Кровотечения таблица 8 класс

В организме взрослого человека около (5) л крови, и потеря около (2) л уже опасна для жизни (причём мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов.

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: тёмно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен — венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

За короткое время человек может потерять много крови. Для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку (туго забинтовать). Повязка, сжимая стенки пораненного сосуда, не даст крови вытекать из него. Затем пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение.

При повреждении крупных вен давящая повязка может не остановить кровотечения. Поэтому в таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях, — накладывают жгут (ниже места ранения).

Артериальные кровотечения

Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и бьёт фонтаном из раны. 

Первая помощь: пережать повреждённую артерию выше места кровотечения, наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку и положить её под жгут).

Обрати внимание!

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения, при венозном — жгут или давящая повязка накладывается ниже места ранения.

Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет, пульс на ней пропадает.

Обрати внимание!

Если не добиться полного исчезновения пульса на лучевой артерии, то уже через (10)–(15) минут рука отечёт и посинеет. Тогда жгут можно будет снять только при  условии ампутации руки.

Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя.

Обрати внимание!

Через каждые (30)–(40) минут, независимо  от времени года, следует снимать жгут на (20)–(30) секунд (до порозовения кожи ниже его наложения). Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения. Таким образом можно поступать в течение нескольких часов. Время, указанное в записке, не менять.

Если при травме организма кровь выходит из повреждённых сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Результаты небольших внутренних кровотечений — это синяки, возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п.

Внутренние кровотечения (в брюшную полость, полости груди и черепа) особенно опасны. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, но она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает, и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ.

При внутренних кровотечениях пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным.

В этом случае нужно срочно вызвать врача. До его приезда пострадавшего человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом.

Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет, и шишка будет меньше.

За пострадавшим при ушибе головы нужно внимательно следить. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга, и больного надо доставить в медицинское учреждение, причём лёжа (обеспечив неподвижность головы).

Обрати внимание!

Венозное кровотечение из ран на голове представляет гораздо большую опасность, нежели артериальное. При ранении вен головы в них всасывается воздух, что может привести к мгновенной смерти от воздушной эмболии в течение (3)–(5) секунд.

Первая помощь: как можно скорее приложить к ране ткань, сложенную в несколько слоёв, или скатку бинта для её экстренной герметизации.

Обрати внимание!

Недопустимо садиться за руль мотоцикла или велосипеда, находиться на любом объекте, где есть угроза падения с высоты даже мелких предметов, играть в хоккей или спускаться по скоростным спускам без защитной каски или шлема.

При носовом кровотечении человека необходимо усадить, ввести тампон, смоченный перекисью водорода, и приложить в области переносицы холодное влажное полотенце.

Назад запрокидывать голову нельзя, т. к. кровь, стекая по задней части стенки глотки, будет заглатываться.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

https://www.spas01.ru/first-aid/bleeding/

https://healthy-heart.ru/nosovoe-krovotechenie/

Источник

В теле животного и человека кровь составляет внутреннюю среду организма. Это жидкая соединительная ткань, сообщающаяся со всеми клетками организма посредством кровеносных сосудов. Организм взрослой женщины содержит 4 литра крови, а мужчины – 5 литров.

Кровотечения таблица 8 класс

Состав

Все млекопитающие, в том числе и человек, имеют сходное строение крови.
Жидкая соединительная ткань включает:

  • плазму – межклеточное вещество, состоящее из воды (90 %) и растворённых в ней органических (белки, жиры, углеводы) и неорганических (соли) веществ;
  • форменные элементы – клетки, циркулирующие в потоке плазмы.

Плазма составляет 60 % крови. Её состав остаётся неизменным за счёт постоянной работы почек и лёгких.

Плазма выполняет в организме несколько функций:

  • транспортную – переносит вещества каждой клетке;
  • выделительную – все накопленные в плазме вредные вещества выводятся через почки, а углекислый газ высвобождается наружу через лёгкие;
  • регуляторную – поддерживает постоянный химический состав организма (гомеостаз) за счёт переноса веществ;
  • температурную – поддерживает постоянную температуру тела;
  • гуморальную – разносит гормоны ко всем органам.

Плазма крови

Рис. 1. Плазма крови.

К элементам относятся разнообразные клетки, выполняющие специфические функции. Они образуются из кроветворных стволовых клеток, вырабатываемых костным мозгом и тимусом, а также в тонком кишечнике, селезёнке, лимфатических узлах. Подробное описание клеток представлено в таблице «Кровь».

