Ларингит у детей курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. Этиопатогенез    6
2. Клиника    7
3. Диагностика    12
4. Дифференциальная диагностика    15
5. Лечение    17
6. Профилактика    22
7. Сестринские этапы    25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    26

Краткое содержание работы:

ВВЕДЕНИЕ

Инфекции респираторного тракта представляют собой группу разнородных по этиологии и локализации поражений инфекционно-воспалительного характера дыхательного тракта.
Редко кому удается «проскочить» зиму без острых респираторно-вирусных заболеваний (ОРВИ): защитные силы организма снижаются вместе с температурой воздуха за окном. По данным ВОЗ, ежегодно ОРВИ болеет каждый третий житель планеты. У детей до 3 лет ОРВИ составляют 65% всех регистрируемых заболеваний, а часто болеющие дети, а их 1/4 детского населения, болеют от 4 до 12 раз в год . Более чем у 30% больных на фоне ОРВИ развивается бактериальная суперинфекция. Каждый вирус поражает определенный участок дыхательной системы.
По локализации все респираторные заболевания принято делить на заболевания верхних и заболевания нижних отделов дыхательных путей. К инфекционным заболеваниям верхних отделов дыхательных путей относят ринит, ринофарингит, фарингит, риносинусит и синусит, тонзиллит, отит, эпиглоттит. Трахеит, бронхит и пневмония являются заболеваниями нижних отделов респираторного тракта.
Промежуточное положение занимает ларингит, неосложненные формы которого чаще относят к заболеваниям верхних отделов респираторного тракта. Однако воспалительный процесс при ларингите, особенно в раннем детском возрасте, имеет тенденцию к быстрому переходу на слизистые оболочки трахеи (ларинготрахеит) и/или вовлечению в патологический процесс тканей и структур подсвязочного пространства с развитием стеноза гортани (“ложный круп”, стенозирующий ларингит, стенозирующий ларинготрахеит). Стенозирующий ларингит и стенозирующий ларинготрахеит также наиболее часто развиваются в первые годы жизни ребенка и являются особенностью течения ларингита у детей раннего возраста.
Ларингит — воспаление гортани, связанное, как правило, с простудным заболеванием либо с такими инфекционными заболеваниями, как корь, скарлатина, коклюш. Развитию заболевания способствуют переохлаждение, дыхание через рот, запылённый воздух, перенапряжение гортани.
Ларинготрахеит — вариант развития заболевания характеризующийся воспалением гортани и начальных отделов трахеи.
При ларингите и ларинготрахеите наблюдается охриплость вплоть до полной потери голоса, сухость, першение в горле, сухой лающий кашель. Может наблюдаться затруднение дыхания, появиться синюшный оттенок кожи, боль при глотании.
Лечение включает в себя ограничение голосового режима (больной должен молчать, говорить шёпотом нельзя, так как при шёпоте связки подвергаются той же нагрузке, что и при обычном разговоре); щелочно-масляные ингаляции; диета с исключением острой, солёной, сильно горячей или холодной пищи, антигистаминные препараты.
Как ларингит, так и ларинготрахеит может быть острый и хронический. Последний возникает при неустранении причин, приведших к острому ларингиту (ларинготрахеиту).
Особенно опасен острый стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп) у детей, так как в силу меньшего размера гортани, возникает опасность сильного сужения голосовой щели и угроза остановки дыхания, что без своевременной медицинской помощи может привести к смерти ребенка.
Риновирус приживается в полости носа и носовых пазухах, парагрипп поражает полость носа, заднюю стенку глотки, гортань (ринофарингит, ларингит). Аденовирус – все дыхательные пути, лимфоузлы, бронхи. Острый ларингит отличается от подскладочного ларингита тем, что при нем поражается слизистая оболочка гортани, а при подскладочном ларингите воспаление переходит на подскладочное пространство, суживая тем самым просвет гортани.
Острый ларингит бывает в любом возрасте, основной его симптом – охриплость. Подскладочный ларингит обычно наблюдается у детей в возрасте от 6 мес до 5 лет, основной его симптом – нарастающая одышка от первой до четвертой стадии (асфиксии). Мы рассмотрим симптомы и лечение острого ларингита.
Целью дипломной работы является рассмотрение заболевания ларинготрахеит.
Задачами дипломной работы является:
— рассмотрение этиопатогенеза болезни;
— изучение клинических проявлений заболевания;
— диагностика и дифференциальная диагностика;
— исследование путей лечения и профилактики заболевания.
Структура дипломной работы. Дипломнаяработа состоит из введения, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Источник

Ларингит у детей – воспаление верхнего отдела респираторного тракта (гортани), сопровождающееся поражением голосового аппарата и расстройством дыхания. При ларингите у детей отмечается «лающий» кашель, осиплость голоса, повышение температуры, затруднение дыхания, иногда – развитие ложного крупа. Диагностика ларингита у детей проводится детским отоларингологом на основании клинической картины, ларингоскопии, вирусологического или бактериального исследования мазка. Лечение ларингита у детей предусматривает соблюдение голосового режима; прием антигистаминных, противовирусных или антибактериальных препаратов; проведение ингаляций, физиотерапии.

