Нарушение голоса при хроническом ларингите
Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани — одно из самых распространенных заболеваний.
Острое воспаление гортани может быть как самостоятельным заболеванием, так и сопутствовать ОРВИ, гриппу и пр. При этом голос становиться резко охриплым, грубым, нередко наступает афония. После надлежащего лечения через 7—10 дней человек выздоравливает и голос восстанавливается.
В настоящем разделе пособия речь пойдет о голосовосстановительном обучении при хронических процессах в гортани.
Возникновению хронического ларингита могут способствовать разные причины — простуда, инфекции, влияние никотина, алкоголя, холодный, загрязненный воздух, чрезмерная голосовая нагрузка.
При этом заболевании слизистая оболочка гортани сильно гиперемирована, местами утолщена, особенно по краям голосовых складок (рис. 9). Вестибулярные складки отечные, припухшие, часто прикрывают голосовые складки, затрудняя фонацию. Иногда на голосовых складках образуются отечные утолщения в виде полипов или узелков. При хронических воспалительных процессах гортани часто поражается и нервно мышечный аппарат, развивается парез внутренних мышц, что выражается в несмыкании голосовых складок.
Хронический ларингит имеет несколько клинических форм, но это тема сугубо медицинская, и мы ее касаться не будем. В зависимости от степени воспалительных изменений в гортани, нарушений функционального состояния нервно-мышечного аппарата и голоса, С. С. Герасимова (1977) выделила три формы ларингита — компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную.
Первая характеризуется небольшой гиперемией и сухостью слизистой оболочки. Голосовые складки смыкаются нормально, свободный их край ровный, тонус не нарушен. Расстройства голоса обычно не наблюдаются и возникают только в период обострения болезни.
При субкомпенсированном ларингите гиперемия и сухость выражены довольно значительно. В момент фонации не происходит плотного смыкания голосовых складок, амплитуда их колебаний снижена, продолжительность фонации укорочена. При голосовой нагрузке появляется напряжение, утомление, начинает страдать голос, но его изменения еще не постоянны.
При декомпенсированной форме голосовые складки резко гиперемированы, приобретают серо-красный цвет и как бы «лакированы» — покрыты вязкой слизью. Свободный край их утолщен и неровен. Во время фонации при изменении амплитуды колебаний и снижении длительности фонации остается овальная щель, что свидетельствует о парезе внутренних мышц гортани. Нарушение голоса носит постоянный характер. Голос сиплый или резко охриплый, лишен звучности, модуляций и силы. Патология может проявляться и в форме афонии. После голосовой нагрузки пациенты жалуются на большую утомляемость, постоянное желание откашляться, ощущение першения, царапанья, боль. Для людей с голосовыми профессиями возникает прямая угроза потери трудоспособности.
Проблема терапии хронических ларингитов весьма актуальна в связи с длительностью их течения, малой эффективностью медикаментозного и другого лечения и склонностью к переходу в злокачественные образования (Светлаков М.И., 1964; Зарицкий Л.А., 1966; Тринос В.А., 1976).
Люди, страдающие различными формами хронического ларингита, подлежат диспансерному наблюдению. Помимо медикаментозного и физиотерапевтического лечения в задачи активного наблюдения входит выявление голосовой недостаточности и своевременное направление к логопеду.
Эти пациенты составляют весьма трудный контингент для восстановительной работы, что объясняется целым рядом причин. Хроническое течение заболевания с обострениями процесса обязательно требует лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что как бы отвлекает от потребности его постановки в сторону одного только лечения. Оториноларингологи направляют больных к логопеду тогда, когда изменения голоса становятся уже значительными, стойкими, а подчас и необратимыми.
