:

«Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки

и жгута»

(занятие сопровождается презентацией)

Занятие разработал

преподаватель ОБЖ

Воронин Д.В

п.Тюльган

Тема. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки и жгута (слайд 1).

Цель: познакомить учащихся  со способами остановки кровотечения и научить правилам наложения давящей повязки и жгута.

Оборудование: таблицы по теме, индивидуальный перевязочный пакет, бинты, ножницы, кровоостанавливающий жгут, набор слайдов.

                                                Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Учитель.

  1. Какие виды кровотечения вы знаете?

(Артериальное, венозное, капиллярное, внутреннее – паренхиматозное)

(слайд 2).

  1. Дайте характеристику артериальному кровотечению.

(Артериальная кровь алая по цвету и бьет из раны прерывистой струей).

  1. Дайте характеристику венозному кровотечению.

(Венозная кровь более темная и вытекает медленно, равномерно).

  1. Дайте характеристику капиллярному кровотечению.

(Капиллярное кровотечение отличает равномерное вытекание по всей поверхности раны в виде капель).

  1. Изучение новой темы.

Учитель. Что такое кровотечение?

Кровотечение – это истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.

Наружное кровотечение – кровь поступает во внешнюю среду.

Внутреннее кровотечение – кровь поступает во внутренние полости организма или полые органы.

      Виды кровотечений и способы их остановки (слайд 3,4)

        КАПИЛЛЯРНОЕ

Кровь, насыщенная кислородом, имеет алый цвет, вытекает капельками по всей поверхности раны (незначительная потеря крови)

                          Остановка кровотечения

  1. Остановка кровотечения
  2. Наложение обычной или давящей повязки и размещение пострадавшей конечности выше уровня тела.

             ВЕНОЗНОЕ

Кровь, насыщенная углекислым газом, вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску (в случае повреждения крупной вены может отмечаться пульсирование струи крови в ритме дыхания)

                       Остановка кровотечения (слайд 3)

  1. Кровотечение слабое – тугое бинтование: накладывается тугая (сдавливающая ткани) циркулярная бинтовая повязка.
  2. Кровотечение существенное – тугое бинтование с наложением пелота: на рану накладывается рулон бинта, поверх накладывается давящая циркулярная повязка.
  3. Кровотечение обильное: резковыраженное – можно наложить жгут. Если кровотечение происходит из конечности, ей следует придать возвышенное положение.

                                       НЕЛЬЗЯ! (слайд 4)

  • Касаться поверхности раны руками и доставать торчащие из раны предметы!
  • Накладывать жгут на шею, голову, кисть, стопу, туловище, половой член!

       АРТЕРИАЛЬНОЕ

Кровь, насыщенная кислородом, имеет алый цвет, бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений

Опасность очень большой и быстрой кровопотери, шока

                           Остановка кровотечения

  1. Пальцевое прижатие артерии (отступая по направлению к сердцу).

                           Места прижатия артерий (слайд 5, 6)

— височной;

— нижнечелюстной;

— сонной;

— подключичной;

— бедренной;

— тыльной артерии стопы;

— лучевой;

— локтевой;

— плечевой;

— подкрыльцовой (подмышечной);

— задней берцовой.

  1. Сгибание конечности (нельзя пользоваться при переломе костей конечностей) (слайд 7).
  2. Наложение жгута (слайд 8).

                                Основные этапы наложения жгута:

— временно остановите артериальное кровотечение прижатием артерии пальцем (лучше всего, если это сделает помощник);

— на сегмент конечности наложите материю (либо жгут накладывайте прямо на одежду);

— растянув резиновый жгут за концы, обматывайте сегмент конечности, потягивая за концы, до прекращения кровотечения; можно применить другой прием наложения жгута: в 1-м туре жгут закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3-4 тура;

— затягивайте жгут до прекращения кровотечения (не более);

— жгут должен быть виден;

— на жгуте (одежде или в крайнем случае свободном участке тела) оставьте запись: фамилия и время наложения жгута (например: Петров, 12-30, 18.10.2008г.);

— необходимо проверить, что жгут наложен правильно – при этом отсутствует пульс на конечности;

— жгут накладывается на срок до 2 часов при плюсовой температуре, до 1 часа – зимой и при отрицательной температуре окружающей среды.

4. Наложение закрутки.  