Ларингит у детей

Ларингит у детей — воспалительный процесс, захватывающих слизистую оболочку гортани и голосовые связки. Заболеваемости ларингитом особенно подвержены дети раннего и дошкольного возраста. В педиатрии ларингит выявляется у 34% детей с ОРЗ в возрасте до 2-х лет. Ларингит у детей редко бывает изолированным и обычно протекает вместе с трахеитом и бронхитом в виде ларинготрахеобронхита. На фоне ларингита у детей может развиваться острая обструкция верхних дыхательных путей, требующая оказания неотложной помощи. Из вышесказанного следует, что ларингит у детей является далеко не безобидным заболеванием и требует серьезного отношения со стороны родителей, педиатров и детских отоларингологов.

Причины

Развитие ларингита у детей может быть связано с инфекционными, аллергическими, конституциональными, психо-эмоциональными и другими факторами. Чаще всего ларингит у ребенка имеет вирусную природу и вызывается вирусами парагриппа, гриппа, простого герпеса, кори, PC-вирусами, аденовирусами. Ларингиты бактериальной этиологии встречаются у детей реже, однако и протекают значительно тяжелее. В этом случае основными возбудителями выступают гемофильная палочка типа b, стафилококк, пневмококк, гемолитический стрептококк группы А (возбудитель скарлатины), палочка Борде-Жангу (возбудитель коклюша) и др. Благодаря проведению обязательной вакцинации против дифтерии дифтерийный ларингит у детей встречается крайне редко.

Пик заболеваемости детей ларингитом отмечается в холодное время года. Этому способствует переохлаждение, нарушение носового дыхания, гиповитаминоз, ослабление иммунитета, обострение у ребенка ринита, фарингита, аденоидита, тонзиллита. К развитию ларингита более предрасположены дети с лимфатико-гипопластическим диатезом.

Ларингит аллергической этиологии у детей может развиваться при вдыхании паров лаков, красок, бытовой химии; частиц домашней пыли, шерсти животных; орошении слизистые оболочки носоглотки и полости рта лекарственными аэрозолями; употреблении пищевых аллергенов. Иногда причиной ларингита у детей выступает перенапряжение голосового аппарата (при сильном крике, занятиях хоровым пением и т. п.), сильные психо-эмоциональные потрясения, повлекшие спазм гортани, травмы гортани, аспирация инородных тел, заброс кислого содержимого из желудка при ГЭРБ (рефлюкс-ларингит).

Патогенез

Специфика течения ларингита у детей связана с возрастными анатомо-физиологическими особенностями строения дыхательных путей, а именно — узостью просвета и воронкообразной формой гортани; рыхлостью слизистой оболочки и соединительной ткани, их склонностью к отеку; особенностями иннервации гортани, слабостью дыхательной мускулатуры. Именно поэтому при ларингите у детей часто возникает острая обструкция верхних дыхательных путей и острая дыхательная недостаточность.

Следует отметить, что при отеке слизистой и увеличении ее толщины всего на 1 мм просвет гортани у детей уменьшается наполовину. Кроме этого, в генезе обструкции также играет роль предрасположенность к рефлекторному спазму мышц и механическая закупорка просвета гортани воспалительным секретом или инородным телом. Сужение просвета гортани и нарушение дыхания обычно развивается ночью вследствие изменения лимфо- и кровообращения гортани, уменьшения глубины и частоты дыхательных движений в период сна.

С учетом характера течения ларингит у детей может быть острым и хроническим; осложненным и неосложненным. В соответствиями с эндоскопическими критериями в отоларингологии выделяют острый катаральный, отечный и флегмонозный ларингит; хронический катаральный, гипертрофический и атрофический ларингит. При катаральном ларингите воспаление захватывает только слизистую оболочку гортани; при флегмонозном — подслизистый, мышечный слой, связки и надхрящницу. При гипертрофическом ларингите отмечается разрастание и гиперплазия слизистой гортани; при атрофическом – ее истончение. У детей обычно встречается катаральный и гипертрофический ларингит.

В зависимости от распространения воспалительной реакции различают подсвязочный ларингит, диффузный ларингит у детей, ларинготрахеобронхит.

Симптомы ларингита у детей

Клинические проявления острого ларингита у детей обычно развиваются через 2-3 дня после острой респираторной инфекции. Ребенок жалуется на недомогание, боль при глотании, першение в горле. Может отмечаться повышение температуры (до 37,5° C), головная боль, учащение и затруднение дыхания.

При ларингите у детей резко изменяется голос: он становится глухим, хриплым, слабым или беззвучным – развивается дисфония или афония. Появляется сухой, грубый «лающий» кашель, который через 3-4 дня сменяется влажным, с отхождением слизистой мокроты. Неосложненный острый ларингит у детей обычно длится 5-10 дней.

Стремительное прогрессирование ларингита у детей раннего возраста нередко сопровождается спастическим сужением гортани и развитием острого стенозирующего ларинготрахеита или ложного крупа. Чаще ложный круп возникает у детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Клиническое течение ложного крупа у детей характеризуется триадой признаков: лающим кашлем, осиплостью голоса, инспираторной одышкой (стридором). Приступ ложного крупа на фоне ларингита у детей обычно развивается ночью или в предутренние часы. Ребенок просыпается от резкого кашля и удушья; его охватывает беспокойство и возбуждение. Объективно выявляется форсированное свистящее дыхание, тахипноэ, тахикардия, цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, потливость и т. д. В тяжелых случаях на фоне ложного крупа может возникнуть сердечно-сосудистая недостаточность и асфиксия.

