Общая характеристика кровотечений 5 класс
Слайд 1
Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях различных видов. Урок по ОБЖ для 5 класса. Учитель: Е. А. Гвоздева.
Слайд 2
Кровотечение Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов. Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является угрожающей жизни, особенно в случаях быстрого ее вытекания .
Слайд 3
Виды кровотечений Кровотечение бывает наружным (из ран или естественных отверстий тела) и внутренним (кровь скапливается в полостях тела — черепе, груди, животе или каком-либо органе). В зависимости от характера повреждения кровотечения бывают: Артериальное кровотечение — Венозное кровотечение — Капиллярное кровотечение Смешанное кровотечение Паренхиматозное кровотечение
Слайд 4
Артериальное кровотечение Признаки: 1.Ярко-красная кровь 2.Вытекает с большой скоростью 3.Пульсирующая струя крови
Слайд 5
Венозное кровотечение Признаки: 1.Тёмно-красный цвет крови 2.Вытекает равномерной струёй с большой скоростью 3.Могут образовываться сгустки
Слайд 6
Капиллярное кровотечение Признаки: 1.Повреждаются мелкие кровеносные сосуды — капилляры 2.Кровоточит вся поверхность раны 3.Кровь легко останавливается
Слайд 7
Внутреннее кровотечение Признаки: 1.Липкий холодный пот 2.Бледность 3.Дыхание поверхностное 4.Пульс частый слабый
Слайд 8
Виды кровотечений Однако в чистом виде не встречается какое-то одно кровотечение. Так, в отличие от вен артерии, как правило, проходят в глубине тканей организма, поэтому артериальное кровотечение почти всегда смешанное: венозное и артериальное. Смешанные кровотечения чаще всего возникают при несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях или катастрофах любого происхождения, когда человек получает множественные повреждения, и поверхностные и глубокие.
Слайд 9
Первая помощь при артериальном кровотечении 1.Пережать сосуд выше места повреждения 2.Наложить жгут на конечность 3.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута 4.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение
Слайд 10
Жгут надо накладывать выше места ранения и затягивать с такой силой, чтобы сдавить стенки сосуда. Под жгут следует подкладывать мягкую ткань, чтобы не повредить нервы. Жгут накладывается не более чем на 2 ч , так как возможно омертвение тканей. При направлении пострадавшего в больницу к жгуту прикрепляют записку с указанием точного времени наложения жгута . Правила наложения жгута
Слайд 11
Точки остановки артериального кровотечения пальцами Способ применяется в случае, если не удалось остановить кровотечение путём прямого давления или подъёма конечности, при этом пальцами или кулаком надавливается в точках зажатия артерий.
Слайд 12
Первая помощь при венозном кровотечении 1.На рану необходимо наложить давящую повязку или жгут ниже места повреждения 2.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута 3.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение
Слайд 13
Первая помощь при капиллярном кровотечении 1.Обработать края раны йодной настойкой 2. Наложить марлевую повязку
Слайд 14
Первая помощь при внутреннем кровотечении 1.Обеспечить полный покой 2.Придать пострадавшему полусидячее положение 3.К предполагаемому месту кровотечения приложить лёд или холодную воду 4. Срочно доставить пострадавшего к врачу
Слайд 15
Максимальное сгибание В некоторых случаях при кровотечениях из руки или ноги для остановки крови используют их максимальное сгибание. Для остановки кровотечения из сосудов кисти, предплечья на сгибательную поверхность локтевого сустава помещают валик и затем максимально сгибают руку в локтевом суставе. Предплечье фиксируют к плечу. При кровотечениях из нижней конечности пострадавшего укладывают на спину и подкладывают валик в подколенную ямку или в паховую область, а затем максимально сжимают конечность в коленном или тазобедренном суставе и фиксируют голень к бедру.
Слайд 16
Носовое кровотечение -усадить больного и попросить его слегка наклонить туловище вперед; -положить на переносицу грелку со льдом; -если кровотечение не остановилось, то прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут; -если оно не остановилось, то поместить в носовые пути кусочек ватки или марли, смоченной раствором поваренной соли (1 чайная ложка на стакан воды); -если кровотечение не остановилось, пострадавшего отправляют в сидячем положении к врачу.
Слайд 17
Домашнее задание: §1.3-1.4.
Источник
Тема: «Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях», 5 класс, 2012год
Цели урока:
Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при кровотечении: со способами временной остановки кровотечений.
