Обж конспект урока правила остановки кровотечения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №1» П.ТЮЛЬГАН

Тема занятия:

«Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки

и жгута»

(занятие сопровождается презентацией)

Занятие разработал

преподаватель ОБЖ

Воронин Д.В

п.Тюльган

Тема. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки и жгута (слайд 1).

Цель: познакомить учащихся  со способами остановки кровотечения и научить правилам наложения давящей повязки и жгута.

Оборудование: таблицы по теме, индивидуальный перевязочный пакет, бинты, ножницы, кровоостанавливающий жгут, набор слайдов.

                                                Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Учитель.

  1. Какие виды кровотечения вы знаете?

(Артериальное, венозное, капиллярное, внутреннее – паренхиматозное)

(слайд 2).

  1. Дайте характеристику артериальному кровотечению.

(Артериальная кровь алая по цвету и бьет из раны прерывистой струей).

  1. Дайте характеристику венозному кровотечению.

(Венозная кровь более темная и вытекает медленно, равномерно).

  1. Дайте характеристику капиллярному кровотечению.

(Капиллярное кровотечение отличает равномерное вытекание по всей поверхности раны в виде капель).

  1. Изучение новой темы.

Учитель. Что такое кровотечение?

Кровотечение – это истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки.

Наружное кровотечение – кровь поступает во внешнюю среду.

Внутреннее кровотечение – кровь поступает во внутренние полости организма или полые органы.

      Виды кровотечений и способы их остановки (слайд 3,4)

        КАПИЛЛЯРНОЕ

Кровь, насыщенная кислородом, имеет алый цвет, вытекает капельками по всей поверхности раны (незначительная потеря крови)

                          Остановка кровотечения

  1. Остановка кровотечения
  2. Наложение обычной или давящей повязки и размещение пострадавшей конечности выше уровня тела.

             ВЕНОЗНОЕ

Кровь, насыщенная углекислым газом, вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску (в случае повреждения крупной вены может отмечаться пульсирование струи крови в ритме дыхания)

                       Остановка кровотечения (слайд 3)

  1. Кровотечение слабое – тугое бинтование: накладывается тугая (сдавливающая ткани) циркулярная бинтовая повязка.
  2. Кровотечение существенное – тугое бинтование с наложением пелота: на рану накладывается рулон бинта, поверх накладывается давящая циркулярная повязка.
  3. Кровотечение обильное: резковыраженное – можно наложить жгут. Если кровотечение происходит из конечности, ей следует придать возвышенное положение.

                                       НЕЛЬЗЯ! (слайд 4)

  • Касаться поверхности раны руками и доставать торчащие из раны предметы!
  • Накладывать жгут на шею, голову, кисть, стопу, туловище, половой член!

       АРТЕРИАЛЬНОЕ

Кровь, насыщенная кислородом, имеет алый цвет, бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений

Опасность очень большой и быстрой кровопотери, шока

                           Остановка кровотечения

  1. Пальцевое прижатие артерии (отступая по направлению к сердцу).

                           Места прижатия артерий (слайд 5, 6)

— височной;

— нижнечелюстной;

— сонной;

— подключичной;

— бедренной;

— тыльной артерии стопы;

— лучевой;

— локтевой;

— плечевой;

— подкрыльцовой (подмышечной);

— задней берцовой.

  1. Сгибание конечности (нельзя пользоваться при переломе костей конечностей) (слайд 7).
  2. Наложение жгута (слайд 8).

                                Основные этапы наложения жгута:

— временно остановите артериальное кровотечение прижатием артерии пальцем (лучше всего, если это сделает помощник);

— на сегмент конечности наложите материю (либо жгут накладывайте прямо на одежду);

— растянув резиновый жгут за концы, обматывайте сегмент конечности, потягивая за концы, до прекращения кровотечения; можно применить другой прием наложения жгута: в 1-м туре жгут закрепляем, потом растягиваем и накладываем 3-4 тура;

— затягивайте жгут до прекращения кровотечения (не более);

— жгут должен быть виден;

— на жгуте (одежде или в крайнем случае свободном участке тела) оставьте запись: фамилия и время наложения жгута (например: Петров, 12-30, 18.10.2008г.);

— необходимо проверить, что жгут наложен правильно – при этом отсутствует пульс на конечности;

— жгут накладывается на срок до 2 часов при плюсовой температуре, до 1 часа – зимой и при отрицательной температуре окружающей среды.