Ее можно изготовить из подручных материалов (платков, кусков материи, марли и т.д.). Обматываем конечность, прочно завязываем концы, вставляем между кольцами кусок прочной палки, вращаем по окружности, сдавливаем сегмент конечности и кровеносные сосуды (артерии) до прекращения кровотечения из раны. Палку фиксируем дополнительным бинтом. В Дальнейшем действия аналогичны действиям при наложении жгута.

5. При высоких повреждениях артерий

(когда наложить циркулярный жгут не представляется возможным) с помощью жгута или бинта, и также скрутка бинта (в качестве пелота) можно наложить давящую повязку на подмышечную или бедренную артерию (слайд 9, 10).

Окончательная остановка кровотечения проводится в лечебном учреждении, в которое немедленно должен быть доставлен пострадавший.

  1. Практический тренинг.

Учитель предлагает учащимся попробовать самим произвести наложение давящей повязки и жгута. Работая в парах, ученики консультируют и контролируют действия друг друга.

Учитель проверяет правильность выполнения операции, затем предлагает провести соревнование на самое быстрое и верное наложение давящей повязки и жгута. Коллективно определяются победители.

  1. Закрепление.
  1. Какие виды перевязочного материала необходимы в практической деятельности?
  2. Назовите основные правила наложения повязок.
  3. Для чего предназначена давящая повязка?

(Для равномерного давления на рану при капиллярном или венозном кровотечении).

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Назовите основные виды кровотечения. Что делать при артериальном кровотечении?

Домашнее задание. Повторить в домашних условиях практические знания оказания первой медицинской помощи при ранении (наложение давящей повязки и жгута).

Источник

Äàííûå ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äàäóò âàì òîëüêî òåîðåòè÷åñêèå ïîçíàíèÿ ïî òåõíèêå íàëîæåíèÿ æãóòà. Áåç ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ ñ ìíîãîêðàòíûì ïîâòîðåíèåì è íàëîæåíèåì íà ðàçíûå êîíå÷íîñòè, à òàêæå â âàðèàíòå ñàìî è âçàèìîïîìîùè âû òîëüêî ÇÍÀÅÒÅ, êàê íàêëàäûâàòü æãóò, íî ÍÅ ÓÌÅÅÒÅ ýòî äåëàòü.

Êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò – ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ.

Æãóò — ñðåäñòâî âðåìåííîé îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ èç êðóïíûõ êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðî÷íóþ, îòíîñèòåëüíî óçêóþ è äëèííóþ ïîëîñêó êàêîãî-ëèáî ìàòåðèàëà, íàêëàäûâàåìóþ ñ öåëüþ ïðèæàòèÿ ñîñóäà ê êîñòíûì âûñòóïàì, óìåíüøåíèÿ åãî ïðîñâåòà, è, êàê ñëåäñòâèå, ïðåêðàùåíèÿ èëè çíà÷èòåëüíîãî óìåíüøåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ.

Èìïðîâèçèðîâàííûé æãóò ìîæåò áûòü èçãîòîâëåí èç ëþáûõ ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ: ðåìíÿ, âåð¸âêè è ò. ï. Ñïåöèàëèçèðîâàííûå æãóòû èçãîòàâëèâàþòñÿ èç ðåçèíû, ïðîñòåéøèå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïîëîñêó ðåçèíû ñ îòâåðñòèÿìè äëÿ ôèêñàòîðà, ñîâðåìåííûå ìîäåëè ìîãóò îáëàäàòü ñïîñîáíîñòüþ ê ñàìîçàòÿãèâàíèþ.

Ðàçëè÷àþò âåíîçíûé è àðòåðèàëüíûé æãóò. Âåíîçíûé æãóò ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ïåðåêðûòèÿ òîëüêî âåí ïðè âíóòðèâåííîé èíúåêöèè, çàáîðå êðîâè, áåñêðîâíîì êðîâîïóñêàíèè ïðè îòåêå ëåãêîãî è ò.ä. Àðòåðèàëüíûé ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ ïîëíîãî ïåðåêðûòèÿ êðîâîòîêà ïî âñåì ñîñóäàì.  äàííîé ðåêîìåíäàöèè ìû ðàññìîòðèì òîëüêî àðòåðèàëüíûé æãóò, åãî âèäû è ïðèìåíåíèå.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà (ÆÊ).

