Интересный урок по биологии 8 класс первая помощь при кровотечениях
Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»
Задачи:
Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.
Развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.
Воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.
Оборудование: презентация, опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практикум
Формы работы: групповая, работа в парах.
План урока.
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения ( по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения, виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»
III. Изучение нового материала.
1. Виды кровотечений
2. Особенности кровотечений
3.Первая помощь при кровотечениях.
4. Практикум
IV. Итог.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
1. Проводится компьютерное тестирование .
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а. III. Изучение нового материала:
Учитель: Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов — мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.
В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по — разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик: «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы — пузырь со льдом».
2 –й ученик: «-Венозное кровотечение: характерен темно — красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «-Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута — 2 часа для взрослых и 40 — 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем — один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик: «-Внутреннее кровотечение: в полость организма ( брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».
Работа учащихся в группах: По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах). IV.Подведение итогов урока:
Учитель комментирует оценки учащихся. V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».
Источник
Урок биологии в 8 классе.
Тема « Первая помощь при кровотечениях»
Цель урока: знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.
Задачи:
Задачи:
— предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую
помощь при повреждениях сосудов;
— метапредметные:
познавательная:- поиск информации в различных источниках , оформление ее в виде таблицы
регулятивная: достижение результатов согласно поставленной цели , самооценка результатов
коммуникативная: взаимодействие в группе, распределение ролей в группе.
личностная: умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему
Оборудование: таблицы «кровотечения и их виды», « Основные виды повязок»,бинты, жгуты, палочки для закрутки, учебники « Биология «8 кл, Колесов Д.В., сборник заданий «Человек и его здоровье» Р.Д.Маш.
Мотивационное поле: всегда ли человек может оказать помощь? кто из вас готов это сделать?
Ситуация: группа школьников ехали на велосипедах по автомобильной трассе. При попытке пересечь трассу одна из велосипедисток была сбита автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали « Скорую помощь» и ждали ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.
Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?
Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим оказываются люди не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя будет зависеть здоровье , а иногда и жизнь человека.
-кто мог бы помочь в этой ситуации? какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)
-действительно пострадавшему может помочь кто не только знает, но и умеет.
-на доске две буквы СЯ: чтобы уметь, нужно сделать ( учиться, тренироваться).
— учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя).
-какие знания и умения можем получить?( распознать кровотечение, оказать первую помощь).
Основная часть урока
-Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:
1 группа — венозное кровотечение
2 группа — артериальное кровотечение
3 группа – капиллярное кровотечение
4 группа — внутреннее кровотечение
5 группа — носовое кровотечение
- Работу по каждому виду оформить в таблицах на листах-картах, привести пример оказания первой помощи на одном из обучающихся.
- Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт, обучающийся 9 класса.
1. Результаты оформим в таблицу « Первая помощь при кровотечениях»
Вид кровотечения | Признаки кровотечения | Меры первой помощи |
Группы работают 7 минут, докладывают результаты своей работы.
Эксперт оценивает и комментирует.
2.Выберите карточку-задание и окажите первую помощь одному из «пострадавших»
Задания:
1.У пострадавшего кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
2.Велосипедист упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Правая голень кровоточит как губка. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
3.Подросток во время прыжка ударился головой о препятствие. Носом течет кровь, на лбу шишка. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
4.Подросток после прыжка обнаружил, что щепка воткнулась в правую голень. Кровь течет слабой ровной струей. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
5.При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
Эксперт подводит итоги работы групп.
Рефлексия
-Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?
-Какие СЯ для этого приобрел?
-Составьте синквейн на тему « Кровотечение»
-Сделайте самооценку своей работы на уроке.
— Приклейте свой стикер на одну из линий поведения.
- красная-я знаю как помочь быстрее «Скорой помощи»
- синяя – я могу помочь при поддержке кого-либо
- желтая – я вызову «Скорую помощь»
Домашнее задание ( любое по выбору):
— составить инструкцию юного спасателя
— написать мини-сочинение « Как нужно действовать при спасении человека»
— нарисовать плакат « Умей спасти жизнь человека!»
Результаты:
предметные: обучающиеся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь, составлять таблицу.
метапредметные:
познавательные: информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта.
регулятивные: достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы, самооценка результатов.
коммуникативные: взаимодействие в группе, распределение ролей в группе.
личностные: умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказывать первую доврачебную помощь.
познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее
в виде таблицы
регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели,
самооценка результатов;
коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;
личностная – умение действовать в экстремальной ситуации, готовность
прийти на помощь пострадавшему.
Источник
В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь при различных видах кровотечения. Эти знания очень важны, так как спасают жизни многим людям.
Тема: Кровь и кровообращение
Урок: Первая помощь при кровотечениях
Вступление
Сейчас очень распространены травмы сосудов, они могут угрожать жизни человека. И для спасения жизни просто необходимо знать правила первой доврачебной помощи.
Типы кровотечения
1. Капиллярное – возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.
2. Венозное – возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.
3. Артериальное – возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.
4. Внутреннее – возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.
Первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек.
Первая помощь при артериальном кровотечении
Необходимо наложить жгут выше места раны (см. Рис. 1). Жгут туго затягивают и помещают под него записку со временем его наложения. Летом жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, а зимой – не более чем на 1 час. Если жгут будет находиться на теле дольше, это может привести к некрозу (омертвению тканей). Жгут необходимо накладывать или на одежду, или на мягкую тряпку, чтоб избежать повреждения кожи.
Рис. 1.
После остановки кровотечения жгутом необходимо наложить на рану стерильную повязку. И вызвать скорую помощь.
При отсутствии жгута можно сделать закрутку из любого материала (кусок бинта, шарф…) (см. Рис. 2). Под ткань подкладывают палку и скручивают ее до остановки кровотечения. Под закрутку также подкладывают записку со временем ее наложения.
Рис. 2.
Первая помощь при венозном кровотечении
Сильное венозное кровотечение останавливают с помощью жгута, а не очень сильное останавливают наложением давящей повязки (см. Рис. 3). Повязку накладывают непосредственно на место ранения, она сдавливает вену, не позволяя крови вытекать. После наложения повязки необходимо вызвать скорую помощь.
Рис. 3.
Первая помощь при капиллярном кровотечении
Остановить капиллярное кровотечение можно с помощью обычных кровеостанавливающих средств, таких как перекись водорода (см. Рис. 4). После остановки кровотечения место вокруг раны необходимо обработать зеленкой или йодом. Саму раневую поверхность смазывать йодом нельзя.
Рис. 4.
После этого необходимо наложить стерильную повязку, которая не позволит бактериям проникать внутрь раны (см. Рис. 5). Повязка обязательно должна проходить через сустав, закрепляться выше или ниже места раны, что будет способствовать ее долгому удержанию на конечности.
Рис. 5.
Первая помощь при внутреннем кровотечении
Положить больного, приложить лед к предполагаемому месту травмы. Вызвать врача.
Носовое кровотечение
При таком кровотечении необходимо усадить больного, положить лед в области переносицы, поместить в нос ватный тампон, смоченный перекисью водорода.
Нельзя запрокидывать голову назад, так как больной может захлебнуться выделяющейся из носа кровью.
Оказывая первую помощь человеку, необходимо не нервничать и точно обдумывать свои движения, чтоб не навредить человеку.
Список литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Юртэкс (Источник).
2. Hardtime.ru (Источник).
3. Fptl.ru (Источник).
Домашнее задание
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 129, задания и вопрос 1, 3, 4, 7.
2. Какие существуют типы кровотечения? Чем они характеризуются?
3. Как необходимо действовать при носовом кровотечении?
4. Представьте, что вы обнаружили человека с кровотечением. Составьте алгоритм действий первой помощи такому человеку.
Источник
Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.
ТЕМА: «Первая помощь при кровотечениях»
Задачи урока:
1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;
2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;
3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;
4) познакомить с медицинскими профессиями;
5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,
обобщения;
Цель работы: научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.
Ход урока:
Учитель:
-Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)
— Что такое кровь?
— Назовите функции крови?
— Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)
— Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)
И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»
Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).
Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил — всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь — от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.
Сегодня на уроке
работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.
Начнём свой рабочий урок с планерки:
1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)
2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)
3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)
4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)
5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)
Существуют 3 вида кровотечения:
Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение
Если повреждены вены…венозное
Аорта ….артериальное
(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)
Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание
Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему
ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека
К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?
Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.
Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.
Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.
На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.
Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:
Правила наложения жгута
Первая помощь при внутреннем кровотечении.
Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость
Учитель: спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.
Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:
— если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!;
— если интересно, но не всё понятно, поставьте !?;
— а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00
Домашнее задание: параграф , в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях
Урок окончен. Спасибо всем.
Источник