4. Наложение закрутки.  

Ее можно изготовить из подручных материалов (платков, кусков материи, марли и т.д.). Обматываем конечность, прочно завязываем концы, вставляем между кольцами кусок прочной палки, вращаем по окружности, сдавливаем сегмент конечности и кровеносные сосуды (артерии) до прекращения кровотечения из раны. Палку фиксируем дополнительным бинтом. В Дальнейшем действия аналогичны действиям при наложении жгута.

5. При высоких повреждениях артерий

(когда наложить циркулярный жгут не представляется возможным) с помощью жгута или бинта, и также скрутка бинта (в качестве пелота) можно наложить давящую повязку на подмышечную или бедренную артерию (слайд 9, 10).

Окончательная остановка кровотечения проводится в лечебном учреждении, в которое немедленно должен быть доставлен пострадавший.

  1. Практический тренинг.

Учитель предлагает учащимся попробовать самим произвести наложение давящей повязки и жгута. Работая в парах, ученики консультируют и контролируют действия друг друга.

Учитель проверяет правильность выполнения операции, затем предлагает провести соревнование на самое быстрое и верное наложение давящей повязки и жгута. Коллективно определяются победители.

  1. Закрепление.
  1. Какие виды перевязочного материала необходимы в практической деятельности?
  2. Назовите основные правила наложения повязок.
  3. Для чего предназначена давящая повязка?

(Для равномерного давления на рану при капиллярном или венозном кровотечении).

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Назовите основные виды кровотечения. Что делать при артериальном кровотечении?

Домашнее задание. Повторить в домашних условиях практические знания оказания первой медицинской помощи при ранении (наложение давящей повязки и жгута).

Источник

Краткое описание документа:

Биологические методы остановки кровотечения

В последние годы эти методы получают все большее развитие. Все биологические методы остановки кровотечения можно разделить на следующие группы:

1) тампонада кровоточащей раны собственными тканями больного (сальник, мышца, жировая клетчатка, фасция);

2) переливание небольших доз крови, свежей плазмы, сыворотки, тром-боцитной массы, фибриногена и др., введение протромбинового комплекса —-концентрата свертывающих факторов II—VII—IX—X, антигемофильного глобулина А;

3) введение витаминов;

4) внутримышечное введение сыворотки человека или животных;

5) местное применение производных крови (тромбин, гемостатическая губка, изогенная фибринная пленка, биологический антисептический тампон и др.).

Капиллярное (паренхиматозное) кровотечение может быть остановлено введением в рану тканей, богатых тромбокиназой. Свободным участком сальника, мышцы и др. заполняют кровоточащую рану или покрывают кровоточащую поверхность и фиксируют его швами. Применяют также пересадку этих тканей на ножке. Такая методика широко применяется при кровотечениях из печени, почек, селезенки, мозга и других органов.

Хороший гемостатический эффект оказывает переливание небольших доз (100—200 мл) консервированной крови. Еще лучшим кровоостанавливающим свойством обладает свежецитратная кровь. При отсутствии крови необходимой группы можно использовать плазму или сыворотку, которую также вводят внутривенно.

При остром фибринолизе, развившемся после хирургических операций, массивных кровотечениях, в основе которых лежат повышение фибринолитической активности крови и выраженная гипо- и даже афибриногенемия, эффективно внутривенное введение фибриногена.

Фибриноген получают из плазмы крови человека. Он является одним из белковых компонентов свертывающей системы крови. В крови под действием тромбина фибриноген превращается в сгусток — нерастворимый фибрин. Фибриноген представляет собой порошок белого цвета, быстро растворяющийся в изотоническом растворе. Выпускается в виде стерильного порошка во флаконах вместимостью 250 или 500 мл, содержащих соответственно 1 г или 2 г фибриногена. Раствор готовят перед употреблением, вводят медленно.

