Как останавливали кровотечение в древности
Европа знала лишь несколько универсальных медицинских средств, которыми лечили всех без разбора — клизмы, рвотные препараты, кровопускание, слабительное. О повальном увлечении клистиром и клизмами у меня уже был большой пост, множество картинок показывают — насколько клистир был популярен во всех слоях- от королевских семей и ниже. Но если от клизм, по крайней мере, никто хотя бы не умирал, то сколько жизней унесло «лечение» кровопусканием, теперь уже не подсчитать.
Кровопускание было одним из самых популярных методов лечения за всю историю медицины. Кровопускание, как многие верили, могло избавить человека практически от любого недуга. Считалось, что в крови человека содержалось 4 основных вещества, каждое из которых являлось первопричиной всех болезней, а, сделав кровопускание, человек избавлялся от одной из них. Медики средневековья верили, что большинство человеческих болезней — это результат избытка жидкости в теле. Греки первыми использовали этот способ, который был популярен вплоть до 19 века.В средние века полагали, что частые кровопускания и очищения желудка продлевают жизнь. Лечение же состояло в том, чтобы избавиться от излишней жидкости, откачав большое количество крови из тела. Для этой процедуры обычно использовалось два метода: гирудотерапия и вскрытие вены.
Арабские доктора зарабатывают кровопусканием деньги на итальянских пациентах.При гирудотерапии медик прикладывал к пациенту пиявку, кровососущего червя. Считалось, что пиявок нужно класть на место, которое больше всего беспокоит пациента. Пиявкам позволяли кровопийствовать пока пациент не начнет падать в обморок.
Вскрытие вены — это прямое разрезание вен, обычно на внутренней стороне руки, для последующего высвобождения приличного количества крови. Для этой процедуры использовали ланцет — тонкий нож, протыкающий вену и оставляющий небольшую ранку. Кровь стекала в миску, которую использовали для определения количества полученной крови. Монахи во многих монастырях часто прибегали к процедуре кровопускания — причем, не зависимо от того больны они или нет. Кровопускание первоначально появилось у монахов и только через столетия «вышло в мир». Как писал о появлении кровопусканий историк Лео Мулен, «ни причины, ни истоки этой процедуры не известны». Сейчас, например, распространено мнение, что это был способ победить плотские искушения, и в средние века монахи прибегали к кровопусканию именно как средству борьбы с половым влечением. Да и в старых атласах кровопусканий можно прочитать, что «кровопускание из вены правой руки гарантирует целомудрие».
Представление о полезности кровопусканиях с детально разработанной техникой такого «лечения» достигло расцвета после XI века, когда кровопусканием стали врачевать любую хворь. Это было практически единственное средство лечения всех болезней, вне зависимости ни от чего, тем более — от диагноза. Обоснованиями, как водится, никто себя не утруждал. Все были просто уверены, что там, где болит, застоялась «дурная кровь». Считалось: надо больному эту «дурную кровь» выпустить — и дело в шляпе. Gilbertus Anglicus, автор «Compendium Medicine» (1230) рекомендовал клизмы, кровопускания и прижигание затылка и макушки. «Салернский кодекс здоровья» (Regimen sanitatis Salernitanum), считающийся «лучшим памятником тысячелетнего существования Салернской медицинской школы», посвящает десять глав флеботомии (phlebotomia) — кровопусканию. Работающие в Салерно врачи Мавр и Урсо пишут трактаты о кровопускании. В школах при госпиталях епископских кафедр (в Париже, Шартре, Лилле, Туре) составлялись рецептарии, руководства по кровопусканию, компедиумы (пособия для студентов) из античных сочинений, атласы точек кровопусканий. Но это — «теоретическая поддержка», а de facto на практике кровопускания массово применяются уже пять столетий. С XIII-го века все уже абсолютно уверены — только кровопускание лечит болезни, а всё остальное — происки дьявола.
Кровопусканиями в миру занимались не хирурги, а цирюльники. Им доверяли не только стрижку, бритье, удаление зубов, но и Главную Лечебную Процедуру средневековья — кровопускание. В средние века читать мало кто умел и реклама должна была быть, в отличие от современных вывесок, наглядной — на улицах городов часто можно было видеть вывеску, на которой рядом с надписью «Цирюльня» красовался тазик с кровью. Некоторые цирюльники для «наглядной агитации» поступали еще проще — выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания. Ошибок брадобреи поначалу допускали еще больше, чем хирурги: например, если промахнуться иглой мимо головной вены, кровопускание из которой, как считалось, облегчает головную боль), то можно повредить идущий рядом нерв. Тоже и с подкожной веной предплечья — нервные стволы проходят рядом. И промахивались регулярно. Но куда большую опасность представлял сепсис — заражение крови. А уж как «помогали» постоянные кровопускания одним и тем же ланцетом во время регулярных эпидемий…. Но если кто-то после кровопусканий умирал, то сама логика такого лечения подсказывала лишь одно — слишком мало крови выпустили. И старались сразу выпускать больше. Чтобы уж «вылечить» наверняка. Столь часто использовавшееся в средние века кровопускание, не имея никакого физиологического смысла — — довольно часто все же помогало больным, поскольку все, включая врача, верили в его пользу. Повышенное артериальное давление, инфаркты, головные боли и определенные кожные заболевания связаны с психосоматикой — срабатывал эффект плацебо.
Поскольку вера в целебность кровопусканий распространялась все более широко, а кровопускание стало применяться не только при самых разных заболеваниях, но и здоровыми людьми для предупреждения возникновения болезней, то даже цирюльников стало не хватать и прибыльным бизнесом стали заниматься все кому не лень — вплоть до появившихся бродячих «специалистов по кровопусканию», а во время недолгого возвращения в Европу бань — и банщиков. Кровопускание применялось даже «от нервов», при плохом настроении. Со временем стало считаться, что в крови присутствуют некие дьявольские «мрачные настроения», которые надо выпустить. Якобы с целью освободить организм от токсинов или «мрачных настроений», как их называли врачи много веков назад, прописывая диеты, промывание желудка и кровопускание: зло должно было выйти наружу.
Со временем кровопускание стало применяться не только для лечения и избавления от «мрачных настроений», но и просто так — профилактически. Поскольку в средние века в медицине преобладали элементы мистики, то полагали, что положение луны и звезд оказывает сильное влияние на возникновение, характер течения и результаты лечения любого заболевания. На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема. Показания к кровопусканию, а также благоприятные для кровопускания дни определялись сложными соотношениями между венами для кровопускания, больными органами и положением светил. Со временем стали пускать кровь и без признаков каких либо заболеваний, руководствуясь лишь таблицами. Только в 1527 г. против «заблуждений кровопускательных календарей» решительно выступил знаменитый философ, алхимик и врач Парацельс — именно календарей — против кровопусканий вообще он не возражал, напротив — сам рекомендовал.
Хотя столь широко применяемое в средние века кровопускание и имело некоторых противников (например, против кровопусканий высказывался великий врач и писатель Франсуа Рабле, автор «Пантагрюэля»), но удержать манию уже нельзя было никакими средствами. Противиться этому было невозможно — кровопускание считалось настолько авторитетным методом лечения, санкционированным самим Галеном, что те немногие врачи, которые противились ему, получали кличку шарлатанов, невежд и утрачивали всякую практику. Позже — логичное продолжение — за неприменение кровопускания врачи стали подвергаться даже уголовному преследованию.
Известно, например, что смерть Рафаэля Санти (Rafael Sanzio de Urbino), вопреки расхожей версии о страстной любовнице, произошла именно от кровопускания. Впавшего в лихорадку художника приглашенные врачи стали лечить так, как в те времена было принято — с помощью обильного кровопускания, вместо того чтобы дать укрепляющее. Благословление благодарного Папы Льва Х (за два года до того Рафаэль нарисовал картину «Папа Лео X с двумя кардиналами», 1518), конечно, делу не помогло, и 6 апреля 1520 года, в свой день рождения, Рафаэль, после очередного сделанного ему кровопускания, скончался.
Однажды, направляясь во дворец, Декарт простудился, началось воспаление легких. Кровопускание, сделанное ему на 8-й день пневмонии, ученому, конечно, «помогло» и 11 февраля 1650 года Декарта не стало. Часто цитируют расхожую фразу Мольера, сказанную в те годы: «Почти все люди умирают не от болезней, а от лечения…». Более дословно Жан Батист Мольер (1622 — 1673) говорил: «Почти все люди умирают не от своих болезней, а от лекарств», но поскольку кровопускание и было единственным и основным «лекарством» (кроме клизмы и ртути), то перевод в вышеприведенной цитате: «умирают от лечения» вполне адекватен.
Комические пародийные образы таких врачей от Мольера перенимают и другие французские авторы, например Ален-Рене Лесаж, в комедиях и романах которого врачи неуклонно лечат пациентов «старыми испытанными методами» — клизмами и обильными кровопусканиями. А в романе «Жиль Блаз» медик Санградо, исповедующий те же врачебные принципы, уносит в городе Вальядолиде больше жизней, чем повальная эпидемия. Впрочем все так было и в реальности, да и в дальнейшем продолжалось точно также. В смерти Моцарта, вопреки общепринятому мифу о Сальери, виновато опять же чрезмерное кровопускание, произведенное врачами. Доктор Клоссе велел отворить маэстро кровь. И наложил компресс. После этого Моцарт потерял сознание и уже в себя не приходил. О широкой распространенности этого лечебного приема в прошлом говорит хотя бы такой факт: королю Людовику XIII только за десять месяцев сделали кровопускание 47 (!) раз. Эти десять месяцев стали в жизни Людовика последними — король умер, и не сами ли кровопускания были тому виной?