Не менее распространенной причиной является недостаточно серьезное отношение больных к своему заболеванию. Если, как отмечалось выше, парезы и параличи гортани настораживают, угнетают, даже пугают людей, то хронические ларингиты, как показывает практика, не вызывают опасений. Происходит недооценка заболевания — хронического, плохо поддающегося лечению. Всех, страдающих хроническими ларингитами, необходимо направлять к логопеду независимо от степени голосовой недостаточности. Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание. При нарушениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает его к голосовой нагрузке. В начальных стадиях заболевания еще без изменения голоса (компенсированная форма) логопедическая помощь является превентивной мерой предупреждения нарушений тонуса голосовых складок.
Логопедическая работа (фонопедия) начинается с разъяснительной беседы. Первый, подготовительный, этап определяется как рациональная психотерапия, главная задача которой вселение уверенности в восстановление голоса. Помимо этого следует объяснить пациенту, что при несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки голоса хронический процесс угрожает утяжелением. Подчеркивается необходимость отказа от курения, злоупотребления алкоголем и острой, раздражающей пищей. В период занятий желательно соблюдать охранительный голосовой режим, т. е. по возможности уменьшить голосовую нагрузку, не форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Но также не следует говорить шепотом, ибо при этом усиливается напряжение мышц голосового аппарата. К режиму «молчания» в настоящее время относятся с осторожностью. Ф. П. Билленд (Billeand F.P., 1971), основываясь на клинических наблюдениях, пришел к выводу, что в результате режима молчания может возникать психологический стресс. Некоторые больные при этом испытывали «ларингеальный стресс» — ощущение напряжения в области гортани.
Приведем наше собственное наблюдение. Больной ларингитом обратился к врачу в период обострения (его голос был нерезко охриплым). Оториноларинголог наряду с медикаментозным лечением назначил режим молчания продолжительностью пять дней. По истечении этого срока пациент мог говорить только шепотом. Налицо была картина установочной афонии, не обусловленной заболеванием гортани. Фонопедическими приемами одномоментно удалось восстановить звучный голос, так как за короткий срок афония еще не закрепилась.
После разъяснительной беседы приступили к коррекции дыхания. Его нарушения проявляются в момент фонации и многими людьми расцениваются как дефект голоса. Одна из первоочередных задач нормализации функции дыхания — установление дыхательной опоры: осознанного замедления выдоха в момент речи. Его особенностью является одновременное участие и вдыхательных и выдыхательных мышц. Дозированное напряжение мышц-антагонистов обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждениям голосового аппарата. Полнота звучания голоса зависит от установления опоры. Ее следует считать неправильной, если возникает ощущение перенапряжения мышц. Хорошо известно, что форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, снижение качеств голоса. Таким образом, нахождение опоры — важнейший момент в восстановительном обучении.
Коррекция дыхания начинается с выполнения упражнений с озвученным выдохом. Цель тренировок — достижение косто-абдоминального (реберно-брюшного) типа дыхания. Обучающемуся предлагается лечь на спину, расслабиться. Рукой надо контролировать движения стенки живота. Делается быстрый, короткий вдох, стенка живота поднимается, затем следует плавный, замедленный выдох с произнесением фонем [с], [ш], а если голос достаточно звучный, то лучше произносить двугубый [в]. При этом необходимо, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной. Продолжительность тренировки — 2—3 мин утром и вечером.
Для организации косто-абдоминального дыхания С. С. Герасимова (1977) рекомендует следующие упражнения (исходное положение стоя).
1. Развести руки вверх и в стороны — вдох, руки опустить — выдох (5—6 раз подряд).
2. Руки на поясе. Отведение локтей назад — вдох, локти вперед — выдох (5—6 раз).
3. Руки лежат ладонями на голове — 3 наклона корпуса вправо, 3 — влево (в медленном темпе).
4. Ноги на ширине плеч. Повороты корпуса с отведением рук в стороны — вдох, наклон корпуса вперед, доставая руками до пола — выдох (5—6 раз).
5. Руки, согнутые в локтях, пальцами прикасаются к плечам. Разводя локти в стороны — вдох, прижимая их к грудной клетке — выдох (5—6 раз).
6. Ладони рук лежат на плечах. Поднимаясь на пальцах ног и вытянув руки вверх, сделать вдох, вернувшись в исходное положение — выдох (5—6 раз).