Продолжить формирование умений определять виды кровотечений.
Развивать навык оказания первой медицинской помощи при кровотечении через практические действия.
Воспитывать чувство товарищества, милосердие, ответственность, уверенность в себе.
Реализация метапредметного подхода через формирование умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели;
выбирать средства реализации поставленных целей (в практической работе);
взаимодействовать в паре в достижении общих целей;
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении безопасности;
приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование надпредметных компетенций:
— речевые компетенции (аргументировать свою точку зрения, мнение);
— мыслительные компетенции (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
— ценностно-смысловые компетенции (осознавать свои действия и поступки, отвечать за свои решения и действия при оказании первой медицинской помощи при кровотечении).
По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать, правила оказания первой медицинской помощи при кровотечении: способы временной остановки кровотечения;
б) уметь определять виды кровотечений и останавливать их различными способами.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал (памятки, интеллект-карты, учебник, набор для оказания ПМП .
ХОД УРОКА
1. Организационно-мотивационный этап. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок Основ безопасности жизнедеятельности проведу у вас я, Надежда Юрьевна, и считаю свой предмет одним из самых главных в школьном расписании. Как вы думаете, почему я так считаю? (знания, полученные на ОБЖ, помогают спасать жизнь).
Подготовка к восприятию нового материала.
— Очень многие, ещё в детстве, имели порезы, ссадины. Каковы причины?
— Ситуационная задача. Вы с друзьями играли в прятки. Неожиданно один из мальчиков упал и поранился. Из раны на руке течет кровь. С чего необходимо начать первую медицинскую помощь при кровотечении?
— Какие знания вам нужны, чтобы правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении? Ответы ребят (способы остановки кровотечений)
— Какова тема урока? Назовите цели?
Пусть эпиграфом станут слова знаменитого путешественника Андрея Ильина
«Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой, самой экстремальной ситуации. Я знаю – любой человек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать.»
спасателя Иркутской области:
будьте внимательны к себе и окружающим, не проходите мимо, если кому-то нужна помощь.
Сегодня помощниками будут ваши «индивидуальные аптечки», и в них вы будете работать, производить записи. Запись темы в «аптечках» -интеллект-картах.
Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений.
А) — Перед вами 2 вида кровотечений. Вам нужно назвать вид и дать ему характеристику. (Слайд)
— Почему кровь артериальная ярко-красная, а венозная – темного цвета?
— Какие еще кровотечения мы не назвали?
— Что вы знаете о капиллярном кровотечении?
Ребята дают характеристику, ведут записи в интеллект-карте.
— А вы знаете, что на 1см2 находится 60 тысяч капилляров, если их выложить одной линией, то этого хватило бы на 2, 5 раза обогнуть весь земной шар.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Надо заметить, что неопасных кровотечений не бывает. Большая кровопотеря представляет огромную угрозу для жизни. А вы знаете, что в организме содержится около 5 литров крови и потеря 1 литра крови ведет к гибели человека.
Какими способами можно остановить кровотечение? (ответы ребят с опорой на жизненный опыт).
При артериальном кровотечении:
Наложить жгут на 3-5 см. выше раны.
Прижать пальцами артериальный сосуд несколько выше кровоточащей раны.
При венозном кровотечении.
Наложить давящую повязку.
Максимально согнуть конечность.
Придать поврежденной конечности возвышенное положение.
Физминутка.
Быстро встали из-за парты
За окошком месяц март
Глубоко вздохнули носом
Протянулись вслед за солнцем.
Руки вверх и руки вниз,
Кровь по жилам разбегись,
Кислородом мозг наполним,
Дай энергию рукам.
Как боксеры бьют рекорды?
Побоксуем тут и там.
А вы знаете, как в древности останавливали кровотечение? (слайд)
Древние люди умели останавливать кровотечение: для этого применяли сдавление ран, тугие повязки, раны заливали горячим маслом, присыпали золой. В качестве своеобразного перевязочного материала использовали сухой мох, листья.
Древняя Греция:
ГИППОКРАТ (лат. Hippocrates, греч. Иппократис), (около 460 Гиппократ – отец медицины и
родоначальник научной хирургии:
Гиппократ был выдающимся человеком своего времени, от него берет начало вся современная медицина. Поэтому именно клятву Гиппократа произносят люди, готовые
Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему всю свою жизнь посвятить этой тяжелой, но прекрасной профессии.
