Несмотря на язву желудка и кровотечения полученные в лагере егэ

Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.

 Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? Сам он объяснял свою физическую стойкость «резистентностью». Из его школьных друзей никто не сохранился. «Подавленность — этого состояния у меня не было. В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. Перечить существующим теориям. Например, я сделал доклад против дарвинизма. Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.

 Я был карикатурист, рисовал на школьных учителей. Они смеялись вместе со всеми. Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. Когда меня проваливали в Академии наук, я не придавал этому значения, не обижался и духом не падал. Три раза проваливали!»

 Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательства с должности корректора. Всякое несчастье шло мне на пользу. Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка. 

Гонения персональные начались в семьдесят втором году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. Это шестьдесят пятый год. А тут, в семьдесят втором году, остервенели. Запретили упоминать меня в печати и на телевидении». 

Скандал разразился, когда он выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары, евреи много значили для России. 

В 1977 году его не пустили на съезд славистов. 

Членкора Академии наук Лихачеву  дали в 1953 году. В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м — отклонили.

 Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля  высотными зданиями, он спас  в Питере — Невский проспект, портик Руска. «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность». 

Он извлек древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.

 У него ко всему был свой подход: ученые-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. Лихачёв — за то, что они лишают человека свободы воли. 

Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина

Даже в случаях тупиковых, -говорит Дмитрий Сергеевич,- когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос.

Показать текст целиком

Даниил Александрович Гранин-русский советский писатель, общественный деятель, поднимает проблему  умения достойно переживать жизненные трудности.

Поднятая Даниилом Граниным проблема является актуальной  и на сегодняшний день. Автор проиллюстрировал то, как Дмитрий Лихачев с достоинством переживает жизненные трудности. Еще со школьных времен его поощряли за смелость мысли, наверное, поэтому в нем воспитались такие способности,  как противостоять обстоятельствам, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и извлекать уроки из всякого несчастья. 

Автор убежден, что человек имеющий качества присуще Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, сможет с достоинством пережить жизненные преграды. Даниил Гранин призывает извлекать уроки из всякого несчастья, не обижаться и не падать духом.

Я полностью согласна с мнение автора, который призывает иметь свой подход к жизненным трудностям. Действительно, для того чтобы с достоинством пережить трудности жизни, нужен сильный характер ,смелость мысли, своя точка зрения. 

Пример того, насколько человек был сильный духом, как его не сломила жизнь при всех несчастьях, обрушившихся на него,  мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Г

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 1 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 15 из 24

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 46 идеальных эссе по истории

✅ 30 образцовых эссе по обществознанию

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Источник

Вариант 17
Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Пейзаж — художественное изображение природы. (2)В литературе пейзаж — средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения. (3) пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Пейзаж в литературе, будь то романтический или сентименталистский, городской или морской, сельский или индустриальный, помогает автору раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи между элементами произведения.
2)В литературе пейзаж, являясь художественным изображением природы, служит не только средством
раскрытия замысла произведения, но и воплощением философских взглядов автора на мир, выполняя при этом более сложную, символическую функцию.
3)Символическая функция пейзажа заключается в том, что, становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на человека.
4)Пейзаж в литературе выполняет различные функции: будучи художественным изображением природы, он служит прежде всего средством раскрытия авторского замысла, но также может выполнять более сложную, символическую функцию, воплощая философские взгляды автора на мир.
5)Пейзаж — это изображение природы не только в живописи, где он выступает как самостоятельный жанр, но и в художественной литературе, где он служит средством раскрытия авторского замысла, подчиняющимся требованиям литературного направления.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
С одной стороны, Потому что И хотя При этом Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОКУС, -а, м.
1)Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком (спец.). Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика.
2) Точка, в которой объектив создаёт отчётливое изображение предмета (спец.).
Быть в фокусе. Не попасть в ф.
3) Очаг воспалительного процесс а (спец.). Ф. в лёгких.
4) Средоточие, центр. Ф. землетрясения. Попасть в ф. всеобщего внимания (перен.; книжн.).
5) Искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма. Показывать карточные фокусы. Выступать на эстраде с фокусами.
6) перен. Проделка, уловка (разг.), Выкинуть ловкий ф.
7) перен. обычно мн. Каприз, причуда (разг.). Без фокусов, пожалуйста!