a. Àáñîëþòíûå:

— àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòè;

— ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ðàçäàâëèâàíèÿ (ÑÄÐ);

— ðàíåíèå êðóïíîãî ñîñóäà (âûñîêàÿ èíòåíñèâíîñòü êðîâîòå÷åíèÿ, êðîâü îáèëüíî èñòåêàåò èç ðàíû, è îñòàíîâèòü åå äðóãèìè ñïîñîáàìè íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ íå óäàåòñÿ);

b. Îòíîñèòåëüíûå:

— ðàíåíèå êîíå÷íîñòè, êîãäà îïðåäåëèòü âèä è èíòåíñèâíîñòü êðîâîòå÷åíèÿ èç-çà îäåæäû íåâîçìîæíî (â êðàñíîé çîíå – çîíà íåïîñðåäñòâåííîé îïàñíîñòè äëÿ ïîñòðàäàâøåãî è îêàçûâàþùåãî ïîìîùü) – æãóò íàêëàäûâàåòñÿ âðåìåííî äî ïåðåìåùåíèÿ â æåëòóþ çîíó è âûÿñíåíèÿ ñòåïåíè òÿæåñòè, ïîñëå âûÿñíåíèÿ âûáèðàåòñÿ îïòèìàëüíûé ñïîñîá îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ – ëèáî îñòàåòñÿ, ëèáî ìåíÿåòñÿ íà äàâÿùóþ ïîâÿçêó.

— Êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé æãóò ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ óìåíüøåíèÿ êðîâîïîòåðè ïðè îïåðàöèÿõ (íàïðèìåð, ïðè àìïóòàöèÿõ), äëÿ ïðîäëåíèÿ äåéñòâèÿ ìåñòíîé è ðåãèîíàðíîé àíåñòåçèè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ÆÊ.

a. Àáñîëþòíûå:

— íåçíà÷èòåëüíîå êðîâîòå÷åíèå, èç ìåëêèõ ñîñóäîâ êîòîðîå ìîæíî îñòàíîâèòü íàæàòèåì íà ðàíó èëè äàâÿùåé ïîâÿçêîé;

— ïðèìåíåíèå êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà ïðè îñòðîé õèðóðãè÷åñêîé èíôåêöèè êîíå÷íîñòè, îñîáåííî ïðè ïîäîçðåíèè íà åå àíàýðîáíûé õàðàêòåð.

b. Îòíîñèòåëüíûå:

— Íå ðåêîìåíäóåòñÿ íàêëàäûâàòü æãóò ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñîñóäîâ, íàïðèìåð, ïðè òðîìáîôëåáèòå, âûðàæåííîì àòåðîñêëåðîçå.

Îñëîæíåíèÿ íàëîæåíèÿ æãóòà.

— Òóðíèêåòíûé øîê (êðàø-ñèíäðîì, ñèíäðîì äëèòåëüíîãî ðàçäàâëèâàíèÿ)

— Ðàíåâàÿ àíàýðîáíàÿ èíôåêöèÿ —  îòñóòñòâèè ïðèòîêà îêñèãåíèðîâàííîé (íàñûùåííîé êèñëîðîäîì) êðîâè â êîíå÷íîñòè, íà êîòîðóþ íàëîæåí æãóò, ñîçäàþòñÿ èäåàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ àíàýðîáíîé èíôåêöèè (íàëè÷èå âõîäíûõ âîðîò — ðàíû, ïèòàòåëüíîé ñðåäû — ïîâðåæäåííûõ òêàíåé è òåìïåðàòóðû íåîáõîäèìîé äëÿ èíêóáàöèè ìèêðîáîâ). Îñîáåííî âåëèê ðèñê ðàçâèòèÿ àíàýðîáíîé èíôåêöèè ïðè çàãðÿçíåíèè ðàíû çåìëåé, íàâîçîì, êàëîì.

— Íåâðàëãèè, ïàðåçû è ïàðàëè÷è — ðàçâèâàþòñÿ ïðè èçëèøíå ñèëüíîì ñäàâëåíèè êîíå÷íîñòè æãó-òîì, ÷òî ïðèâîäèò ê òðàâìå è èøåìè÷åñêîìó ïîâðåæäåíèþ íåðâîâ.