Арабская медицина Крупнейшим представителем древней Восточной медицины был ИБН-СИНА, в Европе больше известный под именем АВИЦЕННА (980-1037 гг.). Ибн-Сина был ученым — энциклопедистом, образованным в философии, естествознании и медицине, автором примерно 100 научных трудов. Ибн-Сина написал «Канон врачебного искусства» в 5 томах, где изложил вопросы теоретической и практической медицины. Эта книга стала основным руководством для врачей на протяжении нескольких последующих веков
Давайте вспомним великого русского поэта А. С. Пушкина. Ребята, отчего он умер?
Ученик. Он был ранен на дуэли. Пуля повредила артерию, поэт потерял
очень много крови и умер.
Учитель. А могли бы спасти поэта, если бы он жил в наше время? Как это
можно было сделать?
(Нужно зашить поврежденный сосуд и сделать переливание крови).
Учитель. А где взять нужную кровь? Кто поможет пострадавшему?
Ученик. Помочь может другой человек, дав ему свою кровь. Он как бы дарит жизнь больному. Поэтому его называют греческим словом «донор» —
даритель. Это совсем не опасно для донора. Ведь у него берут всего около
стакана крови. Эта потеря быстро восстанавливается организмом.
Примение знаний. Практическая работа. Работа в парах (на каждом столе набор для оказания ПМП при кровотечении: жгут, бинты, одноразовые салфетки).
Работа в группах по применению способов остановки кровотечений.
Многие люди считают, что они умеют оказывать ПМП. Однако в реальной ситуации зачастую или боятся, или не могут справиться с этой задачей. А ведь от правильной и своевременно оказанной первой помощи зависит судьба человека, а зачастую и жизнь. И главное не растеряться, вспомнить,оценить обстановку и действовать, но действовать правильно.
Решение ситуационных задач
У пострадавшего кровотечение на левой руке. Кровь ярко красного цвета, вытекает пульсирующей струёй. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Митя ехал на велосипеде навестить бабушку, но на повороте не справился с управлением. На коленях — раны. Кровь сочится по всей её поверхности. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Два друга Иван и Николай срезали с сирени ручной пилой старые засохшие ветки, но у Ивана рука дрогнула и пила скользнула по его левой руке. Открылось кровотечение. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает равномерно, спокойно. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Друзья играли в прятки. Неожиданно Катя упала. Ребята увидели, что у неё на руке из раны, чуть выше запястья, фонтаном бьет кровь алого цвета. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Для решения ситуационных задач вам поможет учебник на странице 158-160., дополнительная литература, раздаточный материал, аптечка( интеллект – карта).
Выступление групп.
5. Подведение итогов.
— Какие знания вам нужны, чтобы правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении? (нужно знать виды кровотечений, уметь их отличать, знать, как оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении).
Подводя итог нашему уроку, ответьте на очень важный вопрос, любой ли человек, обладающий знаниями, применит их в экстремальной ситуации? (возвращаемся к эпиграфу урока)
Домашнее задание
— О каком кровотечении сегодня мы не говорили? (носовом)
— Можно ли на шею накладывать жгут?
Мне очень хочется верить, что любой из вас в подобной ситуации будет способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать.
И вы будете знать, что делать.
Самая первая помощь
Илья Бойко, спасатель
Артериальное кровотечение самое опасное. Как его отличить? Ну, уж конечно не по цвету крови. Во-первых, оттенки красного и так-то не всегда различишь, а тут еще стрессовая ситуация. Легко ошибиться. Впрочем, именно артериальное кровотечение вы узнаете без труда. Представьте, что из узенькой трубочки через небольшую дырочку под давлением поступает вода. Прикинули, какой фонтан будет? То-то. Именно по напору и высоте фонтана крови безошибочно опознается артериальное кровотечение. И тут уж медлить нельзя, жизнь уходит из человека с каждой секундой.
Так что не надо искать жгут или веревку, снимать с себя ремень. Сразу быстро зажимайте, хоть пальцем. Где? В местах, где артерии ближе всего подходят к поверхности тела и менее прикрыты — пах, подмышки. Ваша задача — прижать артерию, дождаться остановки кровотечения, а уж потом приладить на место жгут. И поскорее в больницу. Кстати, жгут накладывают на одежду, чтобы его было видно. Записку с временем наложения жгута лучше написать маркером… на руке или на лбу пострадавшего. Так больше шансов, что информация не потеряется.