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
послАла навЕрх включЁн запертА (различные) средствА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ.
Изображенный на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи. Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан.
Валерий часами занимался с младшим братом, но не видел никакой ОТДАЧИ.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
наиболее УСПЕШНЫЙ
ШЕСТИСТАМИ книгами
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
около СЕМИСОТ килограммов
искусные ПОВАРА

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом

1)В 2012 г. журнал «Природа» отметила свой столетний юбилей.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)Л. Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

3)За это время было создано государство, которое сумело справиться со всеми внешними врагами.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4)Работая в этой должности полтора года, инженер много успел сделать для предприятия.

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
5)Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.

6)Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

7)Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.

8)На минуту дождь утихает и застучит вновь.

9)Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неприк .. саемый пол .. мизировать изб .. рательный ст .. пендия тр .. вожиться

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под .. брал, р .. аыскал
сош .. ёт, об .. ективный
по .. сказка, от .. правка
пр .. мкнуть, пр .. слать
и .. рядно, бе .. конечно

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
завистл .. вый недоум .. вать алюмини .. вый намер .. вается выздоров .. ли

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
независ .. мый обид .. шься закле .. вший высп .. шься колебл .. шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
П. М. Третьяков, (НЕ)ИМЕВШИЙ в своей галерее изображения Н. А. Некрасова, срочно заказал портрет поэта И. Н. Крамскому.
Глебов был уж (НЕ)РАД, что затеял разговор.
Рассказывал он ничуть (НЕ)УВЛЕКАТЕЛЬНО, но слушатели терпеливо дожидались финала истории.
(НЕ)3АРОСШИЕ в этом году травою паровые поля печально разнообразили картину засухи.
Глухарь получил своё название не от (НЕ)ДОСТАТКА слуха, который у него очень остр, а из-за характерного поведения терять весной всякую бдительность.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Но вот сосна стала (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ проглядывала равнина.
(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.
ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том, что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владеть ею кому-то одному.
А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.
14. Укажите цифру( -ы), на месте которой( -ых) пишется НН.
Как ни густы бывают студё(1)ые осе(2)ие туманы, моряки найдут дорогу к родному берегу по размере(3)ым, неторопливым ударам стари(4)ого колокола.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. А. Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.
2) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток.
3) Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.
4) Правды боится человек с нечистой совестью или трус.
5) В театре времён Шекспира актеры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры и загоняло в заросли стлаников.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки, которые шли (1) должно быть (2) издалека. Они о чём-то болтали, смеялись (3) однако (4) тотчас замолкли, увидев меня.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Юные художники поднялись на высокий холм (1) с высоты (2) которого (3) открывался вид на всю округу (4) и продолжили работу над этюдами.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Негромкие голоса доносились отчётливо (1) и (2) если раньше щенок слышал в человеческой речи только яркие интонации (3) то сейчас начал отличать отдельные слова и оттенки чувств.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Дмитрий Сергеевич Лихачёв жил, работал в полную силу, работал ежедневно, много, несмотря на плохое здоровье. (2)От Соловецкого лагеря особого назначения он получил язву желудка, кровотечения.
(3)Почему он сохранил себя полноценным до 90 лет? (4)Сам он объяснял свою физическую стойкость — «ревистентностью. (лат. resistentia — «сопротивление, противодействие»). (5)Из его школьных друзей никто не сохранился. (6)«Подавленность — этого состояния у меня не было. (7)В нашей школе были революционные традиции, поощрялось составлять собственное мировоззрение. (8)Перечить существующим теориям. (9)Например, я сделал доклад против дарвинизма. (10)Учителю понравилось, хотя он не был со мною согласен.
(11)Я был карикатурист, рисовал на школьных учителей. (12)Они смеялись вместе со всеми. (13)Они поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность. (14)Это всё помогло мне противостоять дурным влияниям в лагере. (15)Когда меня проваливали в Академию наук, я не придавал этому значения. не обижался и духом не падал. (16)Три раза проваливали!»
(17)Он рассказывал мне: «В тридцать седьмом году меня уволили из издательстве с должности корректора. (18)Всякое несчастье шло мне на пользу. (19)Годы корректорской работы были хороши, приходилось много читать. (20)В войну не взяли, имел белый билет из-за язвы желудка.
(21)Гонения персональные начались в 1972 году, когда я выступил в защиту Екатерининского парка в Пушкине. (22)И до этого дня злились, что я был против порубок в Петергофе, строительства там. (23)Это 1965 год. (24)А тут, в 1972 году. остервенели. (25)3апретили упоминать меня в печати и на телевидении».
(26)Скандал разразился, когда Лихачёв выступил на телевидении против переименования Петергофа в Петродворец, Твери в Калинин. (27)Тверь сыграла колоссальную роль в русской истории, как же можно отказываться! (28)Сказал, что скандинавы, греки, французы, татары много значили для России.
(29)В 1977 году его не пустили на съезд славистов.
(30)Членкора Академии наук Лихачёву дали в 1953 году. (31)В 1958-м провалили в Академии, в 1969-м — отклонили.
(32)Ему удалось спасти в Новгороде застройку Кремля высотными зданиями, он спас в Питере Невский проспект, портик Руска: «Разрушение памятников всегда начинается с произвола, которому не нужна гласность».
(33)Он извлек древнерусскую литературу из изоляции, включив её в структуру европейской культуры.
(34)У него ко всему был свой подход: учёные-естественники критикуют астрологические предсказания за антинаучность. (35)Лихачёв — за то, что они лишают человека свободы воли.
(36)Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры, настоящего гражданина.
— (37)Даже в случаях тупиковых, — говорил Дмитрий Сергеевич, — когда всё глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать своё мнение. (38)Не отмалчивайтесь, выступайте. (39)Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Несмотря на язву желудка и кровотечения, полученные в лагере особого назначения на Соловках, Д. С. Лихачёв дожил до своего девяностолетия.
2) В школе, в которой учился Лихачёв, запрещалось высказывать смелые мысли и иметь своё собственное мнение.
3) Лихачёв видел пользу в несчастьях и, сталкиваясь с трудностями, не отчаивался.
4) Благодаря Лихачёву древнерусскую литературу перестали воспринимать изолированно от европейской культуры.
5) Лихачёв критиковал астрологические предсказания за их антинаучность.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 3.
2) Предложения 9, 10 иллюстрируют содержание предложений 7, 8.
3) Предложения 24 и 25 противопоставлены по содержанию.
4) Предложения 29-31 содержат описание.
5) Предложения 37, 38 содержат рассуждение.