Хронический ларингит наблюдается у детей старшего возраста. Для него характерна преходящая или стойкая дисфония, утомляемость при голосовой нагрузке, саднение и першение в горле, рефлекторный кашель. При обострении ларингита у детей данные явления усиливаются.

Диагностика ларингита у детей

Для установления диагноза ларингита детскому отоларингологу обычно достаточно данных анамнеза и клинической картины. Специальное отоларингологическое обследование ребенка включает фарингоскопию, риноскопию, отоскопию, пальпацию шейных лимфатических узлов.

Основная роль в инструментальной диагностике ларингита у детей принадлежит ларингоскопии, в ходе которой обнаруживается гиперемия, отек, усиление сосудистого рисунка или петехиальные кровоизлияния в слизистую оболочку гортани; утолщение и неполное смыкание голосовых складок при фонации. Для идентификации возбудителя ларингита у детей проводится бактериологическое, вирусологическое или ПЦР-исследование смывов из верхних дыхательных путей.

Стойкие нарушения голоса у детей, обусловленные ларингитом, требуют консультации врача-фониатра, логопеда и фонопеда; проведения исследования голосовой функции.

Ложный круп у детей необходимо дифференцировать от дифтерии гортани (истинного крупа), инородного тела гортани, заглоточного абсцесса, папилломатоза гортани, аллергического отека гортани,  эпиглоттита, врожденного стридора, обусловленного  ларингомаляцией, ларингоспазма вследствие спазмофилии и др.

Лечение ларингита у детей

Терапия ларингита у детей предполагает организацию лечебно-охранительных мероприятий: постельного режима, голосового покоя, температурного комфорта, достаточной влажности. Диета ребенка должна быть щадящей, исключающей холодную, горячую, раздражающую пищу, газированные напитки. Хорошим лечебным эффектом при ларингите обладает теплое щелочное питье, сухое тепло на область шеи (повязки, согревающие компрессы) , небулайзерная терапия, лекарственные ингаляции, банки, горчичники.

При ларингите детям назначаются физиотерапевтические процедуры (УВЧ, электрофорез на область гортани, микроволновая терапия, фонофорез, УФО передней поверхности шеи). При стойко сохраняющихся нарушениях голоса показаны логопедические занятия по коррекции дисфонии.

Медикаментозная терапия ларингита у детей включает прием противовирусных или антимикробных препаратов, НПВС, антигистаминных, противокашлевых или отхаркивающих средств. При ларингите у детей широко используются местные препараты антисептического действия – аэрозоли, таблетки для рассасывания; при необходимости проводится эндоларингеальное введение  лекарственных препаратов.

В случае развития ложного крупа необходимо немедленное начало терапии, направленной на уменьшение или ликвидацию отека и спазма гортани, восстановление нормального дыхания. До приезда «скорой помощи» следует придать ребенку вертикальное положение; обеспечить доступ свежего, увлажненного воздуха; провести щелочную ингаляцию, отвлекающие процедуры (горячие общие или ножные ванны). В стационаре ребенку проводится кислородотерапия и ингаляции; вводятся спазмолитические, гормональные, антигистаминные препараты. При крайней степени стеноза гортани  выполняется интубация  или трахеостомия, ИВЛ.

Прогноз и профилактика

При неосложненном ларингите у детей прогноз благоприятен. Большинство детей в школьном возрасте «перерастает» заболевание, однако при частых эпизодах воспаления возможен исход в хронический ларингит. При развитии ложного крупа прогноз во многом определяется адекватностью оказания первой помощи; при критическом стенозе гортани возможен летальный исход вследствие асфиксии.

Комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ларингита у детей, предусматривает повышение неспецифического иммунитета, своевременное лечение заболеваний ЛОР-органов, вакцинацию против основных детских инфекций, исключение контакта с потенциальными аллергенами, соблюдение рационального голосового режима.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Источник

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà õðîíè÷åñêîãî ëàðèíãèòà. Ëå÷åíèå âîñïàëèòåëüíîãî çàáîëåâàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ àòðîôè÷åñêîãî è îòå÷íî-ïîëèïîçíîãî ëàðèíãèòà. Âèäû ãèïåðïëàçèè ãîðòàíè. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíè Ðåéíêå-Ãàéåêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ÑèáÃÌÓ Ìèíçäðàâà Ðîññèè

Êàôåäðà îòîðèíîëàðèíãîëîãèè

ÐÅÔÅÐÀÒ

ÕÐÎÍÈ×ÅÑÊÈÅ ËÀÐÈÍÃÈÒÛ

Âûïîëíèëà:

Ëþ À.À.

Òîìñê 2016

Õðîíè÷åñêèé ëàðèíãèò- ýòî õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ ãîðòàíè.

