Конспект урока оказание первой помощи при кровотечениях
Тема: Первая помощь при кровотечениях
Цель: познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, уменьшения болевых ощущений и предохранения раны от возможной инфекции; знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять; понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью, знать правила ухода за раной в процессе ее заживления.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1 – Тема нашего урока «Первая помощь при кровотечениях», но сначала давайте вспомним о вопросах, изученных на предыдущем уроке.
Проверка знаний
Слайд 2 – Ответьте на вопросы (индивидуальный опрос):
1. Почему каждый человек должен тренировать свое сердце?
2. В чем различие между строением и работой сердца тренированного и нетренированного человека? (Оно усиливает работу за счет ударного «объема, а уж потом за счет частоты сердечных сокращений.)
3. Как нужно тренировать свое сердце?
4. Почему в возрасте 14-16 лет особенно опасно перегружать сердце?
5. Какое действие оказывают на сердечно-сосудистую систему курение и употребление спиртных напитков?
6. Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?
Слайды 3-4 — Какие последствия вызывают негативные факторы, среды на сердечно-сосудистую систему?
Слайды 5-6 – Чему способствуют условия нормальной работы сердца?
Улучшают …, развивают … и увеличивают …
Ответ: Улучшают снабжение сердца кислородом и питательными веществами, развивают сердечную мышцу и увеличивают объем кровотока.
— Молодцы! Вы справились с заданиями. А теперь поговорим о кровотечения. Что такое кровотечение?
Изучение нового материала
Слайд 7 — Кровотечение – истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда из-за нарушения целостности
Наружное — излияние крови на поверхность тела, внутреннее — излияние крови во внутренние органы, полости и ткани.
Слайд 8 – Подготовьте таблицу «Виды кровотечения» для заполнения:
Слайд 9 — Артериальное возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.Венозное возникает при повреждении стенок вен.Капиллярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров)
Слайды 10-11 – Капиллярное кровотечение. Кровь сочится по всей поверхности раны, как из «губки», при ее сжимании. Сдавливание стенки сосудов помогает быстрому образованию сгустка крови и остановке кровотечения.
Первая помощь:
Промойте рану чистой проточной водой.
Обязательно обработайте ее раствором любого антисептика.
На рану наложите чистую марлевую повязку.
Для того, чтобы не было заражения, в ближайшее время обратитесь к участковому врачу.
Слайды 12-14 – Венозное кровотечение. При поверхностном ранении: кровь темно-красного цвета. Изливается медленной струей.
Для остановки кровотечения необходима давящая повязка. Наложить поверх раны несколько слоев марли, плотный комок ваты и плотно забинтовать. Это приводит к тому, что под повязкой в сосудах кровь превращается в тромбы, которые надежно останавливают кровотечение.
Особую опасность представляют кровотечения из крупных вен шеи и грудной клетки, в которых в норме отрицательное давление. И при их повреждении в них может попасть воздух, который впоследствии способен вызвать закупорку жизненно важных сосудов лёгких, сердца, мозга и привести к смертельному исходу. Поэтому в случае кровотечения из крупных венозных сосудов следует наложить плотную герметичную повязку.
Первая помощь:
Обработать рану перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки растворить в стакане воды, желательно кипяченой)
Прикрыть рану стерильной салфеткой или небольшим кусочком бинта
Наложить повязку, транспортировать в больницу.
Слайд 15 – Это важно!
не трогаем рану руками!
из раны ничего не достаем!
не снимаем уже пропитавшуюся повязку!
Время наложения жгута или закрутки:
Зима – ребенок 10-12 минут, взрослый – не более 1 часа;
Лето – ребенок и пенсионеры 25-30 минут, взрослые – до 1,5 часов. Обязательно записать точное время наложения!!!
Слайды 16-18 – Наиболее опасно артериальное кровотечение. При глубоком ранении: кровь ярко-красного цвета, изливается пульсирующей струей — «бьет фонтанчиком»
Первая помощь:
Максимальное сгибание конечности (например, в локтевом или коленном суставе) с последующей фиксацией ее повязкой. Конечность должна быть приподнята.
Сдавливание артерий пальцами выше места повреждения к кости в строго определенных точках, где можно прощупать пульс.
Наложить стандартный или самодельный матерчатый жгут.