Элемент

Строение

Функции

Эритроциты

Кровяные тельца. Многочисленные двояковогнутые клетки красного цвета. Не имеют ядра. Продолжительность жизни – 120 дней. Разрушаются в печени и селезёнке

Дыхательная – переносят кислород и углекислый газ

Тромбоциты

Кровяные пластинки. Фрагменты цитоплазмы клеток костного мозга, ограниченные мембраной. Не имеют ядра

Защитная – в совокупности с белками плазмы обеспечивают свёртываемость крови, останавливая кровотечение и кровопотерю

Лейкоциты

Белые клетки. По размеру превышают эритроцитов. Имеют ядро. Способны изменять свою форму и передвигаться. Одна из разновидностей – лимфоциты. Могут быть трёх видов: B-, T- и NK-клетки. Вырабатывают антитела – белковые соединения, препятствующие размножению бактерий и вирусов в организме

Иммунная – захватывают и уничтожают инородные частицы, попавшие в кровь

Форменные элементы

Рис. 2. Форменные элементы.

Основными клетками крови являются эритроциты. Они имеют жёлто-зелёный цвет, но из-за наличия в составе гемоглобина (красного пигмента) окрашиваются в красный цвет. Гемоглобин содержит железо, которое связывает кислород, образуя оксигемоглобин, и отдаёт его клеткам организма в процессе дыхания.

Система

Кровь циркулирует по телу благодаря кровеносной системе, состоящей из сердца и кровеносных сосудов. Сокращения сердца продвигают кровь по сосудам. Элементы крови не выходят за пределы сосудов. Однако плазма может выделяться через капилляры наружу, превращаясь в тканевую жидкость.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Кровообращение – замкнутый путь потока крови по сосудам в организме – включает два цикла:

  • малый круг от правого желудочка сердца до левого предсердия;
  • большой круг от левого желудочка до правого предсердия.

Малый или лёгочный круг проходит через лёгкие, где гемоглобин насыщается кислородом. Затем кровь попадает в левое предсердие, а оттуда – в левый желудочек. Здесь начинается большой круг, охватывающий все органы и ткани организма. Насыщенная кислородом кровь (артериальная) разносит кислород и забирает углекислый газ, превращаясь в венозную кровь.

Кровообращение в организме человека

Рис. 3. Кровообращение в организме человека.

У всех позвоночных кровь красного цвета. У моллюсков и членистоногих кровь называется гемолимфой. Эта жидкость содержит гемоцианин, который на воздухе придаёт гемолимфе голубой цвет за счёт содержания меди.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии 8 класса мы узнали о составе крови, о видах и особенностях строения кровяных клеток, а также о снабжении органов и тканей кровью. Функции дыхания, свёртываемости крови, иммунной защиты выполняют соответственно эритроциты, тромбоциты, лейкоциты – элементы крови. Кровяные клетки разносятся к тканям и органам посредством плазмы – раствора белков, углеводов, жиров и солей.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 962.

Источник

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь при различных видах кровотечения. Эти знания очень важны, так как спасают жизни многим людям.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Первая помощь при кровотечениях

Вступление

Сейчас очень распространены травмы сосудов, они могут угрожать жизни человека. И для спасения жизни просто необходимо знать правила первой доврачебной помощи.

Типы кровотечения

1. Капиллярное – возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.

2. Венозное – возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.

3. Артериальное – возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.

4. Внутреннее – возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.

Первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек.

Первая помощь при артериальном кровотечении

Необходимо наложить жгут выше места раны (см. Рис. 1). Жгут туго затягивают и помещают под него записку со временем его наложения. Летом жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, а зимой – не более чем на 1 час. Если жгут будет находиться на теле дольше, это может привести к некрозу (омертвению тканей). Жгут необходимо накладывать или на одежду, или на мягкую тряпку, чтоб избежать повреждения кожи.

Рис. 1.

После остановки кровотечения жгутом необходимо наложить на рану стерильную повязку. И вызвать скорую помощь.

При отсутствии жгута можно сделать закрутку из любого материала (кусок бинта, шарф…) (см. Рис. 2). Под ткань подкладывают палку и скручивают ее до остановки кровотечения. Под закрутку также подкладывают записку со временем ее наложения.

Рис. 2.

Первая помощь при венозном кровотечении

Сильное венозное кровотечение останавливают с помощью жгута, а не очень сильное останавливают наложением давящей повязки (см. Рис. 3). Повязку накладывают непосредственно на место ранения, она сдавливает вену, не позволяя крови вытекать. После наложения повязки необходимо вызвать скорую помощь.

Рис. 3.

Первая помощь при капиллярном кровотечении

Остановить капиллярное кровотечение можно с помощью обычных кровеостанавливающих средств, таких как перекись водорода (см. Рис. 4). После остановки кровотечения место вокруг раны необходимо обработать зеленкой или йодом. Саму раневую поверхность смазывать йодом нельзя.

Рис. 4.

После этого необходимо наложить стерильную повязку, которая не позволит бактериям проникать внутрь раны (см. Рис. 5). Повязка обязательно должна проходить через сустав, закрепляться выше или ниже места раны, что будет способствовать ее долгому удержанию на конечности.