Ýòèîëîãèÿ:

Ðîëü â ðàçâèòèè õðîíè÷åñêîãî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ãîðòàíè èãðàþò:

· ×àñòûå îñòðûå ëàðèíãèòû;

· õðîíè÷åñêèå î÷àãè èíôåêöèè èíîé ëîêàëèçàöèè (ñèíóñèòû, ôàðèíãèòû, òîíçèëëèòû, îòèòû, êàðèåñ);

· óñëîâíî-ïàòîãåííàÿ ìèêðîôëîðà ðîòîâîé ïîëîñòè;

· ñîïóòñòâóþùàÿ ñîìàòè÷åñêàÿ ïàòîëîãèÿ, â ÷àñòíîñòè ÃÝÐÁ (ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè êèñëîå ñîäåðæèìîå æåëóäêà áîëüíîãî çàáðàñûâàåòñÿ â ïèùåâîä, îáæèãàÿ ñëèçèñòóþ, ÷òî ñîçäàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçìíîæåíèÿ â äàííîé îáëàñòè ìèêðîîðãàíèçìîâ);

· áîëåçíè îáìåíà âåùåñòâ (â ÷àñòíîñòè, ñàõàðíûé äèàáåò);

· ïûëåâûå, ïèùåâûå, õèìè÷åñêèå àëëåðãåíû;

· ðåãóëÿðíûå ÷ðåçìåðíûå íàãðóçêè íà ãîëîñîâîé àïïàðàò;

· ðàáîòà èëè ïðîæèâàíèå â óñëîâèÿõ âûðàæåííîé çàãðÿçíåííîñòè âîçäóõà ïûëüþ èëè õèìèêàòàìè;

· ðåçêèå ïåðåïàäû òåìïåðàòóð;

· êóðåíèå è óïîòðåáëåíèå ñïèðòíûõ íàïèòêîâ;

· ñíèæåíèå îáùåé ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà.

Ôîðìû õðîíè÷åñêîãî ëàðèíãèòà:

Êàòàðàëüíûé, àòðîôè÷åñêèé, ãèïåðïëàñòè÷åñêèé, äèôôóçíûé èëè îãðàíè÷åííûé, ïîäñêëàäî÷íûé ëàðèíãèò è ïàõèäåðìèÿ.

Õðîíè÷åñêèé êàòàðàëüíûé ëàðèíãèò — õðîíè÷åñêîå êàòàðàëüíîå âîñïàëåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè.

Ñàìàÿ ÷àñòàÿ è íàèáîëåå ëåãêàÿ ôîðìà õðîíè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ.

Ýòèîëîãèÿ. Îñíîâíóþ ýòèîëîãè÷åñêóþ ðîëü â äàííîé ïàòîëîãèè èãðàåò äëèòåëüíàÿ íàãðóçêà íà ãîëîñîâîé àïïàðàò (ïåâöû, ëåêòîðû, ó÷èòåëÿ è ò.ä.). Âàæíîå çíà÷åíèå èìååò è âîçäåéñòâèå íåáëàãîïðèÿòíûõ ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ: êëèìàòè÷åñêèõ, ïðîôåññèîíàëüíûõ è âðåäíûõ ïðèâû÷åê.

Ïàòîãåíåç: íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïàþò ðàññòðîéñòâà ìåñòíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. Íàáëþäàåòñÿ ãèïåðåìèÿ è èíôèëüòðàöèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ èëè âñåé ãîðòàíè. Ãîëîñîâûå ñêëàäêè îáû÷íî óòîëùåíû, íå ïîëíîñòüþ ñìûêàþòñÿ. Ãîëîñîâàÿ ôóíêöèÿ óõóäøàåòñÿ çà ñ÷åò âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé òêàíåé ãîðòàíè, à ïðè ãîëîñîâîé íàãðóçêå òàêæå çà ñ÷åò íåäîñòàòî÷íîñòè ôóíêöèè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà ãîðòàíè.

Êëèíèêà. Íàèáîëåå ÷àñòûì ïðèçíàêîì ÿâëÿåòñÿ îõðèïëîñòü, ðàññòðîéñòâî ãîëîñîîáðàçîâàòåëüíîé ôóíêöèè ãîðòàíè, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, èçìåíåíèå òåìáðà ãîëîñà.  çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè áîëåçíè áåñïîêîÿò òàêæå ïåðøåíèÿ, ñóõîñòü, îùóùåíèÿ èíîðîäíîãî òåëà â ãîðòàíè, êàøåëü. Ðàçëè÷àþò êàøåëü êóðèëüùèêà, êîòîðûé âîçíèêàåò íà ôîíå ïðîäîëæèòåëüíîãî êóðåíèÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîñòîÿííûì, ðåäêèì, íåñèëüíûì êàøëåì.

Äèàãíîñòèêà íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóäíåíèé è îñíîâûâàåòñÿ íà õàðàêòåðíîé êëèíè÷åñêîé êàðòèíå, àíàìíåçå è äàííûõ íåïðÿìîé ëàðèíãîñêîïèè.

Ïðè ëàðèíãîñêîïèè îïðåäåëÿåòñÿ óìåðåííàÿ ãèïåðåìèÿ, îòå÷íîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè, áîëüøå â îáëàñòè ãîëîñîâûõ ñêëàäîê, è âûðàæåííàÿ èíúåöèðîâàííîñòü ñîñóäîâ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè.