____________________________________________________________________________________
Самая первая помощь
Илья Бойко, спасатель
Артериальное кровотечение самое опасное. Как его отличить? Ну, уж конечно не по цвету крови. Во-первых, оттенки красного и так-то не всегда различишь, а тут еще стрессовая ситуация. Легко ошибиться. Впрочем, именно артериальное кровотечение вы узнаете без труда. Представьте, что из узенькой трубочки через небольшую дырочку под давлением поступает вода. Прикинули, какой фонтан будет? То-то. Именно по напору и высоте фонтана крови безошибочно опознается артериальное кровотечение. И тут уж медлить нельзя, жизнь уходит из человека с каждой секундой.
Так что не надо искать жгут или веревку, снимать с себя ремень. Сразу быстро зажимайте, хоть пальцем. Где? В местах, где артерии ближе всего подходят к поверхности тела и менее прикрыты — пах, подмышки. Ваша задача — прижать артерию, дождаться остановки кровотечения, а уж потом приладить на место жгут. И поскорее в больницу. Кстати, жгут накладывают на одежду, чтобы его было видно. Записку с временем наложения жгута лучше написать маркером… на руке или на лбу пострадавшего. Так больше шансов, что информация не потеряется.
Аптечка
«Будьте внимательны к себе и окружающим,
не проходите мимо, если кому-то нужна помощь».
Виды кровотечений
кровотечение (излияние крови на поверхность тела).
кровотечение (излияние крови во внутренние органы, полости, ткани.)
кровотечение
Тема урока__________________________________________________________
____________________________________________________________________
Способы остановки кровотечений
2.
1.
5.
4.
3.
Пальцевое прижатие артериального сосуда 2. Наложение жгута при артериальном
кровотечении
Наложение давящей повязки 4. Максимальное сгибание конечности
Придание поврежденной конечности возвышенного положения
У пострадавшего кровотечение на левой руке. Кровь ярко красного цвета, вытекает пульсирующей струёй. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
__________________________________________________________________
Митя ехал на велосипеде навестить бабушку, но на повороте не справился с управлением. На коленях — раны. Кровь сочится по всей её поверхности. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
_____________________________________________________________
Два друга Иван и Николай срезали с сирени ручной пилой старые засохшие ветки, но у Ивана рука дрогнула и пила скользнула по его левой руке. Открылось кровотечение. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает равномерно, спокойно. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
___________________________________________________________________
Друзья играли в прятки. Неожиданно Катя упала. Ребята увидели, что у неё на руке из раны, чуть выше запястья, фонтаном бьет кровь алого цвета. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
___________________________________________________________________
У пострадавшего кровотечение на левой руке. Кровь ярко красного цвета, вытекает пульсирующей струёй. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
__________________________________________________________________
Митя ехал на велосипеде навестить бабушку, но на повороте не справился с управлением. На коленях — раны. Кровь сочится по всей её поверхности. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
__________________________________________________________________
Два друга Иван и Николай срезали с сирени ручной пилой старые засохшие ветки, но у Ивана рука дрогнула и пила скользнула по его левой руке. Открылось кровотечение. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает равномерно, спокойно. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
______________________________________
Друзья играли в прятки. Неожиданно Катя упала. Ребята увидели, что у неё на руке из раны, чуть выше запястья, фонтаном бьет кровь алого цвета. Определите вид кровотечения, продемонстрируйте способы остановки кровотечения.
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- Развивающие:
- дать учащимся понятие о кровотечении, причинах
и опасности их; - способствовать развитию мыслительной
деятельности при попадании в экстремальные
условия; - учить оценивать нештатную ситуацию и принимать
решение.
- дать учащимся понятие о кровотечении, причинах
- Обучающие: практическое овладение
способами остановки кровотечения. - Воспитательные: воспитывать гуманное
отношение к обществу, сострадание, желание
придти на помощь
После изучения темы учащиеся должны правильно
определять вид кровотечения и оказывать первую
медицинскую помощь.
Оснащение:
- Мультимедиа, презентация
- 2 воздушных шарика
- жгуты, бинты
- бланки конспектов для учащихся
- тренажёр «Максим-2»
Вопросы урока:
- Кровотечение, понятие, причины
- Классификация кровотечений, помощь
- Практическая часть: наложение давящей повязки и
жгута-закрутки - Носовое кровотечение, помощь при нём
- Решение задач.