— Òðîìáîçû è ýìáîëèè. Èçëèøíå ñèëüíîå ñäàâëåíèå ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîâðåæäåíèþ ñîñóäîâ ñ ðàçâèòèåì òðîìáîçà âåí è àðòåðèé. Îñîáåííî âåëèê ðèñê òðîìáîçà àðòåðèé íà ôîíå ïîðàæåíèÿ àòåðîñêëåðîçîì.

— Îòìîðîæåíèÿ êîíå÷íîñòåé — ïîä æãóòîì ÷àñòî ðàçâèâàþòñÿ â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ îãðàíè÷åíèå â 1-1,5 ÷àñà âðåìåíè íàëîæåíèÿ æãóòà â ýòèõ óñëîâèÿõ.

— Àìïóòàöèÿ êîíå÷íîñòåé – êàê ñëåäñòâèå âûøå ïåðå÷èñëåííûõ îñëîæíåíèé.

Ñ ó÷åòîì îïèñàííûõ âûøå îïàñíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ íàëîæåíèåì æãóòà, ïîêàçàíèÿ ê åãî ïðèìåíåíèþ äîëæíû áûòü ñòðîãî îãðàíè÷åíû: îí äîëæåí ïðèìåíÿòüñÿ òîëüêî â ñëó÷àÿõ ðàíåíèÿ ìàãèñòðàëüíûõ ñîñóäîâ, êîãäà îñòàíîâèòü êðîâîòå÷åíèå äðóãèìè ñïîñîáàìè íåâîçìîæíî. À ÷åòêîå è íåóêëîííîå ñëåäîâàíèå ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà ïîçâîëÿåò ìèíèìèçèðîâàòü ðèñê îñëîæíåíèé. Ê ñîæàëåíèþ, èìåííî ìèíèìèçèðîâàòü ðèñê, à íå óñòðàíèòü åãî âîâñå.

Ïðàâèëà íàëîæåíèÿ æãóòà (îáùèå)

1. Íå ñëåäóåò íàêëàäûâàòü æãóò áåç äîñòàòî÷íûõ ïîêàçàíèé — åãî ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ëèøü â ñëó÷àÿõ ñèëüíîãî àðòåðèàëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ, êîòîðîå íåâîçìîæíî îñòàíîâèòü äðóãèìè ñïîñîáàìè.

2. Íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäîâàíî – ïðè ëþáîì êîíòàêòå ñ êðîâüþ èëè äðóãîé áèîëîãè÷åñêîé æèäêîñòüþ îêàçûâàåìûé ïîìîùü äîëæåí áûòü â çàùèòíûõ ïåð÷àòêàõ (ëàòåêñíûå, ðåçèíîâûå, íèòðèëîâûå) äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàðàæåíèÿ èíôåêöèÿìè.  èäåàëå äîëæíà áûòü çàùèòà ñëèçèñòûõ (ãëàçà – î÷êè, ðîò – ìàñêà). Ïðè îòñóòñòâèè ñðåäñòâ çàùèòû ìîæíî èìïðîâèçèðîâàòü – íà ðóêè ìîæíî íàäåòü ïîëèýòèëåíîâûé ïàêåò èëè ôàéë äëÿ áóìàã. Ïîìíèòå — ÂÀØÀ ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÜ – ÝÒÎ ÂÀØÅ ÇÄÎÐÎÂÜÅ.

3. Ðåêîìåíäîâàíî – ìàêñèìàëüíîå ñãèáàíèå êîíå÷íîñòèïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèèïðÿìîå äàâëåíèå íà ðàíó (ñïîñîá çàâèñèò îò óñëîâèé è ìåñòîðàñïîëîæåíèÿ êðîâîòå÷åíèÿ) íà íà÷àëüíîì ýòàïå îêàçàíèÿ ïîìîùè äëÿ ìèíèìèçàöèè êðîâîïîòåðè ïîêà èäåò ïîèñê/äîñòàâàíèå æãóòà äëÿ ïîñëåäóþùåãî åãî íàëîæåíèÿ.