Для улучшения свертывания крови назначают витамин К (викасол) и аскорбиновую кислоту. Внутримышечное введение сыворотки крови животных (например, лошадиной) или человека также дает гемостатический эффект, повышая способность крови к свертыванию. Следует учитывать, что эффект выражен только при введении свежей сыворотки (12—15 дней после заготовки).

Предложено много препаратов, приготовленных из крови и плазмы, обладающих способностью останавливать кровотечение при местном применении (тромбин, гемостатическая губка, биологический антисептический тампон, фибринная пленка и др.).

Тромбин применяется только местно. Сухой тромбин представляет собой белый порошок, хорошо растворимый в изотоническом растворе. Растворенный тромбин активно свертывает кровь. При введении его в кровеносный сосуд неизбежно наступает не только местный тромбоз, но и тромбоз всех главных сосудистых магистралей. Исходя из этого введение тромбина в сосу­дистое русло недопустимо. Тампон, смоченный раствором тромбина, вводят в рану, а через 5—10 мин его можно удалить. Если кровотечение не останавли­вается, тампон, смоченный раствором тромбина, вводят повторно и оставляют его на более длительный срок. При кровотечении из полых органов (мочевой пузырь, желудок) возможно введение раствора тромбина в их полость.

Более надежный гемостатический эффект достигается при сочетанном применении тромбина и рассасывающихся препаратов для местного гемостаза (желатиновая губка, фибринная вата, рассасывающаяся марля и др.). Обычно эти препараты пропитывают раствором тромбина и прикладывают к кровоточащему участку.

Достаточное количество тромбина, тромбопластина и фибрина содержит гемостатическая губка, которую получают из донорской крови. Заготавливают ее в стерильных условиях. Расфасовывают в целлофановые пакеты и приме­няют местно в виде порошка или различной величины кусочков, которые плотно придавливают к кровоточащему участку тампоном на 10—15 мин. Оставленная в тканях губка рассасывается и поэтому может быть использо­вана для остановки кровотечения из полостей методом пломбирования. В гнойной хирургии используется гемостатическая губка, насыщенная анти­биотиками. Хороший гемостатический эффект при кровотечении из гнойных ран достигается также применением биологического антисептического тампона (БАТ). Помимо плазмы крови, тампон содержит антисептики, а также желатин и другие медикаментозные средства, благодаря которым препарат обладает эластичностью и упругостью. Тампону можно придать любую форму.

Наряду с методами остановки кровотечения обязательно принимают меры по борьбе с острой анемией. Успех этой борьбы в большой степени объясняется широким применением переливания крови и кровезаменителей.

После длительно продолжающихся небольших кровотечений (при геморрое, язве желудка и других заболеваниях) может развиться хроническое малокровие, которое нарушает жизнедеятельность организма. Борьба с хронической анемией в этих случаях сводится к восполнению крови и активизации кроветворения путем улучшения питания, введения препаратов железа и ряда других лечебных мероприятий.

Источник

Урок ОБЖ в 11 классе

Тема: «Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки и жгута»

Составил: педагог-организатор ОБЖ Пискулина Т.В.

Цель урока: 

Развивающие:

дать учащимся понятие о способах остановки кровотечения;

способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;

учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

Обучающие: практическое овладение способами остановки кровотечения.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

Оборудование: таблицы и схемы по теме, индивидуальный перевязочный пакет, бинты, ножницы, кровоостанавливающий жгут.

                                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос учащихся:

*Что такое рана?

*Какие раны различают по характеру ранящего предмета и объёму разрушения тканей?

*Какими проявлениями может сопровождаться ранения?

*Для чего проводится обездвиживание травмированных участков тела раненого подручными средствами?

Решение практической задачи:

Ваш товарищ не удачно упал на катке, почувствовал резкую боль в ноге, на больную ногу наступить не может. Окажите первую помощь.

3. Изучение новой темы.

1. Объяснение учителя

Сегодня вы познакомитесь со способами остановки кровотечения и научитесь правильно накладывать давящую повязку и жгут.

Прежде чем начать останавливать кровотечение, необходимо освободить поврежденную конечность от одежды или обуви. По ходу моего объяснения правил снятия одежды  с пострадавшего, законспектируйте основные из них в тетрадь:

Начинать снимать одежду необходимо со стороны, противоположной раненной.