Ëå÷åíèå. Íåîáõîäèìî óñòðàíèòü âîçäåéñòâèå ýòèîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà, ðåêîìåíäóåòñÿ ñîáëþäåíèå ùàäÿùåãî ãîëîñîâîãî ðåæèìà (èñêëþ÷èòü ãðîìêóþ è ïðîäîëæèòåëüíóþ ðå÷ü). Ëå÷åíèå â îñíîâíîì íîñèò ìåñòíûé õàðàêòåð.  ïåðèîä îáîñòðåíèÿ ýôôåêòèâíî âëèâàíèå â ãîðòàíü ðàñòâîðà àíòèáèîòèêîâ ñ ñóñïåíçèåé ãèäðîêîðòèçîíà: 4 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ðàñòâîðà õëîðèäà íàòðèÿ ñ äîáàâëåíèåì 150 000 ÅÄ ïåíèöèëëèíà, 250 000 ÅÄ ñòðåïòîìèöèíà, 30 ìã ãèäðîêîðòèçîíà. Ýòîò ñîñòàâ âëèâàþò â ãîðòàíü ïî 1-1,5 ìë äâà ðàçà â äåíü. Ýòîò æå ñîñòàâ ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ èíãàëÿöèè. Êóðñ ëå÷åíèÿ ïðîâîäèòñÿ â òå÷åíèå 10 äíåé. Ïðè ìåñòíîì èñïîëüçîâàíèè ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ ìîæíî ìåíÿòü àíòèáèîòèêè ïîñëå ïîñåâà íà ôëîðó è âûÿâëåíèÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê àíòèáèîòèêàì. Èç ñîñòàâà ìîæíî èñêëþ÷èòü òàêæå ãèäðîêîðòèçîí, à äîáàâèòü õèìîïñèí èëè ôëóèìóöèë, îáëàäàþùèå ñåêðåòîëèòè÷åñêèì è ìóêîëèòè÷åñêèì ýôôåêòàìè. Áëàãîïðèÿòíî äåéñòâóåò íàçíà÷åíèå àýðîçîëåé äëÿ îðîøåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè êîìáèíèðîâàííûìè ïðåïàðàòàìè, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäèò àíòèáèîòèê, àíàëüãåòèê, àíòèñåïòèê (áèîïàðîêñ). Ïðèìåíåíèå ìàñëÿíûõ è ùåëî÷íî-ìàñëÿíûõ èíãàëÿöèé íåîáõîäèìî îãðàíè÷èâàòü, ïîñêîëüêó ýòè ïðåïàðàòû îòðèöàòåëüíî äåéñòâóþò íà ìåðöàòåëüíûé ýïèòåëèé, óãíåòàÿ è ïîëíîñòüþ ïðåêðàùàÿ åãî ôóíêöèþ. Áîëüøàÿ ðîëü â ëå÷åíèè õðîíè÷åñêîãî êàòàðàëüíîãî ëàðèíãèòà ïðèíàäëåæèò êëèìàòîòåðàïèè â óñëîâèÿõ ñóõîãî ìîðñêîãî ïîáåðåæüÿ.

Ïðîãíîç îòíîñèòåëüíî áëàãîïðèÿòíûé ïðè ïðàâèëüíîé òåðàïèè, êîòîðóþ ïåðèîäè÷åñêè ïîâòîðÿþò.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå âîçìîæåí ïåðåõîä çàáîëåâàíèÿ â ãèïåðïëàñòè÷åñêóþ èëè àòðîôè÷åñêóþ ôîðìû.

Õðîíè÷åñêèé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé (ãèïåðòðîôè÷åñêèé) ëàðèíãèò) õàðàêòåðèçóåòñÿ îãðàíè÷åííîé èëè äèôôóçíîé ãèïåðïëàçèåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè.

Âèäû ãèïåðïëàçèè ñëèçèñòîé ãîðòàíè:

* ôèáðîçíûå óçåëêè ãîëîñîâûõ ñêëàäîê (ïåâ÷åñêèå óçåëêè);

* ïàõèäåðìèÿ ãîðòàíè;

* õðîíè÷åñêèé ïîäñêëàäî÷íûé ëàðèíãèò;

* âûïàäåíèå, èëè ïðîëàïñ, ìîðãàíèåâà æåëóäî÷êà.

Ïàòîãåíåç õàðàêòåðèçóåòñÿ ãèïåðïëàçèåé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü îãðàíè÷åííîé èëè äèôôóçíîé. Îãðàíè÷åííûé ãèïåðïëàñòè÷åñêèé ëàðèíãèò ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â âèäå îòäåëüíûõ îáðàçîâàíèé (óçåëêè, ïàõèäåðìèè, ãèïåðêåðàòîç, âûïàäåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäî÷êà ãîðòàíè è äð.) Íà ôîíå èçìåíåííîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Ïðè äèôôóçíîì ãèïåðòðîôè÷åñêîì ëàðèíãèòå ãèïåðïëàçèÿ çàõâàòûâàåò çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè, íàèáîëåå âûðàæåíà îíà â îáëàñòè ãîëîñîâûõ ñêëàäîê è ñêëàäîê ïðåääâåðèÿ, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþòñÿ óòîëùåííûìè, ãèïåðåìèðîâàííûìè, óâåëè÷åííûìè â îáúåìå, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò íîðìàëüíîìó ãîëîñîîáðàçîâàíèþ. Âñå ýëåìåíòû ãîðòàíè ïîêðûòû âÿçêîé ñëèçüþ â ñâÿçè ñ íàðóøåíèåì ôóíêöèè æåëåç ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè.