Рис. 5.

Первая помощь при внутреннем кровотечении

Положить больного, приложить лед к предполагаемому месту травмы. Вызвать врача.

Носовое кровотечение

При таком кровотечении необходимо усадить больного, положить лед в области переносицы, поместить в нос ватный тампон, смоченный перекисью водорода.

Нельзя запрокидывать голову назад, так как больной может захлебнуться выделяющейся из носа кровью.

Оказывая первую помощь человеку, необходимо не нервничать и точно обдумывать свои движения, чтоб не навредить человеку.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. –  М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Юртэкс (Источник).

2. Hardtime.ru (Источник).

3. Fptl.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 129, задания и вопрос 1, 3, 4, 7.

2. Какие существуют типы кровотечения? Чем они характеризуются?

3. Как необходимо действовать при носовом кровотечении?

4. Представьте, что вы обнаружили человека с кровотечением. Составьте алгоритм действий первой помощи такому человеку.

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма урока: классный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выяснить состав крови; от чего
зависят функции крови; как и при каких
обстоятельствах, образуется тромб.

Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать представление о
    составе крови, её форменных элементах, их
    строении и значении.
  • Развивающая: продолжить обучение умение
    находить необходимые сведения в тексте учебника,
    делать выводы, сравнивать клетки эритроцитов и
    лейкоцитов, применять знания о количестве клеток
    крови для профилактики сохранения здоровья.
  • Воспитывающая: сформировать опыт
    равноправного сотрудничества учителя и учащихся
    в процессе коллективного способа обучения,
    стимулировать развитие познавательного
    интереса.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа);
наглядные (плакаты, зарисовка на доске),
практические методы.

Средства обучения: таблицы “Кровь” и
“Кровеносная система”; 2 двухлитровые банки с
водой, подкрашенной красной гуашью; набор для
лабораторной работы на каждый стол: микроскоп,
готовые микропрепараты “Кровь человека”,
“Кровь лягушки”; инструктивная карточка.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

— Здравствуйте, ребята. Садитесь! Давайте
отметим отсутствующих. Итак, начнём наш урок!

II. Актуализация знаний (4 мин)

1) Почему клеткам для процессов
жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя
среда организма? Как они связаны между собой?

3) Что такое лимфа?

4) Какие функции выполняет кровь, тканевая
жидкость и лимфа?

III. Изучение нового материала (30
мин)

1. Учитель: На сегодняшнем уроке мы продолжаем
работать с общей темой “Внутренняя среда
организма”. Тема урока “Состав и функции крови”
(записать в тетрадь).

Какова цель нашего урока? (дети высказывают
предложения по постановке цели урока
)

 Учитель:

1. К какому типу ткани относится кровь организма
человека? (соединительная ткань).

2. Какие ещё виды тканей относятся к типу
соединительной? (лимфа, костная ткань, хрящевая,
жировая, рыхло-соединительная и т. д.
).

Для выполнения поставленной цели нашего урока
мы сегодня с вами в деталях познакомимся с
составом и функциями крови.

Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках
определение “кровь” и запишите в своих тетрадях
(учащиеся записывают определение крови в
тетрадь
)

Учитель:

1. Вытекает ли кровь в полость тела? (нет, она
замкнуто движется внутри сосудов
)

2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом
человеке может находиться крови? У здорового,
средней комплектности, роста, возраста человека
количество крови составляет примерно1/13 веса
тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л
крови. Это примерно вот сколько (2 банки с
подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови
примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от
5 до 6,5л. крови.

Неужели кровь – это просто красная жидкость?
Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие
от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она
постояла несколько часов. Однородная ли кровь
или она разделилась на части? Что вы видите? (красный
осадок и желтоватая жидкость)

Схемана доске (устно проговорить):

Найдите в учебнике определение, что такое
плазма крови. Плазма крови – это жидкое
межклеточное вещество. Она составляет 60% от
объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то
какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10%
сухой остаток, в который входят белки, жиры,
углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д.
Все эти вещества находятся в растворённом виде.
Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую
функцию она будет выполнять?

Функции плазмы:

  • Взаимосвязь всех органов организма в целом с
    внешней средой;
  • Питательная;
  • Выделительная;
  • Защитная;
  • Регуляторная (учащиеся записывают функции
    плазмы в тетрадь
    )

В своих тетрадях с печатной основой выполним
задание №62. (учащиеся заполняют таблицу
“Строение и функции крови”
).

Учитель: Сейчас проверим правильность
заполнения вашей таблицы.