При хроническом ларингите отмечаются постоянное желание откашляться, ощущение першения, и то и другое обусловлены нарушением секреторной деятельности слизистой оболочки. Покашливание иногда приобретает стойкий, упорный характер. Для его преодоления можно предложить такой прием: беззвучное произнесение звука [ы]. Звук имитируется на задержанном дыхании при закрытом рте и неплотно сжатых зубах. Выполнение этого приема вызывает легкое напряжение в глотке и ощущение отхождения мокроты, поэтому прибегать к нему следует при необходимости.
Практически при каждом нарушении голоса в момент речи происходит напряжение внутренних и наружных мышц гортани и корня языка. Это — компенсаторная попытка улучшить звучание. Однако качество фонации она только ухудшает, поэтому для снятия мышечного напряжения рекомендуется проводить массаж в области корня языка. На передней поверхности шеи (как бы поверх миндалин) большим и указательным пальцами производятся круговые движения в течение приблизительно минуты. Первый раз такой массаж делается утром, натощак, затем его можно повторять за день до 6—7 раз. Целесообразно выполнять массаж перед голосовой нагрузкой (уроком, выступлением и пр.).
Голосовые тренировки при хронических ларингитах лучше начинать с произнесения закрытых слогов с мягкой атакой звука:
дам, дом, дум, дэм, дим; бам, бом, бум, бэм, бим;
дан, дон, дун, дэн, дин; бан, бон, бун, бэн, бин;
дал, дол, дул, дэл, дил; бал, бол, бул, бэл, бил.
Первый звук в слогах звонкий взрывной, большого участия голоса не требует, последний — сонорный, его следует произнести протяжно и стараться направлять голос «в маску». Далее можно переходить к функциональным тренировкам голосового аппарата в прямых слогах с сонорами: ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; ла, ло, лу, лэ, лы.
Даже при имеющемся несмыкании голосовых складок (миопатические парезы) твердая атака звука недопустима, так как это дополнительно травмирует воспаленную слизистую оболочку. После прямых слогов с сонорами можно выполнять все варианты упражнений в последовательности, предложенной в предыдущем разделе. Самостоятельные тренировки обучающиеся проводят дробно (кратковременно, небольшими порциями), ни в коем случае не перенапрягая голосовой аппарат. Завершающим этапом в восстановлении голоса является чтение отрывков прозаических текстов. Совместно с логопедом текст размечается на синтагмы или более длительные периоды, которые надо произносить на одном выдохе. При чтении соблюдается правильность дыхания и контролируется ровное звучание голоса в удобной позиции, найденной в упражнениях. Таким образом закрепляется восстановленная фонация.
Трудность восстановления голоса у пациентов с хроническим ларингитом состоит в том, что при малейших простудах, при общем утомлении наступает обострение процесса, в период которого проводить фонопедию нельзя. Поэтому восстановление, особенно на первых порах, идет как бы волнообразно — голос то заметно улучшается и исчезают все неприятные ощущения в глотке и гортани, то опять наступает ухудшение. Только упорная, систематическая работа со стороны как логопеда, так и самого больного может привести к желаемым результатам. Длительность курса фонопедии зависит от тяжести клинических проявлений и частоты обострений заболевания. Анализ отдаленных результатов (через 1,5—2 года) показал, что у тех, кто прошел курс фонопедии, обострения наступают значительно реже и протекают легче с небольшими изменениями голоса.
Приведем краткую выписку из истории болезни.
В.М., 11 лет, была направлена для проведения фонопедии 11.03.1998 г. с диагнозом атрофический ларингит.
Отмечено на приеме: голос резко осиплый, девочка жалуется, что говорить и петь ей трудно, других жалоб нет. Со слов матери голос у ребенка начал изменяться более двух лет назад с постепенным ухудшением. Учится в музыкальной школе, не может петь в хоре, на занятиях сольфеджио фальшиво интонирует, возникают ощущения царапанья, першения в горле, большого напряжения.