Êëèíèêà. Îñíîâíîé æàëîáîé áîëüíîãî ÿâëÿåòñÿ ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííàÿ ñòîéêàÿ îõðèïëîñòü, óòîìëÿåìîñòü ãîëîñà, èíîãäà àôîíèÿ. Ïðè îáîñòðåíèÿõ áîëüíîãî áåñïîêîÿò ïåðøåíèå, îùóùåíèå èíîðîäíîãî òåëà ïðè ãëîòàíèè, ðåäêèé êàøåëü ñî ñëèçèñòûì îòäåëÿåìûì.

Äèàãíîñòèêà. Íåïðÿìàÿ ëàðèíãîñêîïèÿ è ñòðîáîñêîïèÿ ïîçâîëÿþò îáíàðóæèòü îãðàíè÷åííóþ èëè äèôôóçíóþ ãèïåðïëàçèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, íàëè÷èå ãóñòîé ñëèçè êàê â ìåæ÷åðïàëîâèäíîì, òàê è â äðóãèõ îòäåëàõ ãîðòàíè.

Ïðè äèôôóçíîé ôîðìå ãèïåðïëàñòè÷åñêîãî ïðîöåññà ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà óòîëùåíà, ïàñòîçíà, ãèïåðåìèðîâàíà; êðàÿ ãîëîñîâûõ ñêëàäîê óòîëùåíû è äåôîðìèðîâàíû íà âñåì ïðîòÿæåíèè, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò èõ ïîëíîìó ñìûêàíèþ.

Ïðè îãðàíè÷åííîé ôîðìå (ïåâ÷åñêèå óçåëêè) ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ãîðòàíè ðîçîâîãî öâåòà áåç îñîáûõ èçìåíåíèé; íà ãðàíèöå ìåæäó ïåðåäíåé è ñðåäíåé òðåòÿìè ãîëîñîâûõ ñêëàäîê íà èõ êðàÿõ ðàñïîëîæåíû ñèììåòðè÷íûå îáðàçîâàíèÿ â âèäå ñîåäèíèòåëüíîòêàííûõ âûðîñòîâ (óçåëêîâ) íà øèðîêîì îñíîâàíèè äèàìåòðîì 1-2 ìì. Èíîãäà óçåëîê èìååòñÿ òîëüêî íà îäíîé ãîëîñîâîé ñêëàäêå. Ýòè óçåëêè ïðåïÿòñòâóþò ïîëíîìó ñìûêàíèþ ãîëîñîâîé ùåëè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ãîëîñ ñòàíîâèòñÿ õðèïëûì.

Ïðè ïàõèäåðìèè ãîðòàíè â ìåæ÷åðïàëîâèäíîì ïðîñòðàíñòâå ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà óòîëùåíà, íà åå ïîâåðõíîñòè èìåþòñÿ ýïèäåðìàëüíûå îãðàíè÷åííûå âûðîñòû, âíåøíå íàïîìèíàþùèå ìåëêóþ áóãðèñòîñòü, ìîãóò áûòü ãðàíóëÿöèè íà çàäíåé òðåòè ãîëîñîâûõ ñêëàäîê è ìåæ÷åðïàëîâèäíîì ïðîñòðàíñòâå.  ïðîñâåòå ãîðòàíè èìååòñÿ ñêóäíîå âÿçêîå îòäåëÿåìîå è ìåñòàìè êîðêè.

Âûïàäåíèå (ïðîëàïñ) ìîðãàíèåâà æåëóäî÷êà âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå äëèòåëüíîãî ïåðåíàïðÿæåíèÿ ãîëîñà è âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäî÷êà. Ïðè ôîðñèðîâàííîì âûäîõå, ôîíàöèè, êàøëå ãèïåðòðîôèðîâàííàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà âûñòóïàåò èç æåëóäî÷êà ãîðòàíè è ÷àñòè÷íî ïðèêðûâàåò ãîëîñîâûå ñêëàäêè, ïðåïÿòñòâóÿ ïîëíîìó ñìûêàíèþ ãîëîñîâîé ùåëè, îáóñëîâëèâàÿ õðèïëîå çâó÷àíèå ãîëîñà.

Õðîíè÷åñêèé ïîäñêëàäî÷íûé ëàðèíãèò ïðè íåïðÿìîé ëàðèíãîñêîïèè íàïîìèíàåò êàðòèíó ëîæíîãî êðóïà, ïðè ýòîì èìååòñÿ ãèïåðòðîôèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîäãîëîñîâîãî ïðîñòðàíñòâà, ñóæèâàþùàÿ ãîëîñîâóþ ùåëü. Àíàìíåç è ýíäîñêîïè÷åñêàÿ ìèêðîëàðèíãîñêîïèÿ è áèîïñèÿ ïîçâîëÿþò óòî÷íèòü äèàãíîç.

Äèôôåðåíöèàëüíàÿ äèàãíîñòèêà. Îãðàíè÷åííûå ôîðìû ãèïåðïëàñòè÷åñêîãî ëàðèíãèòà íåîáõîäèìî äèôôåðåíöèðîâàòü ñ ñïåöèôè÷åñêèìè èíôåêöèîííûìè ãðàíóëåìàìè, à òàêæå ñ íîâîîáðàçîâàíèÿìè. Ñîîòâåòñòâóþùèå ñåðîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè è áèîïñèÿ ñ ïîñëåäóþùèì ãèñòîëîãè÷åñêèì èññëåäîâàíèåì ïîìîãàþò â ïîñòàíîâêå äèàãíîçà. Êëèíè÷åñêèé îïûò ïîêàçûâàåò, ÷òî ñïåöèôè÷åñêèå èíôèëüòðàòû íå èìåþò ñèììåòðè÷íîé ëîêàëèçàöèè, êàê ïðè ãèïåðïëàñòè÷åñêèõ ïðîöåññàõ. Ëå÷åíèå. Íåîáõîäèìî óñòðàíåíèå âîçäåéñòâèÿ âðåäíûõ ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ è îáÿçàòåëüíîå ñîáëþäåíèå ùàäÿùåãî ãîëîñîâîãî ðåæèìà.  ïåðèîäû îáîñòðåíèÿ ïðîâîäèòñÿ ëå÷åíèå, êàê ïðè îñòðîì êàòàðàëüíîì ëàðèíãèòå.