(учитель дополняет ответ учащихся по
форменным элементам крови)
:

1. Эритроциты:

  • Красные кровяные тельца.
  • Зрелые эритроциты не содержат ядра.
  • Форма двояковогнутых дисков.
  • Циркулируют 120 дней.
  • Разрушаются в печени и селезенке.
  • Содержат белок — гемоглобин.
  • В лёгких гемоглобин связывает кислород,
    превращаясь в оксигемоглобин.
  • Гемоглобин в форме карбоглобина переносит
    из тканей в лёгкие и небольшое количество
    углекислого газа.

2. Лейкоциты:

  • Белые клетки крови.
  • Главная функция лейкоцитов — защита.
  • Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при
    этом
  • Т-клетки, распознающие вирусы и
    всевозможные вредные вещества;
  • В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги,
    которые уничтожают эти вещества.

В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем
других форменных элементов.

3. Тромбоциты:

  • Кровяные пластинки
  • Бесцветные безъядерные тельца сферической,
    овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4
    мкм.
  • Продолжительность жизни 5-7 дней.
  • Образуются тромбоциты в красном костном мозге.

Функция: СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.

 2.Лабораторная (демонстрационная) работа.

Изучение препапарата крови лягушки человека

Цель: Выявить особенности строения
эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: микропрепараты крови человека,
лягушки; микроскоп.

Ход работы

1. Рассмотрите при большом увеличении
микроскопа микропрепараты крови человека.

Найдите эритроциты, обратите внимание на их
окраску, форму.

Зарисуйте 1-2 эритроцита.

 2. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки
при малом увеличении микроскопа.

Обратите внимание на размеры и форму
эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты лягушки и человека;
результаты наблюдений занесите в таблицу.

 Сравнительная характеристика
строения эритроцитов человека и лягушки

ЭритроцитДиаметр клетки, мкм.Форма клеткиНаличие ядра
Человека7-8  
Лягушки21-24  

4.Сделайте вывод: почему кровь человека
переносит в единицу времени больше кислорода,
чем кровь лягушки.

В каком направлении шла эволюция эритроцитов у
позвоночных животных?

Решить задачу: криминалисту надо выяснить,
принадлежит ли образец данной крови человеку или
животному. На столе два препарата – кровь
человека и кровь лягушки. Учитель предлагает
решить задачу теоретически, выясняя какие
вопросы надо рассмотреть при решении этой
задачи, для этого какие элементы крови надо
сравнить, затем решают задачу практически. По
вызову учителя, подходят к препаратам и
определяют, где какая кровь. Далее они заполняют
таблицу, предложенную учителем. В конце решения
задачи выясняют, чья кровь переносит больше
кислорода. Почему? (Крупные эритроциты,
содержащие ядро, человеку принадлежать не могут.
Следовательно, эта кровь лягушки. Мелкие
безъядерные эритроциты могут принадлежать
человеку, но безъядерные эритроциты характерны
для всех млекопитающих, поэтому дать
окончательный ответ невозможно.)

Закрепление изученного материала (7 мин)

Подводя итог изученного материала какие же
основные функции выполняет кровь в нашем
организме? (учащиеся отвечают)

Функции крови:

1. Транспортная:

  • перенос кислорода от легких к тканям и
    углекислого газа от тканей к легким;
  • доставка питательных веществ, витаминов,
    минеральных веществ и воды от органов
    пищеварения к тканям;
  • удаление из тканей конечных продуктов
    метаболизма, лишней воды и минеральных солей
  • перенос гормонов, медиаторов.

2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных
механизмах иммунитета, в свертывании крови и
остановке кровотечения.

3. Регуляторная – регуляция температуры,
водно–солевого обмена между кровью и тканями.

4. Гомеостатическая – поддержание
стабильности показателей гомеостаза: рН,
осмотического давления и др.

Учитель: У вас есть бланки, где написаны
предложения. Если предложение по смыслу
правильное, то напротив поставьте “+”, если нет,
то “-”. Подпишите бланки. На это задание даю 3
минуты.

А теперь поменяйтесь бланками с соседями.
Давайте проверим и поставим друг, другу оценки,
оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов.
Какие оценки вы получили?

Бланк

Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”

Прочитайте предложения. Оцените их
правильность: если предложение верно, то
поставьте “+”, если предложение неверно,
поставьте “-”.

1. Кровь – это твёрдая ткань.

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 50% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

8. Красный сгусток крови образуют только
эритроциты и тромбоциты.

9. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.

10. Гемоглобин простой или сложный белок.

Выполнил(а):___________ ______

Проверил(а):______ ____________

Оценка:_____________

V. Задание на дом (2 мин):

1. Параграф 17 учебника, ответить на вопросы
после параграфа устно;

2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15
слов;

3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно
обращаться для обследования крови?

VI. Подведение итогов (3 мин):
проводится беседа по обсуждению результатов
работы учащихся. Учитель высказывает об успешных
достижениях на уроке, выставляет оценки.

Источник