22. Из предложения 32 выпишите слово одной тематической группы со значением «улица».

23. Среди предложений 11-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного и определительного местоимений. Напишите номер(-а) этого( -их) предложения(-ий).

24. «Создать достоверный образ выдающегося деятеля ХХ века Д. С. Лихачёва автору текста помогает приём — (А) _____ (предложения 6-16, 17-25, 37-39). Этот приём показывает, насколько хорошо владел языком Лихачёв. Так, используя лексическое средство — (Б) _____ («духом не падал» в предложении 15), Дмитрий Сергеевич подчёркивал особенности своего воспитания в детстве. Гранин очень точно передаёт присущее Лихачёву умение подчёркивать, выделять важные для понимания смысла слова — достаточно обратить внимание на такие приёмы, как (В) ______ (предложения 7, 8) и (Г) ______ (предложения 12, 13), которые помогают Дмитрию Сергеевичу быть особенно убедительным».

Список терминов:
анафора
олицетворение
цитирование
риторическое обращение
антитеза
термины
фразеологизм
парцелляция
эпитет

Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

ВАРИАНТ 17
Примерный круг проблем
Авторская позиция

1. Проблема творческого долголетия человека. (Что является причинами творческого долголетия человека?)
1. Мужество, смелость мысли, способность к противостоянию, сопротивлению не позволяют человеку падать духом: такие люди, как Д. С. Лихачёв, открыто высказывают своё мнение, отстаивают свою точку зрения.

2. Проблема вклада в отечественную культуру. (Какой вклад способен внести человек в отечественную культуру?)
2. Человек способен спасти от забвения и уничтожения многие памятники культуры, архитектуры, как, например, Д. С. Лихачёв, создавший образ защитника культуры, настоящего гражданина, сумевший включить древнерусскую литературу в структуру европейской культуры.

3. Проблема качеств личности настоящего гражданина, общественного деятеля. (Какие качества отличают общественного деятеля, настоящего гражданина?)
3. У общественного деятеля, настоящего гражданина ко всему должен быть свой подход; человек, подобный Д. С. Лихачёву, должен быть способен противостоять обстоятельствам и власти, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, извлекать уроки из всякого несчастья, не обижаться и не падать духом.

Вариант 17

Номер задания
Ответ задания

1
24 42

2
приэтом

3
4

4
средства

5
жилищных

6
шестьюстами

7
79812

8
полемизировать

9
примкнутьприслать

10
завистливый

11
колеблешься

12
недостатка

13
вдалинастолько

14
234  другая комбинация этих цифр

15
12 21

16
23 32

17
123  другая комбинация этих цифр

18
14 41

19
13 31

20
134  другая комбинация этих цифр

21
34 43

22
проспект

23
14

24
3781

13PAGE 15

13PAGE 14215

15

Источник