Одежду, приставшую к ране, обрезают вокруг раны.

При сильном кровотечении одежда или обувь быстро разрезается для освобождения места ранения.

Обувь разрезают по шву задника и осторожно снимают ее, начиная с пятки.

Полностью раздевать пострадавшего нельзя, необходимо освободить лишь место ранения.

Вспомните, какие виды кровотечения существуют, охарактеризуйте их.

Артериальная кровь алая по цвету и бьёт из раны прерывистой струёй.

Венозная кровь более темная и вытекает медленно, равномерно.

Капиллярное кровотечение отличает равномерное вытекание по всей поверхности раны в виде капель.

Определите вид кровотечения в конкретной ситуации:

При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. (Венозное)

Играя в салки, один из мальчиков упал. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Какой это  вид кровотечения? (Артериальное)

Маленькая девочка каталась на велосипеде и случайно упала. Она сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны. (Капиллярное)

2.Самостоятельная работа учащихся

С помощью учебника заполните опорные таблицы.

Вид кровотечения

Алгоритм оказания первой медицинской помощи

Артериальное

Венозное

Капиллярное

3.Практическая работа

Практическое задание «Наложение давящей повязки и жгута». Учащиеся делятся на три группы и с помощью опорных таблиц выполняют задания.

*Первая группа останавливает артериальное кровотечение, повреждена плечевая артерия.

*Вторая группа останавливает венозное кровотечение, рана ниже локтя.

*Третья группа останавливает капиллярное кровотечение.

Ученики консультируют и контролируют действия друг друга.

После выполнения задания учащимся предлагается потренироваться  в наложении жгута- закрутки из подручного материала.

4.Итог урока

* Назовите основные правила наложения повязок.

*Для чего предназначена давящая повязка?

Домашнее задание

Повторить практические знания оказания первой помощи при ранении.

Литература

1.А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Основы безопасности жизнедеятельности, 11 класс : учебник для общеобр. учреждений, 2012г.

2. В.А.Шкенёв. Основы безопасности жизнедеятельности, 11класс.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоромановская средняя общеобразовательная школа»

Уро в 10 классе

Первая медицинская помощь при кровотечении.

Составила и провела

преподаватель- организатор ОБЖ

Новоромановской СОШ

Горботенко Валентина Ивановна

Тема урока:

Первая медицинская помощь при кровотечении.

Цель.

По окончании изучения темы учащиеся должны:

а) знать правила оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способы временной остановки кровотечения;

б) иметь представление о видах кровотечений;

в) уметь: останавливать кровотечение различными способами;

Основное содержание урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Сообщение темы урока.

Тема нашего занятия «Первая медицинская помощь при кровотечении».

Слайд №1 («Первая медицинская помощь при кровотечении»)

Запишите тему в тетрадь.

3.Постановка цели и задач.

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (ответы детей)

Правильно, молодцы ребята, сегодня мы будем учиться правилам оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способами временной остановки кровотечения.

Для того чтобы понять насколько опасно кровотечение проведём эксперимент.

Я хочу сюда пригласить _____(имя ребёнка). В таком человеке находится 3 литра крови (проводится эксперимент: наливается в специальное приспособление 3 литра подкрашенной воды, оскабливается трубка и «кровь» вытекает, дети наблюдают, насколько быстро происходит истечение крови при ранении сосуда).

Потеря более 1 литра крови приводит к серьёзным последствиям для человеческого организма.

4.Новый материал.

Отчего может зависеть объём потери крови?

Молодцы, правильно, это действительно зависит от вида кровотечения. Составим схему в тетради.

Слайд №2 (капиллярное)

Это самое распространенное кровотечение и менее опасное, кровь сочится по всей поверхности, так как повреждаются мелкие сосуды (капилляры).

Встречали ли вы в быту такие кровотечения?

Слайд №3 (венозное)

Более сложное кровотечение венозное.

Повреждение, каких сосудов приводит к этому кровотечению?

Кровь тёмного цвета, вытекает из раны непрерывно, спокойно

Слайд №4 (артериальное)

Самое опасное кровотечение, когда повреждаются крупные сосуды (артерии).