4. ×àñòü êîíå÷íîñòè, ãäå ïðåäïîëàãàåòñÿ íàëîæåíèå æãóòà, äîëæíà áûòü ïðèêðûòà îäåæäîé, à ïðè åå îòñóòñòâèè ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ïîëîòåíöåì, ìàðëåé, áèíòîì èëè ëþáîé ÷èñòîé íå ãðóáîé òêàíüþ. Ïîäîáíàÿ ïðåäîñòîðîæíîñòü ïîìîãàåò ïðåäîòâðàòèòü óùåìëåíèå èëè äàæå îìåðòâëåíèå êîæè.

5. Æãóò íàêëàäûâàþò âûøå ìåñòà êðîâîòå÷åíèÿ; îïòèìàëüíàÿ ëîêàëèçàöèÿ æãóòà íà âåðõíåé êîíå÷íîñòè — îáëàñòü ïëå÷à (äàæå ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè èç êèñòè), íà íèæíåé êîíå÷íîñòè — áåäðà (äàæå ïðè êðîâîòå÷åíèè èç ñòîïû). Îäíàêî â ñëó÷àå òðàâìàòè÷åñêîé àìïóòàöèè êèñòè/ ïðåäïëå÷üÿ/ñòîïû/ãîëåíè ñëåäóåò ðàçìåùàòü æãóò ìàêñèìàëüíî áëèçêî ò.å. íèæíÿÿ òðåòü áåäðà èëè ïëå÷à äëÿ ñîõðàíåíèÿ áîëüøåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòè.

6. Æãóò íå íàêëàäûâàåòñÿ íà ïàðíûå êîñòè (ïðåäïëå÷üå, ãîëåíü) – æãóòèðîâàíèå ïðåäïëå÷üÿ è ãîëåíè ñ÷èòàþòñÿ íå ýôôåêòèâíûìè, ÷òî âûçâàíî ãëóáîêèì çàëåãàíèåì ñîñóäîâ â ýòèõ ÷àñòÿõ òåëà. Äàæå åñëè ïåðåæàòü èõ æãóòîì ñ ìàêñèìàëüíûì íàòÿæåíèåì îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ â äàííîì ñëó÷àå ìàëîâåðîÿòíà è ìàëîýôôåêòèâíà (â îñîáåííîñòè ó ëþäåé ñî ñëàáî ðàçâèòîé ìûøå÷íîéæèðîâîé òêàíüþ). Ëîãè÷íåå èñïîëüçîâàòü äàâÿùóþ ïîâÿçêó (âàëèê) ñ ôèêñàöèåé æãóòîì. Ýòî áóäåò ýôôåêòèâíåå.

7. Âðåìÿ íàõîæäåíèÿ æãóòà íà êîíå÷íîñòè – íå áîëåå îäíîãî ÷àñà â òåïëîå âðåìÿ ãîäà, 30 ìèíóò â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà! Åñëè êâàëèôèöèðîâàííàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü â ýòè ñðîêè íå íåâîçìîæíà, èçáåæàòü ãàíãðåíû êîíå÷íîñòè ìîæíî îñëàáëÿÿ æãóò ÷åðåç êàæäûé ÷àñ/30 ìèí íà 10 ìèíóò äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ êðîâîòîêà.  òå÷åíèè ýòèõ 10 ìèíóò ñëåäóåò ïðèìåíÿòü ïàëüöåâîå ïðèæàòèå àðòåðèè. Ñíèìàòü æãóò íóæíî ïîñòåïåííî, òàê êàê ïðè ðåçêîì îñëàáëåíèè èç ïîâðåæäåííîé àðòåðèè ìîæåò âûëåòåòü òðîìá è êðîâîòå÷åíèå âîçîáíîâèòñÿ. Çàòåì ñëåäóåò ïîâòîðíî íàëîæèòü æãóò, íî óæå âûøå èëè íèæå ïðåäûäóùåãî ìåñòà íà 1,5-2 ñì åñëè åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü.

8. Ïîñëå òîãî, êàê æãóò íàëîæåí, ê íåìó ïðèêðåïëÿþò çàïèñêó ñ óêàçàíèåì âðåìåíè è äàòû åãî íàëîæåíèÿ ñ òî÷íîñòüþ äî ìèíóòû, äóáëèðóÿ íàäïèñü íà ëáóùåêå ïîñòðàäàâøåãî (áóêâà «Æ» è âðåìÿ), òàê êàê ðèñê îñëîæíåíèé îò æãóòà âûøå ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ ïîñòðàäàâøåãî. Ðåêîìåíäîâàíà òàêæå çàïèñü â êàðòî÷êó ïîñòðàäàâøåãî. Æãóò, ïî âîçìîæíîñòè íå çàêðûâàåì ïîâÿçêîé/îäåæäîé (êðîìå õîëîäíîãî âðåìåíè ãîäà, êîãäà ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê îáìîðîæåíèþ è êîíå÷íîñòü äîëæíà áûòü óêðûòà).