Ïðè ãèïåðïëàçèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïðîèçâîäèòñÿ òî÷å÷íîå òóøèðîâàíèå ïîðàæåííûõ ó÷àñòêîâ ãîðòàíè ÷åðåç 2-3 äíÿ 10-20% ð-ðîì ëÿïèñà â òå÷åíèå 2 íåä. Çíà÷èòåëüíàÿ îãðàíè÷åííàÿ ãèïåðïëàçèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì ê ýíäîëàðèíãåàëüíîìó åå óäàëåíèþ ñ ïîñëåäóþùèì ãèñòîëîãè÷åñêèì èññëåäîâàíèåì áèîïòàòà. Îïåðàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåñòíîé àïïëèêàöèîííîé àíåñòåçèè ëèäîêàèíîì 10%, äèêàèíîì 2%.  íàñòîÿùåå âðåìÿ òàêèå âìåøàòåëüñòâà ïðîèçâîäÿòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ýíäîñêîïè÷åñêèõ ýíäîëàðèíãåàëüíûõ ìåòîäîâ.

Õðîíè÷åñêèé àòðîôè÷åñêèé ëàðèíãèò — çàáîëåâàíèå â èçîëèðîâàííîé ôîðìå, âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî.

Ýòèîëîãèÿ. Ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ àòðîôè÷åñêîãî ëàðèíãèòà ÿâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî àòðîôè÷åñêèé ðèíîôàðèíãèò. Óñëîâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû, ïðîôåññèîíàëüíûå âðåäíîñòè (çàïûëåííîñòü, çàãàçîâàííîñòü ãîðÿ÷èé âîçäóõ è äð.), áîëåçíè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, îòñóòñòâèå íîðìàëüíîãî íîñîâîãî äûõàíèÿ ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ àòðîôèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãîðòàíè.

Êëèíèêà. Âåäóùèìè æàëîáàìè ïðè àòðîôè÷åñêîì ëàðèíãèòå ÿâëÿþòñÿ îùóùåíèå ñóõîñòè, ïåðøåíèÿ â ãîðòàíè è îùóùåíèå èíîðîäíîãî òåëà â ãîðòàíè, à òàêæå äèñôîíèÿ ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè. Ïðè îòêàøëèâàíèè â ìîêðîòå ìîãóò áûòü ïðîæèëêè êðîâè âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè â ìîìåíò êàøëåâîãî òîë÷êà.

Äèàãíîñòèêà. Ïðè ëàðèíãîñêîïèè ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà èñòîí÷åíà, ãëàäêàÿ, áëåñòÿùàÿ, ìåñòàìè ïîêðûòà âÿçêîé ñëèçüþ è êîðêàìè. Ãîëîñîâûå ñêëàäêè íåñêîëüêî èñòîí÷åíû. Ïðè ôîíàöèè ñìûêàþòñÿ íå ïîëíîñòüþ, îñòàâëÿÿ ùåëü îâàëüíîé ôîðìû, â ïðîñâåòå êîòîðîé òàêæå ìîãóò áûòü êîðêè.

Ëå÷åíèå. Ðàöèîíàëüíàÿ òåðàïèÿ âêëþ÷àåò óñòðàíåíèå ïðè÷èíû çàáîëåâàíèÿ. Íåîáõîäèìî èñêëþ÷èòü êóðåíèå, óïîòðåáëåíèå ðàçäðàæàþùåé ïèùè. Ñëåäóåò ñîáëþäàòü ùàäÿùèé ãîëîñîâîé ðåæèì. Èç ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ íàçíà÷àþò ñðåäñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçæèæåíèþ ìîêðîòû, ëåãêîìó åå îòõàðêèâàíèþ: îðîøåíèÿ ãëîòêè è èíãàëÿöèè èçîòîíè÷åñêèì ðàñòâîðîì õëîðèäà íàòðèÿ (200 ìë) ñ äîáàâëåíèåì 5 êàïåëü 10% íàñòîéêè éîäà. Ïðîöåäóðû ïðîâîäÿòñÿ ïî 2 ðàçà â äåíü, èñïîëüçóÿ íà ñåàíñ 30-50 ìë ð-ðà, äëèòåëüíûìè êóðñàìè â òå÷åíèå 5-6 íåä. Ïåðèîäè÷åñêè íàçíà÷àþò èíãàëÿöèè 1-2% ð-ðîì ìåíòîëà â ìàñëå. Ìàñëÿíûé ðàñòâîð ìåíòîëà 1-2% ìîæíî âëèâàòü â ãîðòàíü åæåäíåâíî â òå÷åíèå 10 äíåé. Äëÿ óñèëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè æåëåçèñòîãî àïïàðàòà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íàçíà÷àþò 30% ð-ð éîäèäà êàëèÿ ïî 8 êàïåëü 3 ðàçà â äåíü âíóòðü â òå÷åíèå 2 íåä (ïåðåä íàçíà÷åíèåì íåîáõîäèìî âûÿñíèòü ïåðåíîñèìîñòü éîäà). Ïðè àòðîôè÷åñêîì ïðîöåññå îäíîâðåìåííî â ãîðòàíè è íîñîãëîòêå õîðîøèé ýôôåêò äàåò ïîäñëèçèñòàÿ èíôèëüòðàöèÿ â áîêîâûå îòäåëû çàäíåé ñòåíêè ãëîòêè ðàñòâîðà íîâîêàèíà è àëîý (2 ìë 1% ð-ðà íîâîêàèíà ñ äîáàâëåíèåì 2 ìë àëîý). Ñîñòàâ èíúåöèðóþò ïîä ñëèçèñòóþ ãëîòêè ïî 2 ìë â êàæäóþ ñòîðîíó îäíîâðåìåííî. Èíúåêöèè ïîâòîðÿþò ñ ïðîìåæóòêàìè â 5-7 äíåé; âñåãî 7-8 ïðîöåäóð.