- Домашнее задание: параграф № 22.1; отработать
дома правила наложения давящей повязки и
жгута-закрутки
Человек рождается со способностью откликаться
на чужую боль. При несчастных случаях рядом с
пострадавшими, как правило, оказываются люди, не
имеющие медицинского образования, и от того, как
они поведут себя, будет зависеть здоровье, а
нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто
сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться.
Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать
доврачебную помощь пострадавшему с
кровотечением.
Тема сегодняшнего урока: Кровотечения
и помощь при них.(Слайды 1, 2)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое
кровотечение? (Ответы учащихся)
Кровотечение – истечение крови из
кровеносных сосудов при нарушении целости их
стенки. (Слайд 3)
Кровотечение, как один из признаков повреждения
сосудов известно человечеству с незапамятных
времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.)
упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377
гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые
приемы остановки кровотечения. В России Пирогов
(1865 г.) детально разработал вопросы перевязки
сосуда в ране.
Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды
нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до
30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и
брюшной полости до 10%.
А теперь давайте подумаем от чего у человека
может возникнуть кровотечение? (Ответы
учащихся)
- повреждение острым предметом,
- резкий тупой удар,
- заболевания крови, туберкулёз, гемофилия,
язвенная болезнь.
Как видите причин кровотечений много и нам надо
их систематизировать, чтобы знать, как помочь
человеку.
(Слайд 4) Классификация кровотечений по
размеру сосуда из которого вытекает кровь. В
нашем организме существуют самые разные по
диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из
капилляров не может быть сильнее, чем из вены или
артерии. А посмотрев в разрезе на строение
артерии и вены (Слайд5) мы придём к выводу,
что кровь по артериям течёт быстрее с большим
напором, чем по венам. И кровотечение,
следовательно будет сильнее. Учитывая эти данные
все кровотечения делят на:
артериальные, венозные, капиллярные, смешанные
У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а
второй практически сдут, если я сделаю дырку в
надутом шарике, что будет с ним? Да,
он лопнет или полетит по классу, с такой силой
воздух вылетает из него, в принципе, как и из
артерии, А если я проткну сдутый шарик, то
как будет выходить воздух? Медленно,
лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном
кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном
вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
Прикапиллярном кровотечении кровь
выделяется равномерно из всей раны (как из губки);
(Слайд 6)
(Слайд 7) при венозном — она
вытекает равномерной струей, имеет
темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении
изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она
бьет сильной прерывистой струей (фонтаном),
выбросы крови соответствуют ритму сердечных
сокращений. Смешанное кровотечение имеет
признаки как артериального, так и венозного.
Повторите, пожалуйста, какие виды
кровотечений вы знаете, а теперь запишите их в
тетрадь. Проверяем.
Как мы будем останавливать кровотечения?
(Слайд 8)
Капиллярное –
- чаще всего оно останавливается произвольно в
считанные минуты вследствие свёртывания крови.
Если этого не происходит, то можно наложить
давящую повязку (стерильная салфетка на рану,
затем прижать тугой повязкой.)
(Слайд 9)
Венозное –
- придать конечности возвышенное положение
- наложить давящую повязку (марля,давящий предмет
– нераскатанный бинт, вата, тугое бинтование);
удобен индивидуальный перевязочный пакет - если нет давящей повязки – прижать пальцем
кровоточащее место
Показываю, как правильно наложить
давящую повязку, ребята повторяют за мной один
вариант, затем другой. Проверяю правильность. По
пути объясняю, как правильно надо держать бинт,
как бинтовать.
Артериальное –
- придать конечности возвышенное положение
- пальцевое прижатие поверхностно
расположенного артериального сосуда выше
кровоточащей раны (обговариваются точки
прижатия и отмечаются в конспекте) - наложение давящей повязки (Слайд 10)
- максимальное сгибание конечности (если
кровотечение из подколенной артерии – в
подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке,
бедренной – в паховой области) (Слайд 11) - наложение жгута-закрутки (Слайд 12)
Показываю как правильно наложить
жгут-закрутку. (Слайд 13) Ребята
повторяют.