9. Îáÿçàòåëüíî äàòü/ââåñòè îáåçáîëèâàþùåå – ñàìî íàëîæåíèå æãóòà, êàê â ïðî÷åì è îñëàáëåíèå, âûçûâàåò ñèëüíûå áîëåâûå îùóùåíèÿ, íå ãîâîðÿ óæå î íàëè÷èè òðàâìû.

10. Îáÿçàòåëüíî âûïîëíèòü èììîáèëèçàöèþ êîíå÷íîñòè ïîñëå íàëîæåíèÿ êðîâîîñòàíàâëèâàþùåãî æãóòà. Îòñóòñòâèå õîòÿ áû ýëåìåíòàðíîé èììîáèëèçàöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ïðèâîäèò íå òîëüêî ê óâåëè÷åíèþ òðàâìàòèçàöèè êîíå÷íîñòè íî è ê óñèëåíèþ áîëåâûõ îùóùåíèé è êàê ñëåäñòâèå äîïîëíèòåëüíîãî ïðèìåíåíèÿ îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ.

11. Êîíå÷íîñòü, íà êîòîðóþ íàëîæåí æãóò, äîëæíà áûòü òåïëî óêðûòà â õîëîäíîå âðåìÿ ãîäà (ïðåäóïðåæäåíèå îáìîðîæåíèå êîíå÷íîñòè). Òàêæå íå äîïóñòèòü îõëàæäåíèÿ ïîñòðàäàâøåãî ñ ñèëüíûì êðîâîòå÷åíèåì, óêðûòü («êîñìè÷åñêèì îäåÿëîì», îäåæäîé) äàæå â òåïëîå âðåìÿ ãîäà. Ïðèäàòü ïîñòðàäàâøåìó ôèçèîëîãè÷åñêè âûãîäíîå (óäîáíîå) òðàíñïîðòíîå ïîëîæåíèå, îïðåäåëåííîå òÿæåñòüþ ñîñòîÿíèÿ èëè ïðîòèâîøîêîâîå ïîëîæåíèå.

12. Âûçâàòü ñêîðóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü ëèáî òðàíñïîðòèðîâàòü ê ìåñòó ãäå îêàæóò êâàëèôèöèðîâàííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü.

Êîíòðîëü ïðàâèëüíîñòè íàëîæåíèÿ æãóòà.

— ïðåêðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ,

— èñ÷åçíîâåíèå ïóëüñàöèè ïåðèôåðè÷åñêè ðàñïîëîæåííûõ àðòåðèé íà êîíå÷íîñòè íèæå íàëîæåíèÿ æãóòà. (ê ñîæàëåíèþ  íå âñåãäà ÿâëÿåòñÿ äîñòîâåðíûì ïðèçíàêîì, â ñëåäñòâèè êðîâîïîòåðè è ïàäåíèÿ àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ íèæå 70)

— ë¸ãêàÿ «âîñêîâàÿ» áëåäíîñòü êîæè êîíå÷íîñòè.

Îøèáêè íàëîæåíèÿ æãóòà ïðè êðîâîòå÷åíèè.

— íàëîæåíèå æãóòà áåç äîñòàòî÷íûõ ïîêàçàíèé;

— íàëîæåíèå æãóòà íà îáíàæåííóþ êîæó, ÷òî ìîæåò âûçâàòü óùåìëåíèå êîæè è äàæå îìåðòâåíèå òêàíåé;

— ñëèøêîì ñëàáîå çàòÿãèâàíèå æãóòà è ïðîäîëæåíèå êðîâîòå÷åíèÿ;

— ñëèøêîì ñèëüíîå çàòÿãèâàíèå æãóòà è ÷ðåçìåðíîå ïîâðåæäåíèå òêàíåé;