Õðîíè÷åñêèé îòå÷íî-ïîëèïîçíûé ëàðèíãèò (áîëåçíü Ðåéíêå-Ãàéåêà)-çàáîëåâàíèå ãîðòàíè, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîëèïîâèäíóþ ãèïåðïëàçèþ ãîëîñîâûõ ñêëàäîê.

Ýòèîëîãèÿ. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé çàáîëåâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ êóðåíèå â ñî÷åòàíèè ñ ãîëîñîâûìè íàãðóçêàìè. Ïîäîáíûå èçìåíåíèÿ ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ ó ëèö æåíñêîãî ïîëà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ êóðèëüùèöàìè ñ ìíîãîëåòíèì ñòàæåì. Âåðîÿòíî, ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ó æåíùèí áîëåå ÷óâñòâèòåëüíà ê òàáà÷íîìó äûìó, ÷åì ó ìóæ÷èí è áîëåå ÷óòêî ðåàãèðóåò íà òàêîå ðàçäðàæåíèå. Êðîìå òîãî, áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò ñîñóäèñòûå íàðóøåíèÿ. Ñðåäè ïàöèåíòîâ ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ àêòåðû, áèçíåñìåíû, êîììåíòàòîðû. Èç ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ïåðâîñòåïåííîå çíà÷åíèå, êðîìå ãèïîòèðåîçà, èìååò ãàñòðîýçîôàãàëüíàÿ ðåôëþêñíàÿ áîëåçíü. Ïàöèåíòû, ñòðàäàþùèå ÕÎÏË, îáðàùàþòñÿ ñ æàëîáàìè íà îãðóáëåíèå ãîëîñà. ëàðèíãèò ãîðòàíü âîñïàëèòåëüíûé ãèïåðïëàçèÿ

Êëèíèêà: îãðóáëåíèå ãîëîñà, îñèïëîñòü, äîõîäÿùàÿ äî ïîëíîé àôîíèè.

Äèàãíîñòèêà. Ïðè ëàðèíãîñêîïèè âèäíû ïîëèïîçíûå èçìåíåíèÿ áåëåñîâàòîãî öâåòà, ïîëóïðîçðà÷íûå, îòå÷íûå.

Ëå÷åíèå. Êîíñåðâàòèâíîå: îòêàç îò êóðåíèÿ è óìåíüøåíèå ãîëîñîâîé íàãðóçêè. Ñ ïðîòèâîîòå÷íîé öåëüþ â âèäå ñïðååâ èëè èíúåêöèé (óêîëîâ) íåïîñðåäñòâåííî â ãîëîñîâûå ñêëàäêè íàçíà÷àþòñÿ êîðòèêîñòåðîèäíûå ãîðìîíû.

Õèðóðãè÷åñêîå. Ïðèìåíÿþòñÿ ìåòîäû ýíäîëàðèíãåàëüíîé ìèêðîõèðóðãèè. Îïåðàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ïîä õèðóðãè÷åñêèì ìèêðîñêîïîì ñ èñïîëüçîâàíèåì ýíäîñêîïè÷åñêîé àïïàðàòóðû äëÿ âèçóàëèçàöèè ïðîñâåòà ãîðòàíè è ïàòîëîãè÷åñêèõ î÷àãîâ ñ âûâåäåíèåì êàðòèíêè íà ýêðàí ìîíèòîðà. Óäàëåíèå íîâîîáðàçîâàíèÿ âîçìîæíî êàê ñ ïîìîùüþ ëàçåðà, ëèáî êðèîõèðóðãè÷åñêèõ ìåòîäîâ (âîçäåéñòâèå õîëîäîì).

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Ïàëü÷óí Â.Ò; Ìàãîìåäîâ Ì.Ì; Ëó÷èõèí Ë.À. Îòîðèíîëàðèíãîëîãèÿ. 2-å èçäàíèå 2008 ã. Ñòð. 322-327.

2. Ëåêöèè ïî îòîðèíîëàðèíãîëîãèè Ñîëäàòîâ È.Á. 1990ã. Ñòð.231-234

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник