Конспект урока обж 11 класс первая помощь при кровотечениях
Что такое рана и ее виды?
Рана — нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванные механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, сопровождающееся болью, кровотечением или зиянием.
По характеру ранящего предмета раны подразделяются:
-Колотые – внешне небольшие раны, (нанесенные гвоздем, отверткой), характеризуются глубокими внутренними повреждениями тканей, кровеносных сосудов. Долгое время инфицированы.
-Резаные – раны, нанесенные острыми предметами (ножом, стеклом), имеют ровные края, сопровождаются кровотечениями.
-Рубленые – раны, более глубокие, чем резанные, так как наносятся топором, лопатой, другими тяжелыми острыми предметами, имеют ровные края. Сопровождаются болью, кровотечением.
-Ушибленные – раны, возникающие при воздействии тупых предметов, падениях или сдавливаниях, их края не ровные, кровотечение внутреннее или наружное слабое.
-Укушенные – раны, являющиеся последствиями укусов животных, по внешнему виду напоминают рваные раны. Опасны инфекционными заражениями.
-Рваные — раны, возникающие от разрыва кожи при натяжении, при открытых переломах костей. Сопровождаются болью, кровотечением, инфицированием.
-Огнестрельные – раны, имеющие небольшое входное отверстие, иногда имеется выходное отверстие, сопровождаются обильным кровотечением, сильной болью. Особенно опасны для внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.
-Проникающие – раны похожи на колотые. Только наносятся в живот, в грудь, голову, т.е. проникают в полости. Очень опасны, происходит повреждение внутренних органов, крупных сосудов.
Асептика, антисептика, обработка раны?
Асептика – это метод, обеспечивающий предупреждение попадания микробов в рану при ее обработке. Включает в себя стерилизацию инструментов и обработку рук оказывающего медицинскую помощь. Основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть стерильно.
Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме (в целом). Для этого используются различные дезинфицирующие средства: йод, перекись водорода, раствор бриллиантового зеленого.
Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего.
Первая медицинская помощь при ранениях заключается в:
— остановке кровотечения;
— защите раны от загрязнений и проникновения в нее микробов;
— ослаблении болевых ощущений;
— наложении стерильной повязки.
- Не удалять из раны крупные инородные тела
Промывать рану можно только перекисью водорода (нельзя – водой, «зеленкой», йодом, спиртом и т. д.)
Обработать края раны спиртом, «зеленкой», йодом, двигаясь в направлении от раны
Запрещается на рану накладывать вату
Виды кровотечений при ранении, как их остановить?
По рисункам определите соответствие кровотечений
1 2 3
Кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей. Очень опасное кровотечение, кровь вытекает быстро, через некоторое время человек теряет сознание. Возникает при повреждении артерий. Обязательно сразу прижать рану, выше раны наложить жгут или закрутку. Под них подложить записку с указанием времени наложения.
Кровь имеет темно-красный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно. При повреждениях крупных вен, можно потерять много крови. Жгут при таком кровотечении не накладывается, достаточно закрутки или давящей повязки.
Совсем слабое кровотечение из раны, похожей на потертости. Кровь выступает каплями, потом сочится из раны медленно, не долго. Достаточно наложить повязку.
Таким образом накладывается закрутка или производится сдавливание сосуда
Определение раны
Источник
Урок 6
Первая медицинская помощь при ранениях
Ранения
Раны — повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, а иногда и более глубоко лежащих тканей (подкожная клетчатка, мышцы).
Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, размозженными, рваными, укушенными и т. д.
Огнестрельные раны возникают в результате пулевого или осколочного ранения. Они могут быть сквозными (имеются входное и выходное раневые отверстия), слепыми (пуля или осколок застряли в тканях) и касательными (пуля или осколок, пролетая по касательной, повредили кожу и мягкие ткани, не застряв в них).
Резаные и колотые раны имеют малую зону повреждения, ровные края. Стенки таких ран сохраняют жизнеспособность, сильно кровоточа. Эти раны меньше других подвергаются инфицированию. Колотые проникающие раны при небольшой зоне повреждения кожи или слизистой могут быть значительной глубины и представляют большую опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов и заноса в них инфекции (следствием этого могут стать воспаление брюшины и заражение крови).
Рубленые раны имеют неодинаковую глубину, сопровождаются ушибом и размоз- жением мягких тканей.
Ушибленные и размозженные раны обычно имеют сложную форму, неровные края, пропитанные кровью, омертвленные ткани на значительном протяжении. В них, как правило, создаются благоприятные условия для развития инфекции.
Рваные раны возникают при грубом механическом воздействии, часто сопровождаются отслойкой лоскутов кожи, повреждением сухожилий, мышц и сосудов, подвергаются сильному загрязнению.
Укушенные раны всегда инфицированы слюной животных, насекомых или человека и наиболее опасны, так как невозможно исключить инфицирование пострадавшего вирусом бешенства.
Все раны, кроме операционных, считают первично инфицированными. Микробы в рану попадают вместе с ранящим предметом, землей, кусками одежды, из воздуха и при прикосновении к ране руками. Микробы, попавшие в рану, могут вызвать ее нагноение и такие осложнения, как рожистое воспаление. Мера профилактики заражения раны — быстрое наложение на нее асептической повязки, предупреждающей дальнейшее поступление в рану микробов.
На схемах 7 и 8 показаны порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшему при обширной и незначительных ранах.
При обширном ранении недопустимо промывать рану любой жидкостью, содержащей спирт: это может привести к усилению травматического шока и омертвлению краев раны с последующим развитием тяжелых осложнений.
Повязка представляет собой перевязочный материал, иногда содержащий лекарственные и некоторые другие вещества, которым закрывают рану. Процесс наложения повязки на рану называют перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней, которая соприкасается с раной, и наружной, которая закрепляет и удерживает повязку на ране. Внутренняя часть повязки должна быть стерильной.
В качестве перевязочного материала можно применить марлю, вату белую и серую, косынки. Перевязочный материал должен быть гигроскопичным, хорошо впитывать из раны кровь и гной, быстро высыхать после стирки, легко стерилизоваться.
Повязку, которую накладывают впервые, называют первичной стерильной. При наложении повязок необходимо стремиться не вызывать у пострадавшего излишней боли. Головку бинта нужно держать в правой руке, а бинтовать следует слева направо, при этом левой рукой надо удерживать повязку и разглаживать ходы бинта (рис. 3).
Бинт раскатывают, не отрывая его от бинтуемой поверхности, слева направо, каждым последующим ходом (туром) перекрывая предыдущий наполовину. Повязку накладывают не очень туго (кроме тех случаев, когда требуется специальная давящая), чтобы не нарушить кровообращение, и не очень слабо, чтобы она не спадала с раны. Некоторые виды повязок указаны на рисунке 4. Прежде чем наложить первичную повязку, нужно аккуратно обработать рану, не причиняя пострадавшему боли.
Верхнюю одежду пострадавшего в зависимости от характера раны, погодных и местных условий или снимают, или разрезают. Сначала снимают одежду со здоровой стороны, затем — с пораженной. В холодное время года во избежание охлаждения, а также в экстренных случаях оказания первой медицинской помощи у пораженных в тяжелом состоянии одежду разрезают в области раны. Нельзя отрывать от раны прилипшую одежду, ее надо осторожно обстричь ножницами и затем наложить повязку. Надевают снятую одежду в обратном порядке: сначала на пораженную, а затем на здоровую сторону.
Давящая повязка выполняет три функции: предупреждает вторичное инфицирование, останавливает кровотечение, обеспечивает покой поврежденной поверхности.
Вопросы и задания
1. Какое кровотечение называют наружным, а какое — внутренним?
2. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?
3. Каковы правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях?
4. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?
5. Для каких целей предназначена давящая повязка?
6. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?
7. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов при ранениях ног и рук?
8. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?
9. Назовите признаки внутреннего кровотечения.
10. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?
11. Как классифицируют раны?
12. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?
13. Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при обширных и незначительных ранах.
Задание 13
Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для венозного и артериального кровотечений:
а) кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;
б) кровь сочится по всей поверхности раны, ее трудно остановить;
в) кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.
Задание 14
Временную остановку кровотечения можно осуществить несколькими способами. Выберите из приведенных ответов правильные:
а) пальцевым прижатием артериального сосуда ниже места ранения;
б) наложением на место кровотечения асептической повязки;
в) наложением жгута на 3—5 см выше раны;
г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны;
д) максимальным разгибанием конечности;
е) наложением на место кровотечения давящей повязки;
ж) наложением жгута на 3—5 см ниже раны;
з) максимальным сгибанием конечности;
и) приданием поврежденной конечности возвышенного (несколько выше грудной клетки) положения;
к) минимальным сгибанием конечности.
Задание 15
Самый надежный способ остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) наложение жгута;
г) максимальное сгибание конечности.
Выберите правильный вариант ответа.
Задание 16
Какой метод можно использовать для остановки кровотечения из сосудов кисти или предплечья. Выберите правильный из приведенных ниже вариантов ответа:
а) максимально отвести плечи пострадавшего назад и зафиксировать их за спиной широким бинтом;
б) поместить в локтевой сустав валик из скатанной материи, согнуть руку в локтевом суставе и зафиксировать предплечье к плечу.
Задание 17
Из приведенных вариантов ответов выберите те, которые определяют максимальное время наложения жгута летом и зимой:
а) не более 30 мин;
б) не более 60 мин;
в) не более 90 мин;
г) не более 120 мин;
д) не более 150 мин.
Задание 18
а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;
б) назвать правила и последовательность наложения жгута на верхнюю конечность для остановки кровотечения;
в) ответить, как и в каком порядке надо оказывать первую медицинскую помощь водителю после остановки кровотечения.
Задание 19
При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ему ногу ниже колена. Из раны в голени пульсирующей струей вытекает кровь алого цвета. Вам необходимо:
а) определить вид кровотечения и дать его характеристику;
б) ответить, в каких случаях для остановки кровотечения используют способ максимального сгибания конечности;
в) ответить, как и в какой последовательности надо останавливать у столяра кровотечение из голени, используя способ максимального сгибания конечности.
Задание 20
Ваш сосед — хирург. Он пообещал вам провести экскурсию по больнице, если вы подготовитесь и ответите на следующие вопросы:
а) каким образом классифицируются кровотечения; в чем состоит отличие венозного кровотечения от артериального;
б) какие способы временной остановки кровотечений вы знаете;
в) в каких местах на теле человека находятся точки прижатия артерий для остановки кровотечений.
Задание 21
Ваш одноклассник на уроке труда поцарапал руку. Вам необходимо:
а) определить вид повреждения и ответить, в чем состоит отличие закрытых повреждений от открытых;
б) ответить, что такое рана, какие общие признаки имеют ранения и чем они различаются между собой;
в) ответить, как и в каком порядке вы будете оказывать первую медицинскую помощь однокласснику.
Задание 22
Как правильно оказать помощь при глубоком и обширном ранении? Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) дать пострадавшему успокаивающее лекарство;
б) продезинфицировать рану;
в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела;
г) измерить температуру;
д) остановить кровотечение;
е) наложить стерильную повязку;
ж) доставить пострадавшего в травматологический пункт;
з) перед отправкой в травматологический пункт дать пострадавшему обезболивающее средство.
Задание 23
В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре в теменной области слева обнаружена рана размером 3×5 см, обильное кровотечение. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку и как целесообразно наложить пострадавшему?
Задание 24
Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре на задней поверхности правого локтевого сустава обнаружена рана размером 2,5 х 1,0 см, слегка кровоточащая, поверхностная. Перечислите объем необходимой первой медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?
Источник
Первая помощь при кровотечениях и ранениях, травмах опорно-двигательного аппарата.
11-й класс
Цель: научить применять на практике полученные знания.
Задачи:
Образовательные: дать представление о кровотечениях и ранах, травмах опорно-двигательного аппарата, познакомить с правилами оказания первой помощи.
Развивающие: развивать умения и навыки оказания первой помощи, стимулировать ответственность за качество знаний, развивать практическую деятельность учащихся посредством форм и приемов сюжетно-ролевой игры.
Воспитательные: формировать самообладание и самоконтроль, внимательность, самостоятельность и активность учащихся; создать атмосферу творческого применения знаний, творческой работы в парах.
Тип урока: Комбинированный УСУЗУН (урок совершенствования знаний, умений и навыков)
Форма урока: Практикум по целевому применению усвоенного теоретического материала.
Учебно-методический комплекс: таблицы: “Правила оказания первой медицинской помощи”, “Основные типы повязок”, “Первая медицинская помощь при переломах, растяжениях и ушибах”; перевязочный материал, жгуты, тренажер.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение, ТРКМ.
План урока
Орг. момент. Постановка проблемы. (1 мин.)
Проверка д/з. (1 мин.)
Изучение нового материала с использованием таблиц. (20мин.)
Применение полученных знаний на практике (20 мин.)
Оценивание. (2 мин.)
Д/з. (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент: объявление темы, цели и задач урока.
Проверка д/з. – собрать кроссворды на проверку.
Изучение нового материала на основе ТРКМ.
Учитель: Самыми распространенными травмами являются ранения, сопровождающиеся различными видами кровотечений, а также травмы опорно-двигательного аппарата.
Как правильно оказать помощь пострадавшему? В конце занятия вы должны ответить на этот вопрос.
Кровотечения. 1 стадия – вызов: составление списка информации.
Рассказ учителя с использованием таблицы “Первая медицинская помощь при кровотечениях”, информация записывается учащимися в тетрадь.
— Кровотечения (определение, виды, характеристики);
— Причины кровотечений;
— Способы остановки кровотечений (учитель показывает на тренажере)
2 стадия — осмысление: ролевая игра. Учащиеся выходят по 2 человека, один из которых играет роль пострадавшего, другой — мед. работника (спасателя).
Практическая работа – остановка кровотечения:
1 пара: пальцевое прижатие; наложение жгута;
2 пара: наложение давящей повязки;
3 пара: максимальное сгибание конечности; придание поврежденной конечности возвышенного положения.
Раны. 1 стадия – вызов: составление списка информации.
1. Рассказ учителя с использованием таблиц “Правила оказания первой медицинской помощи”, “Основные типы повязок”, запись в тетрадь.
— Рана (определение)
— Виды ран (колотые, резаные и т.д.);
— Правила оказания 1-ой мед. помощи при ранениях (определение вида кровотечения, обработка раны, наложение повязки). Учитель показывает на тренажере или на “пострадавшем”.
2 стадия — осмысление: ролевая игра. Учащиеся выходят по 2 человека, один из которых играет роль пострадавшего, другой — мед. работника (спасателя).
Практическая работа:
— Наложение повязок: чепец, крестообразная на затылок, пращевидная на нос и на подбородок, крестообразная на кисть, спиральная на локтевой сустав.
Переломы, растяжения, ушибы. 1 стадия – вызов: составление списка информации.
1. Рассказ учителя с использованием таблицы “Первая медицинская помощь при переломах, растяжениях и ушибах”
— Ушиб, признаки, 1-я мед. помощь.
— Растяжение, признаки, 1-я мед. помощь.
— Разрыв, признаки, 1-я мед. помощь.
— Вывих, признаки, 1-я мед. помощь.
— Перелом закрытый и открытый, признаки, 1-я мед. помощь.
2 стадия — осмысление: ролевая игра. Учащиеся работают в парах, один — пострадавший, второй — мед. работник (спасатель).
(Физкультминутку можно не проводить, т.к. учащиеся при выполнении практической работы находятся в движении)
Практическая работа.
Иммобилизация верхней конечности с помощью косынок.
Иммобилизация верхней конечности с помощью бинта.
Иммобилизация верхней конечности с помощью полы куртки.
Иммобилизация при переломе бедра.
Иммобилизация при переломе голени.
Иммобилизация при помощи одеяла при переломе голени, бедра.
3 стадия – рефлексия (осмысление): составление синквейнов – пятистрочных сочинений. С помощью синквейнов отвечаем на поставленный в начале урока вопрос.
1 группа:
РАНА
Глубокая, рваная.
Остановить кровотечение.
Обработать, продезинфицировать, перебинтовать.
Провести лечение.
2 группа:
КРОВОТЕЧЕНИЕ
Венозное, артериальное, капиллярное.
Наложить повязку, жгут иль лейкопластырь.
Руку согнуть, пальцем прижать, забинтовать.
Иначе беды не миновать.
3 группа:
ПЕРЕЛОМ
Открытый или закрытый.
Успокоить, обезболить, уложить.
Шину наложить, врача пригласить.
В больнице лечить.
IV. Оценивание.
Источник