Ларингоскопическая картина: обе половины гортани подвижны; голосовые складки розоватые, сухие, при фонации между ними на всем протяжении остается щель 1,5—2 мм; амплитуда колебаний достаточная, но длительность фонации укорочена.
Девочка приступила к фонопедическим занятиям. Несмотря на то, что она сама жаловалась на трудности при речи и пении, занималась неохотно, критическое отношение к дефекту голоса отсутствовало.
На первом занятии была проведена беседа о том, что без специальных упражнений голос ухудшится, а в дальнейшем возникнут еще большие трудности. Такие же объяснения сопровождали и последующие занятия, пока ребенок не понял необходимости коррекции голоса.
Функциональные тренировки голосового аппарата включали:
1) комплекс упражнений для формирования косто-абдоминального типа дыхания;
2) тренировки по нахождению оптимального звучания голоса;
3) упражнения, закрепляющие голосовые кинестезии;
4) работу по формированию полноценного фонационного выдоха и закреплению восстановленного голоса.
Продолжительность курса составила 2,5 мес. Ларингоскопия при выписке показала: голосовые складки ровные, слегка розоватые, в момент фонации полностью смыкаются, увеличилась длительность фонации. Голос приобрел нормальную силу и звучность, жалобы отсутствовали; на занятиях пением девочка затруднений не испытывала.
Хронический ларингит, как правило, развивается постепенно. Сначала появляется легкое покраснение слизистой оболочки гортани и небольшая охриплость, не имеющая стойкого характера. Такое состояние обычно развивается у людей, работающих с большой голосовой нагрузкой и не владеющих правильным голосоведением. Нередко при обращении к врачу с такими симптомами ставится не всегда оправданный диагноз «хронический ларингит»: часто это бывает продром (предвестник) начинающейся болезни, так называемые псевдоорганические явления. Даже медикаментозное лечение в виде вливаний лекарств в гортань, ингаляции и тому подобное не дают положительного результата, если пациент продолжает голосовую нагрузку в привычной ему манере. А вот если в этот период голосовому аппарату дать небольшой отдых (не режим молчания, а только уменьшение голосовой нагрузки) и провести курс фонопедии, все болезненные явления исчезнут, гортань приобретет здоровый вид, голос станет звучным и выносливым.
Своевременно проведенный курс фонопедии предотвращает развитие хронического процесса.
Контрольные вопросы и задания
1. Что является причиной развития хронических ларингитов?
2. Как разделяют хронические ларингиты в зависимости от клинических проявлений и состояния голоса?
3. Какой голосовой режим следует рекомендовать больному хроническим ларингитом?
4. Перечислите приемы, которые применяются для снятия напряжения в области гортани.
5. Объясните необходимость мягкой голосоподачи при проведении голосовых упражнений.
6. Проанализируйте, каким способом голосоподачи пользуетесь вы сами и ваши знакомые.
7. Почему даже при легких формах хронического ларингита рекомендуется проводить курс фонопедии?
Источник
Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).
Общие сведения
Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.
Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).
Нарушения голоса
Причины
Органические причины
Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.
Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:
- хронические ларингиты;
- ожоги и травмы гортани;
- периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва);
- «певческие узелки»;
- опухоли (папилломатоз) гортани;
- послеоперационные рубцы и стенозы гортани;
- состояние после резекции гортани или ларингэктомии.
Функциональные причины
При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.
Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.
К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.
Классификация
По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:
1. Функциональные нарушения голоса:
- центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
- периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)
2. Органические нарушения голоса:
- центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
- периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).
Симптомы нарушений голоса
Органические нарушения голоса
Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.
В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.
Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.
При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.
Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.
Функциональные нарушения голоса
Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.
При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.
Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.
Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.
Диагностика
Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:
- ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.
- Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.
Коррекция нарушений голоса
Медицинские мероприятия
Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).
Логопедическая коррекция
Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.
На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.
Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.
Прогноз
Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.
Профилактика
С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.
Источник