Слайды 19-20 – То есть в первую очередь необходимо остановить кровотечение для предотвращения большой кровопотери. Для этого нужно пережатие кровоточащего сосуда выше места кровотечения. Чтобы быстро остановить кровотечение необходимо прижать артерию к кости пальцами (бедренная артерия пережимается кулаком!). /При рассмотрении точек прижатия обучающиеся определяют их у себя/
КАК ПРИЖИМАТЬ АРТЕРИЮ:
При кровотечении в височной области височную артерию пережимают в области мочки уха вперед к скуловой кости.
При кровотечении из ран лица, головы, рта – сдавливают сонную артерию путем прижатия ее к позвоночнику.
При кровотечении из сосудов верхних конечностей – в подмышечную впадину вводят кулак и прижимают к туловищу поврежденную руку.
При кровотечении бедренной артерии — кулаком надавливают на верхнюю часть бедра в паху.
При кровотечении нижних конечностей – пережимают кулаком подколенную область и ногу максимально сгибают в коленном суставе.
Слайд 21 – Выделяют пять основных точек прижатия на теле человека.
Слайды 22-23 – Следующий этап – наложение жгута
КАК НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ:
Участок поврежденной конечности необходимо обернуть марлей (тканью) до места кровотечения.
Поврежденная конечность приподнимается.
Жгут слегка растягивается и оборачивается вокруг конечности 2-3 раза.
Жгут должен быть наложен туго, однако не стоит допускать излишнего передавливания конечностей.
Концы жгута закрепляются или завязываются.
При артериальном кровотечении верхних конечностей жгут располагается на верхней трети плеча.
При кровотечении нижних конечностей – на средней трети бедра.
При лицевом ранении или повреждении сонной артерии под жгут подкладывают мягкую повязку или размотанный бинт, чтобы не допустить удушья.
При пережиме бедренной артерии необходимо наложение второго жгута чуть повыше первого.
Слайды 24-25 – Итак, основные правила наложения жгута:
1. Накладывать выше места ранения. Под жгут следует подкладывать мягкую ткань.
2. Сдавить стенки сосуда.
3. Прикрепить записку с указанием точного времени наложения жгута.
Жгут накладывают не более чем на 2 часа. Если за это время пострадавшему не оказана хирургическая помощь, необходимо поврежденную артерию прижать пальцами и медленно, под контролем пульса, ослабить жгут на 5-10 мин. Потом снова наложить его немного выше предыдущего места.
Слайды 26-27 – Симптомы внутреннего кровотечения зависят от его локализации и степени кровопотери. Чаще они имеют общий характер: головокружение, слабость, сонливость, потеря сознания и т. п. Из-за отсутствия характерных признаков внутренние кровотечения гораздо труднее диагностируются.
Необходимо максимально быстро обеспечить доставку пациента в отделение специализированной помощи.
Пациенту нужно обеспечить покой.
При подозрении на легочное кровотечение больному придают полусидячее положение, при кровопотере в других областях укладывают на ровную поверхность.
На область предполагаемого источника кровотечения следует положить холод (например, пузырь со льдом).
!!! Категорически запрещается греть больную область!
Слайды 28-29 – Часто мы сталкиваемся с кровотечением из полости носа.
Первая помощь при носовом кровотечении
Усадить пострадавшего, наклонив туловище вперед
Поднести к подбородку любую емкость.
Приложить холод к переносице.
Прижать крылья носа к носовой перегородке.
После остановки кровотечения предложить выпить стакан холодной воды.
Если кровотечение продолжается более 30-40 минут, вызвать «Скорую помощь»
Слайд 30 – Термические методы остановки кровотечения основаны на применении холода или тепла. Низкие температуры вызывают кратковременное сужение сосудов (1–2 ч), а высокие обладают свойством свертывать кровь и тканевые белки (коагуляция).
Холод в виде обливаний, примочек и орошений холодной водой, наложения резинового пузыря со льдом, холодной глины, охлаждающих компрессов применяют при кровотечениях в толщу тканей, полости.
— Скажите, а как можно наложить жгут, если рана на шее? /Ответы обучающихся/
Слайд 31 –Конечно важно, чтобы дыхание не прерывалось. Голову следует максимально повернуть в здоровую сторону. Руку, обхватывающую голову, необходимо больше сместить вперед, чтоб лента жгута не сдавила дыхательное горло.
Информация для пояснения учителем:
Для остановки кровотечения жгут можно накладывать и при ранении сосудистого пучка на шее. Чтобы предотвратить сдавление петлей жгута жизненно важных органов, необходимо противоположную от повреждения сторону защитить палкой, доской, лестничной шиной. Шина моделируется по боковой поверхности плеча, надплечья, шеи и головы, располагается со здоровой стороны шеи и упирается в голову и плечевой сустав. Она служит каркасом и надежно защищает от сдавления трахею и сосуды на противоположной стороне шеи. Жгут затягивают вокруг шеи и шины, при этом он должен сдавливать лишь сосуды на стороне повреждения. На область раны необходимо наложить ватно-марлевый валик, скатку бинта. При отсутствии шин и подручных средств для защиты можно использовать руку пострадавшего.
Закрепление изученного материала
Слайд 32 – Проверим заполнение таблицы:
Полусидячее положение, покой, лёд к месту кровотечения.
Слайды 33-36 – Практическая работа в малых группах.
Цель: приобретение умений и навыков правильного наложения закрутки, объяснения действий при артериальном и венозном кровотечении; оказания первой помощи при носовом кровотечении.
Оборудование: косынка, палка, бинты, холодная вода.
Ход работы «Наложение закрутки»:
Определите вид кровотечения. Оцените состояние пострадавшего. На кровоточащую поверхность наложите стерильную марлевую повязку.
Наложите жгут-закрутку (турникет) из подручного материала (ткани, косынки, веревки) вокруг конечности выше раны поверх одежды или, подложив ткань на кожу, и завяжите концы его узлом так, чтобы образовалась петля. Вставьте в петлю палку (или другой подобный предмет) так, чтобы она находилась под узлом.
Не забудьте! При артериальном кровотечении выше раны, а при венозном ниже раны.
Вращая палку, затяните жгут-закрутку (турникет) до прекращения кровотечения.
Закрепите палку бинтом во избежание ее раскручивания. Каждые 15 минут ослабляйте жгут во избежание омертвения тканей конечности. Если кровотечение не возобновляется, оставьте жгут распущенным, но не снимайте его на случай возникновения повторного кровотечения.
/Демонстрация и оценка результатов/
Слайд 37 — Как вы будете действовать при смешанном кровотечении? /Ответы обучающихся/
Слайд 38 – Задание по схеме: Окажите первую помощь при носовом кровотечении
/Пара демонстрирует процесс/
Подведение итога урока
Слайды 39-40 – Молодцы! Вы справились с заданиями и, думаю, что осознали важность правильного оказания первой помощи при кровотечении! Применив при необходимости свои знания, вы спасете чью-то жизнь!
Слайд 41 – Домашнее задание: Изучить § 25. Повторить материал раздела.
Источник
Тема урока:
10 класс
Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,
В.В. Горохова), Донецк 2015 год.
Разработка содержит:
конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;
презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point);
видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);
Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);
В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows: Word, Power Point. Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube.
Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.
Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.
Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Цели и задачи:
формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;
развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;
воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма работы: урок с использованием информационных технологий
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.
Ход урока
Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.
Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим
3
Объяснение нового материала
До 21 мин
Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»
Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи
Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения
4
5.
6.
Закрепление изученного материала
Подведение итогов, рефлексия
Домашнее задание
До 15 мин
4 мин
1 мин
Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.
Учащиеся высказывают свои мнения
Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.
Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.
Логическое завершение урока
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.
Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.
Кровотечение — это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.
Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.
Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.
В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)
Какие бывают виды кровотечений?
3.Изучение нового материала.
1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)
1.Определение кровотечения (слайд 2).
(в конспект записать тему урока и определение)
2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений) (слайд 4)
3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)
«Шпаргалка»
Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1 ), выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).
Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.
Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).
«Эрудит» (приложение № 2)
4.Закрепление.
Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения — иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.
«Спасатель» (приложение №3)
На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).
Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»
5.Рефлексия (приложение № 4)
6.Подведение итогов (приложение № 5)
Объявление оценок учащимся.
7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.
Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».
Карточки:
1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки артериального кровотечения?
Каковы способы остановки артериального кровотечения?
2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки венозного кровотечения?
Каковы способы остановки венозного кровотечения?
3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки капиллярного кровотечения?
Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?
4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки внутреннего кровотечения?
Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?
5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:
Каковы признаки кровотечения из носа?
Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?
Приложение № 2. « Эрудит»
Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны
.
Приложение № 3. « Спасатель»
Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,
ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.
Группа 2. Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?
Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?
Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?
Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3×1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?
Приложение № 4. Рефлексия.
На уроке мне понравилось…
На уроке мне запомнилось…
На уроке я научилась…
Приложение № 5. Подведение итогов.
Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.
Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться жить на Земле, как люди»?
Приложение № 6. Кровотечения
Источник