Вывод: Мы познакомились с различными
видами наружного кровотечения. Это (ответы
учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и
способами остановки их. Как остановить
капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся)
Пальцевое прижатие, наложение стерильной
повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы
учащихся) Возвышенное положение, давящая
повязка, пальцевое прижатие. Как остановить
артериальное кровотечение? (Ответы учащихся)
Пальцевое прижатие, максимальное сгибание,
возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь япредлагаю вам познакомиться с наиболее
распространённым видом кровотечения — носовым
кровотечением. (Слайд 14)
Носовое кровотечение не является
самостоятельным заболеванием, чаще это симптом
целого ряда заболеваний, как полости носа, так и
организма в целом. Из местных причин носового
кровотечения наиболее частой является травма,
иногда даже незначительная травма может вызвать
сильное кровотечение. Ярким примером может
служить привычка ковыряния в носу, когда
слизистая оболочка носа подвергается постоянной
травме. Заболеваниями, предрасполагающими к
возникновению носового кровотечения, являются
насморк, простудные заболевания. При длительном,
особенно скрытом носовом кровотечении
развивается обморочное состояния — бледность
кожи, холодный пот, слабый и частый пульс,
артериальное давление падает.
Первая помощь при носовом кровотечении: (Слайд15)
1. Удобно усадить больного, чтобы голова была
выше туловища;
2. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы
кровь не попадала в носоглотку и рот;
3. При носовом кровотечении нельзя сморкаться,
т.к. это может усилить кровотечение!
4. Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим
можно ввести в носовые ходы ватные тампоны,
смоченные 3% раствором перекиси водорода,
нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде
кокона длиной 2,5-3 см и толщиной 1-1,5 см, детям –
толщиной 0,5 см);
5. Положить холод на затылок и переносицу (пузырь
со льдом) на 20 мин.
6. Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо
аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым
маслом с помощью ватного тампона: это
предохранит слизистую оболочку носа от
пересыхания
Рецепты народной медицины, применяемые при
носовых кровотечениях: (Слайд16)
1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1
чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной
ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос
и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами.
Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться.
На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из
носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую
руку поднять вверх над головой, а левой зажать
ноздрю и наоборот.
3. Железный ключ. Надеть железный ключ на
шерстяную веревку или нитку и повесить его так,
чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро
остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе
руки на голову, а второй человек зажимает ему обе
ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро
остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья
растения, чтобы они стали влажными, и вставить в
нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок
действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову
прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную
воду, в которой растворен уксус или немного
квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и
заткнуть одну или обе ноздри.
Как надо останавливать кровотечение из
носа? Памятки я раздаю, и вы как всегда не
забудьте приклеить их в тетрадь.
А сейчас давайте попробуем решить задачи:
(Слайд17) 1. При мытье стеклянной банки,
девочка разбила сосуд и порезалась.
Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны,
расположенной ниже локтя. Определите вид
кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?
– Кровотечение венозное. Высказывают меры
оказания первой помощи.
(Слайд 18) 2.Иван ехална велосипедепо
обочине дороги, случилось неприятное падение. Он
повредил ногу ниже колена, упав на палку с
торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью
фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид
кровотечения. Какие меры первой помощи вы
окажете?
– Кровотечение артериальное. Высказывают
меры оказания первой помощи.
(Слайд 19) 3. Мальчишки во дворе бегали
наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один
из друзей сильно повредил колено. Рана обширная,
сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны,
кровотечения. Какие меры первой помощи вы
окажете?
– Капиллярное кровотечение. Необходимо
остановить и тщательно обработать рану.
(Слайд 20) Как правильно оказать помощь
другу (подруге) при кровотечении из носа?
- Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову
назад, и не шевелился. - Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Измерить температуру и дать обезболивающее.
- Смочить кусочки ваты3% раствором перекиси
водорода и ввести их в носовые ходы. - Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10
минут.
(Слайд 21) Ответ:2, 5, 6, 4
- Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 –
10 минут. - Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси
водорода и ввести их в носовые ходы.
Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая
помощь ни в коем случае нельзя забывать о
собственной безопасности:
ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ
ВСЕГО!!!
ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ
БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!
(Слайд 22) Поэтому, основные правила нашего
поведения во время оказания ПМП:
- Оценить обстановку, где находится пострадавший.
- По известным признакам определить вид
кровотечения. - Приступить к оказанию первой медицинской
помощи, используя специальные приемы при данном
кровотечении.
– Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды
кровотечений и помощь, которую при них оказывают.
Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать
давящую повязку и жгут-закрутку. (Слайд 23)
Спасибо за работу. До свидания.
Приложение 1
Источник