— ñëàáîå çàòÿãèâàíèå æãóòà ïðèâîäèò ê ñäàâëèâàíèþ òîëüêî âåíû, ÷òî âåäåò ê çàñòîéíîé ãèïåðåìèè â êîíå÷íîñòè è óñèëåíèþ êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðèçíàêè – îòå÷íîñòü êîíå÷íîñòè è ïîêðàñíåíèå, à ïîñëå ïîñèíåíèå êîíå÷íîñòè;

— íåïðàâèëüíûé âûáîð ìåñòà äëÿ íàëîæåíèÿ;

— îòñóòñòâèå ëèñòêà ñ çàïèñüþ âðåìåíè, è/èëè çàïèñè íà ëáó ïîñòðàäàâøåãî;

— ïðèêðûòèå æãóòà ïîâÿçêîé.

Âàæíûå ðåêîìåíäàöèè ïî îáðàùåíèþ ñî æãóòîì

—  íàëè÷èè äîëæíî áûòü ìèíèìóì 2 æãóòà (èäåàë 3 øò.). Ïðè ýòîì îäèí æãóò äîëæåí áûòü â áûñòðîì äîñòóïå ñ âîçìîæíîñòüþ äîñòàòü îáåèìè ðóêàìè (ðàçìåùàòüñÿ íà òóëîâèùå). Ïðè ýòîì ðàçìåùåíèå ëåíòî÷íûõ æãóòîâ íà ïðèêëàäå îðóæèÿ (ãäå îíè ïîäâåðãàþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèÿì îêðóæàþùåé ñðåäû è ñíèæàþò ñâîþ ïðî÷íîñòü) ÑÒÐÎÃÎ ÇÀÏÐÅÙÅÍÎ. Êàê è íîøåíèå íåêîòîðûõ òóðíèêåòîâ áåç çàùèòíûõ ÷åõëîâ. Êàê è íîøåíèå æãóòà è ÏÏÈ (ïàêåòà ïåðåâÿçî÷íîãî èíäèâèäóàëüíîãî) â íàðóêàâíûõ êàðìàíàõ (íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî äîñòàòü äâóìÿ ðóêàìè) è â êàðìàíàõ øòàíîâ íà ãîëåíè (ïðè ìèííî-âçðûâíîé òðàâìå êîíå÷íîñòåé æãóò óëåòèò/ïîâðåäèòñÿ è îêàçàòü ñàìîïîìîùü áóäåò íå÷åì).

— Êîíòðîëü ïðàâèëüíîñòè íàëîæåíèÿ æãóòà è öåëåñîîáðàçíîñòü åãî íàëîæåíèÿ ÄÎËÆÍÀ ÁÛÒÜ íà âñåì ýòàïå ýâàêóàöèè íà÷èíàÿ «æåëòîé» çîíîé è çàêàí÷èâàÿñü ëå÷åáíûì ó÷ðåæäåíèåì. Ïðè âûÿâëåíèè íàðóøåíèé ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà, æãóò äîëæåí áûòü ñíÿò (ïðåäâàðèòåëüíî ïðîèçâåäÿ ìàíèïóëÿöèè ïî ïðåäóïðåæäåíèþ êðîâîïîòåðè – ïàëüöåâîå ïðèæàòèå èëè äðóãîé æãóò âûøå/íèæå ïðåäûäóùåãî) è íàëîæåí çàíîâî (åñëè â íåì åñòü íåîáõîäèìîñòü è íåò àëüòåðíàòèâíîãî ñïîñîáà îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ – äàâÿùàÿ ïîâÿçêà, ãåìîñòàòè÷åñêèå ñðåäñòâà, êðîâîîñòàíàâëèâàþùèå çàæèìû è ò.ä.)

— Åñëè êîíå÷íîñòü (ñ íàëîæåííûì æãóòîì) íèæå æãóòà ïîòåðÿëà ïîäâèæíîñòü è ÷óâñòâèòåëüíîñòü, «îäåðåâåíåëà» è åñòü èíôîðìàöèÿ, ÷òî æãóò íà êîíå÷íîñòè áîëåå 3 ÷àñîâ (è æãóò íå îñëàáëÿëñÿ äëÿ âîçîáíîâëåíèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ) – ÆÃÓÒ ÍÅ ÑÍÈÌÀÅÒÑß äî ïðèåçäà â ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå. Êîíå÷íîñòü ñêîðåå âñåãî óæå íå ñïàñòè, à ñíÿòèå æãóòà ïðèâåäåò ê ñåðüåçíîìó óõóäøåíèþ ñîñòîÿíèÿ ïîñòðàäàâøåãî, âïëîòü äî ëåòàëüíîãî èñõîäà.