Джорджа Вашингтона, первого президент США, лечили от ангины в лучших традициях средневековой медицины — чередой агрессивных кровопусканий. Скончался он 14 декабря 1799 года в возрасте 67 лет, когда выпускать уже было нечего… Отметим, что вполне здоровый до того президент простудился 12 декабря, но «передовое» лечение доконало первое лицо государства всего за два дня. В течение 12 часов, в три приема, у больного президента было «выпущено» почти 2,5 литра «дурной» крови. Против этих кровопусканий возражал только самый молодой врач из этого консилиума докторов, залечивших Вашингтона — Элиша Каллен Дик (Elisha Cullen Dick).
Его никто не послушал, а остальные лекарские процедуры из арсенала средств того времени: шпанские мушки, уксус и слабительное только ускорили развязку. Перед смертью потерявший надежду и силы Вашингтон даже стал просить: «Дайте мне спокойно умереть без вашего врачевания!» Вера в «магию крови» проявилась и в этом случае: Уильям Торнтон, врач и друг президента, приехавший через день после его смерти, настаивал на немедленном осуществлении предложенного им способа «оживления» Вашингтона — разогревания тела с целью «расширить» сосуды и подготовить их для «оживляющего» переливания крови ягненка. Однако Марта Вашингтон и другие родственники, а также друзья президента этот «безумный» план Торнтона отвергли.
С современной точки зрения опасность кровопускания очевидна: заражение крови от грязных инструментов, распространение передающихся через кровь инфекций, ослабление и без того слабого организма, рассечение артерии вместо вены, вызывавшее сильное, практически неостановимое кровотечение; к тому же пациент нередко терял сознание. В результате — очень часто результатом кровопускания становилась продолжительная болезнь или смерть пациента. Но, несмотря ни на что, уверенность в полезности этой процедуры только крепла. Придумывались все новые и новые инструменты для Главной Лечебной Процедуры. Их арсенал со временем стал очень внушительным. Обрела второе дыхание техника, известная с давних пор — скарификация (нанесение шрамов на тело), для выпуска крови через многочисленные порезы. Слово «скарификатор» осталось и в нашем языке. Когда в поликлинике берут кровь из пальца — пользуются скарификатором. Но в прошлом эти устройства выглядели куда более впечатляюще. Появлялись многочисленные модели различных механических скарификаторов (шрамонаносителей), которыми кромсали и резали пациента. Для множественности ран сначала использовались приборы с шестью лезвиями, потом с девятью, потом с двенадцатью.
Кровопускание делилось врачами на два вида — деривативное и ревульсивное. Деривация предполагала, что кровь берется рядом с пораженной зоной, ревульсия — что кровь берется из области, наиболее отдаленной от пораженной зоны (утрируя — если болит голова, то надо резать задницу). Эти два «научных метода» использовались при различных заболеваниях. Даже младенческий возраст не спасал от этой опасной процедуры. «Не проходит дня в Париже, — писал Гюи Патэн (Gui Patin, 1602-1672), один из корифеев тогдашней медицины, лейб-медик Людовика XIV, — когда мы не прописывали бы пускать кровь у грудных детей».
Параллельно развивается альтернативное кровопускание с помощью пиявок, которое отчасти живо и поныне. Торговля пиявками по всей Европе стала самым прибыльным делом, особенно во Франции, которая в XIX в. год употребляла от 80 до 100 млн. пиявок. «Статистические данные нашли отражение в шутке: «Пиявки погубили больше людей, чем Наполеон». Теоретические рассуждения врачей были неверными. Они, не зная системы кровообращения, считали, что пиявки действуют локально – отсасывают кровь из одного определенного места.
Интерес к лечению пиявками был велик и в России XIX в., где по поручению Российского Военно-медицинского департамента А.Вознесенский написал в 1859 г. «Монографию врачебных пиявок». Пиявки и кровопускания (а также клизмы и слабительное) обычно применялись комплексно. Вот выписка из одного руководства: «Больного сажают на смирительный стул, привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 ведер холодной воды, дают хороший прием слабительной соли». Видный психиатр XIX века Гейрот утверждал, что кровопускание в случаях надобности надо продолжить до обморока, не следует жалеть пиявок, распределяя их вокруг бритой головы на манер венчика, полезно так же в кожные надрезы всыпать порошок из шпанских мушек или втирать сурьмовую медь. Если все это не помогает, «необходимо пускать вход вращательную машину» (те самые упомянутые выше скарификаторы).
Хотя отдельные врачи и выступали против столь широкого «вампиризма», метод кровопускания применялся достаточно часто и в прошлом столетии.
Источник: https://marinni.livejournal.com/496544.html
Источник