Назовите вид такого кровотечения?

Кровь алого цвета вытекает пульсирующей струёй (по ходу показов слайдов составляется схема).

ВИДЫ КРОВОТЕЧЕНИЙ

КАПИЛЛЯРНОЕ

ВЕНОЗНОЕ

АРТЕРИАЛЬНОЕ

При каких видах кровотечений человеку не нужна помощь, а при каких он будет нуждаться в помощи?

Заботу о здоровье нельзя перекладывать на плечи только одной медицины. Необходимо потрудиться и самому, особенно тогда, когда тебе или другому человеку нужна срочная медицинская помощь, иначе может случиться трагедия.

Первая медицинская помощь заключается, прежде всего, в остановке кровотечения.

Почему? (Делать это надо , быстро, без промедления, так как потеря даже, незначительного количества крови нарушает работу сердца и дыхания. Помощь должна, оказываться прямо на месте).

Слайд №6

Для того, чтобы помощь была действенна необходимо знать «Способы временной остановки кровотечения».

На нашем стенде представлены материалы, с помощью которых мы можем оказать помощь при кровотечении. Существуют специальные и подручные средства (стенд «Перевязочные средства»)

Теперь, зная возможности этих средств, мы будем учиться использовать их на практике при оказании помощи при кровотечении.

Практическая работа.

Ситуация №1

У вас поранен указательный палец на правой руке, кровотечение капиллярное. Ваши действия (на парте лежат различные перевязочные материалы, ученик выбирает и оказывает самопомощь).

Ситуация №2 (вызвать ученика, усадить на стул)

Миша ехал на велосипеде, упал на осколки битого стекла, повредил вену. Какое кровотечение? Поможет ли лейкопластырь? Ребята, такое кровотечение можно остановить наложением давящей повязки. Наложение давящей повязки — еще один из несложных и надежных способов остановки кровотечения, уменьшения боли, и создания покоя поврежденной части тела. Одновременно повязка защитит рану от загрязнения. (работа проводится по этапам, учитель показывает на ученике, дети работают в парах).

Ситуация №3

Вася пошёл рубить дрова и вдруг промахнувшись, ударил топором по ноге. Моментально проступила через одежду кровь алого цвета, закружилась голова. Какое кровотечение возникло? Какие действия необходимо предпринять в данной ситуации?

Но прежде чем остановить артериальное кровотечение, необходимо знать расположение артерий и точки прижатия.

Посмотрите на слайд №7, на котором показаны точки поверхностного расположения артерий. Они находятся непосредственно под кожей. В этих местах их можно без труда прижать, чтобы кровотечение остановилось. Их много, но самые основные точки и их 7, должен знать каждый. Отметьте эти точки на своей карточке.

Пальцевое прижатие артериального сосуда выше раны — простой и доступный способ временной остановки кровотечения. Однако его надежность не очень велика, так как невозможно долгое время прижимать артерию пальцами с достаточной силой. Основной и наиболее надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов при ранении ног или рук — это наложение жгута.

Просмотр видеоматериала «Наложение жгута» (сначала просмотреть)

А сейчас, мы ещё раз просмотрим фильм, но я буду делать остановки, а ваша задача рассказать, какое действие сделано.

Внимание!

• более чем на 2 ч летом и 1 ч зимой жгут накладывать нельзя

•через 1-2 ч его обязательно надо снять и наложить на другое место, предварительно пережав артерию пальцем

• нельзя накладывать жгут на голую кожу

Самое распространённое кровотечение носовое, оно встречается довольно часто. Скажите, когда может возникнуть носовое кровотечение?

Слайд №8

Слайд №9 ситуационная задача.

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность, ответ запишите.

Слайд №10 (проверка)

Способов остановки артериального кровотечения много.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели основные.

Что мы узнали нового на уроке и чему научились?

Проверим, насколько ваши знания прочны.

Самостоятельная работа по карточкам (самопроверка)

Домашнее задание: учебник стр.116-121 прочитать, ответить на вопросы.

Слайд №12

Источник — «https://letopisi.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%9E%D0%91%D0%96_%D0%98%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8B»

Источник