— Äîïóñêàåòñÿ èñïîëüçîâàíèå æãóòà äëÿ ñîçäàíèÿ äîáàâî÷íîãî äàâëåíèÿ ïðÿìî íà êðîâîòî÷àùóþ ðàíó â êîìïëåêòå ñ âàëèêîì (ïðè îòñóòñòâèè àëüòåðíàòèâû – ýëàñòè÷íîãî áèíòà). Ïðè ýòîì êîìïðåññèÿ æãóòà äîëæíà áûòü íå òàêîé ñèëüíîé êàê ïðè ïðèìåíåíèè åãî ïî íàçíà÷åíèþ. Íî ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ýòî âûçîâåò áîëüøèé áîëåâîé ñèíäðîì è óâåëè÷åíèå äîçèðîâêè îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ.

— Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ôàêòîð èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà íà ïåðèôåðè÷åñêèõ àðòåðèÿõ êîíå÷íîñòÿõ ïðè íàëîæåííîì æãóòå ÿâëÿåòñÿ íå àáñîëþòíûì, òàê êàê â øîêîâîì ñîñòîÿíèè ñíèæàåòñÿ äàâëåíèå è ïóëüñ íà êîíå÷íîñòÿõ ìîæåò íå ïðîùóïûâàòüñÿ äàæå áåç êðîâîïîòåðè è áåç íàëîæåííîãî ÆÊ. Ãëàâíûì ôàêòîðîì çäåñü áóäåò ïðåêðàùåíèå êðîâîòå÷åíèÿ. Îäíàêî ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè ïðèìåíåíèè ïðîòèâîøîêîâîé òåðàïèè (â/â âëèâàíèå ðàñòâîðîâ, ââåäåíèå ïðåïàðàòîâ, ïîâûøàþùèõ ñåðäå÷íûé ðèòì) äàâëåíèå ïîäíèìåòñÿ è êðîâîòå÷åíèå ìîæåò âîçîáíîâèòñÿ. Òàêèì îáðàçîì ýòî åùå îäíî ïîäòâåðæäåíèå òîìó, ÷òî êîíòðîëü çà ïðàâèëüíîñòüþ è àäåêâàòíîñòüþ ïðèìåíåíèÿ æãóòà äîëæåí áûòü íà âñåì ïðîòÿæåíèè ýâàêóàöèè.

— Ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî ïðè òðàâìàòè÷åñêîé àìïóòàöèè íèæíåé êîíå÷íîñòè ïðè ìèííî-âçðûâíîé òðàâìå èìååò ìåñòî áûòü «çîíòè÷íûé ýôôåêò» è ïðèíöèï ìàêñèìàëüíî áëèçêîãî ðàñïîëîæåíèÿ æãóòà ê ìåñòó ïîâðåæäåíèÿ (äëÿ ñîõðàíåíèÿ áîëüøåé ÷àñòè êîíå÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòè) íå ïðèìåíÿåòñÿ. Æãóò íàêëàäûâàåòñÿ â âåðõíåé òðåòè áåäðà.

Êàê âèäèòå ïðîáëåì îò æãóòà íåñêîëüêî áîëüøå ÷åì ïîëüçû. Ïîýòîìó íàëîæåíèå æãóòà äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ ñòðîãî ïî ïîêàçàíèÿì è íåóêëîííî ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðàâèë íàëîæåíèÿ æãóòà. Áîëåå òîãî îêàçûâàþùèé ïîìîùü äîëæåí âëàäåòü òåõíèêîé íàëîæåíèÿ ÆÊ. À îíà ó êàæäîãî æãóòà ðàçíàÿ. Èìåííî î ðàçíûõ âèäàõ æãóòîâ è òåõíèê èõ íàëîæåíèÿ è áóäåò âòîðàÿ ÷àñòü äàííûõ ìåòîäè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèé. Âûâîäû â òàáëèöå — ýòî ñóãóáî ìîå ìíåíèå, ñôîðìèðîâàâøååñÿ ïðè èñïîëüçîâàíèè äàííûõ æãóòîâ

Источник